Право защиты окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 11:01, реферат

Описание работы

Международное право окружающей среды - совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих международные отношения по поводу охраны окружающей среды от вредных воздействий, рационального использования ее отдельных элементов в целях обеспечения оптимальных условий жизни и здоровья отдельных индивидов, а также самого существования человечества в целом.

Содержание работы

Глава 1. Общие положения и понятие международного права охраны окружающей среды
1.1 Понятие и источники международного права охраны окружающей среды
1.2 Объекты международно-правовой охраны окружающей среды
1.3 Принципы международного права окружающей среды
Глава 2. Международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды
2.1 Международные экологические организации
2.2 Международные конференции по окружающей среде
Глава 3. Международные правонарушения в области окружающей среды
3.1 Международная ответственность за экологические правонарушения
3.2 Международный экологический суд
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

срс 9 по праву 1 семестр.docx

— 46.32 Кб (Скачать файл)

Международные неправительственные (общественные) организации экологической  направленности. Их роль в международном  праве окружающей среды постоянно  возрастает. Кроме движения «Гринпис»  в мире действуют такие международные  экологические неправительственные  объединения, как «Экология», «Зеленый крест» и другие.

Более известны такие международные  неправительственные организации  экологической направленности, как  Международный союз охраны природы  и природных ресурсов - МСОП, Всемирный  фонд диких животных - ВФДЖ, Международный  совет по праву окружающей среды - МСПОС и др.

Основным нормотворцем в международном праве является государство. Именно поэтому роль неправительственных природоохранительных организаций в международном нормотворчестве ограничена. Однако крупнейшая из них - Международный союз охраны природы и природных ресурсов, используя консультативный статус при некоторых органах и учреждениях ООН, имеет возможность официально представлять собственную точку зрения на проекты документов, рассматриваемых на международных конференциях, в межправительственных органах.

2.2 Международные конференции по окружающей среде

Одной из развитых форм международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды являются конференции, двусторонние и многосторонние, правительственные  и неправительственные. Ежегодно в  мире проводятся сотни, а то и тысячи конференций по экологическим вопросам. В зависимости от целей они  служат средством обмена опытом природоохранительной деятельности, обмена экологически значимой информацией, решениями научных  и практических проблем.

Особый интерес и особое международное значение имеют две  конференции, проведенные под эгидой ООН.

Обеспокоенная резким ухудшением состояния глобальной окружающей среды, обусловленным высокими уровнями ее загрязнения в конце 60-х гг., Генеральная  Ассамблея ООН выступила с  инициативой о проведении международной  конференции, на которой были бы обсуждены  и выработаны международные меры по ограничению загрязнения окружающей человека среды. В июне 1972 г. состоялась Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей человека среды, которая приняла Декларацию принципов и План действий. Эти документы были одобрены Генеральной Ассамблеей ООН и положили начало регулярной деятельности по охране окружающей среды в рамках ООН.

В целом эта Конференция  сыграла огромную роль в развитии международного права окружающей среды  и активизации международного природоохранительного  сотрудничества.

Тем не менее, несмотря на предпринимаемые на национальном и международном уровнях усилия, состояние глобальной окружающей среды после Стокгольмской конференции продолжало ухудшаться. Озабоченная этим обстоятельством, Генеральная Ассамблея ООН создала в 1984 г. Международную комиссию по окружающей среде и развитию и поставила перед ней задачи:

• предложить долгосрочные стратегии в области окружающей среды, которые позволили бы обеспечить устойчивое развитие к 2000 г. и на более  длительный период;

• рассмотреть способы  и средства, используя которые  мировое сообщество смогло бы эффективно решать проблемы окружающей среды, и  др.

Результатом деятельности Международной  комиссии, которую возглавляла премьер-министр  Норвегии Гро Харлем Брундтланд, стал фундаментальный труд под названием «Наше общее будущее» (Our Common Future), представленный Генеральной Ассамблее ООН в 1987 г. (переведен и опубликован в России издательством «Прогресс» в 1989 г.)

Основной вывод данной Международной комиссии состоял  в необходимости достижения устойчивого  социально-экономического развития, при  котором решения на всех уровнях  принимались бы с полным учетом экологических  факторов. Выживание и дальнейшее существование человечества определяют мир, развитие и состояние окружающей среды. Устойчивое развитие — это  такое развитие, которое удовлетворяет  потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность  будущих поколений удовлетворять  свои собственные потребности.

По инициативе Генеральной  Ассамблеи ООН в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро, т.е. через 20 лет после Стокгольмской конференции, была созвана Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Судя по названию конференции, ее работа была основана на идеях Международной комиссии по окружающей среде и развитию. О значении, которое придавалось этой Конференции, свидетельствуют ее масштабы и уровень. В Конференции участвовали 178 государств и более 30 межправительственных и неправительственных международных организаций. 114 делегаций возглавлялись главами государств и правительств.

На Конференции в Рио  обсуждались многие вопросы, главные  из которых касались трех важных документов:

• Декларации по окружающей среде и развитию,

• Долгосрочной программы  дальнейших действий в глобальном масштабе («Повестка дня на XXI век»),

• Принципов в отношении  рационального использования, сохранения и освоения всех видов лесов.

Кроме того, участникам Конференции  были представлены и открыты для  подписания две конвенции — «О биологическом разнообразии» и «Об изменении климата».

«Повестка дня на XXI век» посвящена  актуальным проблемам охраны окружающей среды сегодняшнего дня, а также  имеет целью подготовить мир  к решению проблем, с которыми он столкнется в будущем веке. Она  определяет направления деятельности государств, народов и международных  организаций по решению этих проблем.

Повестка содержит 4 раздела:

• социальные и экономические  аспекты (национальная политика и международное  сотрудничество в целях ускорения  устойчивого развития в развивающихся  странах, борьба с нищетой, изменение  структур потребления, динамика населения, охрана и укрепление здоровья человека, содействие устойчивому развитию населенных пунктов, учет вопросов окружающей среды  и развития в процессе принятия решения);

• сохранение и рациональное использование ресурсов в целях  развития (защита атмосферы, комплексный  подход к использованию земельных  ресурсов, борьба с обезлесением, опустыниванием и засухой, об устойчивом развитии горных районов, регулировании использования  токсичных и опасных веществ, включая отходы и радиоактивные  вещества);

• укрепление роли основных групп населения (глобальные действия в интересах женщин, детей, молодежи, коренных народов и местных общин, усиление роли различных категорий  трудящихся, профсоюзов и других неправительственных  организаций и др.);

• средства осуществления (финансовые ресурсы и механизмы, информационные, научные, технологические и организационно-правовые средства решения экологических  проблем).

«Повестка дня на XXI век» была принята без церемонии подписания путем консенсуса государств. По юридической  силе она является актом «мягкого»  международного права и носит  рекомендательный характер.

Для реализации Повестки в  глобальном масштабе требуется 600 млрд. долл. в год, включая 125 млрд. долл., которые  должны выплачивать развитые страны развивающимся. Участники Конференции согласились, что развитые страны в 2000 г. и в последующие годы будут предоставлять развивающимся странам финансовую помощь в размере 0,7% валового национального продукта каждой развитой страны. Россия, другие бывшие республики СССР и государства Восточной Европы вошли в группу стран с «переходной экономикой», в отношении которых отсрочено выполнение международных финансовых обязательств.

Основным инструментом организационно-финансового  механизма реализации Повестки является Комиссия по окружающей среде и развитию, договоренность о создании которой достигнута на Конференции в Рио.

Заявление о принципах  в отношении лесов, принятое на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, — первое глобальное соглашение в отношении лесов. Оно учитывает потребности как защиты лесов в качестве окружающей и культурной среды, так и использования деревьев и других форм лесной жизни для целей экономического развития.

В заявлении утверждается, что леса с их сложными экологическими процессами необходимы для экономического развития и поддержания всех форм жизни. Леса служат для получения  древесины, пищи и лекарств, а также  являются сокровищницей многих биологических  продуктов, которые еще не открыты. Они являются хранилищами воды и  углерода, который мог бы в противном  случае попасть в атмосферу и  превратиться в газ, вызывающий парниковый эффект. Леса — это дом для  многих видов дикой природы. Кроме  того, они, с их мирной зеленью и  ощущением вечности, удовлетворяют  культурные и духовные потребности  человечества.

По данным МБРР, к 2000 г. тропические  леса сохранятся только в 11 из 33 стран, ныне экспортирующих древесину. В то же время, по подсчетам Кельнского Института  мировой экономики, введение запрета  на импорт тропических лесоматериалов принесло бы развивающимся странам  убытки в размере 50 млрд. долл., что  равно всей финансовой помощи Запада странам «третьего мира». Получается, что эти страны просто обречены на разрушение своей природной среды.

Закрепленные в Заявлении  принципы в отношении лесов включают следующее:

• всем странам следует  принимать участие в «озеленении  мира» посредством посадки и  сохранения лесов;

• страны имеют право использовать леса для нужд своего социально-экономического развития. Такое использование следует  основывать на национальной политике, соответствующей задачам устойчивого  развития;

• леса следует использовать таким образом, чтобы удовлетворять  социальные, экономические, экологические, культурные и духовные потребности  современного и будущих поколений;

• выгоды от продукции биотехнологии  и генетических материалов, полученных за счет леса, следует на взаимно  согласованных условиях разделить  со странами, в которых находятся  эти леса;

• посаженные леса являются экологически приемлемыми источниками  возобновляемой энергии и промышленного  сырья. В развивающихся странах  особенно важным является использование  древесины в качестве топлива. Эти  потребности должны удовлетворяться  на основе рационального использования  лесов и посадки новых деревьев;

• национальные программы  должны защищать уникальные леса, включая  старые леса, а также леса, имеющие  культурную, духовную, историческую или  религиозную ценность;

• странам необходимы планы  рационального ведения лесного  хозяйства, основанные на безопасных для  окружающей среды рекомендациях. 

 

Глава 3. Международные правонарушения в области окружающей среды

3.1 Международная ответственность за экологические правонарушения

Проблема международной  ответственности государств является одной из сложнейших в международном  праве и не имеет однозначного решения ни в доктрине, ни в практике межгосударственного общения. Она  является коренной для обеспечения  международного правопорядка. Под международной  ответственностью за экологические  правонарушения понимается наступление  для субъекта международного права  окружающей среды, нарушившего предусмотренные  им требования, неблагоприятных последствий .

Основанием применения международной  ответственности служит экологическое  правонарушение, которое проявляется  в основном либо в невыполнении субъектом  международного права окружающей среды  взятого на себя международного обязательства, либо в причинении экологического ущерба посредством загрязнения моря нефтью, трансграничного загрязнения окружающей среды соседнего государства  и т.п.

Важным элементом международного экологического правонарушения служит причинно-следственная связь между  противоправным поведением субъекта международного права и причиненным экологическим  ущербом. Существенное значение имеет  вина правонарушителя. Одновременно в  современной международной практике применяется и безвиновная или объективная (strict liability) ответственность.

В соответствии с современным  международным правом международные  правонарушения подразделяются на преступления и деликты. Понятие международного преступления определено в ст. 19 Проекта  статей о международной ответственности, разработанного Комиссией международного права . Это — международно-правовое деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом. В соответствии с международными нормами права окружающей среды международные экологические преступления могут, в частности, быть результатом тяжкого нарушения международного обязательства, имеющего основополагающее значение для защиты окружающей среды, — такого, как обязательство, запрещающее массовое загрязнение атмосферы или морей.

Всякое международно-правовое деяние, которое не является международным  преступлением, признается международным  деликтом, или ординарным правонарушением.

В международном праве  предусмотрено два вида ответственности  государства: материальная и нематериальная (политическая). Материальная ответственность  применяется посредством репарации, т.е. материального, в основном денежного  возмещения ущерба, или ресторации, т.е. восстановления нарушенного состояния  природной среды. Международная  практика свидетельствует о том, что причинение вреда природной  среде, как правило, влечет возмещение только прямого ущерба.

Нематериальная (политическая) ответственность применяется в  разных формах: сатисфакции (к примеру, принесение извинений, наказание государством виновных), применения экономических  и иных санкций вплоть до применения вооруженной силы.

Характерно то, что лишь немногие международные конвенции, договоры и соглашения предусматривают  меры ответственности. Как правило, в них не устанавливаются конкретные санкции за совершаемые экологические  правонарушения. В некоторых международных  актах в области охраны окружающей среды, касающихся ее загрязнения, ответственность регулируется достаточно подробно.

Так, Брюссельская конвенция  о гражданской ответственности  за ущерб от загрязнения нефтью (1969 г.) установила объективную ответственность  судовладельца за ущерб от загрязнения  нефтью, причиненный в территориальных  водах прибрежного государства  судами, принадлежащими государству, подписавшему Конвенцию, которые используются в  коммерческих целях. Собственник судна  отвечает за всякий ущерб от загрязнения  моря, который явился результатом  утечки или слива нефти.

Информация о работе Право защиты окружающей среды