Право собственности на природные ресурсы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 10:52, контрольная работа

Описание работы

Ни о каком обществе не может быть речи там, где не существует той или иной формы собственности, поскольку всякое производство есть присвоение индивидуумом предметов природы в пределах определенной общественной формы и посредством нее..
Собственность, согласно Гражданскому законодательству РФ, – это отношение между людьми, группами людей по поводу присвоения вещей, через эти вещи.

Содержание работы

Введение
1. Право собственности на природные ресурсы.

1.2.Содержание прав, государственной, муниципальной
собственности на природные объекты.

2. Природные ресурсы как объекты прав государственной и
муниципальной собственности (на примере земельных,
водных, лесных,объектов животного мира и т. п.)

Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Управление Госуд. собственностью.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)
Содержание

 

 

Стр.№

       Введение

 1. Право собственности на природные ресурсы.

 

1.2.Содержание прав, государственной, муниципальной                             

      собственности на природные объекты.

 

 2.  Природные ресурсы как объекты прав государственной и 

      муниципальной  собственности (на примере земельных,

      водных, лесных,объектов животного мира и т. п.)

 

       Заключение 

       Библиографический список

3

4

6

 

8

 

 

15

16


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 
        Собственность – основа любого общественного строя и общества. Она возникла еще на заре развития человечества, выразившись сначала в индивидуальном присвоении древними людьми своей добычи, а позднее и в коллективном. 
        Ни о каком обществе не может быть речи там, где не существует той или иной формы собственности, поскольку всякое производство есть присвоение индивидуумом предметов природы в пределах определенной общественной формы и посредством нее.. 
Собственность, согласно Гражданскому законодательству РФ, – это отношение между людьми, группами людей по поводу присвоения вещей, через эти вещи. 
      Главным элементом собственности является принадлежность ее объекта (вещи, имущества и т.п.) конкретному лицу (лицам), поэтому определяющим в собственности является субъект. По  субъекту подразделяются государственная, муниципальная, частная и иные формы собственности (ст. 9 Конституции РФ).                   
Однако необходимо заметить, что право собственности на землю и другие природные объекты существенно отличается от права собственности на имущество и иные объекты неэкологического характера. Эти отличия можно условно объединить в две группы:

  1. Отличия по отношениям использования земли и других природных объектов как объекта собственности.
  2. Отличия, вытекающие из самого содержания права собственности на данные природные объекты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Право собственности на природные ресурсы.

 Прежде всего, собственность  является экономической категорией  и представляет собой действия  по владению, пользованию и распоряжению  имуществом.

Право собственности, в  том числе и на природные ресурсы, принято рассматривать в двух аспектах - объективном и субъективном.

В объективном смысле право собственности понимается как совокупность норм, регулирующих данный вид общественных отношений, которые закреплены в различных нормативных актах. Так, например, Конституция РФ в ч.2 ст. 9 определяет, что земля и другие природные ресурсы могут находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Т.е. право собственности в объективном смысле - это установленные законодателем правовые нормы, определяющие рамки (границы) возможных действий лиц по присвоению, владению и пользованию всей совокупностью вещей, которые не исключены из гражданского оборота.

В субъективном смысле право  собственности понимается как совокупность правомочий конкретного собственника по владению и распоряжению собственностью по своему усмотрению в тех рамках, которые установил законодатель. Право собственности является наиболее абсолютным правом - собственнику противостоит множество несобственников, которые обязаны не препятствовать собственнику в осуществлении своего права собственности при условии, что он не нарушает права и законные интересы других лиц (владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Ч.2 ст.36 Конституции РФ).

Право собственности  на природные ресурсы имеет свою определенную специфику. Конституция, закрепляя различные формы собственности на природные ресурсы, дает определение природным ресурсам как основе жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч.1 ст.9). Естественно, что для данного объекта требуется дополнительная правовая защита. Исходя из необходимости такой защиты законодатель возлагает на собственника дополнительные обязанности по использованию природных ресурсов, в том числе рациональное использование, ограничение либо особый порядок совершения различных сделок вплоть до полного изъятия из оборота. Следует также учитывать, что для включения в гражданский оборот природного объекта он должен обладать определенными свойствами. Объектом гражданского оборота могут быть только овеществленные природные ресурсы, т.е. имеющие вещественное воплощение. наиболее типичным примером природного объекта, который в силу своего качества не может быть включен в гражданский оборот, и соответственно стать объектом права собственности, является атмосферный воздух. К тому же, для отнесения объекта к природным ресурсам он должен находится во взаимосвязи со всей экологической системой, являться ее неотъемлемой частью. Так, например не может быть природным объектом земля (почвенный слой), которая продается в пакетах в цветочных магазинах.

Для придания правового  статуса различным природным  объектам они объединены по своим  свойствам в группы (фонды). В настоящее  время выделяются несколько фондов: земельный фонд, водный фонд, лесной фонд, горный фонд (недра), животный мир. Фонды, в свою очередь, подразделяются на подфонды. Так земельный фонд делится по категориям земель, водный - по видам водных объектов, лесной по группам и видам лесов и т.д.

Деление природных ресурсов на фонды позволяет законодателю более детально регулировать правоотношения, возникающие в связи с использованием какого либо природного объекта. так земельные правоотношения должны регулироваться Земельным Кодексом*, правоотношения, возникающие в отношении водных объектов - Водным кодексом, использование лесных угодий - лесным и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Содержание права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на природные объекты.

 
Содержание права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности  на землю иные природные объекты выражается в трех правомочиях:

  • праве владения;
  • праве пользования;
  • и праве распоряжения.

 
Право владения природными ресурсами предполагает обладание ими, фактическое господство над ними, а также удержание в обладании. 
Владение землей и природными объектами может быть полным и частичным. Полное владение бывает во всех случаях, когда природный объект находится на территории данной республики, иного автономного образования. Если же природный объект географически расположен на территории нескольких субъектов РФ, то порядок владения осуществляется между ними по достигнутому соглашению, а при необходимости – с участием РФ. 
Право владения землей и иными природными объектами является абсолютным, т.е. распространяется на все земельные участки и природные объекты, находящиеся на территории соответствующих субъектов Федерации. 
Собственником право владения реализуется через право хозяйственного ведения экологопользователей. 
 
Право пользования землей и иными природными объектами выражается в хозяйственной и иной их эксплуатации, извлечении из них полезных свойств и использовании для иных целей удовлетворения потребностей общества. 
Право пользования землей и иными природными объектами осуществляется с соблюдением определенных правил, основополагающая конструкция которых введена Законом РФ “Об охране окружающей природной среды”, и которые конкретизируются в кодексах субъектов Федерации и законах РФ об использовании и охране природных объектов; о животном мире; об охране атмосферного воздуха. 
Очень важно отметить, что право пользования землей и иными природными объектами имеет две основные стороны:

  • установление для экологопользователей определенных правил эксплуатации природных объектов при непрерывном государственном контроле за их соблюдением;
  • взимание доходов с экологопользователей, полученных в ходе использования природных объектов, через систему налоговых и рентных платежей.

 
Право распоряжения собственника землей и иными природными объектами  составляет его третье самостоятельное  правомочие. Если в цивилистическом понимании этот термин предполагает возможность определять юридическую судьбу вещи, то в отношении природных объектов это правомочие несколько сужено, и к нему больше подходит термин “определение юридического статуса природного объекта”, поскольку судьбу природных объектов определяет состояние окружающей среды, состояние самого объекта, на которые человек не всегда может оказать решающее влияние. 
В заключение всего сказанного необходимо отметить, что владение, пользование и распоряжение природными объектами как правомочие собственности осуществляются собственником с учетом не только природных объектов, но и всей экологической системы, поскольку прямо или косвенно экосистема страны находится в сфере отношений государственной и иных форм собственности на природные объекты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Природные  ресурсы как объекты прав государственной  и муниципальной собственности.

  Новый для России, капиталистический путь развития потребовал коренных изменений законодательстве в части, касающейся использования природных объектов. Произошел отказ государства от монополии на природные объекты, что потребовало принятие принципиально новых законодательных актов. Данная тенденция продолжается до сих пор.

Одна из самых сложных  ситуаций в данной области развивается вокруг вопроса о собственности на землю, а также включения земли как природного объекта в свободный гражданский оборот. Свободное обращение земли в гражданском обороте. Т.е. земля, являясь основным средством производства в сельском хозяйстве и территориальным базисом для всех остальных отраслей народного хозяйства, приобретает качество товара. Как показывает практика в развитых странах данное свойство земли, при создании цивилизованного рынка земельных угодий создает конкурентную среду и как следствие развитие производства.

Многие субъекты Российской Федерации также пошли по пути рыночного развития земельных отношений  и принимают свои законы регулирующие товарооборот земель, однако этого  недостаточно для создания нормального, цивилизованного рынка земли, что порождает различные злоупотребления в этой области и как следствие ущемление конституционного права на землю некоторых групп населения.

Как уже было сказано  выше, правоотношения, возникающие  по поводу использования водного  фонда регулируются Водным кодексом РФ. В соответствии с данным нормативным документом водное законодательство  Российской   Федерации   состоит из указанного  Кодекса    и    принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст.2), причем Кодекс имеет верховенство.

В соответствии со ст.31 Кодекса  понятие владения не применимо во всей полноте к водным объектам, поскольку сосредоточенная в  них вода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена. Отсюда следует, что право собственности на водный объект воплощает в себе не владение водой как природным ресурсом, но владение водным объектом как сосредоточением воды на поверхности суши или в ее недрах.

Водное законодательство РФ отдает приоритет государственному праву собственности на водные объекты, хотя и предусматривает муниципальную и частную собственность, но только на обособленные водные объекты. Обособленным водным объектом признается замкнутый водоем, небольшой по площади и непрочный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными объектами. Все остальные водные объекты, а также обособленные водные, не находящиеся в муниципальной или частной собственности, являются государственной собственностью.

Из данного положения  явствует, что водные объекты представляют исключительную важность для народного  хозяйства страны. Закрепляя преимущество государственной собственности  на водные объекты законодательство стремиться оградить их от недобросовестного использования, а также гарантирует свободный доступ к воде как одному из основных жизненно важных ресурсов.

Государственная собственность  на водные объекты подразделяется на Федеральную собственность и  собственность субъектов Федерации ( ст.ст.36,37 Водного Кодекса).

В собственности Российской Федерации (федеральной собственности) находятся:

поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых  расположены на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

подземные водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

водные объекты, расположенные  на территории одного субъекта Российской Федерации, но необходимые для обеспечения  нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям Российской Федерации;

Информация о работе Право собственности на природные ресурсы