Правовое регулирование лицензирования в области охраны окружающей среды РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 16:18, реферат

Описание работы

Становление законодательства о лицензировании в области охраны окружающей среды в Республике Беларусь связано с введением лицензирования постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.10.1991 № 386 «О порядке выдачи субъектам хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности и государственной регистрации предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица», предусмотревший лицензирование ряда видов деятельности, связанных с воздействием на окружающую среду. В части перечня лицензируемых видов деятельности оно было заменено постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 21.08.1995 № 456 «О перечне видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия), и органов, выдающих эти разрешения (лицензии)». Далее законодательство развивалось поступательно в направлении комплексности и повышения уровня правового регулирования до законодательного в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Файлы: 1 файл

КСР.docx

— 23.71 Кб (Скачать файл)
  1. Правовое регулирование лицензирования в области охраны окружающей среды

Становление законодательства о лицензировании в области охраны окружающей среды в Республике Беларусь связано с введением лицензирования постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.10.1991 № 386 «О порядке выдачи субъектам хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности и государственной регистрации предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица», предусмотревший лицензирование ряда видов деятельности, связанных с воздействием на окружающую среду. В части перечня лицензируемых видов деятельности оно было заменено постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 21.08.1995 № 456 «О перечне видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия), и органов, выдающих эти разрешения (лицензии)». Далее законодательство развивалось поступательно в направлении комплексности и повышения уровня правового регулирования до законодательного в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В настоящий момент отношения  по лицензированию отдельных видов  деятельности, в том числе и  в области охраны окружающей среды, регулируются Положением, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Данным положением, в частности, упразднено требование о лицензировании многих видов экологически значимой деятельности либо составляющих их работ, услуг, в том числе, всех видов деятельности по специальному природопользованию.

В соответствии с данным положением, лицензированием является комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением в лицензии изменений и (или) дополнений, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращением их действия, аннулированием лицензий, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий

На мой взгляд, лицензирование в области охраны окружающей среды  можно разделить по виду лицензируемой деятельности:

  1. Лицензирование контролирующая деятельность
  2. Лицензирование деятельности, связанной с непосредственным воздействием на окружающую среду.

К первой группе относится  лицензирование деятельности, связанной  с осуществлением контроля радиоактивного загрязнения – лицензирующим органом является Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

Ко второй группе можно  отнести:

  • деятельность, связанная с воздействием на окружающую среду, - лицензирующим органов является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь;
  • деятельность в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения – лицензирующим органом является Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;

Т. В. Рогожкина в статье «О комплексном предотвращении вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности : правовой аспект», анализируя Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом № 450, выделяет также следующие подлежащие лицензированию виды экологически значимой деятельности:

  • деятельность в области промышленной безопасности – лицензирующим органом является Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;
  • деятельность, связанная с производством алюминия, свинца, цинка, олова, меди и отливкой готовых изделий и полуфабрикатов из алюминия и тяжелых цветных металлов, - лицензирующим органом является Министерство промышленности Республики Беларусь.

Представляется, что данные виды деятельности можно включить во вторую группу приведенной классификации.

Это не все виды экономической  деятельности, в процессе которой  имеют место вредные воздействия на окружающую среду. Указом Президента Республики Беларусь от 24.06.2008 № 349 определены критерии отнесения хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, к экологически опасной деятельности. Проанализировав данные критерии, можно заметить, что лицензирование отдельных видов деятельности, связанных с воздействием на окружающую среду введено в отношении наиболее опасных в экологическом отношении видов деятельности.

Однако некоторые виды деятельности, соответствующие критериям  экологической опасности, остались нелицензируемыми. Правовое обеспечение осуществления экологически опасных видов деятельности, связанных с отсутствием лицензирования, осуществляется в рамках внедряемых в нашей стране природоохранных разрешений. Советом Министров Республики Беларусь постановлением от 25 июля 2009 г. №980 утверждена Национальная стратегия внедрения комплексных природоохранных разрешений на 2009-2020 годы. Внедрение в национальную разрешительную систему в области охраны окружающей среды комплексных природоохранных разрешений направлено на сближение с законодательством Европейского союза.

Рассматривая правовую сущность лицензионного контроля в отношении  экологически значимых видов деятельности, лицензирование которых предусматривается, следует отметить связь данного  контроля с государственным контролем  в области охраны окружающей среды.

Государственный контроль  в области охраны окружающей среды  является значимой правовой мерой обеспечения  исполнения требований экологического законодательства со стороны лиц, хозяйственная  и иная деятельность которых может  оказать вредное воздействие  на окружающую среду. Взгляды ученых на сущность государственного контроля в области охраны окружающей среды  многоплановы.

Согласно статье 87 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 №1982-XII «Об охране окружающей среды», государственный контроль в области охраны окружающей среды включает контроль за использованием и охраной земель (включая почвы), недр, вод, атмосферного воздуха, озонового слоя, лесов, объектов растительного и животного мира, особо охраняемых природных территорий, природных территорий, подлежащих специальной охране, и биосферных резерватов, климата, а также за обращением с отходами. Соотнося приведенные нормы с лицензируемыми видами деятельности можно констатировать, что контроль за выполнением лицензиатами лицензионных требований и условий осуществления лицензируемых видов деятельности является государственным контролем в области охраны окружающей среды.

Государственные органы, осуществляющие государственный контроль в области  окружающей среды, в том числе  за выполнением лицензиатами лицензионных требований и условий осуществления  лицензируемого вида деятельности, вправе проводить внеплановые и плановые проверки соответствующих субъектов в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

Периодичность назначения плановых проверок зависит от группы риска (высокая, средняя и низкая), к которой  отнесен субъект. Особое внимание уделяется  тем организациям, деятельность которых  представляет больший риск возникновения  ситуаций, опасных для жизни и  здоровья людей. Контролирующий (надзорный) орган вправе назначить плановые проверки в отношении проверяемых  субъектов, отнесенных к высокой  группе риска, - не чаще одного раза в  течение календарного года; к средней  группе риска, - не чаще одного раза в  три года; к низкой группе риска, - по мере необходимости,  но не чаще одного раза в пять лет. Субъекты, осуществляющие лицензируемые экологически значимые виды деятельности, как правило, относятся к средней и высокой группам риска.

Особый статус лицензирования в области охраны окружающей среды  обусловлен, в частности, особенностями  юридической ответственности за нарушения законодательства о лицензировании в области охраны окружающей среды, связанной с совершением экологических  правонарушений и соответственно являющейся по своей сути эколого-правовой ответственностью, имеющей особенности по сравнению с юридической ответственностью в иных сферах лицензирования [1].

В соответствии со статьей 99 Закона Республики Беларусь "Об охране окружающей среды" нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды влечет ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. Привлечение лиц к ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды не освобождает их от возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и выполнения мероприятий по ее охране [5].

Правонарушения в сфере  лицензирования в области охраны окружающей среды наравне с иными  экологическими правонарушениями влекут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь (административную, уголовную, дисциплинарную), а в определенных случаях также обязанность возмещения вреда, причиненного окружающей среде: это особенность ответственности  за нарушения законодательства о  лицензировании в области охраны окружающей среды по сравнению с  ответственностью в иных сферах лицензирования.

Как дополнительные меры административно-правового  характера, применяемые к нарушителям  требований в области охраны окружающей среды, в теории экологического права  рассматриваются аннулирование  специального разрешения (лицензии), ограничение  или приостановление хозяйственной  и иной деятельности, прекращение права пользования природными ресурсами. Анализ норм пунктов 76 - 78, 82, 85 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом № 450, позволяет отнести к дополнительным мерам административно-правового характера также приостановление и прекращение действия специального разрешения (лицензии).

При приостановлении действия специального разрешения (лицензии) имеет  место временное прекращение  деятельности, а следствием прекращения  действия специального разрешения (лицензии) является безусловное прекращение  деятельности.

 

 

 

 

Задача 

Жители одного из микрорайонов г. Минска спилили деревья, росшие во дворе дома, в связи с тем, что  они находились в непосредственной близости от окон, создавали тень и  препятствовали нормальному дневному освещению в квартирах. В результате были уничтожены 1 береза (диаметром  у пня 25 см) и 1 тополь (диаметром у пня 42 см). После установления данного факта органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды граждане пояснили, что они обращались в Жилищно-эксплуатационную службу своего района с просьбой убрать или обрезать деревья, однако получили письменный отказ.

Имеет ли место нарушение  законодательства о растительном мире?

 

Ответ.

В соответствии с частью 7 статьи 43 Закона РБ «Об охране окружающей среды», уничтожение (удаление) без  соответствующего разрешения объектов растительного мира в населенных пунктах запрещается. Следовательно, нарушение законодательства о растительном мире имеет место.

 

 


Информация о работе Правовое регулирование лицензирования в области охраны окружающей среды РБ