Социальное предназначение экологического права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 23:21, реферат

Описание работы

Факт существования сегодня юриспруденции не вызывает сомнений, и по этому поводу не ведутся научные споры. Однако, не смотря на это, до сих пор не существует ответа на вопрос: что же есть право, какова его природа? Многообразие правовых теорий можно объяснить следующими причинами:
.право не универсально как принцип социальной организации;
.в основе правовых теорий лежат различные методы научного познания;
.во всех правовых теориях обнаруживаются идеологические начала.

Файлы: 1 файл

экологическое право.docx

— 54.68 Кб (Скачать файл)

С учетом сферы распространения  функции права можно подразделить на внутренние и внешние. Хотя позитивное право является преимущественно  внутренним регулятором, поскольку  регулирует общественные отношения  главным образом внутри страны, тем  не менее оно участвует и в  регулировании отношений с другими  государствами. К тому же нередко  международные договоры государства  входят в состав правовой системы  данного государства. Например, согласно ст. 15 Конституции РФ международные  договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

С учетом продолжительности осуществления  функции права можно подразделить на постоянные и временные. Постоянные функции- это такие направления  воздействия права на общественные отношения, которые существуют неопределенно  длительное время, временные же функции - это направления правового воздействия, которые существуют в течение  определенного времени (например, при  регулировании общественных отношений  временными нормативно-правовыми актами).

Наконец, с учетом сфер общественной жизни функции права можно  подразделить на экономические, политические, идеологические, социальные и экологические. Экономические - это функции, которые  осуществляются правом в сфере экономики (например, регулирование предпринимательской  деятельности). Политические - функции, осуществляемые в сфере политики (например, регулирование отношений  государства с политическими  партиями). Идеологические функции - это  функции права в духовной сфере (например, регулирование образовательной  деятельности). Социальные функции - это  различные направления правового  воздействия (регулирования) в области  жилищных, пенсионных и иных социальных отношений. Экологические - это функции  права, связанные с регулированием в сфере экологии (например, правовая охрана окружающей среды).

 

Заключение

В современных условиях правовые знания представляют обязательную составную  часть профессиональной подготовки, служебной компетенции лиц в  любой сфере деятельности.

В процессе углубленного изучения данной темы можно сделать следующие  выводы о праве его сущности и  назначении:

. Право - это, прежде  всего, совокупность, а точнее - система  норм или правил поведения.  Это не случайный набор случайных  норм, а строго выверенная, упорядоченная  совокупность вполне определенных  правил поведения, это - система.

В основе любой системы  норм или правил поведения лежат  как объективные, так и субъективные факторы. В числе объективных  факторов выделяются однотипные экономические, политические, социальные, идеологические и иные условия, способствующие созданию и функционированию системы правовых норм в той или иной стране. Как отдельные нормы, так и их система в целом не создаются стихийно, произвольно, по желанию и усмотрению тех или иных отдельных лиц. Они отражают объективные потребности общества и государства и «проецируются» на реально существующие экономические, политические и иные отношения.

Разумеется, процесс создания и функционирования системы норм не только не отрицает, а, наоборот, всячески предполагает существование наряду с объективными и субъективных факторов. Речь при этом идет о разработке и осуществлении в той или  иной стране научно обоснованной правовой политики, подготовке и реализации планов законодательных работ, активного  участия специалистов-юристов в  процессе правотворчества, правоприменения, в правоохранительной деятельности государственных органов.

. Право - это не простая  система норм, а система норм, установленных или санкционированных  государством. В мире существует  множество систем различных социальных  норм. Но только система правовых  норм исходит от государства.  Все остальные создаются и  развиваются различными негосударственными - общественными, партийными и  иными органами и организациями.

Создавая нормы права, государство действует непосредственно, через свои, уполномоченные на то органы, или же путем передачи отдельных  своих полномочий на издание некоторых  нормативно-правовых актов негосударственными органами или организациями. В последнем  случае говорят о «санкционировании», т.е. дачи разрешения государством на осуществление  ограниченной правотворческой деятельности этими негосударственными институтами.

В отечественной и зарубежной юридической литературе имеется  три группы различных мнений на этот счет, три значительно отличающихся друг от друга суждения.

Суть первого из них  состоит в том, как верно подмечает  известный российский правовед Г. Шершеневич, что нормы права рассматриваются  в виде «требований государства». Государство при этом, «являясь источником права, очевидно, не может быть само обусловлено правом. Государственная  власть оказывается над правом, а  не под правом». Государство в  свете такого сужения рассматривается  как явление первичное, а право - вторичное.

Смысл второй, противоположной  точки зрения заключается в том, что само государство и государственная  власть должны носить правовой характер. В основе государственной власти должен лежать «не факт, а право». Государство, хотя он и издаст правовые акты, «не может быть источником права», «потому что оно само вытекает из права». Над государством находится право, а не наоборот. Оно его сдерживает и ограничивает.

Наконец, третий подход к  определению характера взаимоотношений  государства и права состоит  в том, что не следует вообще заострять  внимание на данном вопросе. Спор о  том, что логически предшествует другому - государство или право, - пишет в связи с этим венгерский государствовед и правовед И.Сабо, «столь же бесплоден как и спор о том, что исторически появилось раньше - государство или право». С его  точки зрения, тезис, согласно которому «право - это просто лишь государственный  приказ, представляет собой такое  же одностороннее упрощение», как  и суждение о том, что государство  является «слугой права».

По мнению автора, государство  и право «настолько соответствуют  друг другу, настолько едины», что  вопрос о том, что из них первично что - вторично, «порожден не столько  реальной действительностью (и в  этом не является вопросом факта), сколько  специфически априорным подходом к  соотношению этих двух явлений. Этот априорный подход характеризуется  либо подчеркиванием государственного волюнтаризма, либо выделением абстрактной  идеи права как самоцели».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

Абдулаев М.И. Теория государства  и права: Учебник. - М.:ТК Велби; Екатеринбург: Институт частного права, 2004.

.Доржиев Ж.Б. Теория  государства и права: учебно-методическое  пособие. М., ВСГТУ, 2005.

.Марченко М.Н. Проблемы  теории государства и права:  Учебник. М., 2001.

.Общая теория права  / Под ред. В.М. Корельского,  В.Д. Перевалова. - М: Изд. Норма, 2006.

.Пьянов Н.А. Понятие,  сущность и назначение права. // Государство и право. - 2004 -. №  5.

Теория права и государства: учебник для вузов. / Под ред. С.С. Алексеева. - М., 2008.

.Хропанюк В.Н. Теория  государства и права: учебник.  М., 2008.

 


Информация о работе Социальное предназначение экологического права