Бюджетная политика Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 02:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование вопроса бюджетной политики Российской Федерации, изучение ее изменения в процессе эволюции и реформировании бюджетной системы страны.
Реализация указанной цели потребовала постановки и решения целого ряда взаимосвязанных задач;
Дать определение бюджетной системе;
изучить советский опыт становления бюджетной системы и бюджетную политику в условиях административно-командной экономики СССР;
определить особенности бюджетной политики 1991-2000 годов;

Содержание работы

Введение 3
Бюджетная система. Теоретические основы ее изучения 4
Понятие бюджетной системы: уровни, классификация, принципы. 4
Развитие взглядов экономистов-теоретиков на роль государства в экономике. 5
Бюджетный процесс в РФ 11
Бюджетная система и политика в советской и постсоветской России 13
Советский опыт становления системы, бюджетная политика в условиях административно-командной экономике СССР 13
Особенности бюджетной политики 1991-2000 гг. 19
Основные результаты бюджетной политики в 2010 году и в начале 2011 22
Плановый период 2012-2014гг. 23
Заключение 25
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике.docx

— 65.89 Кб (Скачать файл)

Таблица 2. Выполнение бюджетных обязательств

 

В рамках системы централизованного  планирования в бывшем Советском  Союзе государственный бюджет и  централизованные фонды отраслевых министерств осуществляли массированное  перераспределение ресурсов между  государственными предприятиями согласно предписаниям народнохозяйственного  плана страны. Формирование и осуществление  бюджетной политики в СССР характеризовалось  централизацией средств в союзном бюджете, что должно было обеспечить соответствие этой политики целям выполнения плановых заданий.

Структура доходов бюджета  в течение всего послевоенного  периода менялась весьма незначительно. Доходная база государственного бюджета  СССР формировалась за счет следующих  источников:

  • платежи из прибыли (отчисления от прибыли) государственных предприятий и организаций, плата за основные производственные и нормируемые оборотные средства, фиксированные (рентные платежи), свободный остаток прибыли;
  • платежи из доходов предприятий (подоходный налог с кооперативных предприятий и организаций, подоходный налог с колхозов, лесной доход, плата за воду);
  • платежи, включаемые в себестоимость (отчисления на геолого-разведочные работы);
  • сборы и платежи за оказываемые государственными организациями услуги (государственная пошлина, сбор ГАИ, другие сборы и неналоговые платежи); платежи, уплачиваемые населением (подоходный налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан), сельскохозяйственный налог (платили колхозники, владельцы приусадебных участков), налог с владельцев строений, земельный налог (не платили колхозы и граждане, облагавшиеся сельскохозяйственным налогом), налог с владельцев транспортных средств.

Принятый в октябре 1991г. Закон "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" провозгласил независимость бюджетов всех уровней власти. Формально был положен конец автоматическому покрытию дефицита бюджетов нижестоящего уровня из вышестоящего. Все территориальные органы власти получили право сохранять за собой неизрасходованные к концу года остатки бюджетных средств.14

2.2. Особенности  бюджетной политики 1991-2000 годов.

 

Отказ во второй половине 80-х  годов от монополии государственной  собственности на средства производства стал причиной кризиса планово-директивной  финансовой политики СССР. В 1991-1996 гг. Стала  проводиться принципиально новая  финансовая политика, базирующаяся на использовании элементов рыночного  механизма  и системе государственного регулирования экономики.

Основа новой бюджетной  политики - это признание свободы  предпринимательской деятельности, введение разнообразных форм хозяйствования, приватизация государственной собственности  и переход к смешанной экономике, базирующейся на умелом сочетании частных  и государственных хозяйствующих  субъектов. Был разработан принципиально  новый финансовый механизм, основанный на отказе государства от директивного руководства внутрихозяйственными отношениями на предприятиях и переводе их на  налоговую основу, которая  ставит заслон произвольному изъятию  доходов.  Снижение налогового изъятия  стало возможно только при сокращении расходов бюджета.

Проблема изменения расходов бюджета имела два главных  аспекта:

  • сокращение расходов в целях уменьшения бюджетного дефицита;
  • изменение порядка предоставления бюджетных средств.

В этот период получила новое  направление система государственного кредита. Государство стало использовать его рыночные формы - различные формы  краткосрочных и среднесрочных  государственных займов при отказе от прямого кредитования расходов со стороны Центрального Банка.

Изменилась и организация  бюджетной системы. На смену централизованной бюджетной системы пришла бюджетная  система, основанная на реальной самостоятельности  и равноправии бюджетов всех уровней.

Большое значение в плане  активизации финансовой политики приобрело  изменение практики перераспределения  финансовых ресурсов. Кроме вертикального  метода, осуществляемого посредством  бюджета, все более широкое развитие получает горизонтальное перераспределение  средств, посредством которого финансовые ресурсы перераспределяются между  экономическими субъектами исходя из спроса и предложения.

Широкое распространение  получила система внебюджетных фондов государства. Она позволила сконцентрировать необходимые средства для целевого финансирования социальных расходов (Негосударственные  пенсионные фонды). Кардинально изменилась система управления финансами. На смену  единому органу управления - Министерству финансов пришла целая система специализированных финансовых и контрольных органов: Государственная налоговая служба, Федеральная служба налоговой полиции, Счетная палата, Государственный  таможенный комитет и другие. Наряду с развитием государственных  органов контроля широкое развитие получил независимый аудиторский  финансовый контроль.

Процесс совершенствования  финансовой политики на данном этапе  носит постоянный характер.15 В 1995 - 1998 гг. намечен ряд мероприятий по совершенствованию финансовой политики. Основная задача на этом этапе - снижение дефицита федерального бюджета до уровня 3% ВВП, снижение темпов инфляции. Основная задача следующего этапа (с 1998 г.) по мере накопления финансовых ресурсов - полная сбалансированность доходов и расходов федерального бюджета.

В этот же период проведена  налоговая реформа, направленная на укрепление налоговой системы и  улучшение реального формирования доходов бюджета. Продолжалась государственная  поддержка структурной перестройки  экономики посредством проведения льготной налоговой и кредитной  политики, а также прямых бюджетных  ассигнований. Бюджетные средства, направленные на инвестиции, предоставлялись  в первую очередь для промышленных высокоэффективных проектов на конкурсной основе. Предоставление государственных  гарантий производилось в рамках имеющихся бюджетных средств, расширялась  практика применения инвестиционных налоговых  кредитов как части инвестиционной политики государства. Дальнейшее развитие получили и  расходы бюджета на социальные нужды и совершенствование бюджетного устройства Российской Федерации. Для этого проведена бюджетная реформа:

  • реформирование бюджетной системы в целом на основе самостоятельности и равноправия всех бюджетов;
  • установление регламента бюджетного процесса; уточнение системы межбюджетных отношений;
  • укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов.

Большое внимание было уделено  развитию и регулированию рынка  ценных бумаг. Предстояло найти оптимальное  сочетание обращения на этом рынке  государственных и корпоративных  ценных бумаг, что позволило бы, с  одной стороны, обеспечить потребности  государства в средствах покрытия бюджетного дефицита, а с другой стороны, создало бы условия для  нормального перелива финансовых ресурсов между отдельными предприятиями  и отраслями экономики. Важный аспект этой проблемы - установление государственного контроля за финансовым рынком, который обеспечил бы защищенность юридических и физических лиц, оперирующих на этом рынке.

Постоянные изменения  в долевом распределении доходов  от НДС (от 20% до 50%) производились в  основном на субъективной основе, без  разработки единого метода их определения. Так в 1993г. норматив отчислений от НДС  в бюджеты относительно благополучных  регионов был утвержден в размере 20%, а в бюджеты дотационных  регионов, 50%. Причем, в обоих случаях  размер этих отчислений выбирался произвольно  и не обосновывался соответствующими расчетами. В результате из 89 бюджетов субъектов Федерации 25 получили отчисления от НДС в размере 20%, 57 - в размере 50%, 7 - в размере до 48%. Таким образом, применение данной методологии привело  к тому, что 64% бюджетов субъектов  Федерации оказались дотационными. Надуманность применения подобных нормативов подтверждается и тем, что практически  ни один из субъектов Федерации не использовал такую методологию  при горизонтальном распределении  доходов между собственным бюджетом и местными бюджетами.16

2.3. Основные результаты бюджетной политики в 2010 году и в начале 2011 года

     Бюджетная система в целом достаточно эффективно способствовала послекризисному восстановлению  экономики, стабильному выполнению социальных обязательств государства. В 2010-2011 годах экономический рост стабилизировался на уровне около 4 процентов. Удалось существенно сократить дефицит федерального бюджета.

     Внесены изменения в налоговое законодательство Российской Федерации, направленные на осуществление инноваций, расширена поддержка исследований и разработок, ведется плановая работа по созданию инновационного центра «Сколково», а также по реализации других проектов, одобренных Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России.

    Средний размер пенсий за 2010 год (то есть в декабре 2010 г. по сравнению с декабрем 2009 г.) вырос почти на 23 процента, а за 2011 год он увеличится более чем на 9 процентов. В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации были проиндексированы социальные пособия.

    В период с 2009 по 2010 год были обеспечены жильем более 120 тысяч ветеранов Великой Отечественной войны. В 2011 году получат новое жилье еще около 40 тысяч ветеранов, которые встали на учет до 1 января 2011 г.

    В 2010 году была принята и начала реализовываться Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. Федеральными органами исполнительной власти разработаны отраслевые (ведомственные) планы повышения эффективности бюджетных расходов.

    Началась работа по комплексному реформированию системы государственных и муниципальных закупок, которая должна исправить недостатки существующей системы, создав реальные препятствия для необоснованного завышения цен и коррупции. Принят ряд первоочередных поправок в законодательство Российской Федерации о закупках  для государственных и муниципальных нужд, начал функционировать общероссийский официальный сайт, существенно повысивший доступность и прозрачность информации о закупках. Готовятся изменения в законодательство Российской Федерации, направленные на формирование федеральной контрактной системы.

    Начался переход на программный принцип формирования федерального бюджета. Правительством Российской Федерации утверждены перечень государственных программ, порядок их разработки, реализации и оценки эффективности, организована работа по подготовке этих программ.

    Сформирована нормативно-правовая база для повышения доступности и качества государственных и муниципальных услуг, внедрения государственных и муниципальных заданий, расширения самостоятельности и ответственности учреждений за их выполнение.

    Существенно улучшилась ситуация со сроками принятия Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для исполнения федерального бюджета.

    В 2010 году впервые отчет об исполнении федерального бюджета был утвержден Федеральным Собранием Российской Федерации до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, что повысило качество его подготовки и рассмотрения17

2.4.Плановый период 2012-2014 годов.

Федеральный бюджет на 2012 г. и плановый период 2013-2014 гг. должен обеспечить устойчивое посткризисное развитие, модернизацию экономики, повышение  уровня и качества жизни граждан, укрепление обороноспособности и безопасности страны, эффективность и прозрачность госуправления. Необходимо снизить зависимость бюджета от конъюнктурных доходов и сократить его дефицит.

В числе предлагаемых мер - внедрение с 2012 г. программных бюджетов на всех уровнях управления, кардинальная перестройка системы госзакупок, приватизация крупных пакетов акций в ключевых контролируемых государством компаниях (кроме инфраструктурных и связанных с обеспечением безопасности страны).

В налоговой сфере планируется  ввести консолидированную отчетность по налогу на прибыль, завершить подготовку к внедрению местного налога на недвижимость. На 2012-2013 гг. будут снижены ставки страховых взносов в государственные  внебюджетные фонды: с 34 до 30%, а для  малого бизнеса и "упрощенцев" - до 20%. Также планируется усовершенствовать  механизмы налогообложения нефтяной и газовой отраслей, табачной и  алкогольной продукции, заменить ЕНВД патентной системой.

Определены приоритеты бюджетных  расходов. Должно быть предусмотрено  необходимое финансирование всех принятых обязательств. В их числе - реформирование денежного довольствия военнослужащих, приравненных к ним лиц, сотрудников  органов внутренних дел; повышение  пенсий и социальных пособий; модернизация здравоохранения и образования. Особое внимание уделяется стимулированию инновационного развития страны.

Предусмотрена децентрализация  в сфере межбюджетных отношений. В частности, госпрограммы должны определять общие для всех уровней власти направления и приоритеты политики. Их реализация на региональном уровне будет поддерживаться одной субсидией, выделяемой в рамках соответствующей  программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Таким образом, исходя из проделанной мною работы можно сделать следующие выводы:

Информация о работе Бюджетная политика Российской Федерации