Бюджетная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 21:22, реферат

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
§ 1.1 Понятие бюджета государства и бюджетное устройство…….………..4
§ 1.2 Принципы бюджетного устройства РФ…………...……………………….6
ГЛАВА 2 БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 2.1 Федеральный бюджет…………………………....…………………………9
§ 2.2 Бюджеты субъектов………………………….....…………………………11
§ 2.3 Местные бюджеты.…………...…………………………………………....13
Заключение……………………………………………………………………….14
Список используемых источников…………

Файлы: 1 файл

Мой реф по бюджетному.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

 

     

ГЛАВА 2 БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
 

§ 2.1Федеральный  бюджет Российской Федерации. 

     Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Государственной Думой в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной политики.

     Основными функциями федерального бюджета  являются:

       - перераспределение национального дохода и ВВП;

       - государственное регулирование и стимулирование экономики;

       - финансовое обеспечение социальной политики;

       - контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

     Основными доходами федерального бюджета являются налоговые доходы, они составляют 93,5%, а около 34% от них составляет налог на добавленную стоимость. Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов поступает в федеральный бюджет не полностью, часть из них направляется в бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты.

     Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:

     - обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

     - функционирование федеральной судебной  системы;

     - национальная оборона и обеспечение безопасности государства;

     - фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

      - государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

      - государственная поддержка атомной энергетики;

      - ликвидация стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций федерального масштаба;

      - содержание учреждений, находящихся в государственной собственности;

      - обслуживание и погашение госдолга РФ;

      - компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета;

      - пополнение государственных запасов драгоценных металлов;

      - финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;

     Кроме этого, средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы.

     Совместно могут финансироваться такие  виды расходов, как:

     1) государственная поддержка отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи;

     2) обеспечение правоохранительной  деятельности;

     3) обеспечение социальной защиты населения;

     4) охрана окружающей среды;

     5) обеспечение развития федеративных и национальных отношений;

     6) финансовая помощь другим бюджетам и прочее.

 

     

     § 2.2 Бюджеты субъектов  Российской Федерации.

 

     Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы РФ. Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.

     Бюджеты субъектов РФ это один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Из этих бюджетов в значительной мере финансируется:

       - развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной легкой и пищевой промышленности;

       - коммунального хозяйства;

       - развитие транспорта и связи.

       Важное значение имеют бюджеты субъектов в осуществлении общегосударственных и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

     В настоящее время на уровне субнациональных (региональных и местных) бюджетов сосредоточено  около половины налоговых доходов  консолидированного бюджета Российской Федерации, примерно 60% непроцентных расходов.

     Процедура утверждения и построение бюджетов субъектов Российской Федерации  аналогичны процедуре и построению федерального бюджета, однако существуют определенные отличия, связанные с  различным правовым регулированием бюджетного механизма регионов - каждый субъект Федерации имеет свое бюджетное законодательство (комплекс нормативных актов). Кроме этого, ряд субъектов РФ заключил с Федерацией договоры и соглашения, регламентирующие межбюджетные отношения.

     Тем регионам, в которых среднедушевой  доход по бюджету за предыдущий год  ниже, чем в целом по России, и  у которых собственных доходов  и средств, полученных из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих расходов, предоставляется помощь из Федерального фонда поддержки субъектов Федерации (ФФПР). Регионам, в которых сбор федеральных налогов на одного жителя менее 95 % от средне российского уровня и условная сумма расходов менее 100 % плановых расходов регионального бюджета, предоставляется статус региона, особо нуждающегося в поддержке. В настоящее время большинству регионов РФ осуществляется помощь из федерального бюджета путем перечисления трансфертов, выделения бюджетных ассигнований.

 

     

     § 2.3 Местные бюджеты.

 

     Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

     На местные органы власти возложена важная задача по осуществлению социальной политики государства. Финансирование мероприятий по социальному обслуживанию населения в значительной части проводится за счет местных бюджетов.

     Доходы  местных бюджетов, также как и доходы бюджетов субъектов федерации состоят из собственных и регулирующих доходов.

       К ним относятся:

     1) Отчисления от федеральных и региональных налогов;

     2) Средства фондов финансовой поддержки  регионов;

     3) Дотации, субвенции, субсидии из вышестоящих бюджетов;

     4) Средства, полученные из вышестоящего бюджета в порядке взаимных расчетов.

     Следует отметить, что структура расходов отдельных видов местных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его органам власти различных территориальных образований.

     Так, городским органам подчинена значительная часть предприятий местной промышленности, жилищно-бытового хозяйства, транспорта, поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%.

       В ведении же районных, поселковых и сельских органов власти находятся в основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально- культурных мероприятий, оно составляет порядка 60-80% расходов. 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Анализ  экономики России за последние несколько  лет позволяет подтвердить действенность  и в российских условиях важнейших  составляющих успешной бюджетной политики, определенных на основе международного опыта. Это - базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика жесткого ограничения государственных расходов, обеспечивающая низкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Такая политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, а, следовательно, и повышению уровня народного благосостояния. Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

     Однако  именно бюджет, показывая размеры  необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

     Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные  расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и  играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

 

     

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юридическая  литература, 2003. – 96 с.
  2. Федеральный Закон о Бюджетной системе Российской Федерации от 31.07.98г. №145 – ФЗ.
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации М., Проспект, 2009.
  4. Бюджетный процесс в Российской Федерации / Л. Г. Баранова, О. В. Врублевская, Т. Е. Косарева, Л. А. Юринова. – М.: Перспектива: ИНФРА-М, 2003. - 221 с.
  5. Бюджетная система России / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: Юнити – Дана, 2002. – 550с.
  6. Бюджетная система Российской Федерации. Ларина Л.С. – М.: Изд-во Юриспруденция, 2006. – 203 с.
  7. Государственный бюджет: Конспект лекций. Журавлев В.В. – СПб.: Политехника, 2002. – 196 с.
  8. Финансы. Учебник для вузов. /Под ред. Л.А. Дробозиной/ М., Юнити, 2008 г. – 290 с.

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации