Правовой режим территорий неблагоприятной экологической обстановки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 18:52, контрольная работа

Описание работы

Цель работы, которая заключается в изучении правового режима экологически неблагоприятных территорий.
Постановка данной цели обусловила решение следующих задач:
1. Выявить понятие и виды экологически неблагополучных территорий;
2. Раскрыть правовой режим экологически неблагополучной территории;
3. Рассмотреть преодоление последствий радиационных аварий
на период до 2015 года.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..………3
Понятие и виды экологически неблагополучных территорий…4
Правовой режим экологически неблагополучной территорий…9
Преодоление последствий радиационных аварий на
период до 2015 года. ……………………………………............ 14
Заключение.…...……………..………………….…….…………………21
Список использованных источников………..……..…………………..24

Файлы: 1 файл

Экологическое право.docx

— 45.21 Кб (Скачать файл)

Организация и обеспечение контроля за экологической обстановкой на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, планирование и осуществление мер по ее экологическому оздоровлению осуществляются органами, уполномоченными Правительством РФ.

  Особенностью правового режима зон экологического бедствия является специальный режим природопользования в ее пределах. На территории зон экологического бедствия:

- ограничивается хозяйственная и  иная деятельность, ухудшающая состояние  окружающей среды и использование  природных ресурсов;

- разрешается строительство новых  объектов, деятельность которых  обеспечит снижение загрязнения  окружающей среды, а также объектов, обеспечивающих социальные потребности  населения, проживающего на территории  зоны;

- предусматриваются условия приватизации  государственной собственности, обеспечивающие  переход к новому собственнику  обязанности по восстановлению  нарушенных объектов окружающей  среды и выполнение мероприятий  федеральной целевой программы  по выводу территории из состояния  экологического бедствия;

- вводится система обязательного  страхования экологических рисков  для юридических и физических  лиц, учитывающая более высокую  степень опасности осуществления  хозяйственной деятельности и  вероятности ухудшения здоровья  населения.

Одновременно на территории зоны экологического бедствия реализуется комплекс мероприятий, направленных на снижение воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, включая:

- организацию снабжения населения  качественной питьевой водой;

- обеспечение постоянного снижения  выбросов и сбросов загрязняющих  веществ в окружающую среду;

- проведение мероприятий, направленных  на профилактику и коррекцию  здоровья населения, отнесенных  к группе риска (обеспечение качественными  продуктами питания, пищевыми добавками, витаминами, специальными препаратами, организация оздоровительных мероприятий  для детского населения и др.);

- организацию специального медицинского  наблюдения, лечения и оздоровления  населения;

- решение социальных проблем территории (обеспечение занятости населения, обеспечение жильем и другие  мероприятия).

На территории зон экологического бедствия законопроектом вводится обязательное страхование экологических рисков для:

- организаций, оказывающих негативное  воздействие на окружающую среду;

- видов деятельности, связанных с  риском возникновения аварий, оказывающих  негативное воздействие на окружающую  среду.

Перечни организаций, расположенных на территории зоны экологического бедствия и видов деятельности на территории зоны экологического бедствия, подлежащих обязательному страхованию экологических рисков, утверждаются в составе федеральной целевой программы по выводу территорий из состояния экологического бедствия.

Специфическим элементом правового режима экологически неблагополучной территории является также снятие особого статуса такой территории. В соответствии с проектом Федерального закона "О статусе зон экологического бедствия и регулировании хозяйственной и иной деятельности на их территории" статус зоны экологического бедствия снимается по выполнению мероприятий федеральной целевой программы по выводу территории из состояния экологического бедствия, когда показатели состояния окружающей среды и здоровья населения становится ниже критериев экологического бедствия.

Основанием для снятия статуса зоны экологического бедствия служит представление федерального специально уполномоченного органа в области охраны окружающей среды о выполнении федеральной целевой программы по выводу территории из состояния экологического бедствия, базирующееся на данных экологического и социально-гигиенического мониторингов и экологического аудита. Инициировать снятие статуса зоны экологического бедствия могут органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов РФ или государственные специально уполномоченные органами в области охраны окружающей среды субъектов РФ. Решение о снятии статуса зоны экологического бедствия принимает орган, установивший статус зоны экологического бедствия, т.е. Правительство РФ.

 

  1. Преодоление последствий радиационных аварий

на период до 2015 года.

Преодоление последствий радиационных аварий является приоритетной задачей социально-экономического развития Российской Федерации. Главным образом это связано с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г., в результате которой подверглись радиоактивному загрязнению территории 14 субъектов Российской Федерации (Республика Мордовия, Белгородская, Брянская, Воронежская, Калужская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Орловская, Пензенская, Рязанская, Тамбовская, Тульская и Ульяновская области). Радиационное воздействие на население оказали испытания ядерного оружия на Семипалатинском полигоне, затронувшие территории Алтайского края и Республики Алтай, авария в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросы радиоактивных отходов в реку Теча в 1949 - 1956 годах, что привело к загрязнению территорий Курганской, Свердловской и Челябинской областей.

Обязательства Российской Федерации в отношении преодоления последствий радиационных аварий зафиксированы в Законе Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральном законе «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», Федеральном законе «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» и Федеральном законе «О радиационной безопасности населения».

В 1991 - 2000 годах реализован ряд целевых программ по решению проблем преодоления последствий радиационных аварий и катастроф.

Действие целевых программ распространялось на территории 19 субъектов Российской Федерации, где проживало свыше 3 млн. человек, подвергшихся воздействию неблагоприятных факторов вследствие радиационных аварий и катастроф.

В результате реализации мероприятий целевых программ удалось в значительной мере нормализовать радиационно-гигиеническую обстановку на большинстве радиоактивно загрязненных территорий. Это было обеспечено в основном за счет проведения комплекса защитных и реабилитационных мероприятий в сельском хозяйстве (применение специальных технологий обработки почвы, внесение дополнительных доз минеральных удобрений, известкование и коренное улучшение сенокосно-пастбищных угодий, применение в животноводстве препаратов, поглощающих радиоцезий, и др.).

С 2002 года реализовывались мероприятия федеральной целевой программы «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2001 г. N 637.

В рамках указанной Программы реализован комплекс практических мероприятий, обеспечивающих:

    • проведение радиационного обследования земель лесного фонда и радиационного контроля лесных ресурсов;
    • внедрение научно обоснованных нормативных и методических документов по организации производства на радиоактивно загрязненных территориях продуктов питания, соответствующих установленным нормам радиационной безопасности;
    • внедрение новых и модернизированных технологий реабилитации сельскохозяйственных земель на площади более 7 тыс. гектаров;
    • проведение более 270 тыс. обработок крупного рогатого скота ферроцен-содержащими препаратами для производства молока и мяса, соответствующих санитарно-гигиеническим нормативам;
    • проведение радиационного мониторинга и создание баз данных загрязнения сельскохозяйственной продукции и сырья в наиболее загрязненных юго-западных районах Брянской области;
    • уточнение радиационной обстановки в населенных пунктах, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения (более 100 населенных пунктов), и мониторинг доз внутреннего облучения населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях (более 4 тыс. населенных пунктов), с целью обеспечения прогнозирования изменений радиационной обстановки и доз облучения населения;
    • создание карт радиоактивного загрязнения отдельных территорий для обеспечения прогнозирования изменений радиационной обстановки и доз облучения населения.

Академией гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий разработана Концепция системы оказания психологической помощи населению, подвергшемуся воздействию радиации вследствие радиационных аварий, катастроф и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Созданы информационно-справочная система по населенным пунктам, находящимся в границах зон радиоактивного загрязнения (более 10 тыс. населенных пунктов), электронная библиотека источников по вопросам преодоления последствий радиационного воздействия (более 8 тыс. источников).

В целом к концу 2010 года обеспечено достижение основных целевых показателей, а именно:

    • 60 процентов граждан, проживающих на радиоактивно загрязненных территориях, обеспечены безопасными устойчивыми источниками газоснабжения;
    • доля граждан, подвергшихся радиационному воздействию и получивших специализированную медицинскую помощь (амбулаторную и стационарную), в общем числе граждан, подвергшихся радиационному воздействию, составила 55 процентов;
    • доля граждан, подвергшихся радиационному воздействию и зарегистрированных в Регистре, в общем числе граждан, подвергшихся радиационному воздействию, составила 55 процентов;
    • в хозяйственный оборот возвращено 7 процентов лесов радиоактивно загрязненных территорий (по отношению к общей площади лесов на радиоактивно загрязненных территориях);
    • уровень информированности населения по вопросам безопасной жизнедеятельности на радиоактивно загрязненных территориях достиг 60 процентов.

Концепция федеральной целевой программы "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года" (далее - Программа) утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2011 г. N 186-р.

В целях реализации мероприятий Программы предусматривается обеспечить:

    • повышение готовности органов управления и сил Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий к решению задач преодоления последствий радиационных аварий;
    • улучшение состояния окружающей среды;
    • реабилитацию и возврат в сферу хозяйственной деятельности лесов и сельскохозяйственных земель, расположенных на радиоактивно загрязненных территориях;
    • условия радиационно-безопасной жизнедеятельности и медико-социальной защиты наиболее пострадавших категорий населения;
    • медицинскую помощь лицам с наибольшим риском реализации негативных последствий радиационного воздействия (группа риска);
    • содействие повышению уровня и качества жизни населения на основе создания условий для динамичного и устойчивого экономического роста на радиоактивно загрязненных территориях.

Решение проблемы преодоления последствий радиационных аварий программно-целевым методом обосновано прежде всего:

    • социальной значимостью проблемы и ее комплексным характером;
    • наличием значимой единой научной и информационной составляющей в работах по преодолению последствий радиационных аварий по всем регионам;
    • необходимостью межведомственной координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также необходимостью концентрации усилий и ресурсов (федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов) на приоритетных направлениях работ по реабилитации радиоактивно загрязненных территорий и обеспечению условий безопасного проживания;
    • необходимостью создания условий для целевого и адресного использования ресурсов с целью решения задач преодоления последствий радиационных аварий по приоритетным направлениям;
    • долговременным характером и масштабами радиационного загрязнения территорий;
    • необходимостью решения проблемы в приемлемые сроки и отсутствием иных, кроме Российской Федерации, ответственных за ее решение.

Решение приоритетных и наиболее социально значимых задач программно-целевым методом создаст необходимые предпосылки для перехода в период после 2015 года к решению оставшихся проблем, связанных с радиоактивно загрязненными территориями и населением, подвергшимся радиационному воздействию в результате радиационных аварий, в рамках ведомственных и региональных целевых программ.

Анализ возможных вариантов решения проблемы с использованием программно-целевого метода представлен в Концепции федеральной целевой программы «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2011 г. N 186-р.

Основными целями Программы являются обеспечение необходимых условий безопасной жизнедеятельности и ведения хозяйства на радиоактивно загрязненных территориях, а также завершение комплекса работ по преодолению последствий радиационных аварий на федеральном уровне, создание методической, технической и организационной базы для передачи дальнейшего решения проблем, связанных с радиоактивно загрязненными территориями, на региональный уровень. Условием эффективного достижения указанных целей является решение следующих задач:

  • создание инфраструктуры, необходимой для обеспечения условий безопасной жизнедеятельности населения на радиоактивно загрязненных территориях;
  • разработка и реализация комплекса мер в сфере охраны здоровья граждан, подвергшихся радиационному воздействию, включая адресную специализированную медицинскую помощь;
  • создание условий для безопасного (с учетом установленных норм радиационной безопасности) использования земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда радиоактивно загрязненных территорий;
  • совершенствование систем мониторинга и их элементов, а также прогнозирования обстановки на радиоактивно загрязненных территориях;
  • повышение готовности органов управления и сил Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий к действиям по минимизации последствий радиационных аварий на основе совершенствования технической, технологической, нормативно-методической и организационной базы;
  • информационная поддержка и социально-психологическая реабилитация граждан, подвергшихся радиационному воздействию.7

Информация о работе Правовой режим территорий неблагоприятной экологической обстановки