Способы и формы возмещения вреда, причиненного экологическими правонарушениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 17:46, курсовая работа

Описание работы

Важнейшей проблемой современности является активное и зачастую неразумное вмешательство человека в сложнейший естественный механизм биосферы. Современный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация природных систем ведет к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни. Россия играет ключевую роль в поддержании глобальных функций биосферы, так как на ее обширных территориях, занятых различными природными экосистемами, представлена значительная часть биоразнообразия Земли. Российская Федерация, как крупнейшее государство, обязана принимать необходимые меры для поддержания этого баланса не только исходя из собственных национальных интересов, но и во благо всей цивилизации.

Файлы: 1 файл

Kursovaya испр..docx

— 115.66 Кб (Скачать файл)

Считаем, что если организацией – причинителем вреда произведены фактические затраты на восстановление окружающей среды, но не утверждены в установленном порядке проекты восстановительных работ, такие фактические затраты не могут служить доказательством возмещения ущерба в натуре по следующим основаниям.

В-первых, устранение юридическим лицом выявленных нарушений посредством исполнения принудительно возложенного на него (предписанием) неисполненной обязанности, предусмотренной законом, не снимает с юридического лица, виновного в совершении экологического правонарушения, юридической ответственности (имущественной ответственности, выраженной в возмещении вреда окружающей среде, причиненного экологическим правонарушением).

Во-вторых, исполнение обязанностей по осуществлению мероприятий по охране окружающей среды, по очистке и обезвреживанию отходов производства, по рекультивации нарушенных и загрязненных земель согласно ФЗ «Об охране окружающей среды» не является способом возмещения вреда, а является самостоятельными обязанностями и самостоятельными работами, которые сопровождают процесс эксплуатации объектов и иной хозяйственной деятельности и могут являться в качестве составной части размера вреда.

Таким образом, произведенные организацией – причинителем вреда фактические затраты, направленные на восстановление нарушенного состояния земель, которые по сути являются одним из видов мероприятий по выполнению предписания органа государственной власти, – это только частичная компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. При определении размера вреда необходимо учитывать также и иные расчеты: понесенные убытки (реальный ущерб и упущенная выгода), а также проекты рекультивационных и иных восстановительных работ в полном объеме, а при их отсутствии – таксы и методики исчисления размера вреда окружающей среде.

В-третьих, следует отметить, что проведение восстановительных (рекультивационных) работ должно соответствовать требованиям действующего законодательства:

- необходимо утвердить  в установленном порядке соответствующий  проект;

- необходимо соблюдать  порядок проведения работ по  рекультивации земель, установленный  действующим законодательством;

- необходимо представлять  государственную статистическую  отчетность №2-ТП (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы» в порядке, предусмотренном законодательством. 45

 

2.2. Натуральные формы возмещения экологического вреда

 

Вред природной среде причиняется, согласно cт. 77 федерального закона «Об охране окружающей среды», ее загрязнением, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями. Обратим внимание, что по конструкции ст. 77 потерпевшей стороной выступает природная среда, являющаяся не субъектом, а объектом права.

Говоря о возмещении вреда природной среде, имеют в виду, что стороной любого обязательства, в том числе возникающего из причинения вреда, является субъект права, а не его объект. Соответственно вред природной среде возмещается в зависимости от реальной ситуации обладателю права собственности на природные ресурсы или природопользовавателю.

Дела о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, рассматриваются по искам прокурора, Государственного комитета по охране окружающей среды РФ, других государственных органов управления использованием и охраной природных ресурсов, граждан и юридических лиц, во владении и пользовании которых находятся природные ресурсы, администрации государственных заповедников и национальных природных парков.

ГК РФ предусматривает два способа возмещения вреда – в натуре (реальный) и в денежном выражении (ст. 1082). Что касается реального возмещения вреда в натуре, то при различных видах экологических правонарушений встает вопрос о пределах возможностей такого возмещения. К примеру, применительно к охране земель возмещение вреда в натуре может быть реализовано посредством восстановления прежнего состояния земли. Так, при неправомерном нарушении рельефа земельного участка – участок покрыт траншеями, котлованами и т.п. – восстановление может заключаться в устранении этих недостатков. Восстановление лесных массивов может быть осуществлено посредством новых посадок древесных культур.

К натуральным формам возмещения можно отнести меры по восстановлению природного ресурса до исходного состояния на момент нанесения вреда, предоставлению равноценного природного ресурса взамен утраченного или выведенного из хозяйственного оборота, строительство и передача истцу сооружений и объектов по воспроизводству и восстановлению утраченного.

    При натуральной  форме возмещения вреда заключаются  соответствующие договоры и / или  соглашения, регламентирующие порядок, условия, сроки и объемы возмещения  причиненного вреда.

 

 Решение о восстановлении прежнего состояния земли, других природных ресурсов как способ реального возмещения вреда, причиненного нарушением правил рационального использования и охраны природных богатств, принимается в каждом конкретном случае судом. Очевидно, такое требование может быть предъявлено к правонарушителю, если:

• восстановление объективно возможно и

• правонарушитель в силу своей специальной правосубъектности в состоянии в течение некоего оптимального срока провести необходимые работы. При невозможности возмещения вреда в натуре решается вопрос о денежном возмещении.

 

 Судом могут быть приняты во внимание такие обстоятельства, как отсутствие у потерпевшего материально-технических ресурсов, необходимых для проведения работ по восстановлению природной среды. Возможен смешанный вариант, при котором в пользу потерпевшего часть средств компенсируется в денежной форме, а часть – путем выполнения восстановительных работ за счет сил и средств ответчика. Если ответчик уклоняется от выполнения возложенных судом обязанностей, суд, арбитражный суд по иску потерпевшей стороны принимает решение о взыскании ущерба в денежной форме, включая убытки, вызванные неисполнением решения суда. 46

 

2.3. Стоимостные формы возмещения экологического вреда

 

 

 Возмещение причиненного природной среде вреда в денежном выражении определяется рядом способов, предусмотренных законодательством об окружающей среде.

К стоимостным формам возмещения вреда можно отнести предоставление финансовых средств для восстановления состояния окружающей природной среды до исходного к моменту причинения вреда, финансирование мероприятий по воспроизводству природных ресурсов, возмещение истцу иных убытков, включая упущенную выгоду.

Согласно ст. 78 ФЗ «Об охране окружающее  среды»47: «Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды».

 

 Иногда размер причиненного вреда исчисляется в смешанном порядке, т.е. используется комбинация способов.

Таксы представляют собой условные единицы оценки ущерба с учетом затрат, понесенных на содержание хозяйства (лесного, рыбного, охотничьего), а также необходимости наказания виновного. Такса как бы состоит из двух частей: одна имеет целью возмещение затрат, другая – наказание виновного. При невысоких уровнях платы за пользование дикими животными по разрешениям, таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный объектам животного мира, во много раз превосходят размеры платы.

Таксы как инструмент исчисления вреда применяются не по всем видам ресурсов. Они утверждены по лесному хозяйству. По охотничьим животным таксы установлены на отдельные виды животных, определена таксовая стоимость каждого незаконно уничтоженного животного. По рыбным запасам – также по отдельным видам. Таксы устанавливаются уполномоченными государственными органами. В данный момент, полномочия по установлению такс и методик исчисления размера вреда, причиненного окружающей среде, осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, на основании Постановления Правительства РФ от 29.04.08 г. № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии»48.

Величина таксы определяется с учетом экологической ценности вида растений и животных и устанавливается за каждый экземпляр (в соответствии с Приказом Минприроды РФ от 04.05.1994 г. № 126 «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный незаконным добыванием или уничтожением объектов животного и растительного мира»).

 

 Методики подсчета ущерба применяются в случае возмещения вреда, причиненного загрязнением вод, атмосферного воздуха, почв.

В настоящее время установлены новые таксы для исчисления размера вреда, причиненного экологическими правонарушениями занесенным в Красную книгу России объектам флоры и среде их обитания. Они применяются при отсутствии проектов рекультивационных и иных восстановительных работ.

Новые ставки в несколько раз превышают прежние, которые не пересматривались с 1994 г. Они установлены в твердой денежной сумме (ранее определялись кратно к размеру МРОТ). Так, за уничтожение 1 хвойного дерева возраста старше 3-х лет с диаметром ствола не более 20 см взыскивается 75 тыс. руб. (прежде - 5 тыс. руб.). Вырубка 1 кустарника - 15 тыс. руб. (ранее - 1 тыс. руб.). Сорванный цветок из Красной книги - 300 руб. за экземпляр (вместо прежних 20 руб.).

За уничтожение 1 га участка произрастания древесных и кустарниковых пород такса составляет 750 тыс. руб. (ранее - 50 тыс. руб.). 
Если нарушение имело место на территории федерального заповедника, такса увеличивается втрое. При использовании техники или химических веществ ставки умножаются на 1,5.

Новые таксы не распространяются на виды (породы) деревьев и кустарников, заготовка которых запрещена, а также на занесенные в Красную книгу пищевые лесные ресурсы и лекарственные растения. Причиненный им вред исчисляется согласно лесному законодательству. 
Следует отметить, что возмещение вреда не исключает привлечения к административной или уголовной ответственности49.

По фактическим затратам возмещается ущерб, когда отсутствуют соответствующие таксы или методики подсчета. В частности, в таком порядке определяется ущерб, причиненный невыполнением обязанностей по рекультивации земель и другими правонарушениями.

В смешанном порядке применяются все способы определения размера ущерба. В частности, при возмещении ущерба, причиненного лесу и лесному хозяйству нарушением правил пожарной безопасности, возмещению подлежат затраты, включающие стоимость товарной древесины; расходы на воспроизводство леса; затраты по расчистке территории от пожара; стоимость погибшего имущества; расходы по тушению пожара.

При стоимостной оценке ущерба, причиненного природной среде, могут быть использованы материалы кадастровой оценки природных ресурсов.

Суммы ущерба, взыскиваемые по решению суда или арбитражного суда, возмещаются потерпевшей стороне (гражданину, предприятию, учреждению, организации) для принятия мер по восстановлению потерь в окружающей среде (ранее эти суммы перечислялись в государственный бюджет) либо перечисляются в государственный экологический фонд, если природный объект, которому причинен вред, находится в общем пользовании.

При наличии нескольких причинителей вреда взыскание производится в соответствии с долей участия каждого в причинении вреда (в том числе изыскательских, проектных, строительных организаций).

 

Заключение

 

В ХХ в. на всей территории Российской Федерации происходили процессы интенсивной индустриализации и экстенсивной добычи природных ресурсов. Как и в других индустриальных странах, эти процессы оставили после себя наследие в виде серьезного экологического ущерба и угроз для здоровья населения. Однако, в отличие от большинства других стран с развитой экономикой, Россия до сих пор не принимала никаких системных мер по ликвидации этого наследия. Но, по мнению экспертов, улучшение экономических перспектив, укрепление финансового сектора страны, усиление ее ориентации на экспорт и предполагаемое вступление в ВТО должны способствовать принятию мер по ликвидации накопленного экологического ущерба и развитии сфер переработки будущих отходов.

Во многих случаях экологический ущерб можно соотнести с деятельностью конкретных промышленных предприятий, сооружений коммунальной инфраструктуры, а также военных, научных и иных государственных стратегических объектов. Чаще всего он связан с загрязнением почвы, подземных и поверхностных вод, которое обусловлено сбросом загрязняющих веществ и удалением остатков побочных продуктов хозяйственной деятельности в виде сбросов твердых и жидких отходов.

Экологические проблемы России характеризуется крупными масштабами и серьезными последствиями, мало подобных аналогов на международном уровне. Единственной страной, где есть проблема сопоставимого характера и масштаба, являются США.

Вполне вероятно, что в дальнейшем экологическая проблема в России не улучшится, а только ухудшится. В российской экономике сохраняются высокие темпы роста, которые во многом обусловлены развитием крайне ресурсоемких и энергоемких отраслей. В условиях, когда отсутствует система мер, направленных на решение проблем, общий уровень рисков, связанных с источниками экологического загрязнения только увеличивается.

В настоящее время у России нет собственных оценок величины и последствий экологических правонарушений.

Нормативно-правовая база решения проблемы возмещения экологического вреда недостаточно развита и противоречива. Несмотря на то, что в России законодательно установлено право сторон, пострадавших от экологического вреда, на получение компенсации, в стране нет четких правовых основ для практического распределения этой ответственности или для принятия мер по исправлению ситуации. Отсутствуют четкая правовая база и процедуры, позволяющие передавать ответственность в случае приватизации государственных активов, повторной национализации приватизированных активов, купли-продажи частных активов или банкротства их владельцев.

Информация о работе Способы и формы возмещения вреда, причиненного экологическими правонарушениями