Проблемы экологии и роль стандартизации в их решении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – охарактеризовать проблемы экологии и роль стандартизации в их решении.
Из данной цели вытекают следующие задачи:
• Изучить стандартизацию в экологии;
• Найти решение экологических проблем;
• Дать оценку участия Казахстана в международном сотрудничестве по решению экологических проблем.

Файлы: 1 файл

ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ И РОЛЬ СТАНДАРТИЗАЦИИ В ИХ РЕШЕНИИ.docx

— 89.62 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Нынешнюю экологическую ситуацию можно охарактеризовать как кризисную, которая формировалась в течение длительного периода из-за того, что пренебрегались объективные законы развития и воссоздания природно-ресурсного комплекса. Происходили структурные деформации народного хозяйства, в ходе которых преимущество предоставлялось развитию сырьево-добывающих, наиболее экологически опасных отраслей промышленности.

Экологии присущ высокий удельный вес ресурсоемких и энергоемких технологий, внедрение и наращивание которых осуществлялось наиболее «дешевым способом» - без строительства соответствующих очистительных сооружений. Это было возможно при отсутствии эффективно действующих правовых, административных и экономических механизмов природопользования и без учета требований охраны окружающей среды.

Эти и другие факторы, в  частности низкий уровень экологического сознания общества, привели к значительной деградации окружающей среды.

Развитие рыночных отношений ставит перед производством ряд новых проблем в сфере природопользования. Их решение должно базироваться, прежде всего, на положительной связи между эффективностью, прибылями и защитой окружающей среды. В настоящее время все большее значение в законодательной базе приобретает система стандартизации в сфере экологии, экологическая сертификация для многих видов продукции.

В последние время в  результате быстрого развития научно технического прогресса и интенсивного использования природных ресурсов возрастает степень их истощения  и загрязнения окружающей среды, и проблема выживания человека становится весьма острой. На поля 
рассеиваются миллиарды тонн  ядохимикатов, в атмосферу выбрасывается более 200 миллионов  тонн оксида углерода, около 50 миллионов тонн углеводородов, 146 миллионов тонн оксида серы, 53 
миллиона тонн оксидов азота, 250 миллионов тонн пыли. В Мировой океан ежегодно попадает до 10 миллионов тонн нефти. Все это с очевидностью требует определенной корректировки действий 
человечества, так как многие изменения в окружающей среде уже стали 
необратимыми.

К началу 90-х годов стало  очевидным, что дальнейшее экономическое  развитие человечества, ориентированное  на рост благосостояния людей в сочетании  с социальными гарантиями становится возможным только в рамках "экологически устойчивого развития". Соответствующие  правовые нормы, а также экономические  инструменты, принятые как на национальном, так и международном уровне могли  бы обеспечить равновесие между экономическим  ростом, увеличением производства материальных благ и сохранением окружающей средой. К настоящему времени основные сырьевые ресурсы развитых стран мира (Северная Америка, Западная Европа) на грани  исчерпания или зарезервированы. Значительные разведанные и доступные для использования природные ресурсы имеются лишь в отдельных странах третьего мира (Бразилия, Индия, Китай, Индонезия и др.), РК и других государствах на территории бывшего СССР. За доступ к этим ресурсам идет борьба, в которой используются разные средства, в том числе и "экологическая аргументация". 

То, что эта тема становится все более актуальной для перспективного развития земной цивилизации, подтверждается сменой акцентов повестки дня на встречах лидеров развитых стран мира - "большая семерка". Начиная с саммита в Токио в 1979 году члены "большой семерки" все больше внимания уделяют вопросам справедливого обеспечения энергией и охраны окружающей среды. 

Таким образом, природные  ресурсы и природные условия, которые обеспечивают экономику  той или иной страны должны быть подвержены учету и организации, правилам, зафиксированным определенным уставом и образом.

Цель курсовой работы – охарактеризовать проблемы экологии и роль стандартизации в их решении.

Из данной цели вытекают следующие задачи:

  • Изучить стандартизацию в экологии;
  • Найти решение экологических проблем;
  • Дать оценку участия Казахстана в международном сотрудничестве по решению экологических проблем.

Объект и метод  исследования. Объектом изучения в данной курсовой работе являются проблемы экологии. Метод изучения – решение проблем экологии и роль стандартизации в их решении.

Состав и структура  курсовой работы. Курсовая работа изложена на 35 листах формата А4 и содержит две таблицы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы. В список использованной литературы входит 31 источник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 СТАНДАРТИЗАЦИЯ И ЭКОЛОГИЯ

 
1.1 Система стандартов качества природной среды

 

Стандарты качества природной  среды - единые, соответствующие достигнутому уровню научно-технического прогресса  нормативы, правила или другие документы, доступные широкой общественности и разработанные с учетом требований или с одобрения всех заинтересованных сторон на основании достижений науки, техники и практики, которые способствуют повышению общественного благосостояния.

Стандарты утверждаются на национальном, региональном или международном  уровнях. Они представляют собой  предельно допустимые уровни содержания основных загрязнителей среды воздушной, среды водной и среды почвенной  и подразделяются на первичные и  вторичные стандарты. Первые — это  предельные уровни, обеспечивающие с  определенным запасом надежности сохранение здоровья населения; они должны соблюдаться  в течение оговоренного времени. Вторые — необходимые для предупреждения других известных или предполагаемых эффектов помимо воздействия их на здоровье человека. Стандарты качества природной среды используются для  оценки состояния природной среды  и ее компонентов, регламентируют деятельность производственно-хозяйственных объектов в целях охраны природы, рационального  использования природных ресурсов, обеспечения оптимального качества окружающей природной среды на основе правильного сочетания экологических  и экономических интересов общества в условиях хозяйственной или  рекреационной деятельности. [1]

Государственные стандарты  относятся к подзаконным правовым актам, конкретизирующим общие положения  экологического законодательства.

Государственный стандарт (ГОСТ) — нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований, обязательных для исполнения.

Для природоохранной деятельности генеральным стандартом является «Система стандартов в области охраны природы  и улучшения использования природных  ресурсов».

Согласно ГОСТу, система стандартов в области охраны природы (ССОП) состоит из комплексов взаимосвязанных стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природные ресурсов. Основной задачей ССОП является введение в стандарты правил и норм, направленных на: обеспечение сохранности природных комплексов; содействие восстановлению и рациональному использованию природных ресурсов; содействие сохранению равновесия между развитием производства и устойчивостью окружающей природной среды; совершенствование управления качеством окружающей природной среды в интересах человечества.

ССОП разрабатывается  с учетом экологических, санитарно-гигиенических, технических и экономических  требований.

Обозначение стандартов ССОП состоит из индекса (ГОСТ), номера системы  по классификатору стандартов и технических  условий, точки, номера, точки, номера вида, точки, порядкового номера стандарта и отделенных последних цифр года утверждения или пересмотра стандарта. [2]

Например, ГОСТ 17.1.3.05—82. Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных и подземных  вод от загрязнения нефтью и нефтепродуктами. В данном примере ГОСТ — категория  стандарта (государственный стандарт), 1.7 — номер системы (ССОП — система  стандартов в области охраны природы), 1 — номер группы (гидросфера), 3 —  номер вида (правила охраны и рационального  использования природного объекта), 05 — порядковый номер стандарта (стандарт номер 5) и 82 — год регистрации  стандарта (1982 год).

 

Таблица 1. -  Классификация групп стандартов

 

Номер группы

Наименование

Кодовое наименование

0

Организационно-методические стандарты ССОП

Основные положения

1

Стандарты в области охраны и рационального использования  вод

Гидросфера

2

Стандарты в области защиты атмосферы

Атмосфера

3

Стандарты в области охраны и рационального использования  почв

Почвы

4

Стандарты в области улучшения  использования земель

Земли

5

Стандарты в области охраны флоры

Флора

6

Стандарты в области охраны фауны

Фауна

8

Стандарты в области охраны и рационального использования  недр

Недра


 

Таблица 2. - Классификация видов стандартов

 

Номер вида

Наименование вида

0

Основные положения

1

Термины, определения, классификации

2

Нормы и методы измерений  загрязняющих выбросов и сбросов, интенсивности  использования природных ресурсов

3

Правила охраны природы и  рационального использования природных  ресурсов





Продолжение таблицы 2.

4

Методы определения параметров состояния природных объектов и  интенсивности хозяйственных воздействий

5

Требования к средствам  контроля и измерений состояния  окружающей природной среды

6

Требования к устройствам, аппаратам, и сооружениям по защите окружающей среды от загрязнений

7

Прочие стандарты




 

В настоящее время система  управления окружающей средой регламентирована стандартами ДСТУ ISO серии 14000. В этих стандартах регламентировано: состав, описание элементов системы и  установки относительно применения; принципы управления, системы и средства обеспечения;общие принципы и процедуру аудита, аудит систем управления окружающей средой и классификационные требования к аудиторам из экологии.

Значительное влияние  на чистоту окружающей среды и  охрану природы имеют мероприятия  по обращению с разными выбросами  промышленного производства, обработки  и возделывания сельхозугодий, обеспечения  чистоты питьевой и технической  воды, регламентированные многими государственными стандартами.

Постановлением Кабинета Министров от 26 октября 2001 г. за № 1430 «Об утверждении платных услуг  экологического характера, которые  могут предоставляться территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов» установлен перечень работ и консультаций, к которым отнесены:

—разработка природоохранных  программ предприятий;

—организация и осуществление  определения показателей состава  и свойств проб объектов;

—подготовка документации относительно аккредитации измерительных  лабораторий;

—соблюдение экологических  требований объектами, получение разрешений на производство и сохранение ядовитых веществ; вывоз и ввоз продукции, которая может содержать озоноразрушающие вещества;

—осуществление количественной и качественной оценки выбросов и  сбросов;

—определение радиационного  состояния территорий и объектов;

—измерение содержания загрязнений;

—составление паспортов  для очистительных сооружений и тому подобное. [3]

Система экологических стандартов — самая важная составная часть  природоохранного законодательства. Несоблюдение стандартов карается законом.

Экологические стандарты — едины и обязательны для всех объектов данного вида и уровня системы норм и требований относительно отношения к окружающей природной среде.

Существуют стандарты  международные, государственные, отраслевые и стандарты предприятий.

К самым важным нормативам качества окружающей среды принадлежат  предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в природных средах. На основании ПДК разрабатываются нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) и сбросов (ПДС) вредных веществ в воздух и воду. Через изменения общего экологического состояния окружающей среды ПДК, ПДВ и ПДС наиболее опасных и распространенных загрязнителей уточняются каждые 3—5 лет с учетом усиления негативного эффекта от их общего действия.

На государственных и  межгосударственных уровнях созданы  организации, обязанные следить  за выполнением законов об охране природы и осуществлять мониторинг природной среды и отдельных  его компонентов.

Контроль по состоянию природной среды и выполнением природоохранных актов осуществляют Министерство экологии и природных ресурсов, Министерство здравоохранения, Государственный комитет по гидрометеорологии, Министерство по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий чернобыльской катастрофы, система государственных санитарно-эпидемиологических станций и др.

В 1989 г. опубликован международный  документ «Правовые принципы охраны окружающей среды и устойчивого  развития», подготовленный по заданию  ООН специальной Комиссией международной  группы экспертов-юристов. Он представляет собой свод правовых принципов охраны окружающей среды и устойчивого  развития человечества. [4]

Таким образом, в нашей  стране экологическое законодательство опирается на систему стандартов, содержащих ряд нормативов и требований к качеству окружающей среды.

Информация о работе Проблемы экологии и роль стандартизации в их решении