Правовое регулирование использования лесов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2015 в 09:46, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является правовой анализ режима охраны и использования лесов.
Для достижения этих целей были поставлены следующие задачи:
- проанализировать правовое регулирование использования лесов
- проанализировать правовой режим охраны и защиты лесов

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…………………2
1. Правовое регулирование использования лесов……………………………………..3
2. Охрана и защита лесов………………………………………………………………..8
Заключение……………………………………………………………………………...16
Практическое задание………………………………………………………………….17
Список используемых источников…………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

Копия Документ Microsoft Office Word.docx

— 55.39 Кб (Скачать файл)

- что понимать (с юридической  точки зрения) под загрязнением  водоемов и атмосферного воздуха?

- каковы юридические критерии, при наличии которых сброс (выброс) веществ следует квалифицировать как преступление или административное правонарушение?

- что понимать под «причинением  существенного вреда здоровью  людей», являющимся квалифицирующим  признаком по статье, предусматривающей  уголовную ответственность за  загрязнение водоемов и атмосферного  воздуха?

Где можно найти разъяснения по данным вопросам: в ФЗ «Об охране окружающей среды», подзаконных нормативных актах, судебной практике?

Являются ли постановления Пленума Верховного Суда РФ источником экологического права?

Составьте мотивированный проект разъяснения по поставленным вопросам.

Решение

  Разъяснения по первому вопросу следует искать в материалах судебной практики и непосредственно в УК РФ, так как единственным главным источником уголовного права является уголовный закон (ст.1 УК РФ). 
 Деяние, выразившееся во вводе в эксплуатацию новых и реконструируемых объектов без очистных сооружений и устройств в результате злоупотребления властью или служебным положением должно квалифицироваться по ст. ст.246 УК РФ. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, так как объектом экологических преступлений является комплекс фактических общественных отношений, их правовой формы и материальной оболочки, осуществление которых обеспечивает жизнедеятельность человека, использование им окружающей среды как непосредственного базиса существования, удовлетворения разумных социальных потребностей и гарантирует его безопасность. 
  Непосредственным объектом являются охраняемые уголовным законом общественные отношения по использованию отдельных видов природных ресурсов, природных объектов, по обеспечению правопорядка при осуществлении конкретных видов воздействия на окружающую среду, по обеспечению экологической безопасности населения и территорий в ходе эксплуатации промышленных и других объектов и иной производственной деятельности. 
 Предметом экологических преступлений считаются как объекты (компоненты) окружающей среды — дикие животные, воды, леса т.п., так и продукты человеческой деятельности, оказывающие воздействие на состояние окружающей среды и ее элементов, например, опасные радиоактивные, химические, биологические вещества и отходы. 
 Объектом же преступлений предусмотренных ст. 285 УК РФ Злоупотребление должностными полномочиями и ст. 293 Халатность является общественные отношения, регулирующие нормальную деятельность государственных или муниципальных учреждений. 
 Следовательно, у них разные объекты, да и нормы данных статей носят общий характер, в отличии от ст. 246, 250,251 УК РФ, носящих специальный характер. 
 Что же касается конкуренции части и целого норм между ст 246, 250, 251, то каждая из них представляет особый состав преступления, со своими признаками и свойствами, но согласно общему правилу должна применятся норма, охватывающая более полный объем совершенного деяния, т.е. ст. 246 УК РФ. 
  Объективная сторона. Нарушение правил в виде действия может состоять в использовании не предусмотренных правилами методик расчетов, запрещенных технологических процессов, в осуществлении работ, не соответствующих условиям разрешений (лицензий), рекомендациям государственной экологической экспертизы и т.п. Бездействие может заключаться в невыполнении обязанностей, прямо установленных экологическим законодательством, например по строительству на объекте очистных сооружений, установлению контрольной аппаратуры, учету информации о воздействии на окружающую среду и пр. 
 Последствиями преступления являются: существенное изменение радиоактивного фона по сравнению с естественным, создаваемым космическим излучением и излучением природных радионуклидов, оцениваемое по действующим нормам радиационной безопасности как причиняющее или могущее причинить вред здоровью людей; причинение вреда здоровью людей — расстройство здоровья от временной нетрудоспособности до хронических заболеваний и функциональных разрушений приведших к стойкой утрате трудоспособности. 
 Субъективная сторона -  косвенный умысел. 
 Субъект данного преступления - лицо, достигшее 16-летнего возраста, в силу закона, должностного положения или служебного поручения несущее ответственность либо общего характера (за производство работ), либо специального — за осуществление отдельных видов работ, процедур, функций (проведение расчетов, контроль работы очистных сооружений, проведение замеров, осуществление пробного пуска сдаваемого в эксплуатацию объекта и т.п.). 
 К тяжким последствиям в соответствии с диспозицией данной статьи следует отнести существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, которые выражаются в ухудшении качества окружающей среды, уничтожении отдельных природных объектов, невозможности осуществления законных видов природопользования, необратимом изменении природных объектов, значительных финансовых затратах на ликвидацию нанесенного преступным деянием ущерба и т.п. Тяжкие последствия есть мера оценочная, применяемая в каждом конкретном случае. 
 
 Статья 250 Уголовного Кодекса РФ.  Загрязнение вод: 
1. Загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, -наказываются штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев. 
2. Те же деяния, повлекшие причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных, а равно совершенные на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

В свою очередь, ст. 1 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 28.12.2013) раскрывает содержание данных понятий:

    1. загрязнение водных объектов - сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов;
    2. засорение водных объектов - сброс или поступление иным способом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов;
    3. истощение вод - постоянное сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод;
    4. негативное воздействие вод - затопление, подтопление и другое вредное влияние поверхностных и подземных вод на определенные территории и объекты; 

 

  Статья 251 Уголовного Кодекса РФ Загрязнение атмосферы. 
1. Нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха, наказываются штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев». 
 В ст.1 Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 23.07.2013)            "Об охране атмосферного воздуха" указывается, что загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха. 
 Юридический критерий отнесения такого деяния как сброс (выброс) к уголовному преступлению, является совершение лицом деяний предусмотренных диспозицией соответствующей статьи УК РФ, это в частности, выражается в объективной стороне конкретных составов преступлений . Например, объективная сторона ст.250 УК РФ включает в себя действия или бездействие, состоящие в загрязнении поверхностных или подземных вод, т.е. сбросе или привнесении в водные объекты вредных веществ, ухудшающих их состояние, в их засорении, т.е. привнесении в водные объекты предметов или взвешенных частиц, в истощении, т.е. сокращении запасов и ухудшении качества вод, препятствующих их нормальному использованию, либо в ином изменении их природных свойств, например физических — радиационных, лечебных, в ухудшении биологического разнообразия вод и т.п., если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, и причинную связь между ними.  
 Причиненный вред выражается в гибели водных животных и растений, уничтожении мест нереста и нагула, гибели растительности на берегах водных объектов, больших расходах по мелиорации, чистке берегов и т.п. и исчисляется по специально установленным таксам либо применительно к ущербу лесному и сельскому хозяйству устанавливается судом с учетом реального ущерба, упущенной выгоды, затрат на восстановительные работы. 
 Преступление считается оконченным с момента наступления любого из указанных в законе последствий.

   Объективная сторона преступного загрязнения атмосферного воздуха (ст.251 УК РФ) включает в себя действия или бездействие, состоящие в нарушении правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушении эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха, причинную связь между ними. 
Нарушение установленных нормативно-правовыми актами правил выброса состоит в действиях, совершение которых либо прямо запрещено законом, либо осуществлено с нарушением установленных правилами оснований, порядка, объемов, качественного состава, времени и других условий выброса, или в бездействии (невыполнении обязанностей, прямо предусмотренных соответствующими процедурами и инструкциями, неосуществлении контрольных замеров, не включении аппаратуры и пр.). 
 
Нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов состоит либо в активных действиях (несвоевременная замена фильтров, отключение аппаратуры, смена режимов работы установок и т.п.), либо в бездействии. 
 
Загрязнением воздуха является привнесение в его состав и образование в нем загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих нормативы качества или уровни естественного содержания. 
Преступление считается оконченным с момента наступления любого из указанных в законе последствий. 
 Значит, за совершения уголовного экологического преступления предусмотрена более строгая, нежели при совершении административного правонарушения ответственность. В противном случае деяние следует, квалифицировать, как административное правонарушение. 
 
  Статья 8.21 КоАП РФ. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха 
1. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения - 
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. (в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ) 
 
п. 4 ст. 8.13 КоАП РФ. Нарушение правил охраны водных объектов: 
Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, - 
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда. 
 
В современном УК РФ, в ч.2 ст. 250 ,251 УК РФ , предусматривающих квалифицированный состав, т.е за совершение данного деяния предполагается более строгая мера ответственности ,нежели в случае совершения деяния охватывающего простой состав преступления, отсутсвует такое понятие как «причинение существенного вреда здоровью людей , а имеется просто «причинение вреда здоровью» 
Под причинением вреда здоровью человека при совершении преступлений, предусмотренных статьей 246, частью 2 статьи 247, частью 1 статьи 248, частью 2 статьи 250, частью 2 статьи 251, частями 1 и 2 статьи 254 УК РФ, следует понимать причинение вреда здоровью любой степени тяжести одному или нескольким лицам.3

Постановления пленума Верхового Суда РФ способствует совершенствованию практики применения экологического законодательств.  Решения судов общей юрисдикции и арбитражных судов по конкретному юридическому делу (например, эколого-правовому спору) нельзя признать источниками экологического права, поскольку они являются актами ненормативного характера (не содержащими норм права) и имеют персонифицированный (индивидуально-определенный) характер. 
   Особо необходимо отметить решения Конституционного Суда РФ, к компетенции которого отнесено разрешение дел о соответствии федеральных законов, законов субъектов РФ, нормативных актов палат Федерального Собрания РФ, Президента и Правительства РФ Конституции РФ. Решения Конституционного Суда РФ обладают силой закона, они окончательны и подлежат исполнению. В силу этого его решения могут считаться источниками экологического права.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Конституция (Основной Закон) Российской Федерации: [Принята

общенародным голосованием в 1993 г.] - Режим доступа:// Справочная система                 "Консультант плюс".

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ                      (ред. от 03.02.2014) - Режим доступа: //  Справочная система    "Консультант плюс".

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.04.2014) - Режим доступа: // Справочная система                 "Консультант плюс".

Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 12.03.2014)3. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 №136-ФЗ - Режим доступа: // Справочная система                 "Консультант плюс".

Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 28.12.2013) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014)

Федеральный закон  от 18 июня 2001 г. №78-ФЗ «О землеустройстве» - Режим доступа: // Справочная система                 "Консультант плюс".

Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "О пожарной безопасности" - Режим доступа: // Справочная система             "Консультант плюс".

Постановление Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. №158 «О Красной книге Российской Федерации». - Режим доступа: // Справочная система                 "Консультант плюс".

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. N 21 г. Москва “О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования” – Режим доступа: // Справочная система «Консультант плюс».

Приказ Рослесхоза от 12.12.2011 N 516 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.03.2012 N 23413) - Режим доступа: // Справочная система                 "Консультант плюс".

Земельное право. Учебник. Под ред. С.А. Боголюбова. Норма – Инфра. М., 2009. – 369с.

1 Приказ Рослесхоза от 12.12.2011 N 516 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.03.2012 N 23413) – Режим доступа: Справочная система «Консультант плюс».

2 Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "О пожарной безопасности"– Режим доступа: Справочная система «Консультант плюс».

3 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. N 21 г. Москва

“О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования” – Режим доступа: Справочная система «Консультант плюс».

 

 

 


Информация о работе Правовое регулирование использования лесов