Понятие и виды права природопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 16:44, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы является изучение некоторых элементов экологического права. Для достижения данной цели в работе предполагается решение следующих задач:
Выделить основные виды природопользования.
Определить содержание правовой охраны недр.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Государственное регулирование природопользования 5
2.Понятие и виды права природопользования 12
3.Содержание и особенности правовой охраны недр 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23

Файлы: 1 файл

Право природопользования в Российской Федерации.doc

— 245.00 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В рамках отмеченного в научной юридической литературе процесса экологизации российского законодательства позволительно говорить о наличии в федеральных законах и иных нормативных правовых актах в области использования и охраны природных ресурсов норм и правил, определяющих экологически обусловленный порядок природопользования. Эти федеральные законы и другие правовые акты, содержащие такие нормы, согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона "Об охране окружающей среды", входят в состав законодательства в области охраны окружающей среды. Статьей 4 указанного Федерального закона земля, недра, растительный и животный мир, поверхностные и подземные воды, другие природные ресурсы и системы определены в качестве объектов защиты. Среди различных способов и методов охраны окружающей среды ведущим и результативным, на наш взгляд, является установление Законом и обеспечение строгого исполнения требований по рациональному использованию природных ресурсов, их защита и охрана в процессе природопользования. Совокупность таких требований, норм, правил, регламентов, процедур и других установлений понимается нами как эколого-правовой режим природопользования. Разумеется, что эколого-правовой режим является элементом, составной частью более общего понятия правового режима природопользования.

Для обеспечения сохранности природы  в «целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности» предусматривается п. 1 ст. 52 Федерального закона «Об охране окружающей среды» создание защитных и охранных зон.

Цель данной работы является изучение некоторых элементов экологического права. Для достижения данной цели в работе предполагается решение следующих задач:

  1. Выделить основные виды природопользования.
  2. Определить содержание правовой охраны недр.

 

1.Государственное регулирование природопользования

 

Под природопользованием понимается возможность использования человеком полезных свойств окружающей среды - экономических, экологических, культурных и оздоровительных. Формы природопользования следующие - общее и специальное природопользование1.

Общее природопользование даётся человеку от рождения - дышит, пьёт воду, на специальное природопользование требуется разрешение, оно регулируется законодательно по видам природных ресурсов: закон о атмосферном воздухе, о воде, о недрах, о природном мире и т.д.

Экологическая безопасность в РФ поддерживается определенными нормативно-правовыми документами, к числу которых относятся Конституция РФ, Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 18.07.2011). В соответствии с Федеральным законом РФ от 10 января 2002  г. «Об охране окружающей среды» принципы  экономики природопользования конкретизированы для хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, в следующих принципах2:

  • соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду;
  • обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека;
  • научно-обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
  • охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
  • ответственности органов государственной власти за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
  • платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде;
  • независимости контроля в области охраны окружающей среды;
  • обязательности проведения государственной экологическо" экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;
  • соблюдения права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участия граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;
  • ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
  • участия граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;
  • международного сотрудничества в области охраны окружающей среды3.

Приведенные законодательно-нормативные акты отражают только основные требования, на которые необходимо ориентироваться при оценке экологической безопасности. Основами обеспечения данных законов служат подзаконные нормативно-правовые акты — санитарные нормы и правила, технические стандарты, ГОСТ, СНИП и др.), методические рекомендации и т. п. Таким образом, они регламентируют качество окружающей среды посредством нормативов при выполнении технических решений.

Источниками государственного регулирования природопользования на наднациональном уровне являются международные соглашения и конвенции, на национальном —  законы, указы, акты, распоряжения и постановления.

Подразделения, регулирующие природоохранную деятельность представлены в органах законодательной, исполнительной и судебной властей4.

В составе Государственной Думы действуют Комитет по экологии Комитет по природным ресурсам и природопользованию. В состав Комитета Государственной Думы по экологии входят девять депутатов, представляющих фракции и депутатские группы в Государственной Думе.

Основные направления деятельности Комитета:

  • осуществление предварительной экспертизы законопроектов в области охраны окружающей природной среды и их подготовка к  рассмотрению Государственной Думой;
  • осуществление подготовки заключений по законопроектам, поступившим на рассмотрение Государственной Думы;
  • организация и проведение парламентских слушании, касающихся вопросов охраны окружающей природной среды;
  • проведение экспертизы, подготовка заключений и предложений по законопроектам, находящимся на рассмотрении в Государственной Думе и затрагивающим вопросы охраны окружающей природной среды.

В структурах исполнительных органов власти имеется значительное число органов, осуществляющих управление и контроль в различных  областях природопользования.

Природоохранные функции (в той или иной степени) выполняют5:

  • Министерство природных ресурсов и экологии РФ (МПР);
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
  • Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра). Данному агентству правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом в сфере недропользования Министерства природных ресурсов Российской Федерации.
  • Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы)
  • Федеральная служба РФ по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет);
  • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору при правительстве РФ (Ростехнадзор).

Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство).

В новом Уголовном кодексе РФ экологические преступления выделены в самостоятельную группу, которой посвящена специальная глава 26, содержащая 17 составов экологических преступлений (ст. 246-262).

В ряд статей УК РФ введены новые квалифицирующие признаки экологических составов преступлений - совершение противоправных деяний в зоне экологического бедствия или зоне чрезвычайной экологической ситуации, совершение деяния лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (ст. 250, 254, 256, 258 и др.). К сожалению, в большинстве случаев в виде санкций за экологические преступления применяются в основном штрафы6.

На сегодняшний день экологические отчисления предприятий не покрывают даже десятой доли необходимых финансовых затрат на охрану окружающей среды.

Сложившуюся негативную ситуацию обуславливает: наличие слаборазвитой промышленности; маломощность предприятий, оснащенных устаревшим оборудованием и характеризующихся использованием ресурсоемких и природозагрязняющих технологий; низкая культура хозяйствования, систематическое нарушение природоохранных норм и требований, создающих угрозу ухудшения состояния здоровья населения.

Экологический фактор стал все более лимитировать экономическое развитие в республике. Осуществление эффективной хозяйственной деятельности в настоящем должно происходить с учетом законов природы.

Решение подобных сложных экологических проблем находится в плоскости государственного регулирования. Государство может и должно с помощью применения различных механизмов прямого административного или косвенного экономического стимулирования создавать такие условия развития общества, которые обеспечат устойчивое развитие экономики для будущего, а главное безопасное для здоровья существование на территории России.

В целом, процесс регулирования природопользования можно представить в виде системы способов и мер государственного воздействия на экологизацию общественного развития посредством гармоничного сочетания механизмов административного управления и экономического стимулирования.

Опыт применения правовых мер доказывает, что использование только прямых методов воздействия на природопользователей на основе отношений власти и подчинения неэффективно, так как не приводит к заметному улучшению состояния природной среды. Поэтому возникла необходимость применения экономических рычагов, основанных на материальной заинтересованности природопользователей7.

В Российской Федерации экономические методы, определенные ст.14 ФЗ «Об охране окружающей среды», устанавливают пределы экономического регулирование в области охраны окружающей среды через систему косвенных регуляторов. В свою очередь регуляторы являются частью тех мер при помощи, которых государство может оказывать влияние на природоохранную деятельность предприятий путем затрагивания их имущественных интересов, что приводит к пониманию зависимости между экономической выгодой и соблюдением экологических требований.

В настоящее время экономический механизм в России реализуется посредством системы экологических платежей, включающих в себя природоресурсные платежи, плату за пользование природными ресурсами, а также плату за негативное воздействие на окружающую природную среду.

При всей значимости каждого из элементов экономического механизма в настоящее время его существование и действенность во многом связаны с системой платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В процессе взимания платежей должны реализовываться функции: стимулирования рационального природопользования, аккумулирования денежных средств, а также контроля за соответствием содержания выбросов уровням ПДВ (С) и ПДК.

Анализ действующей в России системы платежей за загрязнение окружающей природной среды позволяет сделать следующие выводы8.

— заложенные в начале эффективные природоохранные принципы к настоящему моменту выхолощены и сведены практически к нулю.

— из-за низкого уровня базовых нормативов стимулирующая функция платежей не реализуется полностью. По этой же причине, а также в результате консолидации средств от платежей в бюджеты различных уровней в качестве нецелевых поступлений, не реализуется и аккумулирующая функция платежей.

Природно-ресурсное законодательство стран СНГ и Восточной Европы  долгое время строилось на концепции государственной собственности на средства производства и на природные ресурсы в частности.

В развитых странах многие экономические механизмы уже подтвердили свою действенность в области повышения качества окружающей природной среды.

Широко применяемым инструментом государства является ограничительное регулирование: стандарты для автомобилей; нормативы, регулирующие использование токсических веществ, и т.д. Западные транспортные компании, например, обязаны в поездах и самолетах обеспечивать места для  некурящих; нефтяные компании, использующие один бассейн, обязаны координировать свою добычу и т. д.

В 1946 г. была создана Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), одним из направлений деятельности которой стала охрана окружающей среды (ООС). Уже в 1948 г. по инициативе ЮНЕСКО возник Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) — международная научно-консультативная организация для сохранения природных богатств Земли. В 1966г. была издана международная Красная книга, в которой содержались списки видов, находящихся на грани вымирания. По решению Стокгольмской конференции  (1972) была создана Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и установлен Всемирный день охраны окружающей среды — 5 июня. Большую известность получили следующие конвенции по ООС международного значения:

Информация о работе Понятие и виды права природопользования