Правовые основы оценки воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 17:50, реферат

Описание работы

В начале ХХI века конфликт между деятельностью человека и возможностями природы привел нагрузку на биосферу к критическому пределу. По мнению ученых, если в ближайшие десятилетия не принять эффективные меры по охране природы, то окружающая природная среда не сможет самовосстанавливаться и начнется необратимый процесс самоуничтожения всего живого. Существенную роль в нарушении экологического баланса Земли играет Россия. Сейчас на каждого россиянина ежегодно выпадает с пылью и осадками более 300 тонн загрязняющих веществ от промышленных предприятий и прочих стационарных источников.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….....3
1. Понятие и значение оценки воздействия на окружающую среду в механизме правовой охраны окружающей среды…………………………..4
1.2 Цели и объекты оценки воздействия на окружающую среду………....5
1.3 Принципы ОВОС……………………………………………………...…8
2 Экологическая экспертиза……………………………………………..…10
2.1 Виды экологической экспертизы………………………………………..10
2.2 Принципы проведения экологической экспертизы…………………….10
2.4 Порядок проведения общественной экологической экспертизы……18
Заключение…………………………………………………………………...20
Библиографический список………………………………………………....21

Файлы: 1 файл

ОВОС.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

Хотя принцип комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий распространяется на оба регулируемых Законом вида экологической экспертизы, в полной мере его обязаны соблюсти прежде всего органы государственной экологической экспертизы. Требовать от общественной экологической экспертизы, проводимой инициативно, всесторонней оценки экспортируемых материалов нельзя.

Изложенный  принцип обязывает органы и комиссии государственной экологической экспертизы оценить полноту видов и масштабов воздействий на природную среду в процессе реализации объекта экспертизы.

С учетом того, что в законодательстве об охране окружающей среды отсутствует пока толкование понятия экологической  безопасности и его требований, принцип обязательности учета требований экологической безопасности при ее проведении выглядит в известной степени абстрактно. Как минимум, он обязывает субъектов эколого-экспертного процесса обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей природной среды, устанавливаемых на уровнях, безопасных для здоровья человека, объектов животного и растительного мира, правовых экологических требований к размещению, проектированию, строительству, эксплуатации объектов, влияющих на состояние природной среды, и в конечном счете права каждого на благоприятную окружающую среду.

Принцип достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу, прежде всего обязывает заказчика обеспечить предъявление достоверной и полной информации об объекте экспертизы.

Достоверной является бесспорная информация, не вызывающая сомнений, неискаженная, соответствующая  требованиям законодательства, других нормативных правовых актов и  нормативно-технических документов, с учетом специфики объекта экспертизы, подтвержденная лабораторными исследованиями или специальной экспертизой, либо иным способом, установленным законодательством РФ.

Полной является информация об объекте, передаваемая на экологическую экспертизу, в объеме, в котором может и должен обладать ею заказчик планируемой деятельности для того, чтобы выполнить адресованные ему требования законодательства об охране окружающей среды.

Если объект экологической экспертизы несет  конфиденциальную информацию (государственную, производственную и иную предусмотренную законом тайну), требование о полноте представления информации выполняется в соответствии с действующим законодательством РФ – Законом РФ «О государственной тайне», Гражданским кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в данной сфере. Пунктом 5 ст. 16 Федерального закона «Об экологической экспертизе» установлена обязанность эксперта государственной экологической экспертизы обеспечивать конфиденциальность сведений, представленных на государственную экологическую экспертизу. Что же касается общественной экологической экспертизы, то в соответствии со ст. 21 этого Закона она не может проводиться по объектам, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.

Соблюдение заказчиком принципа достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу, согласно п. 1 ст. 14 комментируемого Закона является условием проведения государственной экологической экспертизы. При невыполнении заказчиком данного принципа орган государственной экологической экспертизы не вправе проводить экспертизу. Если нарушение заказчиком принципа обнаруживается по ходу проведения экологической экспертизы, то с учетом характера нарушения эколого-экспертный орган может либо затребовать представление достоверной и полной информации, либо вернуть заказчику материалы экспертизы на доработку.

Принцип независимости экспертов при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы означает, что никто не вправе вмешиваться в работу эксперта, выполняемую в соответствии с требованиями законодательства об экологической экспертизе, техническим заданием на ее проведение, задачами, поставленными перед экспертом руководителем экспертной комиссии или руководителем группы. В соответствии с этим принципом эксперт свободен в оценках экспортируемого объекта и выводах по нему. Оказываемое в любых формах давление на него является противоправным.

 

Заключения  экологической экспертизы должны быть научно обоснованны. Это требование касается как индивидуальных заключений экспертов, так и сводных заключений экологической экспертизы. Содержащиеся в заключение суждения и выводы должны быть научно аргументированы. Критериями при этом могут служить не только собственные научные утверждения, ссылки на позиции и труды авторитетных ученых, но главным образом положения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.

Заключения  экологической экспертизы должны быть объективными. Объективность проявляется  в непредвзятой, беспристрастной оценке объекта экологической экспертизы и подготовке включаемых в заключение выводов каждым участником эколого-экспертного процесса и комиссией в целом.

Принцип законности заключений экологической экспертизы – сердцевина эколого-экспертной деятельности. Соблюдение этого принципа при ее проведении определяет масштаб обеспечения реализации экологического права.

С учетом этого  содержание принципа законности заключений экологической экспертизы означает, что при планировании, проектировании деятельности, представляющей собой объект будущей государственной экологической экспертизы, заказчик (проектировщик) обязан учесть (выполнить, соблюсти) экологические требования, в том числе предусмотренные законодательством об охране окружающей среды и природопользовании. Если в процессе проведения государственной экологической экспертизы данного объекта эксперты устанавливают, что планируемая деятельность соответствует экологическим требованиям, это дает им основание принять решение о допустимости реализации объекта. Если заказчиком не выполнены (не соблюдены) экологические требования, то комиссия не вправе допустить реализацию объекта; другими словами, комиссия не вправе дать положительное заключение. Если такое заключение все же дается, это служит основанием для вывода о нарушении принципа законности при проведении государственной экологической экспертизы.

Таким образом, при проведении государственной  экологической экспертизы должны быть выполнены не только требования Федерального закона «Об экологической экспертизе», но и иных актов законодательства об охране природы России. В противном случае нарушается ч. 2 ст. 15 Конституции России, согласно которому органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

При оценке объекта  экологической экспертизы и подготовке экспертного заключения эксперты и  экспертные комиссии должны руководствоваться  не соображениями политической, экономической  и иной целесообразности того или  другого решения, вывода, заключения, а соображениями научной обоснованности, объективности и законности.

Принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы является проявлением демократизации российского права окружающей среды и средством реализации права граждан на благоприятную окружающую среду.

Данный принцип  устанавливает обязанность других субъектов эколого-экспертного процесса выполнить требования законодательства в области экологической экспертизы относительно информирования заинтересованных сторон о проводимой экологической экспертизе, участия в ней общественных организаций (объединений), учета общественного мнения. Невыполнение ими этой обязанности является правонарушением и соответственно основанием для привлечения виновных лиц к ответственности.

Требование  гласности экологической экспертизы направлено на информирование отдельных  граждан, общественных организаций  и населения, а также государственных  органов о деятельности, связанной с экологической экспертизой. Такая информация может удовлетворять различные потребности названных субъектов – она может быть необходима для защиты права на благоприятную окружающую среду, для принятия решения о проведении общественной экологической экспертизы, иных целей. Требование гласности экологической экспертизы закреплено в ряде статей Федерального закона «Об экологической экспертизе». Так, ст. 6 к ведению субъектов РФ в области экологической экспертизы относит информирование населения о намечаемых и проводимых экологических экспертизах и их результатах. В обязанности федерального специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы входит предоставление средствам массовой информации по их запросам сведений о результатах проведения государственной экологической экспертизы; информирование органов законодательной и исполнительной власти РФ, а также органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ по их запросам о результатах проведения государственной экологической экспертизы по конкретным объектам экологической экспертизы (п. 3 ст. 7). В соответствии с п. 3 ст. 8 территориальные специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы обязаны предварительно информировать органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления о проведении заседаний экспертных комиссий государственной экологической экспертизы; предоставлять средствам массовой информации по их запросам сведения о результатах проведения государственной экологической экспертизы.

Принцип ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы адресован, видимо, в основном участникам государственной экологической экспертизы. Он означает, что в случае невыполнения ими требований организации и проведения экспертизы, они будут нести ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

2.4 Порядок проведения  общественной экологической экспертизы

 

В соответствии со ст.19 закона РФ "Об экологической экспертизе" граждане и общественные организации (объединения) в области ЭЭ имеют право выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы (ОЭЭ), направлять предложения по экологическим аспектам намечаемой деятельности, получать информацию о результатах проведения ГЭЭ, осуществлять иные действия, не противоречащие законодательству РФ.

Общественная ЭЭ проводится до ГЭЭ  или одновременно с ней (ст. 21 Закона), она может проводиться независимо от ГЭЭ тех же объектов ЭЭ.

Общественные организации, которые  осуществляют ОЭЭ, имеют право получать от заказчика документацию, подлежащую экспертизе, участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий ГЭЭ  и в проведении ими обсуждений заключений ОЭЭ.

Общественная ЭЭ осуществляется при  условии государственной регистрации  заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении. Орган  местного самоуправления в семидневный  срок со дня подачи заявления о  проведении ОЭЭ обязан его зарегистрировать или отказать в регистрации. Заявление о проведении ОЭЭ, в регистрации которого в указанный срок не было отказано, считается зарегистрированым. В заявлении о проведении ОЭЭ должны быть приведены: наименование, юридический адрес, характер предусмотренной уставом деятельности, сведения о составе ЭК ОЭЭ, сведения об объекте ЭЭ и сроки ее проведения. Общественные организации (объединения), организующие ОЭЭ, обязаны известить население о начале и результатах ее проведения.

Ст. 24 Закона предусматривает перечень оснований для отказа в государственной регистрации заявления о проведении ОЭЭ.

Названы следующие основания отказа:

ОЭЭ ранее дважды проводилась в  отношении объекта экспертизы;

сведения об объекте ЭЭ составляют государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

регистрация общественной организации (объединения) не соответствует установленному порядку;

устав общественной организации (объединения) не соответствуют требованиям Закона;

требования к содержанию заявления  о проведении ОЭЭ, предусмотренные Законом, не выполнены.

Должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность  за незаконный отказ от государственной  регистрации заявления о проведении ОЭЭ.

Заключение ОЭЭ направляется, во-первых, специально уполномоченным государственным органом в области ЭЭ; во-вторых, заказчику документации, подлежащей ОЭЭ; в-третьих, органам, принимающим решение о реализации объектов экспертизы, органам местного самоуправления, наконец, заключение может передаваться другим заинтересованным лицам.

Очень важным является положение о  том, что заключение ОЭЭ приобретает  юридическую силу после утверждения  его специально уполномоченным государственным  органом в области экологической  экспертизы.

В случае придания юридической силы заключению ОЭЭ на руководителя и членов экспертной комиссии ОЭЭ распространяются требования ФЗ "Об экологической экспертизе".

Заключения ОЭЭ могут публиковаться  в средствах массовой информации, передаваться органам местного самоуправления, органам ГЭЭ, заказчикам документации, подлежащей ОЭЭ, и другим заинтересованным лицам (ст. 25 Закона).

Заключение

 

Сегодня экологическая  экспертиза в России является одним  из наиболее эффективных управленческих рычагов рационального природопользования и охраны окружающей среды. Существуют некоторые успехи и недостатки, проблемы и трудности в развитии этого института. С целью совершенствования системы экологической экспертизы разумно было бы реализовать на федеральном, региональном и отраслевом уровнях ряд пилотных проектов, направленных на изучение, оценку и совершенствование экологической экспертизы в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Букс И.И., Фомин С.А. Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду. Уч.-метод. пособие. - М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. - 96 с.
  2. Крассов О. И. Экологическое право: Учебник. М., 2001.

 

  1. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=133347
  2. Экологическая экспертиза. Обзорная информация. - М.: ВИНИТИ, ЦЭП, 1997, N 1, 89 с.; N 2, 101 с.
  3. Шаркова С.Ю. Экологическая экспертиза, ОВОС и сертификация; Учеб. пос. - Пенза: Изд-во ПГТА,2005.-248с.

 

 


Информация о работе Правовые основы оценки воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза