Анализ финансовой деятельности целевых бюджетных фондов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 16:10, контрольная работа

Описание работы

Законодательной базой деятельности всех бюджетных фондов является ежегодно применяемый закон «О федеральном бюджете». В нем закрепляются доходные источники бюджетных фондов, а также их расходы и целевые задачи. Целевые бюджетные фонды являются важным средством решения общегосударственных целевых задач по развитию инфраструктуры народного хозяйства, охране окружающей среды, укрепления институтов общества.

Файлы: 1 файл

кр.doc

— 59.50 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Бюджетные отношения  характеризуются сложностью и разнообразием, поскольку опосредуют разные направления  распределительного процесса (между  секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного  хозяйства, территориями страны). В российской экономике существуют различные виды фондов, особое значение среди которых имею целевые бюджетные и внебюджетные фонды.

Главная причина  возникновения внебюджетных фондов связана с необходимостью выделения  чрезвычайно важных для общества расходов в специальную группу и обеспечения их самостоятельными источниками доходов. Правовое образование и действие тех или иных фондов осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Решение об образовании того или иного внебюджетного фонда принимает Федеральное собрание РФ. В настоящее время перед внебюджетными фондами РФ стоят важные задачи:

- Обеспечение дополнительными ресурсами приоритетных сфер экономики. В связи с этим создаются фонды НИОКР, экономические, дорожные, экологические фонды.

- Расширение социальных услуг населению. В связи с чем, в 1991 году созданы Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и комитеты по труду и занятости.

Законодательной базой деятельности всех бюджетных фондов является ежегодно применяемый закон «О федеральном бюджете». В нем закрепляются доходные источники бюджетных фондов, а также их расходы и целевые задачи. Целевые бюджетные фонды являются важным средством решения общегосударственных целевых задач по развитию инфраструктуры народного хозяйства, охране окружающей среды, укрепления институтов общества.

 

1. Понятие целевых  бюджетных фондов

Целевые бюджетные  фонды как особая разновидность бюджетных фондов представляют собой отношения по поводу образования и расходования денежных средств государства для выполнения конкретных задач бюджетной политики или отдельных функций органов государственной власти (органов местного самоуправления). Они создаются за счет доходов целевого назначения, в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений.

Целевые бюджетные  фонды - один из элементов бюджетной  системы; создаются в бюджетах для  направленного финансирования наиболее приоритетных отраслей народного хозяйства, государственных программ или конкретных регионов. Использование средств целевых бюджетных фондов на цели, не соответствующие их назначению, не допускается. Именно поэтому доходы целевых бюджетных фондов учитываются обособленно от остальных бюджетных доходов. Процессы формирования и использования средств каждого из целевых бюджетных фондов отражаются в отдельной смете. 

Правовые основы целевых бюджетных фондов заложены в ст. 17 Бюджетного кодекса РФ.

Целевые бюджетные фонды создаются на федеральном уровне в силу федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год. Положения об этих фондах устанавливаются Правительством Российской Федерации. Возможно создание аналогичных фондов на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований.

Целевые бюджетные  фонды - это конкретные финансовые структуры, имеющие определенные цели и конкретные задачи, как правило, лежащие за пределами коммерческой рыночной деятельности - аккумулирование ресурсов для общественно-значимых целей. Цель их деятельности ориентирована не на получение максимально возможной прибыли, а на выполнение другой целевой задачи, признанной обществом. Многовариантность общественно-полезных задач порождает многообразие фондов.

Состав целевых  бюджетных фондов в федеральном  бюджете непостоянен. В последние  годы в состав бюджетов включены следующие целевые фонды:

- дорожные фонды  РФ (Федеральный дорожный фонд, территориальные  дорожные фонды);

- экологические  фонды РФ (Федеральный экологический  фонд, территориальные экологические  фонды);

- Федеральный  фонд изучения, сохранения и воспроизводства биологических ресурсов;

- Государственный  фонд борьбы с преступностью;

- Фонд развития таможенной системы РФ.

В качестве источников формирования целевых бюджетных  фондов рассматривают специальные  налоги, средства бюджета, целевые государственные займы, казначейские векселя и т.д. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

Целевые денежные фонды можно понимать в нескольких аспектах: экономическом, материальном и юридическом.

В экономическом  аспекте целевой фонд денежных средств  представляет один из методов перераспределения  национального дохода государством в пользу определенных групп населения.

В материальном аспекте целевой фонд денежных средств - это денежные средства государства или муниципальных образований, имеющие целевое назначение, собственные доходные источники и строго обозначенные направления расходов.

В юридическом  аспекте целевые денежные фонды  имеют финансово-правовой статус.

Финансово-правовая характеристика целевого денежного фонда как звена финансовой системы выражается в том, что это финансовый план аккумулирования и распределения денежных средств, обособленных от соответствующего бюджета или выделенных в составе бюджета отдельными правовыми нормами, имеющих собственные доходные источники и предназначенных для материального обеспечения строго определенных публичных мероприятий.

Одновременно  целевой денежный фонд имеет организационную форму, т. е. представляет государственное или муниципальное учреждение, осуществляющее оперативное распоряжение средствами фонда.

Таким образом, целевые денежные фонды как финансово-правовая категория представляют звено финансовой или бюджетной системы, а также входят в систему органов, осуществляющих финансовую деятельность государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Классификация  целевых фондов

Упорядоченное местоположение денежного фонда позволяет правильно установить его правовой статус и юридически грамотно осуществлять финансовую деятельность в сфере целевого аккумулирования и распределения денежных средств. Целевые денежные средства классифицируются по различным основаниям.

В зависимости  от целей создания существующие и  существовавшие целевые бюджетные фонды можно разделить на следующие группы:

- фонды обеспечения развития отдельных отраслей экономики и социальной сферы - к ним можно отнести, в частности, дорожные и инвестиционные фонды, фонды развития минерально-сырьевой базы, фонды квотирования рабочих мест;

- фонды, связанные с охраной окружающей природной среды -экологические, охраны водных объектов, биологических ресурсов;

- фонды, связанные со стимулированием и поддержкой органов власти - фонды социального развития различных министерств и ведомств, например налоговой, таможенной, пограничной служб, Министерства финансов РФ, фонды борьбы с преступностью.

Также целевые  бюджетные фонды можно классифицировать как имеющие отраслевой либо общерегулирующий характер. К первым относятся фонды, предназначенные для решения задач какой-либо отдельной отрасли (например, атомной энергетики, или воспроизводства минерально-сырьевой базы, или борьбы с преступностью, или развития налоговой службы в стране и т.п.); ко вторым - резервные фонды бюджета, федеральный фонд финансовой поддержки регионов и так далее.

По территориальному признаку целевые денежные фонды подразделяют на:

- федеральные - привлекающие денежные средства и распределяющие их в масштабах всего государства в публичных целях общества;

- региональные - аккумулирующие и распределяющие денежные средства в пределах территории субъектов РФ для финансирования региональных функций, программ или мероприятий;

- муниципальные  - мобилизующие и распределяющие денежные средства в границах муниципального образования в целях материального обеспечения функций местного самоуправления.

По критерию срочности целевые денежные фонды  можно подразделить на:

- имеющие определенный срок действия. Как правило, критерий срочности присущ всем целевым денежным фондам. Особенно ярко он проявляется в финансово-правовом статусе целевых бюджетных фондов, поскольку они образуются в составе бюджета и, следовательно, действуют, как и бюджет, только один финансовый год. По завершении финансового года бюджетные правоотношения возобновляются, однако правоотношения относительно финансовой деятельности целевого бюджетного фонда в силу различных причин не всегда могут быть продолжены;

- не имеющие  срока действия. Такими признаками обычно обладают внебюджетные фонды, поскольку предназначаются для финансирования длительных государственных программ. Тем не менее критерий срочности в финансово-правовом статусе внебюджетных фондов подразумевается, так как после завершения государством реализации какой-либо программы либо после устранения причин, препятствующих ее финансированию из бюджета, внебюджетный фонд потеряет свое значение.

 

 

 

 

 

 

 

3. Функционирование целевых бюджетных фондов денежных средств

Целевые бюджетные  фонды  присутствуют в федеральных  бюджетах, формируемых на соответствующий  год, и бюджетах многих субъектов  Российской Федерации. Они составляют финансовую базу реализации различных социально-экономических программ среднесрочного и долгосрочного характера.

Состав целевых  бюджетных фондов в федеральном  бюджете не постоянен. Среди функционирующих целевых бюджетных фондов за последние 10 лет, можно выделить:

1. Федеральный  дорожный  фонд Российской Федерации;

2. Федеральный  экологический  фонд Российской Федерации;

3. Федеральный  фонд  Министерства Российской  Федерации  по налогам и  сборам и Федеральной  службы  налоговой полиции Российской  Федерации;

4. Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства   водных биологических ресурсов;

5. Государственный  фонд борьбы с преступностью;

6. Фонд Министерства  Российской Федерации по атомной   энергии;

7. Федеральный  фонд  воспроизводства минерально-сырьевой  базы;

8. Федеральный  фонд  восстановления и охраны  водных  объектов;

9. Фонд контрольно-ревизионных   органов Министерства финансов  Российской Федерации;

10. Другие целевые  бюджетные фонды.

Федеральный дорожный фонд - в РФ - дорожный фонд, который используется на содержание и ремонт действующей сети федеральных дорог, приобретение дорожно-эксплуатационной техники, реконструкцию и строительство федеральных дорог.

Федеральный экологический  фонд Российской Федерации был образован для решения неотложных природоохранных  задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и других природоохранных  задач.

Основными задачами Федерального экологического фонда  Российской Федерации являлись:

- финансирование  и кредитование федеральных программ  и научно-технических проектов, направленных  на улучшение качества окружающей  природной среды, а также обеспечение  экологической безопасности населения;

- мобилизация  средств  на осуществление  природоохранных  мероприятий  и программ;

- экономическое  стимулирование  бережного и эффективного  использования  природных ресурсов, внедрения экологически  чистых  технологий, строительства  очистных сооружений;

- содействие  в  развитии и осуществлении  международного  сотрудничества  в области охраны  окружающей природной среды, финансирование  целевых проектов и программ  такого сотрудничества;

- содействие  в  развитии экологического  воспитания  и образования.

Средства фонда воспроизводства  минерально-сырьевой базы направлялись на финансирование осуществляемых для  федеральных нужд мероприятий по воспроизводству минерально-сырьевой базы, включая геологическое изучение недр на территории Российской Федерации, ее континентальном шельфе и в  Мировом океане, и расходов по управлению государственным фондом недр Российской Федерации.

Целевой бюджетный  фонд Министерства РФ по атомной энергии образуется за счет валютной выручки, приходящейся на стоимость работ разделения за поставляемый в США низко­обогащенный уран в рамках исполнения обязательств РФ в области разоружения и контроля над вооружениями.

Расходование  средств производится по следующим направлениям:

- осуществление компенсации расходов предприятиям и организациям, в том числе и внешнеторговым, участвующим в исполнении принятых РФ обязательств в области разоружения и контроля над вооружениями;

- финансовое обеспечение мероприятий по повышению ядерной и радиационной безопасности, экологических программ и поддержки фундаментальной и прикладной науки, а также других расходов, связанных с реструктуризацией и конверсией предприятий и организаций ядерного комплекса.

Таким образом, назначение целевых бюджетных фондов - финансирование мероприятий, имеющих экономические, социальные, благотворительные, культурные и иных общественно полезные цели. Целевые бюджетные  фонды позволяют акцентировать  внимание на определённых общественных проблемах, которые требуют индивидуального  подхода для их решения.

Информация о работе Анализ финансовой деятельности целевых бюджетных фондов