Платность природопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 10:51, реферат

Описание работы

В подавляющем большинстве случаев право природопользования являет-ся платным. Это означает, что граждане и юридические лица должны вно¬сить установленную плату за пользование землями, лесами, недрами, вода¬ми и другими природными ресурсами, а также за иные воздействия на окружающую природную среду в процессе своей деятельности.

Файлы: 1 файл

Платность природопользования.docx

— 22.19 Кб (Скачать файл)

Платность природопользования 

 

В подавляющем большинстве  случаев право природопользования является платным. Это означает, что граждане и юридические лица должны вносить установленную плату за пользование землями, лесами, недрами, водами и другими природными ресурсами, а также за иные воздействия на окружающую природную среду в процессе своей деятельности.

Плата вносится единовременно (при получении данного природного объекта в пользование) или систематически (постоянно) (в виде годичных, квартальных, ежемесячных платежей).

Принцип платности имеет  важное значение, поскольку призван обеспечить повышение заинтересованности природопользователей в эффективном и рациональном использовании природного ресурса, сохранении и воспроизводстве окружающей природной среды. В соответствии со ст. 20 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» в сфере природопользования применяются два вида платы:

1) плата за природные  ресурсы (земли, воды, леса и  иную растительность, недра, животный  мир, рекреационные и другие  природные ресурсы).

Она подразделяется в свою очередь на плату:

- за право пользования  природными ресурсами в пределах  установленных лимитов;

- за сверхлимитное и  нерациональное использование природных  ресурсов;

- на воспроизводство и  охрану природных ресурсов.

2) плата за загрязнение  окружающей природной среды и  другие виды вредных воздействий.  Она взимается за:

- выбросы, сбросы загрязняющих  веществ в пределах установленных лимитов;

- выбросы, сбросы загрязняющих  веществ сверх установленных лимитов;

- за размещение отходов  и другие виды загрязнения  в пределах установленных лимитов;

- за размещение отходов  и другие виды загрязнения  сверх установленных лимитов.

Конкретные виды и ставки платежей установлены в актах  экологического законодательства применительно к отдельным природным ресурсам. Так, за пользование лесным фондом взимаются лесные подати (при краткосрочном пользовании) и арендная плата (при аренде участков лесного фонда) (ст. 103 Лесного кодекса РФ). Система платежей, связанных с пользованием водами, включает плату за пользование водными объектами (водный налог), плату на восстановление и охрану водных объектов (ст. 123 Водного кодекса РФ). При пользовании недрами производятся платежи в виде сбора за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии, платы за пользование недрами, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизов (ст. 39 Закона РФ «О недрах»).

Ставки платы устанавливаются  специальными нормативными актами: Законом РСФСР «О плате за землю»1991 г., Федеральным Законом «О плате за пользование водными объектами» 1998  г., постановлениями Правительства РФ «О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню» от 19 сентября 1997 № 1199, «О плате за пользование объектами животного мира и ее предельных размерах» от 29 сентября 1997 № 1251 (в ред. от 15 ноября 1997 № 1433), «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» от 28 августа 1992 № 632, Положением о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна», утвержденным Постановлением Правительства от 28 октября 1992 № 828 и др.

 

Введение платного природопользования

 
 

На основе цены и экономических  оценок природных ресурсов должна вводиться  платность природопользования. Введение платного природопользования должно способствовать более адекватному учету экологического фактора в экономике, рационализировать использование природных ресурсов, а также обеспечить финансирование их воспроизводства.

Система платности природопользования стала формироваться достаточно давно и относительно всеобщий характер приобрела с принятием в 1991 г. Федерального закона «Об охране окружающей природной среды». В соответствии с ним плата должна была взиматься  за право пользования природными ресурсами в пределах устанавливаемых  лимитов, на воспроизводство природных  ресурсов и их охрану, и за сверхлимитное  и нерациональное использование  природных ресурсов. Применительно  к каждому конкретному виду ресурса  платежи имели модифицированный характер.

Плата за природные ресурсы  взималась с предприятий, объединений, организаций, учреждений, использующих природные ресурсы и обладающих правами юридического лица вне зависимости  от форм собственности. Плата за право  пользования природными ресурсами  практически предназначена для  собственника данных природных ресурсов, будь то государство или частный  владелец. Она связана с изъятием ренты. Платежи для воспроизводства  и охраны природных ресурсов являются компенсацией затрат природных ресурсов в процессе производства.

Нормативы платы за право  пользования природными ресурсами, а также на их воспроизводство  и охрану утверждались государственными органами субъектов Федерации. Сумма  платежей поступала либо в бюджеты  различных уровней, либо в целевые  бюджетные ресурсные фонды, которые  создавались за счет отчислений от платежей на воспроизводство и охрану природных ресурсов (Федеральный  фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, Федеральный фонд Восстановления и охраны водных объектов и др.). Начиная  с 2001 г. указанная выше структура  платежей была трансформирована в систему  ресурсных налогов с упразднением всех целевых фондов и консолидацией  поступающих средств непосредственно  в бюджеты всех уровней.

С этого времени должны вводиться следующие ресурсные  налоги:

- акцизы  на отдельные виды сырья, товаров  и услуг (федеральный налог); 
- налог на пользование недрами (региональный налог); 
- налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы (региональный налог); 
- налог на дополнительный доход от добычи углеводородов (региональный налог); 
- лесной налог (региональный налог); 
- водный налог (региональный налог); 
- сбор за право пользования объектами животного мира и водными биоресурсами (региональный налог); 
- земельный налог (местный налог); 
- федеральный, региональный и местный лицензионные сборы.

Что же касается доли ресурсных  платежей в совокупных доходах, то к  настоящему времени она не велика. Удельный вес платежей за природопользование в консолидированном бюджете  РФ составляет от 3 до 5%.

Существенное значение в  системе платного природопользования должны получить штрафы, различного рода санкции за нерациональное использование  природных ресурсов и загрязнение  окружающей среды. В случае выбытия  земель из-за их нерационального использования (несанкционированное складирование  отходов, загрязнение тяжелыми металлами, радиоактивными элементами, почворазрушающая обработка земли и т.д.), загрязнения воды и воздуха сверх допустимых нормативов при авариях и пр. должны применяться жесткие санкции, включающие экономическую и правовую ответственность. В частности, значителен должен быть размер штрафов, чтобы оказать реальное влияние на деятельность производителя.

Проблемы совершенствования  ценообразования в экономике, и  прежде всего в природоэксплуатирующих отраслях, имеют важное значение для совершенствования природопользования. Здесь можно выделить два аспекта. Во-первых, многие проблемы использования достижений научно-технического прогресса, внедрения малоотходных технологий наталкиваются на неэффективность ресурсосбережения при низких ценах на природные ресурсы. Оказывается, гораздо более выгодно проводить ресурсорасточительную политику и компенсировать отсталость технологий перепотреблением ресурсов.

В этих условиях разумное повышение  цен на природные ресурсы, более  полный учет экологического фактора  в цене на продукцию природоэксплуатирующих отраслей стимулировали бы переход производителей в народном хозяйстве на режим ресурсосбережения с использованием вторичных ресурсов. Во-вторых, цена должна более полно учитывать уровень экологической безопасности продукции. Продукция чистая в экологическом отношении должна иметь более низкую цену и быть более предпочтительной для потребителя по сравнению с продукцией, производство которой связано с негативным влиянием на окружающую среду или которая сама по себе представляет опасность для человека и природы в процессе потребления или в виде отходов. И здесь необходимо использовать механизм налогов на экологически опасную продукцию, наценок, субсидий и льгот для производителей и потребителей чистой продукции.

Например, в сельском хозяйстве для производителей должно быть выгоднее использовать биологические  средства защиты растений по сравнению  с пестицидами, органические удобрения  по сравнению с минеральными.



Информация о работе Платность природопользования