Бюджетная система в странах с развитой рыночной экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 04:20, контрольная работа

Описание работы

Среди основных приоритетов развития экономики Российской Федерации, обозначенных в нормативных правовых актах Президента РФ и Правительства РФ главным направлением выступает построение инновационной экономики, основанной, прежде всего, на высоком качестве человеческого капитала, образования и науки, конкурентоспособном качестве жизни в стране. Именно эти показатели являются основой для достижения необходимой доли наукоемкой, инновационной продукции, роста доли инновационных компаний и высокого уровня конкурентоспособности и предпринимательской активности не только в масштабах национального рынка, но и в рамках мирового хозяйства.

Содержание работы

Введение 3
1. Бюджетная система в странах с развитой рыночной экономикой 4
2. Зарубежный опыт проведения реформ в сфере финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг 8
3. Механизмы финансирования государственных (муниципальных) услуг, используемые в настоящее время в зарубежных странах 14
Заключение 21
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

Зарубежный опыт бюджетного финансирования в странах с развитой рыночной экономикой.docx

— 241.63 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 3

1. Бюджетная  система в странах с развитой  рыночной экономикой 4

2. Зарубежный  опыт проведения реформ в сфере  финансового обеспечения государственных  (муниципальных) услуг 8

3. Механизмы  финансирования государственных  (муниципальных) услуг, используемые  в настоящее время в зарубежных  странах 14

Заключение 21

Список использованной литературы 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Среди основных приоритетов  развития экономики Российской Федерации, обозначенных в нормативных правовых актах Президента РФ и Правительства  РФ главным направлением выступает  построение инновационной экономики, основанной, прежде всего, на высоком  качестве человеческого капитала, образования  и науки, конкурентоспособном качестве жизни в стране. Именно эти показатели являются основой для достижения необходимой доли наукоемкой, инновационной  продукции, роста доли инновационных  компаний и высокого уровня конкурентоспособности  и предпринимательской активности не только в масштабах национального  рынка, но и в рамках мирового хозяйства.

В настоящее время уровень  качества человеческого капитала и  его стоимость в Российской Федерации  отстают от аналогичных показателей  в странах с развитой рыночной экономикой, что негативно сказывается  на темпах изменения структуры российской экономики и придания ей инновационного качества. Поднять этот уровень способна, в том числе, проводимая в нашей  стране реформа бюджетного сектора, предусматривающая и внедрение  новых механизмов оказания государственных (муниципальных) услуг. В рамках реализации данной реформы предполагается не замена бюджетного финансирования государственных (муниципальных) услуг внебюджетными  средствами, а переход к конкурентным и контрактным механизмам их финансирования. Вместе с тем, страны с инновационной  моделью экономического развития уже  накопили определенный опыт реорганизации  сектора общественных услуг в  рыночных условиях, учет которого позволит нашей стране избежать многих ошибок и просчетов и грамотно и научно обоснованно проводить как реформу  бюджетного сектора, так и внедрение  рыночных механизмов финансирования государственных (муниципальных) услуг.

Цель контрольной работы – изучить зарубежный опыт бюджетного финансирования в странах с развитой рыночной экономикой.

1. Бюджетная система в  странах с развитой рыночной  экономикой

Бюджетная система занимает важное место в организации финансовой системы государства. Под бюджетной  системой понимается совокупность бюджетов всех уровней, которая основывается на экономических и правовых нормах [9].

Бюджетное устройство развитых стран (рис. 1) обусловлено их государственным  устройством, территориально-административным делением, уровнем экономики и  ее структурных элементов. Известны две формы государственного управления: унитарное и федеративное. В унитарных  государствах (Великобритания, Франция, Япония и др.) два звена управления центральное и местное. В федеративных государствах (США, Канада, ФРГ, Швейцария  и др.) – три: центральное, членов федерации и местное.

 

Рис. 1 Бюджетное устройство

Бюджетные системы развитых стран строятся на общих основных принципах. К ним относятся: оформление бюджета в виде акта, принимаемого представительным органом власти; полнота бюджета; единство бюджета; приоритетность публичных расходов; достоверность и наглядность бюджета; ежегодное утверждение бюджета; бюджетное равновесие.

Обязательное оформление бюджета в виде акта, принимаемого представительным органом власти, означает законодательное оформление бюджета [7]. В большинстве стран бюджет принимается в виде закона, в ряде стран (США, Финляндия) утверждение бюджета оформляется особой парламентской резолюцией. Бюджетные акты, как правило, состоят из трех основных частей: пояснительной записки, текста бюджетного акта и приложений.

Принцип полноты бюджета  означает, что все доходы и расходы  должны быть представлены в бюджете  в полном объеме. Правительство не должно иметь каких-либо доходов  и расходов, помимо тех, что предусмотрены  бюджетом. С принципом полноты  бюджета связано понятие бюджета-брутто, в котором находят отражение  все финансовые операции государства. Бюджет-нетто содержит только сальдовые  результаты по статьям бюджета.

Принцип единства бюджета  находит свое выражение в единстве бюджетной системы, применении одной  классификации доходов и расходов и единообразии бюджетной документации. На практике при разработке и утверждении  бюджета зачастую встречается стремление к созданию привилегированных статей бюджета, это нарушает принцип единства бюджета.

Только в условиях действия принципов полноты и единства бюджета возможно применение принципа приоритетности публичных расходов, который основан на том, что осуществление  государством функций не ставится в  прямую зависимость от величины полученных доходов. Определяя в приоритетном порядке размер публичных расходов, правительство исчисляет в соответствии с полученными результатами объемы требуемых государственных доходов.

Целям эффективного обсуждения бюджетных проектов и гласности  бюджетной политики служит принцип  достоверности и наглядности  бюджета. Этот принцип чрезвычайно  полезен для иностранных инвесторов, международных организации, рейтинговых агентств, населения и предпринимателей.

Принцип ежегодного утверждения  бюджета означает установление государственного бюджета на один финансовый год. Однако в разных странах финансовый год определяется по-разному: в Бельгии, Нидерландах, Швейцарии, Финляндии, Франции он совпадает с календарным, в Великобритании, Канаде, Японии начинается 1 апреля, в Италии, Норвегии, Швеции -1 июля, в CШA - 1 октября. В некоторых странах конституционно закреплена возможность принятия многолетних бюджетов (например, Конституция Греции допускает возможность установления двухлетнего бюджета).

Первым звеном бюджетной  системы  является государственный  бюджет, т.е. основной финансовый план государства, отражающий экономические  отношения по поводу формирования, распределения и использования  главного централизованного фонда  денежных средств. Через государственный  бюджет в развитых странах перераспределяется до 40 % национального дохода.

За государственным бюджетом закреплены важнейшие источники  доходов, такие как подоходный налог, налог на прибыль корпораций, наиболее массовые косвенные налоги, поступления  от государственных предприятий.

Вторым звеном бюджетной  системы являются региональные (местные) бюджеты. В последние годы роль региональных бюджетов во многих странах возрастает. Это обусловлено рядом причин.

Во-первых, функция регулирования  социально-экономических процессов  в значительной степени переходит  от центральных уровней государственной  власти к местным.

Во-вторых, важной задачей  региональных бюджетов является нивелирование  различий в уровнях экономического и социального развития территорий. Государство решает эти вопросы  при помощи собственных доходов региональных бюджетов и выделяемых на эти цели средств из вышестоящих бюджетов в виде регулирующих налогов и субвенций.

Вопросы взаимодействия государственного бюджета с другими звеньями бюджетной  системы решаются в зависимости  от формы государственного устройства. Распределение компетенций между  различными уровнями государственного управления как в федеративных, так  и в унитарных государствах устанавливается  конституционно.

Доходы региональных бюджетов зарубежных стран формируются за счет налоговых и неналоговых  поступлений, а также за счет поступлений  из вышестоящих бюджетов. Совокупность налоговых платежей всех уровней  государственной власти образует налоговую  систему. Стоит отметить, что налоговые  доходы региональных бюджетов представляют собой местные налоги и сборы  и часть общих налогов, поступающих  в бюджеты данного уровня из вышестоящих  бюджетов.

К неналоговым доходам  региональных бюджетов относятся доходы от предприятий, находящиеся в муниципальной  собственности, арендной платы, санкций, налагаемых за нарушение законодательства, добровольных взносов юридических  и физических лиц.

В формирование доходной части  региональных бюджетов участвуют и  такие поступления из вышестоящих  бюджетов, как дотации и субвенции, при помощи которых государство  имеет возможность покрывать  дефицит местных бюджетов.

Расходы региональных бюджетов зависят от уровня децентрализации  управления социальной сферой в государстве. Чем выше этот уровень, тем значительнее объем финансовых ресурсов. К странам  с высоким уровнем децентрализации  управления социально-культурной сферой относятся ФРГ, Франция, Финляндия  и др.

В зарубежных странах широко распространена практика разделения региональных бюджетов на:

Важным элементом бюджетной  системы является бюджетный процесс  – регламентированная законодательством  деятельность государственных и  местных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению государственного и местных бюджетов (в федеративных государствах и бюджетов членов федерации). Он охватывает отдельные  стадии бюджетной деятельности: составление  проекта бюджета; его рассмотрение и утверждение законодательными органами; исполнение бюджета; составление  и утверждение отчета об исполнение бюджета.

 

2. Зарубежный опыт проведения реформ в сфере финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг

Характеризуя зарубежный опыт проведения реформ в сфере финансового  обеспечения государственных (муниципальных) услуг, можно отметить, что такие  реформы проходят в рамках трех основных моделей[6]:

1. модель «командование  и контроль»: реформу начинают  сверху, и правительство берет  на себя ответственность за  ее проведение. Выбирая эту модель  правительство должно быть абсолютно  уверенным, что сможет реализовать  реформу. Примером использования  такой модели являются принятый  английским парламентом план  стратегического развития системы  образования на 1997-2001 гг. «Стратегия  на достижение всеобщей грамотности»  и план улучшения системы здравоохранения  «О сокращении сроков ожидания  на медицинское обслуживание»; 

2. модель «квази-рынки», в  которой реализуется идея использования  рыночных отношений в системе  государственного управления. Предоставление  государственных (муниципальных)  услуг в рамках данной модели  осуществляется частными организациями,  а государство сохраняет контроль  за назначением таких услуг.  Такая система работает в медицинском  обслуживании США, в системе  здравоохранения в Англии, в школьном  образовании в Филадельфии (США);

3. модель «передача полномочий  и прозрачность», согласно которой  государство может передавать  право предоставлять государственные  (муниципальные) услуги передовым  частным организациям, выполняющим  аналогичные услуги при условии  обеспечения прозрачности их  деятельности. Последнее предполагает  введение строгой отчетности  за результаты работы, которые  обнародуются для сравнения и  последующего улучшения деятельности  привлеченных организаций. Данная  модель реализуется с использованием  контрактного механизма государственного  финансирования организаций, предоставляющих  услуги по заказу органов государственной  власти и органов местного  самоуправления, модель широко распространена  и успешно работает во всем  мире. В Калифорнии (США), например, государство  активно пользуется услугами  частных тюрем, а в Англии  школы работают по контрактам  с местными органами власти (департаментами  образования).

Следует отметить, что в  зарубежной практике предоставление государственных (муниципальных) услуг осуществляется как государственными (муниципальными) некоммерческими организациями, так  и иными некоммерческими и  коммерческими организациями. Не во всех из них государство имеет  долю в уставном капитале (фонде), но в силу характера производимых услуг  оно сохраняет за собой право  жесткого контроля политики и финансовой деятельности такой организации, например, путем закрепленного права назначать  определенное количество членов совета директоров. Такие организации могут иметь налоговые привилегии, а их долги гарантироваться правительством.

На практике в некоторых  странах комбинируют модели «передача  полномочий и прозрачность» и  «квази-рынки». Например, в ходе реформы  системы профессиональной подготовки преподавателей в Англии использовались обе эти модели. В результате у  учащихся был выбор, правительство  устанавливало стандарты образовательных  услуг, поощряло хорошо работающих исполнителей, а тех, кто не справлялся с работой, устраняло.

На выбор модели реформирования системы государственных (муниципальных) услуг непосредственно влияет уровень  качества услуг, предоставляемых организациями-поставщиками услуг. Для оценки качества деятельности организаций, работающих в системе  производства государственных (муниципальных) услуг, в Англии, во время правления  премьер-министра Тони Блэра (2001-2005гг.) была разработана четырехуровневая шкала оценки деятельности организаций  в системе государственного управления (рис.1)[5].

Информация о работе Бюджетная система в странах с развитой рыночной экономикой