Управление безопасностью при ЧС, вызванной разливом химически опасных веществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

С момента создания в 1992 году поисково-спасательной службы МЧС России спасатели всегда выступали первыми там, где людям нужна помощь: в завалах разрушенных строений, в огне пожаров, в местах выброса опасных и вредных веществ. Они ежедневно несут службу, оперативно реагируют на любые сигналы о необходимости оказания помощи людям, попавшим в беду. На счету спасателей МЧС России огромное количество проведенных поисково-спасательных работ, десятки тысяч спасенных жизней, сотни случаев оказания помощи пострадавшим.

Содержание работы

Содержание
Введение 3
Глава 1. Управление безопасностью при проведении аварийно – спасательных работ 4
Охрана труда при работе спасателей 4
Средства повышения безопасности труда 5
Глава 2. Мероприятия по обеспечению безопасности спасателей (на местности, зараженной радиационными и химическими веществами) 9
2.1. Проведение спасательных работ на местности, зараженной радиационными и химическими веществами 9
2.2. Меры по обеспечению безопасности в зараженной местности 10
Глава 3. Средства защиты спасателей от аварийно химически опасных веществ 11
3.1. Общие требования к комплексам средств индивидуальной защиты 11
3.2. Технические и эксплуатационные требования к комплексам средств индивидуальной защиты и их показатели 12
Глава 4. Страхование и медицинское обеспечение спасателей 15
4.1. Страховые гарантии спасателей 15
4.2. Медицинское обеспечение спасателей 18
Заключение 20
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 320.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение                                                                                                                                        3

Глава 1. Управление безопасностью  при проведении аварийно – спасательных работ       4

    1. Охрана труда при работе спасателей                                                                                  4
    2. Средства повышения безопасности труда                                                                          5

Глава 2. Мероприятия по обеспечению  безопасности спасателей (на местности, зараженной радиационными и химическими веществами)                                                     9                                    

2.1. Проведение спасательных работ на местности, зараженной радиационными и химическими веществами                                                                                                           9

2.2. Меры по обеспечению безопасности в зараженной местности                                      10

Глава 3. Средства защиты спасателей от аварийно химически опасных веществ               11

3.1. Общие требования  к комплексам средств индивидуальной  защиты                              11

3.2. Технические и эксплуатационные  требования к комплексам средств  индивидуальной защиты и их показатели                                                                                                              12

Глава 4. Страхование и медицинское  обеспечение спасателей                                              15

4.1. Страховые гарантии спасателей                                                                                          15

4.2. Медицинское обеспечение  спасателей                                                                               18

Заключение                                                                                                                                   20

Список используемых источников                                                                                            21

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

 

ДОУ.2513.01.1.50.605.0000 ПЗ

         

Изм

Лист

№ докум.

Подп.

Дата

Разраб.

Соктоева Д.А.

   

 

 

Содержание

Лит

Лист

Листов

Пров.

Ухеев Г.Ж.

         
         

Н.контр.

     

Утв.

     

Введение

        В настоящее  время роль и значение защиты  населения и территории Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций непрерывно возрастает. Это определяется огромным и постоянно растущим ущербом от чрезвычайных ситуаций.

С момента создания в 1992 году поисково-спасательной службы МЧС России спасатели всегда выступали первыми там, где людям нужна помощь: в завалах разрушенных строений, в огне пожаров, в местах выброса опасных и вредных веществ. Они ежедневно несут службу, оперативно реагируют на любые сигналы о необходимости оказания помощи людям, попавшим в беду. На счету спасателей МЧС России огромное количество проведенных поисково-спасательных работ, десятки тысяч спасенных жизней, сотни случаев оказания помощи пострадавшим.

При этом эффективность деятельности подразделений МЧС в первую очередь  оценивается по результатам проведения спасательных операций и ликвидации последствий различного рода чрезвычайных ситуаций. Характерной особенностью трудовой деятельности участников аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий различных чрезвычайных ситуаций является воздействие на работающих опасных и вредных факторов, угрожающих здоровью, а порой и жизни.[6]. Спасатели выполняют работы в завалах при ликвидации последствий землетрясений, взрывов, обрушений зданий и сооружений, при авариях на химически опасных и радиационно-опасных объектах, работы при ликвидации последствий транспортных аварий, аварийно-спасательные работы при ликвидации последствий ДТП, наводнений, затоплений и т.п.

В этой связи первостепенное значение для общества и государства приобретают вопросы защиты жизни и здоровья сотрудников аварийно - спасательных подразделений МЧС России как профессиональной группы, потенциально подверженной повышенному риску. Трудовой деятельности сотрудников аварийно-спасательных подразделений МЧС России присущ высокий риск производственных (в широком смысле) травм и профессиональных заболеваний, что существенно снижает общий уровень их жизни и создает значительные угрозы их здоровью. Более ста сотрудников министерства погибло, выполняя свой служебный долг.[7]

         

 

ДОУ.2513.01.1.50.605.0000 ПЗ

         

Изм

Лист

№ докум.

Подп.

Дата

Разраб.

Соктоева Д.А.

   

 

 

Введение

Лит

Лист

Листов

Пров.

Ухеев Г.Ж.

     

3

22

         

Н.контр.

     

Утв.

     

 

Таким образом, дальнейшее развитие спасательной службы МЧС России невозможно без создания и функционирования в государстве эффективной системы правовых гарантий, связанных с защитой имущественных интересов сотрудников аварийно-спасательных подразделений (при причинении вреда их жизни и здоровью), учитывая характер и конституционную значимость их трудовой деятельности. С подобной задачей может эффективно справиться институт страхования, который способен защитить человека перед лицом подобных неблагоприятных событий, предоставляя необходимые имущественные средства.

Страховой механизм обеспечения безопасности сотрудников аварийно-спасательных подразделений МЧС России нашел отражение в законодательстве. Целью страхования спасателей в сфере обеспечения безопасности является гарантия возмещения ущерба спасателям в условиях чрезвычайных ситуаций.

Однако необходимо признать отставание современной юридической науки  от практики законодательного регулирования  отношений по возмещению вреда спасателям посредством страховой защиты. Это  требует активизации научных  исследований в сфере правового регулирования страхового механизма обеспечения безопасности сотрудников аварийно-спасательных подразделений МЧС России в условиях чрезвычайных ситуаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

 

ДОУ.2513.01.1.50.605.0000 ПЗ

Лист

         

Изм

Лист

№ докум.

Подп.

Дата

 

Глава 1. Управление безопасностью  при проведении аварийно – спасательных работ

    1. Охрана труда при работе спасателей

Работа спасателей при ликвидации последствий ЧС отличается повышенной опасностью.

Для сохранения здоровья, а порой и жизни, спасатели должны: 
- знать и соблюдать требования нормативно-технических документов охране труда; 
- обеспечиваться средствами защиты и уметь ими пользоваться; 
- уметь оценивать ситуацию и осознавать степень риска; 
- уметь вести себя в критической, травмоопасной ситуации.

Охрана труда - государственная система законодательных актов социально-экономических, организационных, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособность человека в процессе труда.

Техника безопасности - система организационных и технических мероприятий, предотвращающих воздействие на человека опасных и вредных производственных факторов.

Несчастный случай - случай с человеком на производстве, связанный с воздействием на него опасных производственных факторов, которые приводят к травме.

Профессиональное заболевание - заболевание, вызванное воздействием на человека вредных условий.

Основной задачей охраны труда  является уменьшение или ликвидация влияния на людей опасных и  вредных факторов трудовой деятельности. Решение ее осуществляется организационными, техническими, гигиеническими, социальными, правовыми, психологическими, этическими методами и средствами.

 

    1. Средства повышения безопасности труда 

Организационные средства повышения безопасности труда включают в себя:

- профессиональный подбор и подготовку кадров;

         

 

ДОУ.2513.01.1.50.605.0000 ПЗ

         

Изм

Лист

№ докум.

Подп.

Дата

Разраб.

Соктоева Д.А.

   

Управление безопасностью при  проведении аварийно – спасательных работ

Лит

Лист

Листов

Пров.

Ухеев Г.Ж.

     

5

22

         

Н.контр.

     

Утв.

     

 

- повышение квалификации и совершенствование  знаний и производственных навыков;

- повышение безопасности процессов и методов производства;

- совершенствование четкости организации и качества работы лиц, ответственных за безопасность труда;

- конкретизацию функциональных  обязанностей в деятельности  отдельных исполнителей, регламентацию  их работы должностными инструкциями, положениями и правилами по охране труда;

- обеспечение строгого надзора и контроля за состоянием охраны труда;

- совершенствование социальных, материальных  и технических условий для  нормального и безопасного протекания  трудового процесса.

Технические средства повышения безопасности труда служат повышению эффективности производственных процессов и операций. Они базируются на облегчении физических затрат человека, а также на повышении безопасности и совершенствовании условий труда. Одним из основных положений в охране труда при совершенствовании технических средств, являющихся существенно важными в современных условиях, остается задача перехода от техники безопасности к безопасной технике.

Гигиенические средства повышения безопасности труда призваны обеспечивать благоприятное взаимодействие между человеком в трудовом процессе и окружающей средой.

К ним относятся:

- изучение влияния факторов  окружающей среды и самих трудовых  процессов на организм человека;

- установление физиологических  и гигиенических критериев для  безвредного протекания трудового  процесса;

- регламентация и определение гигиенических норм для трудовых процессов и санкционирование трудовых процессов на их основе;

- разработка профилактических  мероприятий по предотвращению  утомления, профессиональных и общих заболеваний;

- организация и практическое  осуществление надзора и регулярного контроля за состоянием санитарно-гигиенических условий труда и производственной среды;

- оценка состояния и гигиенической  эффективности санитарно-технических устройств, установок и приспособлений, бытовых помещений, санитарных средств и СИЗ;

         

 

ДОУ.2513.01.1.50.605.0000 ПЗ

Лист

 

6

         

Изм

Лист

№ докум.

Подп.

Дата

 

- организация и качественное  обучение персонала по вопросам  санитарно-гигиенического обеспечения,  оказания первой помощи пострадавшему.

Социальные средства повышения безопасности труда связаны с жизнедеятельностью трудового коллектива. Планирование и регулирование социального развития коллектива представляет собой процесс организации и координации элементов социальной структуры производства.  Социальная среда, служащая для охраны здоровья человека и повышения эффективности его деятельности в трудовом процессе, включает в себя следующие элементы:

- определение уровня совершенства  применяемых техники, технологии. состояния производственной обстановки, средств защиты, степени интенсивности труда и т.д.;

- состояние производственных и  бытовых помещений, оборудование  рабочих мест, метеорологические  условия, качество вентиляции, отопления  и освещения, уровень шума, вибрации и другие факторы;

- материальные условия жизни, к которым относятся материальный уровень и влияние характера производственной деятельности на его изменения;

- условия быта вне производственной  сферы и возможности восстановления  энергетических затрат.

Правовые средства повышения безопасности труда включают в себя законодательно-нормативные акты, являющиеся базой управления охраной труда. Особая роль при этом отведена трудовому законодательству и разрабатываемым на его основе нормативным документам. Для обеспечения безопасности труда законодательно определены требования охраны труда применительно к средствам труда: зданиям, сооружениям, техническим процессам, оборудованию и т.д. Регламентирующими источниками для предупредительного надзора являются нормативные акты стандартизации безопасности труда, санитарные и другие нормы и правила. К числу важнейших мероприятий по обеспечению безопасности труда относятся требования законодательства, предъявляемые к безопасным приемам работы. Проведение периодических медицинских осмотров обеспечивает наблюдение за состоянием здоровья и своевременное выявление признаков заболеваний.

       Психологические средства повышения безопасности труда объединяют в себе факторы, определяющие соответствующий психологический климат в коллективе, обеспечение психологической совместимости его членов. В обеспечении благоприятных и

         

 

ДОУ.2513.01.1.50.605.0000 ПЗ

Лист

 

7

         

Изм

Лист

№ докум.

Подп.

Дата

 

безопасных условий труда особое место занимают вопросы профессионального  подбора кадров, подготовки и обучения безопасным приемам работы, расстановки и эффективного использования трудовых ресурсов, их взаимоотношений. Характерной чертой в производственной деятельности становится переработка непрерывно возрастающего объема информации и принятие для соответствующей ситуации наиболее правильного решения. Всё это увеличивает роль психологических процессов в трудовой деятельности: напряжение внимания, восприятия и оценки обстановки, памяти, мышления. Учет требований психологии труда позволяет предотвратить стрессовые состояния человека, при которых повышается вероятность возникновения травмоопасных и аварийных ситуаций.  

 Этические средства повышения безопасности труда отражают взаимоотношения между участниками трудового процесса, членами коллектива. Характер и проявление таких отношений являются одним из важнейших аспектов охраны труда. Формирование в трудовом коллективе правильных межличностных отношений на основе правил, норм и инструкций по охране труда является одной из основных обязанностей руководителя. Формы отношений в коллективе могут быть различными и зависят от объективных причин: подчинение, сотрудничество, зависимость, взаимопомощь и др.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

 

ДОУ.2513.01.1.50.605.0000 ПЗ

Лист

 

8

         

Изм

Лист

№ докум.

Подп.

Дата

 

Глава 2. Мероприятия по обеспечению  безопасности спасателей (на местности, зараженной радиационными и химическими веществами)

2.1. Проведение спасательных работ  на местности, зараженной радиационными  и химическими веществами

Для обеспечения ведения спасательных работ в очагах, зараженных радиоактивными и химическими веществами, требуется строгое соблюдение установленного режима, который регламентирует максимально допустимое время нахождения (работы) личного состава формирований ГО, включая время в пути из районов поражения и обратно, а также время отдыха в противорадиационных укрытиях.

Во всех случаях суммарная доза облучения для людей не должна превышать 50 рентген. Планируемое повышение  облучения спасателей может быть обусловлено только необходимостью спасения людей и (или) предотвращения еще большего облучения и (или) химического отравления их.

Облучение, химическое отравление граждан  или аварийно – спасательных бригад, привлекаемых к ликвидации последствий  радиационных аварий, не должно превышать  более чем 10 раз среднегодовое значение основных гигиенических нормативов облучения.

При работе на радиоактивно и (или) химически  зараженной местности личный состав формирований  должен принимать  необходимые меры для защиты органов  дыхания и кожи, а также для  предотвращения попадания радиоактивной пыли внутрь организма. Для этого он обеспечивается средствами индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, респираторами, ватно – марлевыми повязками.

Продолжительность непрерывной работы в средствах индивидуальной защиты зависит от физического состояния работающего, характера нагрузки, температурных условий и степени его натренированности. Допустимое время работы в защитной одежде в летних условиях не превышает 2 часов. При температуре + 17 необходимо устраивать периодический отдых для личного состава на 20-30 минут, во время которого можно снять противогаз  и другие средства защиты. Подробнее, средства защиты мы рассмотрим в 3 главе данной курсовой работы.

         

 

ДОУ.2513.01.1.50.605.0000 ПЗ

         

Изм

Лист

№ докум.

Подп.

Дата

Разраб.

Соктоева Д.А.

   

Мероприятия по обеспечению  безопасности спасателей (на местности, зараженной радиационными и химическими веществами)

Лит

Лист

Листов

Пров.

Ухеев Г.Ж.

     

9

22

         

Н.контр.

     

Утв.

     

 

2.2. Меры по обеспечению безопасности в зараженной местности

Для уменьшения поражения радиоактивными излучениями в очаге поражения  личному составу запрещается  работать без рукавиц, пить, курить и принимать пищу.

Важным условием обеспечения безопасности работы личного состава формирований на радиоактивно зараженной местности является  постоянный дозиметрический контроль облучения, осуществляемый снятием показаний с индивидуальных дозиметров. Командир формирования обязан вести контроль облучения личного состава, полученные данные заносить в специальный журнал. Он также контролирует йодную профилактику перед вводом формирования в очаг поражения (прием препаратов стабильного йода йодистого калия или водно – спиртового раствора йода).

Отравляющие вещества могут быть применены  для заражения окружающей среды в целях поражения людей и животных, затруднения действий сил гражданской обороны и нарушения жизнедеятельности городов, объектов экономики. Особенно это относится к отравляющим веществам нервно – паралитического, кожно – нарывного и психогенного действия.

При ведении спасательных и других неотложных работ в зоне химического  заражения необходимо соблюдать  следующие меры безопасности:

  1. Не вводить формирование в очаг поражения без его разведки;
  2. Четко знать вид отравляющего вещества, его токсичность, стойкость, боевое состояние;
  3. Обеспечить личный состав средствами индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, аптечками АИ – 2, противохимическими пакетами, приборами химической разведки типа ВПХР.
  4. После выхода личного состава из очага химического заражения провести обязательную  санитарную обработку и дегазацию одежды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

 

ДОУ.2513.01.1.50.605.0000 ПЗ

Лист

 

10

         

Изм

Лист

№ докум.

Подп.

Дата


 

 

Глава 3. Средства защиты спасателей от аварийно химически опасных веществ

3.1. Общие требования к комплексам средств индивидуальной защиты

Требования к комплексам средств  индивидуальной защиты регламентированы государственным стандартом. Данный стандарт разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ВНИИ ГОЧС), доработан с участием рабочей группы специалистов Технического комитета по стандартизации ТК 71 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций», внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций».

Стандарт распространяется на комплексы средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ), предназначенные для обеспечения безопасности спасателей при ведении работ в очагах химического поражения. Он устанавливает общие технические требования к комплексам СИЗ спасателей от аварийно химически опасных веществ ингаляционного действия (далее АХОВИД).[2]

Комплексы СИЗ предназначены для  защиты спасателей от АХОВИД при чрезвычайных ситуациях (ЧС) на химически опасном объекте (ХОО). Комплексы СИЗ включают средства индивидуальной защиты кожи (СИЗК) и средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД). СИЗК и СИЗОД в зависимости от условий использования предусматриваются изолирующего и фильтрующего типов. В зависимости от принципов действия, условий использования комплексы СИЗ подразделяют на три типа различающиеся по уровням защитных свойств.

Комплекс СИЗ первого типа предназначен для работ, проводимых в условиях максимально возможных концентраций АХОВИД, контакта с жидкой фазой веществ и воздействии открытого пламени. Рекомендуется для использования непосредственно на аварийном объекте или вблизи него на расстояниях менее 50 м от источника заражения.

Комплекс СИЗ второго типа - для  работ, проводимых при возможных концентрациях АХОВИД на два-три порядка меньше максимальных; рекомендуется для использования спасателями в радиусе 50-500 м от источника заражения.

         

 

ДОУ.2513.01.1.50.605.0000 ПЗ

         

Изм

Лист

№ докум.

Подп.

Дата

Разраб.

Соктоева Д.А.

   

Средства защиты спасателей от аварийно химически опасных веществ

Лит

Лист

Листов

Пров.

Ухеев Г.Ж.

     

11

22

         

Н.контр.

     

Утв.

     

 

Комплекс СИЗ третьего типа - для  работ, проводимых при возможных  концентрациях веществ на четыре-пять порядков ниже максимальных; рекомендуется использовать для защиты спасателей на расстояниях 500-1000 м и более от источника заражения.

 Комплекс СИЗ первого типа  рекомендуется для спасателей  первой категории (спасателей-профессионалов); комплекс СИЗ второго и третьего типов - для спасателей второй категории (спасателей-непрофессионалов). В составе комплекса СИЗ первого типа должны предусматриваться СИЗК и СИЗОД повышенной герметичности, обеспечивающие защиту при обливе и воздействии больших концентраций опасных химических веществ (ОХВ). Допускается использование комплекса с автономной системой жизнеобеспечения и без нее.

 В состав комплекса СИЗ  второго типа должны входить  защитные изолирующие костюма  СИЗОД изолирующего и фильтрующего  типа. Для кратковременной защиты от АХОВИД и выхода из зоны заражения в составе комплексов СИЗ первого и второго типов должны предусматриваться также средства аварийного спасания (самоспасатели). Допускается возможность использований СИЗОД комбинированного (фильтрующе-изолирующего) типа.

Комплекс СИЗ третьего типа должен состоять из фильтрующих СИЗОД. В  его состав могут входить также респиратор, защитный фильтрующий костюм.

 

3.2. Технические и эксплуатационные  требования к комплексам средств  индивидуальной защиты и их  показатели

Комплексы средств индивидуальной защиты должны соответствовать требованиям, приведенным в приложении 1.

Комплексы средств индивидуальной защиты (СИЗ) должны использоваться при следующих климатических условиях:

1. температура воздуха - от минус 40 до плюс 40 °С;

2. относительная влажность воздуха от 30 до 98 %.

Изделия комплексов СИЗ в заводской  упаковке должны быть устойчивы к воздействию ударных нагрузок при десятикратном падении с высоты 0,5 м на бетон.[3]

 

         

 

ДОУ.2513.01.1.50.605.0000 ПЗ

Лист

 

12

         

Изм

Лист

№ докум.

Подп.

Дата

 

Материалы, элементы, составные части  комплексов СИЗ должны быть стойкими к воздействию АХОВИД, дегазирующих веществ и рецептур пожаротушения. В процессе использования допускается обработка комплексов обезвреживающими растворами в количестве одного раза (после воздействия жидкой фазы) и пяти раз (после воздействия паров веществ). Материалы СИЗ не должны служить источником их горения и тления.

Вероятность безотказной работы комплексов СИЗ первого и второго типов  должна быть не менее 0,95 в течение 10, 50 циклов использования соответственно (20 мин - работа, 10 мин - отдых). Срок сохраняемости по комплексу защитных, эксплуатационных и эргономических показателей в неотапливаемых помещениях должен быть не менее 5 лет при температуре от минус 40 до плюс 40 °С.

Все типы комплексов СИЗ не должны вызывать кожно-раздражающего, токсического и местного действия на кожу, слизистую оболочку глаз и верхних дыхательных путей. Конструкция комплексов СИЗ должна позволять выполнение основных задач, возлагаемых на спасателей, в различных климатических условиях (3.3.1), иметь систему внутренней вентиляции для сохранения безопасности и комфортный условий.

Оптическая система комплексов СИЗ должна:

- обеспечить требуемую (не менее  0,5 усл. ед.) остроту зрения при  положительной температуре. При  отрицательной температуре минус  40 °С допускается использование средств борьбы с запотеванием, при этом должна быть обеспечена видимость в течение двух часов, смотровое окно не должно вызывать искажений видимых параметров;

- позволять пользоваться коррегирующими  приспособлениями с межзрачковым  расстоянием 55-57 мм.

В комплексе СИЗ должен обеспечиваться обзор: вправо, влево не менее 100°; вниз не менее 60°, вверх не менее 40°. Комплексы СИЗ первого и второго типов должны использоваться спасателями, имеющими специальную подготовку. Заправка расходными компонентами и подготовка к работе комплексов СИЗ должны обеспечиваться без использования специального оборудования. Для комплексов первого и второго типов должны предусматриваться передвижные (транспортируемые) установки с целью перевозки средств к месту выполнения работ.

 

         

 

ДОУ.2513.01.1.50.605.0000 ПЗ

Лист

 

13

         

Изм

Лист

№ докум.

Подп.

Дата

 

В течение срока службы комплекса  СИЗ должен быть предусмотрен специальный  лабораторный контроль качества защитных материалов и других частей один раз  в год.

Конструкция комплексов СИЗ первого и второго типов должна:

- обеспечивать совместимость и  сочетаемость его составных частей;

- предусматривать возможность  одевания и снятия без посторонней  помощи;

- предусматривать наличие ярких  отличительных полос, знаков и возможность использования с изолирующими дыхательными аппаратами разной конструкции и принципов действия.

Для изолирующих типов СИЗ должен быть предусмотрен звуковой индикатор, предупреждающий об окончании работы в изделии не менее чем за 10 мин.

 Комплексы СИЗ первого типа должны быть обеспечены телефоном и радиоприставкой для связи, в комплексе второго и третьего типа следует предусмотреть возможность ведения переговоров голосом. В комплексах первого и второго типов должна быть предусмотрена возможность монтажа системы для проведения искусственного дыхания пострадавшему производственному персоналу и населению.

Материалы, применяемые для изготовления комплексов СИЗ, по санитарным нормам должны соответствовать нормам и  требованиям Госкомсанэпиднадзора России и иметь гигиенический сертификат. Детали и узлы комплексов СИЗ должны быть взаимозаменяемыми. Правила приемки, требования к упаковке, транспортированию и хранению комплексов СИЗ должны устанавливаться стандартами и техническими условиями на конкретное изделие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

 

ДОУ.2513.01.1.50.605.0000 ПЗ

Лист

 

14

         

Изм

Лист

№ докум.

Подп.

Дата

 

Глава 4. Страхование и медицинское  обеспечение спасателей

4.1. Страховые гарантии спасателей

Спасатели подлежат обязательному  страхованию. Страхование осуществляется за счет средств на содержание спасательных служб и формирований.

Страхование спасателей производится:

- при назначении их на должности спасателей в профессиональные аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования;

- в случае привлечения в индивидуальном порядке либо в составе нештатных или общественных аварийно-спасательных формирований к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.[1]

Страховыми событиями для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований являются гибель (смерть) при исполнении ими обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), смерть, наступившая вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период и в связи с исполнением ими обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), а также потеря трудоспособности, наступившая как следствие исполнения указанных обязанностей. При этом в заключении, выдаваемом органами, уполномоченными на то Правительством Российской Федерации, должно содержаться указание о связи страхового события с исполнением застрахованным спасателем обязанностей, возложенных на него трудовым договором (контрактом).

Страховыми событиями для спасателей, привлекаемых к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в индивидуальном порядке либо в составе нештатных или общественных аварийно-спасательных формирований, являются гибель (смерть) в ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, смерть, наступившая вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в ходе проведения указанных работ, а также потеря трудоспособности, наступившая как следствие их участия в проведении указанных работ. При этом в

         

 

ДОУ.2513.01.1.50.605.0000 ПЗ

         

Изм

Лист

№ докум.

Подп.

Дата

Разраб.

Соктоева Д.А.

   

Страхование и медицинское обеспечение  спасателей

Лит

Лист

Листов

Пров.

Ухеев Г.Ж.

     

15

22

         

Н.контр.

     

Утв.

     

 

заключении, выдаваемом органами, уполномоченными  на то Правительством Российской Федерации, должно содержаться указание о связи страхового события с участием застрахованного спасателя в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Страхование производится на сумму не менее 20000 рублей. Страхование спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований производят федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, создающие профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования за счет финансовых средств, выделяемых на содержание указанных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.

Страхование спасателей, привлеченных к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в индивидуальном порядке либо в составе нештатных или общественных аварийно-спасательных формирований, производят федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций, привлекшие спасателей к участию в проведении указанных работ, за счет финансовых средств, выделенных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций. Выплаты сумм по обязательному бесплатному личному страхованию спасателей в случае наступления страховых событий, указанных в настоящей статье, производятся независимо от выплат по социальному страхованию, социальному обеспечению в порядке возмещения вреда здоровью. Банки осуществляют операции по зачислению на вклады граждан сумм по обязательному бесплатному страхованию спасателей на их счета организациями, осуществляющими выплату страховых сумм, а также прием страховых взносов в порядке образования страхового фонда и иных взаиморасчетов по выплаченным страховым суммам по данному виду страхования граждан между организациями, осуществляющими

страхование спасателей, без истребования комиссионного вознаграждения. Сумма средств, израсходованных на страхование спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, относится на себестоимость выполняемых указанными аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями работ или на себестоимость

         

 

ДОУ.2513.01.1.50.605.0000 ПЗ

Лист

 

16

         

Изм

Лист

№ докум.

Подп.

Дата

 

продукции (услуг), производимой (оказываемых) создавшими их организациями.

В случае гибели спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, создаваемых федеральными органами исполнительной власти, наступившей при исполнении ими обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), либо в случае смерти, наступившей до истечения одного года со дня увольнения из аварийно-спасательной службы, аварийно-спасательного формирования, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период и в связи с исполнением ими обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), членам их семей - женам (мужьям), детям, не достигшим возраста 18 лет (учащимся - в возрасте до 23 лет), либо детям старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, отцам и матерям выплачивается из федерального бюджета (в равных долях) единовременное пособие в размере 120 окладов месячного денежного содержания. 
В случае получения спасателями профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований при исполнении ими обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, исключающих для них возможность дальнейшей работы в качестве спасателей, им выплачивается единовременное пособие в размере 60 окладов месячного денежного содержания.

В случае гибели спасателей, привлеченных федеральными органами исполнительной власти к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в индивидуальном порядке либо в составе нештатных  или общественных аварийно-спасательных формирований, наступившей при проведении указанных работ, либо в случае их смерти, наступившей до истечения одного года со дня окончания их участия в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период и в связи с участием в проведении указанных работ, членам их семей - женам (мужьям), детям, не достигшим возраста 18 лет (учащимся

- в возрасте до 23 лет), либо детям  старше этого возраста, если они  стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, отцам и матерям выплачивается из федерального бюджета (в равных долях) единовременное пособие в размере 100000 рублей. 

         

 

ДОУ.2513.01.1.50.605.0000 ПЗ

Лист

 

17

         

Изм

Лист

№ докум.

Подп.

Дата

 

Спасателям, привлеченным к проведению работ федеральными органами исполнительной власти по ликвидации чрезвычайных ситуаций в индивидуальном порядке либо в составе нештатных или общественных аварийно-спасательных формирований, в случае получения ими увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, наступивших при проведении указанных работ и исключающих для них возможность дальнейшей работы в качестве спасателя, выплачивается из федерального бюджета единовременное пособие в размере 50000 рублей.

Все расходы, связанные с подготовкой к перевозке тел, перевозкой тел, погребением спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, погибших при исполнении обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученных в период и в связи с исполнением обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), а также расходы по изготовлению и установке надгробных памятников осуществляются за счет финансовых средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, создавших соответствующие профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, в соответствии с установленными ими порядком и нормами.

 

4.2. Медицинское обеспечение спасателей

Эффективность защиты спасателей в  чрезвычайных ситуациях (ЧС) достигается  использованием различных организационных, инженерно-технических и специальных (в том числе медицинских) мероприятий с учетом особенностей воздействия поражающего фактора ЧС. При этом мероприятия медицинской защиты проводятся практически во всех ЧС.

Медицинская защита – комплекс мероприятий, проводимых (организуемых) службой медицины катастроф и медицинской службой гражданской обороны (МСГО) для предупреждения или максимального ослабления воздействия на население и спасателей поражающих факторов. Медицинская защита является составной частью медико-санитарного обеспечения.

         

 

ДОУ.2513.01.1.50.605.0000 ПЗ

Лист

 

18

         

Изм

Лист

№ докум.

Подп.

Дата

 

Мероприятия по медицинской защите включают:

  • содействие в обеспечении индивидуальными средствами профилактики поражений (антидотами, радиопротекторами, средствами специальной обработки и т.п.), медицинскими препаратами для оказания первой медицинской помощи, а также участие в обучении правилам и приемам пользования ими;
  • проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по предупреждению или снижению отрицательного воздействия поражающих факторов ЧС;
  • разработку (на основе оценки обстановки, сложившейся в ЧС) и выполнение комплекса мероприятий по медицинской защите населения и спасателей;
  • участие в психологической подготовке населения и спасателей;
  • организацию и соблюдение санитарного режима на этапах медицинской эвакуации, контроль радиоактивного и химического загрязнения пораженных (больных) и спасателей, а также выполнение других защитных мероприятий в формированиях и учреждениях Всероссийской службы медицины катастроф и МСГО. [1]

Медицинская и психологическая  реабилитация спасателей, принимавших  участие в проведении спасательных работ, осуществляется в медицинских  организациях и реабилитационных центрах  за счет средств на содержание спасательных служб и формирований.

Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, пострадавшие в ходе исполнения обязанностей, возложенных  на них трудовым договором (контрактом), имеют право на первоочередное медицинское обслуживание и выплаты в размере среднемесячной заработной платы по основному месту работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

 

ДОУ.2513.01.1.50.605.0000 ПЗ

Лист

19

         

Изм

Лист

№ докум.

Подп.

Дата

 

Заключение

Законодательство в сфере деятельности аварийно-спасательных подразделений МЧС России является сложным многоотраслевым образованием, в котором одновременно действуют правовые нормы различного уровня, значения и юридической силы.

Нормативно-правовая база в сфере  правового регулирования деятельности спасателей является подвижной и динамичной системой. Она находится в постоянном развитии и претерпевает изменения, учитывающие процессы, происходящие в обществе.

Причины возникновения коллизий в  сфере деятельности аварийно-спасательных подразделений МЧС России носят объективный и субъективный характер. Объективной причиной является неравномерность общественных отношений, их скачкообразное развитие. К субъективным относятся низкое качество законов, непродуманность нормотворческой деятельности, отсутствие правовой культуры, неупорядоченность нормативных актов.

Страховой механизм обеспечения безопасности спасателей — это совокупность отношений, возникающих в рамках системы  обязательного страхования между  страхователями (соответствующими Министерствами и ведомствами), страховщиками (государственными и негосударственными страховыми организациями), а также застрахованными (спасателями) с целью создания посредством уплаты страховых взносов финансовой основы для исполнения обязательств страховщика по выплате спасателям страхового обеспечения с целью минимизации вреда, причиненного их жизни и здоровью в результате профессиональной деятельности.

Страховой механизм защиты спасателей является одним из элементов системы  обеспечения безопасности военной службы.

Необходимость совершенствования  в системе МЧС механизма страхования  жизни и здоровья спасателей определяется наличием повышенного риска в  процессе осуществления ими трудовой деятельности, а также выявленных закономерностей нарушения здоровья спасателей. Страхование жизни и здоровья представляет собой достаточно эффективный и доступный механизм страховой защиты сотрудников аварийно-спасательных подразделений МЧС России.

         

 

ДОУ.2513.01.1.50.605.0000 ПЗ

         

Изм

Лист

№ докум.

Подп.

Дата

Разраб.

Соктоева Д.А.

   

 

 

Заключение

Лит

Лист

Листов

Пров.

Ухеев Г.Ж.

     

20

22

         

Н.контр.

     

Утв.

     

 

Список используемых источников

1. Федеральный закон от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»

2. ГОСТ 12.4.064-84 ССБТ. Костюмы изолирующие. Общие технические требования и методы испытаний

3. ГОСТ Р 22.0.02-94 БЧС. Термины и определения основных понятий

4. ГОСТ Р 22.0.05-94 БЧС. Техногенные чрезвычайные ситуации.

5. ГОСТ Р 22.9.05-95 Комплексы средств индивидуальной защиты спасателей. Общие технические требования

6. Шойгу С.К. Кудинов С.М., Неживой А.Ф., Герокарис A.B. Охрана труда спасателя. -М,1998.

7. Шойгу С. Спасатели: повседневность подвига // Всстник «Россия. Третье тысячелетие» «Безопасность России в глобальной перспективе». - 2007. - № 14. С. 98.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

 

ДОУ.2513.01.1.50.605.0000 ПЗ

         

Изм

Лист

№ докум.

Подп.

Дата

Разраб.

Соктоева Д.А.

   

 

 

Список используемых источников

Лит

Лист

Листов

Пров.

Ухеев Г.Ж.

     

21

22

         

Н.контр.

     

Утв.

     

 

Приложение 1

Наименование требований

Значения показателя для комплекса СИЗ типов

1

2

3

Время работы личного  состава, выполняющего дозированную физическую нагрузку с энергозатратами 320 Вт при  положительной температуре 25 °C и режиме: 20 мин - работа, 10 мин - отдых, мин

60

120

240-360

Время защитного действия комплекса от паров (газов) АХОВИД при  концентрациях, приведенных в приложении Б, мин

60

120

240-360

Коэффициент подсоса  в подкостюмное пространство по локальной оценке, %, не более

0,02

1,5

-

Коэффициент подсоса  в подмасочное пространство по стандартному масляному туману (СМТ), %, не более

5×10-5

1×10-4

1×10-2

Коэффициент проскока противоаэрозольного  фильтра противогазовой коробки, %, не более

-

1×10-4

1×10-3

Защита от жидкой фазы АХОВИД с исключением затекания  жидкости по конструктивным элементам  комплекса, мин, не менее:

     

рук и ног

20

7

-

головы и туловища

2

1

-

Защита от облива АХОВИД, мин, не менее

10

-

-

Термозащита от открытого  пламени, с

10

-

-

Стойкость к ИК-излучению  интенсивностью 0,33 кал/(см2×с) и температуре окружающего воздуха 200 °С, мин

10

-

-

Кратность обработки  материалов СИЗ обеззараживающим (дегазирующим) раствором, раз, не менее:

     

после воздействия жидкой фазы АХОВИД

1

-

-

после воздействия паровой (газовой) фазы АХОВИД

5

5

-

Разборчивость речи должна соответствовать ГОСТ 12.4.064, % (слов), не менее

94

80

80

Время перевода комплекса  из положения «наготове» в «боевое», с, не более

300

300

10

в том числе СИЗОД

30

30

10

Сопротивление дыханию  при нагрузке средней тяжести (45 л/мин), мм вод. ст., не более:

     

для изолирующих СИЗОД

50

50

-

для фильтрующих СИЗОД

-

20

20

Температура вдыхаемого воздуха, °С, не более

+40

+40

-

Объемное содержание двуокиси углерода во вдыхаемом воздухе, %, не более

2,0

2,0

1,5

Масса комплекса СИЗ, кг, не более

25*

15*

3

Время технического обслуживания комплекса после работы в нем, мин, не более

60

60

-

* При массе дыхательных  аппаратов не более 12,5 кг


 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Управление безопасностью при ЧС, вызванной разливом химически опасных веществ