Причины экологического неблагополучия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 00:47, контрольная работа

Описание работы

В современном обществе роль информации существенно возрастает во всех сферах общественного развития, в том числе экологической. Информационный фактор, усиливающийся в условиях глобализации, приводит к активному развитию эколого-информационных общественных отношений, которые возникают по поводу и в связи с экологической информацией.
Однако их правовое регулирование не является на сегодняшний день совершенным и эффективным, что неизбежно приводит к практическим проблемам, требующим осмысления и решения наукой экологического права.
К числу важнейших юридических вопросов, связанных с правовым регулированием эколого-информационных отношений, относятся понятие и значение экологической информации.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………...3
Понятие и значение экологической информации .………….......……….5
Причины экологического неблагополучия ….......................…..…...…..13
Заключение ……………………………………………………………….19
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

ЭП 21 стр.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

Под экологическим мониторингом также следует понимать организованный мониторинг окружающей природной среды, при котором, во-первых, обеспечивается постоянная оценка экологических условий среды обитания человека и биологических объектов, а также оценка состояния и функциональной ценности экосистем, во- вторых, создаются условия для определения корректирующих воздействий в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются.

В соответствии с приведенными определениями и  возложенными на систему функциями, мониторинг включает несколько основных процедур:

  1. выделение (определение) объекта наблюдения;
  2. обследование выделенного объекта наблюдения;
  3. составление информационной модели для объекта наблюдения;
  4. планирование измерений;
  5. оценка состояния объекта наблюдения и идентификации его информационной модели;
  6. прогнозирование изменения состояния объекта наблюдения; представление информации в удобной для пользователя форме и доведение ее до потребителя.[6]

Субъекты  экологического мониторинга - органы исполнитель¬ной власти РФ И субъектов РФ, органы местного самоуправления, специализированные организации, уполномоченные на осуществление функций экологического мониторинга, субъекты экономической деятельности, общественные объединения.

Объекты экологического мониторинга - это окружающая среда в целом и отдельные ее элементы;

Экологический мониторинг осуществляется в целях:

  1. наблюдения за состоянием окружающей среды, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;
  2. обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее изменениях, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий таких изменений.

Информация, полученная при осуществлении экологического мониторинга, используется при:

  • разработке прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и принятии соответствующих решений;
  • осуществлении контроля в области охраны окружающей среды и проведении экологической экспертизы, прогнозировании чрезвычайных ситуаций и проведении мероприятий по их предупреждению;
  • подготовке данных для ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды.[6]

Следует принять  во внимание, что сама система мониторинга не включает деятельность по управлению качеством среды, но является источником необходимой для принятия экологически значимых решений информации.

Система экологического мониторинга должна накапливать, систематизировать  и анализировать информацию: о состоянии окружающей среды; о причинах наблюдаемых и вероятных изменений состояния; о допустимости изменений и нагрузок на среду в целом; о существующих резервах биосферы.

Таким образом, в систему экологического мониторинга  входят наблюдения за состоянием элементов биосферы и наблюдения за источниками и факторами антропогенного воздействия.

Экологические мониторинги окружающей среды могут  разрабатываться на уровне промышленного  объекта, города, района, области, края, республики в составе федерации. Функция организации и осуществления государственного экологического мониторинга возложена на Министерство природных ресурсов РФ.

Мониторинг  окружающей среды можно рассматривать  в трех качествах: как одну из мер  охраны окружающей среды, как функцию государственного управления и как правовой институт общей части экологического права. Мониторинг окружающей среды может характеризоваться как одна из мер охраны окружающей среды, функция государственного управления и правовой институт.[6]

Социально-гигиенический мониторинг

Социально-гигиенический  мониторинг представляет собой государственную  систему наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения  и среды обитания человека, а также  определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием на него факторов среды обитания человека для принятия мер по устранению вредного воздействия на население факторов среды обитания человека.

При ведении мониторинга решаются следующие  задачи:

а) гигиеническая  оценка (диагностика) факторов среды обитания человека и состояния здоровья населения;

б) выявление  причинно-следственных связей между  состоянием здоровья населения и  воздействием факторов среды обитания человека на основе системного анализа  и оценки риска для здоровья населения;

в) установление причин и выявление условий возникновения  и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

г) подготовка предложений  для принятия федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления необходимых мер по устранению выявленных вредных воздействий факторов среды обитания человека.

На основе данных мониторинга Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека формирует федеральный информационный фонд данных социально-гигиенического мониторинга, который представляет собой базу данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека, формируемую на основе постоянных системных наблюдений, а также совокупность нормативных правовых актов и методических документов по вопросам анализа, прогноза и определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека.

Задачами  социально-гигиенического мониторинга являются:

  1. организация системы непрерывного наблюдения за показателями, характеризующими состояние здоровья, приоритетными факторами среды обитания человека и формирование специализированных банков данных, системный анализ данных с использованием современных геоинформационных технологий;
  2. интеграция системы СГМ и информационных систем правительства области;
  3. предоставление органам исполнительной власти и управления, организациям, учреждениям, предприятиям и гражданам достоверной информации о состоянии здоровья населения, среды обитания;
  4. формирование научно обоснованных предложений, региональных программ и нормативов по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения области.[10]

 

Мониторинг  источников вредного воздействия

Мониторинг  воздействия на окружающую среду - часть экологического мониторинга, многоцелевая информационная система, в задачи которой входит описание, наблюдение, оценка и прогноз источников воздействия на окружающую среду и отходов.

Источник  воздействия на окружающую среду - ограниченная в пространстве область, к которой могут быть отнесены все характеристики определенного воздействия на окружающую среду.

Основные источники  воздействия на окружающую среду  разделяются на:

  • источники выбросов загрязняющих веществ - источники воздействия на окружающую среду, связанные с рассеиванием загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, в том числе при размещении и захоронении отходов;
  • источники сбросов загрязняющих веществ - источники воздействия на окружающую среду, связанные с разбавлением загрязняющих веществ в поверхностных и/или подземных водах, а также в канализационных коллекторах, в том числе при размещении отходов;
  • источники физико-химических факторов воздействия на окружающую среду;
  • источники шума, вибраций, ионизирующих излучений, электромагнитных полей, источники сброса и выброса тепла;
  • источники биологического загрязнения окружающей среды.[10]

В свою очередь  различают стационарные и подвижные  источники воздействия на окружающую среду. Положение подвижных источников в пространстве изменяется в рассматриваемый период их действия.

Стационарные  источники выброса и сброса загрязняющих веществ делятся на организованные и неорганизованные (площадные, объемные), соответственно, источники, имеющие  или не имеющие фиксированное устье.

Как организованные, так и неорганизованные источники  воздействия на окружающую среду  делятся на регулируемые и нерегулируемые.

К регулируемым источникам относятся те, для которых  имеются необходимые методы и  средства, позволяющие изменять их характеристики в заданном направлении, например, средства очистки сточных вод, отходящих газов, средства размещения и удаления отходов, методы и средства мониторинга воздействия и т.д.

Отходы - остатки сырья, материалов, некондиционные и побочные продукты, использованная и потерявшая свои первоначальные потребительские качества готовая продукция, размещаемые в определенных местах по определенным правилам, с последующим обязательным использованием, переработкой или ликвидацией, захоронением, в зависимости от источника образования различают отходы производства и отходы потребления.

Сами по себе отходы не являются источниками воздействия  на окружающую среду, но образуют их в  соответствии с используемой технологией  размещения и удаления. В крайних  случаях при неорганизованном размещении и захоронении характеристики отходов в целом могут рассматриваться как характеристики соответствующих источников воздействия на окружающую среду.

Организованное  размещение отходов предполагает наличие  необходимых технологических регламентов, разработанных по определенным требованиям. В свою очередь, неорганизованное размещение отходов не регламентируется и осуществляется с нарушением установленных норм и правил.

К основным направлениям деятельности мониторинга источников воздействия на окружающую среду и отходов относятся:

  • описание источников воздействия и отходов, включая сбор, обобщение и организацию уже имеющихся данных об объектах мониторинга;
  • получение недостающих данных и их систематическое обновление, наблюдение за источниками воздействия на окружающую среду и отходами;
  • оценка фактического воздействия на окружающую среду и определение приоритетности факторов и источников воздействия, приоритетности видов отходов;
  • выделение и описание локальных критических экологических ситуаций;
  • нормирование и лимитирование воздействия на окружающую среду - установление для каждого источника воздействия и вида отходов соответствующих нормативов и лимитов;
  • прогнозирование изменения воздействия на окружающую среду, в том числе определение приоритетных объектов и направлений деятельности по минимизации воздействия на окружающую среду;
  • представление информации о воздействии на окружающую среду в удобном для всех пользователей виде, в том числе на специальных экологических картах.[10]

 

  1. Причины экологического неблагополучия.

 

Постоянное  и все более стремительное  ухудшение состояния природной  среды под влиянием антропогенных  факторов, которое сейчас может быть охарактеризовано как кризисное, является следствием необходимости удовлетворения человеческих потребностей индивидуального и общественного характера Непрерывное роста этих потребностей объясняется четырьмя глобальными причинами, характерными для современного общества.

Это - демографическая  ситуация, несовершенство технологической  деятельности, недостаточный уровень экологического образования и культуры людей, потребительская психология человека и общества.

Последние 10-15 лет  характеризуются ухудшением здоровья населения России. Весьма наглядно это подтверждает статистика: ежегодно число аптек в городах увеличивается на 10-15%. Особенно сильное ухудшение здоровья населения (и в первую очередь - детей) наблюдается в экологически неблагополучных регионах и городах. В то же время такой резкий рост числа почти всех хронически неинфекционных заболеваний не может быть обусловлен только возрастанием экологического загрязнения.

Очевидно, действует  целый комплекс факторов, в том  числе и новых, характерных именно для современной России.[8]

В этой связи можно выделить восемь особенностей, касающихся сегодняшнего экологического неблагополучия и связанного с ним состояния здоровья населения.

Особенность первая - это усложнение экологической обстановки во всех крупных городах. Главная причина - это резкое увеличение - в 10 раз за 10 лет - количества автомобилей. Выбросы отработавших газов отечественных и особенно старых автомобилей имеют очень сложный и опасный для здоровья химический состав, они наиболее интенсивны в самых густонаселенных центральных частях наших городов и имеют низкую высоту, т.е. наиболее опасны для здоровья детского населения. Эти выбросы, и тем более в комбинации с выбросами теплоэлектростанций и промышленных предприятий дают сложнейшую смесь загрязняющих химических веществ. В этом-то вся и проблема, а не только в превышении санитарных норм или в какой-то экзотике

Вторая  особенность. Главную опасность сегодня представляют не аварийные выбросы, а повсеместное "ползучее" загрязнение, в условиях которого проживает большая часть (85%) городского населения России.

Третья  особенность. Наибольшую и все более возрастающую опасность для здоровья в индустриальных регионах России представляет загрязнение воздуха, а не продуктов питания. В этой связи так называемое "экологически чистое" питание не решает проблему экологической безопасности.

Информация о работе Причины экологического неблагополучия