Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование бюджетной системы РФ, её структуры и принципов организации.
Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть понятия бюджета и бюджетной системы
2) изучить принципы бюджетной системы
3) рассмотреть характеристику бюджетной системы РФ
4) рассмотреть основные направления и ориентиры бюджетной политики на 2008-2010 гг.

Файлы: 1 файл

Бюджетная система РФ.docx

— 72.30 Кб (Скачать файл)

Особого внимания заслуживает  реализация приоритетных национальных проектов. Поскольку в 2010 году будут  осуществлены первые выплаты за счет средств материнского капитала, к  этому времени должны быть сформированы расходы, необходимые для этих целей.

Принимая во внимание некачественное состояние автомобильных дорог, а также в целях повышения  их безопасности и пропускной способности  должны проводиться дополнительные мероприятия, направленные на развитие транспортной инфраструктуры.

 

    1. Совершенствование бюджетных отношений

 

На протяжении ряда лет  бюджетная политика строилась на принципе реформирования экономики, которая  осуществлялась по следующим направлениям:

- создание олигархического слоя собственников, воплощающих оперативную тактику реформ. Предполагалось, что, передав основные отрасли производства и крупные объекты в собственность частных лиц, в России появится олигархический слой, который за счет платежей обеспечит в достаточной степени выполнение властью своих функций перед обществом и государством;

- приведение институционной базы в соответствие с усилением сырьевой направленности реального сектора экономики и подчинение ей внешнеторговой деятельности государства, за счет чего предполагалось значительно увеличить объемы бюджетов всех уровней, в первую очередь федеральный бюджет. Хотя сырьевые источники и пополняют бюджет, однако не в том соотношении, как его мог бы пополнить конечный продукт (кроме газа);

- либерализация денежно-кредитного и финансового рынка (либерализация цен на товары и услуги), по мнению реформаторов, должна была наполнить не столько федеральный бюджет, сколько территориальные бюджеты и на этой основе обеспечить социально-экономическое развитие регионов;

- привлечение спекулятивного и иностранного капиталов, которые должны были стабилизировать экономику, придать ей бурное развитие и на основе экономического сектора обеспечить бюджеты денежными ресурсами;

- реализация модели бюджетного федерализма, согласно которой предполагалось значительно расширить полномочия территориальных органов власти, в том числе с помощью заключения двухсторонних соглашений между центром (Федерацией) и субъектами РФ, между субъектами РФ и муниципальными образованиями и на этой основе предполагалось устранить противоречия в существующей бюджетной системе за счет оперативного решения финансовых проблем.

Все вышеизложенные направления решались реформаторами перестройки без соответствующего анализа российских условий, без достаточного обоснования, без правовой базы разграничения предметов ведения и учета реального бюджетного потенциала.

Взятый правительством курс реализации бюджетной политики по перечисленным  направлениям привел к следующим негативным последствиям:

- подавление инвестиционной активности государственного сектора экономики;

- устранение государства от реализации принципа социальной справедливости и обеспечения гарантированного уровня благосостояния;

- сползание к индивидуальному принципу удовлетворения социальных потребностей без учета роста доходов населения;

- расслоение общества на бедных и богатых, на нищих и сверхбогатых, что породило противоречия между социальными группами населения;

- зависимость территориальных образований от центра (территориальных бюджетов от федерального бюджета), что привело к негативным последствиям в социально-экономической жизни общества и территорий.

Разрешение сложившейся  ситуации потребовало изменения  курса в бюджетной политике. Современное  социально-экономическое состояние  общества и территорий свидетельствует  о необходимости усиления регулирующей роли государства в разрешении ряда проблем в бюджетной сфере.

Анализ состояния бюджетной  системы в течение ряда последних лет свидетельствует, что к числу первоочередных проблем, которые необходимо разрешить, относятся следующие:

- сбалансировать бюджеты всех уровней, в том числе государственные бюджетные фонды;

- оптимизировать структуры статей доходов и расходов всех уровней бюджетной системы;

- обеспечить принятие реальных и прозрачных бюджетов и внебюджетных фондов;

- усовершенствовать налоговую систему как основной источник доходов бюджетов всех уровней;

- повысить эффективность (доходность) использования государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и собственности муниципальных образований;

- перейти на казначейскую систему исполнения бюджетов всех уровней;

- усовершенствовать законодательную базу и определить механизм передачи расходов верхнего уровня на бюджеты нижних уровней бюджетной системы;

- оптимизировать бюджетную систему на основе обобщения теории и реализации ее положений в практику бюджетного процесса.

Сбалансированность бюджетов, внебюджетных и бюджетных фондов может быть достигнута за счет эффективности  сбора налогов со всех налогоплательщиков, сокращения расходов, расширения эмиссионных  и не эмиссионных источников финансирования бюджетного дефицита, повышения доли неналоговых видов доходов, сокращения внешних и внутренних заимствований.

Оптимизировать структуры  статей доходов и расходов означает, что в первую очередь необходимо реструктурировать государственные  долги, установить верхнюю границу  доходности бюджета по государственным  заимствованиям, предельно допустимую границу доходности за счет налогов.

Обеспечение принятия реальных и прозрачных бюджетов означает, что  накопления и активы работают в интересах  развития экономики, а исполнение бюджетов осуществляется в соответствии с  утвержденными нормативами и  общество знает, на что расходуются  переданные им государству средства в виде налогов и других платежей.

Реальность бюджета основывается на научном прогнозе макроэкономических показателей, реальных доходах населения, реальном накоплении ресурсов в предпринимательском  секторе экономики и реальных доходах, поступающих в бюджеты.

Усовершенствование налоговой  системы как основного источника  доходов бюджетов в первую очередь  означает:

- обеспечение увеличения собираемости налогов путем регулирования налогооблагаемой базы;

- сокращение сроков просроченной задолженности;

- усиление финансового контроля;

- изменение порядка зачисления платежей по уровням бюджетной системы;

- введение государственной монополии на производство алкогольной продукции;

- изменение налогового законодательства, в частности отмены льгот, снижения ставок, отмены отдельных видов налогов, замены налогов на единый налог на доход и т. Д.

Низкий уровень сбора  налогов объясняется сокрытием  выручки налогоплательщиками, уходом от уплаты налогов отдельными налогоплательщиками, несовершенством налогового законодательства.

Повышение эффективности  использования государственной  собственности, собственности субъектов  РФ и муниципальных образований  означает, что необходимо повысить персональную ответственность руководителей  всех уровней собственности за использование  активов, своевременное получение  дивидендов по акциям, арендной платы  за использование государственного имущества, за создание условий для  привлечения инвестиций.

Переход на казначейскую систему  исполнения бюджета означает переход  к единому счету Федерального казначейства РФ, что обеспечит централизацию  всех средств бюджета, в том числе  счетов государственных внебюджетных фондов, средства которых остаются в распоряжении коммерческих банков на достаточно длительное время. Казначейская система требует своего реформирования в направлении придания ей самостоятельного статуса по исполнению бюджетов, который в настоящее время принадлежит Минфину России.

Усовершенствовать законодательную  базу и определить механизм регулирования  доходов и расходов по уровням  бюджетной системы означает, что  необходимо четко разграничить права, полномочия и ответственность всех уровней власти бюджетной системы, урегулировать механизм устранения встречных бюджетных потоков  денежных средств путем изъятия  доходов, создаваемых в территориальных  образованиях, более четко определить механизм перераспределения доходов  между бюджетами различных уровней  в интересах покрытия дефицитов  нижестоящих бюджетов.

Оптимизировать бюджетную  систему на основе обобщения теоретических  положений означает, что необходимо усовершенствовать существующие или  разработать новые методы, методики, подходы, принципы, логико-математические зависимости, модели, алгоритмы и  с их помощью обосновать оптимальную  структуру бюджетной системы  и взаимосвязи между ее элементами.

Следует заметить, что реализация любой частной задачи на основе политического решения не решает общей проблемы бюджетного строительства. Только решение в комплексе всех перечисленных задач позволяет решить проблему бюджетного процесса и приблизить его к оптимальному варианту.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На протяжении последнего десятилетия бюджетная система  РФ постоянно подвергалась изменениям ввиду нестабильности социальных и  экономических процессов, происходящих в России в условиях перехода от социалистического метода хозяйствования к рыночным отношениям.

Современная ситуация в бюджетной  сфере России свидетельствует о  необходимости усиления регулирующей роли государства в системе бюджетных  отношений между органами управления, ответственными за формирование бюджетов, распределение бюджетных ресурсов и пополнение доходов в бюджет.

С одной стороны, это объясняется  тем, что в условиях рыночных отношений  сужаются возможности государства  оказывать влияние на экономические  процессы. С другой стороны, заметно  возрастание роли и значения бюджетов как важнейших инструментов государственного регулирования экономики и социальной сферы территориальных образований.

Бюджетная система государства, являясь частью инфраструктуры экономического базиса, подвержена его влиянию. Колебания  и изменения базиса приводят к  изменению бюджетной системы  и к корректировке ее функций. В настоящее время главными проблемами в бюджетной сфере являются:

- сбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;

- совершенствование бюджетного федерализма, системы регулирования бюджетными ресурсами и бюджетного процесса;

- укрепление системы финансового контроля за целевым, экономичным и эффективным использованием бюджетных средств на всех уровнях бюджетной системы;

- разработка методологических подходов, методов и методик формирования бюджетов и распределения бюджетных средств.

Реформирование бюджетной  системы требует осмысления накопленного опыта, выявления и изучения эволюционных процессов, обобщения разработанных  принципов, методов и методик  и их реализации в практику бюджетной  системы и бюджетного процесса.

Это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем госдолга и возможного бюджетного дефицита.

Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить госбюджет в мощный стимул экономического роста.

Следует также отметить, что принятие нового Бюджетного кодекса  РФ названо данной Программой в числе  условий для преодоления финансового  кризиса (БК РФ входит в состав предложенного  Правительством антикризисного пакета нормативных актов) и, несомненно, имеет  огромное значение для нормализации бюджетных отношений в РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. -- 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007 г.
  2. Балабанов А.И., Балабанов И.Т. Финансы. – М., 2007
  3. Вахрин П. И. Бюджетная система РФ: Учебник. -- М.: ИТК "Дашков и К0", 2009 г.
  4. Горбунова О. Н. Финансовое право: Учебник. -- М.: Юрист, 2007 г.
  5. Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки. – М.,2008 г.
  6. Парыгина В.А., Браун К., Стиглиц Дж.Э., Тедеев А.А. и др. Бюджетная система России. М.: Эксмо, 2006.
  7. Поляк Г.Б. Бюджетная система России. М.,2007
  8. Рубченко М., Шохина Е. Бюджет без развития // Эксперт – 2007.- №32
  9. Тедеев А. А., Парыгина В. А., Мельников С. И. Бюджетное право РФ: Учеб. пособие. -- М.: Приор, 2009 г.
  10. Федеральный закон от 23.12.2004 № 173-ФЗ “О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2006 ГОД” // КонсультантПлюс:ВерсияПроф: справочно-правовая система [электронный ресурс]. - электр. дан. - [М.:ЗАО “Консультант Плюс”, 2007].
  11. Финансовое право: Конспекты лекций и схемы: Учеб. пособие.-- 2-е изд. -- М.: Дело, 2007 г. -- 224 с. -- (Сер. "Банковское и финансовое право").
  12. Официальная информация Министерства финансов РФ, опубликованная на сайте www. Minfin.ru, 2010 г.
  13. Официальн правовой сайт КонсультантПлюс www.consultant.ru

Информация о работе Бюджетная система РФ