Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 11:33, реферат

Описание работы

Плата за негативное воздействие на окружающую среду - один из важнейших элементов экономико-правового механизма охраны окружающей среды. Такая плата рассматривается в экологическом праве России как один из основных экономических стимулов к тому, чтобы природопользователи, деятельность которых связана с такими воздействиями на природу, инициативно принимали меры по обеспечению соблюдения требований экологического законодательства.

Содержание работы

1 Введение
2
2 Цели и предмет правового регулирования платности за негативное воздействие на окружающую среду. Понятие негативного воздействия на окружающую среду. 3
3 Нормативные правовые акты, регламентирующие внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду 5
4 Плата за негативное воздействие по отдельным природным ресурсам 6
5 Плата за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками 8
6 Плата за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты 11
7 Плата за размещение отходов производства и потребления
12
8 Заключение
16
9 Список литературы 18

Файлы: 1 файл

Реферат по экологии.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1

Введение

2

2

Цели и предмет  правового регулирования платности  за негативное воздействие на окружающую среду. Понятие негативного воздействия  на окружающую среду.

3

3

Нормативные правовые акты, регламентирующие внесение платы  за негативное воздействие на окружающую среду

5

4

Плата за негативное воздействие по отдельным природным  ресурсам

6

5

Плата за выбросы  в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками

8

6

Плата за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные  и подземные водные объекты

11

7

Плата за размещение отходов производства и потребления

12

8

Заключение

16

9

Список литературы

18



Введение

Увеличение  объёмов производства, усиление негативного воздействия на окружающую среду, сокращение запасов природных ресурсов создают угрозу экологической безопасности стран и регионов, препятствуют их устойчивому социально - экономическому развитию, соблюдению принципов прав человека на благоприятную среду. Процесс загрязнения окружающей среды занимает ведущее место среди проблем, которые характеризуют наше общество на современном этапе его развития и является весьма актуальным, особенно в части определения видов платежей за негативное воздействие, их размера и порядка уплаты.

Развитие современной  экономики в значительной степени  определяется влиянием эколого-экономических  регулирующих механизмов. Одним из важных регулирующих механизмов в России является плата за негативное воздействие на окружающую среду. Суть этого механизма государственного регулирования состоит в экономическом принуждении ограничения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности природопользователей и, наоборот, в экономическом поощрении и предоставлении льгот природопользователям, вкладывающим средства в природоохранные технологии и добивающимся снижения выбросов, сбросов и размещения отходов. Кроме того, в настоящее время плата за негативное воздействие на окружающую среду взимаются в размерах, которые не достаточны ни для финансирования государственных программ по охране окружающей среды, ни для стимулирования отказа от существующих технологий и внедрения экологически безопасного производства на предприятиях.

Цели  и предмет правового регулирования  платности за негативное воздействие  на окружающую среду. Понятие негативного  воздействия на окружающую среду

Одним из основополагающих принципов законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды является принцип платности природопользования, в соответствии с которым негативное воздействие на окружающую среду является платным.

В соответствии с законодательством об охране окружающей среды платность негативного  воздействия на окружающую среду  преследует достижение ряда целей. Во-первых, указанная плата является источником пополнения федерального и местных бюджетов. Во-вторых, важнейшая цель платежей - стимулирование природопользователей к рациональному использованию природных ресурсов и к повышению эффективности их природоохранной деятельности.

Статья 14 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»[1] (далее - Закон об охране окружающей среды) относит установление платы за негативное воздействие на окружающую среду к числу методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды.

Статьей 16 Закона об охране окружающей среды определены виды негативного воздействия на окружающую среду и установлено, что формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

·     выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

·     сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

·     загрязнение недр, почв;

·     размещение отходов производства и потребления;

·     загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

3

·     иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Предметом правового  регулирования являются правоотношения, возникающие при взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду в результате хозяйственной и иной деятельности.

В статье 1 Закона об охране окружающей среды дается определение негативного воздействия  на окружающую среду как воздействия  хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Для регулирования  воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду предусмотрены  нормирование в области охраны окружающей среды и нормативы допустимого  воздействия. Нормативы допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ, нормативы образования отходов, нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) являются основой для оценки воздействия на окружающую среду, расчета платежей.

Условием для  возникновения обязанности по уплате платы за такое воздействие является факт осуществления деятельности, негативно воздействующей на окружающую среду и ее компоненты.

Таким образом, указанная плата рассматривается  как регулятивный механизм, стимулирующий  природоохранную деятельность природопользователей вне зависимости от вида осуществляемой ими хозяйственной и иной деятельности.

4

Нормативные правовые акты, регламентирующие внесение платы за негативное воздействие  на окружающую среду

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации. В настоящее время Постановлениями Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»[2] (далее – Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 № 632) и от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления»[3] (далее - Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 № 344) выделяют три вида негативного воздействия на окружающую среду, за которые взимается плата, а именно:

·          выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками;

·          сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

·          размещение отходов производства и потребления.

Указанные виды негативного воздействия, за которые взимается плата, не охватывают все перечисленные в действующем законодательстве виды негативного воздействия. Так, в Законе об охране окружающей среды к видам негативного воздействия отнесены, например, загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий. Однако механизмы взимания платы за данные виды негативного воздействия в настоящее время не установлены.

Согласно действующему законодательству внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде (пункт 4 статьи 16 Закона об охране окружающей среды). Данное положение является существенной гарантией эффективности природозащитного механизма, так как суммы платежей не могут в полной мере восполнить ущерб, нанесенный окружающей среде. Кроме того, данные платежи не оказывают стимулирующего воздействия на хозяйствующие субъекты в части внедрения ими более «чистых» установок, поскольку суммы несопоставимо малы по сравнению с возможными затратами на новые         технологии.

Пределы действия правового механизма взимания платы  за негативное воздействие по кругу  лиц конкретизируются Постановлением Правительства от 28.08.1992 № 632, которым установлено, что Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием.

Порядок заполнения и представления Расчета платы  за негативное воздействие на окружающую среду определен Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 № 204 (в ред. Приказа Ростехандзора от 27.03.2008 № 182) «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду»[4].

Плата за негативное воздействие на окружающую среду отнесена к неналоговым доходам бюджетов и распределяется по следующим нормативам: 20 % - в федеральный бюджет, 40 % - в бюджет субъекта РФ, 40 % - в местный бюджет. При этом Кодексом не устанавливается целевое расходование этих финансовых средств.

Сроки уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду установлены Приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду»[5] не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом является календарный квартал.

Неуплата платы  за негативное воздействие на окружающую среду в установленные сроки  или невнесение ее в не полном объеме наказывается в соответствии со статьей 8.41 КоАП РФ[6] наложением административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 6000 руб., на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 руб.

Плата за негативное воздействие по отдельным природным ресурсам

Как уже отмечалось, действующим законодательством  РФ установлен порядок взимания платы  за следующие виды негативного воздействия:

·     выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками;

6

·     сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

·     размещение отходов производства и потребления.

Исходными при  определении платы за негативное воздействие на окружающую среду  являются нормативы платы для  каждого вида негативного воздействия на окружающую среду, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы, которые установлены Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344. Применение нормативов платы, установленных Постановлением от 12.06.2003 № 344, к иным загрязняющим веществам, не внесенным в указанное Постановление, но обладающим схожими характеристиками, неправомерно.

Согласно Постановлению  Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 плата  взимается за:

·     загрязнение в пределах допустимых нормативов;

·     загрязнение в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов);

·     сверхлимитное загрязнение окружающей среды.

В соответствии с вышеназванным Постановлением, Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение  окружающей природной среды сверхлимитным является загрязнение, в случаях:

·     превышения установленных предельно допустимых нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ;

·     отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, утвержденных лимитов на размещение отходов;

·     превышения установленных лимитов выбросов, сбросов, размещения отходов, а также при их отсутствии - превышение предельно допустимых нормативов выбросов, сбросов.

Согласно пункту 5 Порядка определения платы, утвержденного Постановлением от 28.08.1992 № 632, плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды рассчитывается с применением пятикратного повышающего коэффициента к соответствующим нормативам платы за загрязнение в пределах установленных лимитов.

7

Кроме того, к  нормативам платы применяются поправочные  коэффициенты, установленные Постановлением от 12.06.2003 № 344:

·     коэффициенты, учитывающие экологические факторы (состояние атмосферного воздуха, почв, водных объектов);

·     коэффициент 2 для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия.

Коэффициенты, учитывающие  экологические факторы, дифференцированы по экономическим районам Российской Федерации и бассейнам рек  и морей. Общероссийским классификатором  экономических регионов[7] установлены перечни особо охраняемых территорий, районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера (разделы 10.1 и 10.2).

Плата за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками

Источниками загрязнения  атмосферного воздуха могут являться различные машины, механизмы, оборудование, технологические процессы и иные объекты. Например, к таким источникам относятся: котельная, автомобиль, сварочный  аппарат, резервуар с нефтепродуктами, пруд биологической очистки сточных вод, свалка отходов и многие другие.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

По ГОСТ 30772-2001[8] выбросы - газопылевые вещества, подлежащие выводу (выбросу в атмосферу) за пределы производства, включая входящие в них опасные и/или ценные компоненты, которые улавливают при очистке отходящих технологических газов и ликвидируют в соответствии с требованиями национального законодательства и/или нормативных документов.

В общем случае под выбросом следует понимать поступление в  атмосферный воздух газообразных, аэрозольных, пылеобразных веществ от стационарных и передвижных источников. Среди  стационарных источников выбросов различают  организованные и неорганизованные источники. К организованным источникам относятся источники, выбросы от которых поступают в атмосферный воздух через специальные   технические устройства, например трубу. Одним из основных критериев отнесения источников к организованным является возможность определения для них мощности (в граммах в секунду) и объема (в тоннах в год) выброса по каждому загрязняющему веществу контрольно-аналитическими методами, т.е. с помощью специальных приборов и оборудования. Для неорганизованных источников скорость и объем выброса определяются, как правило, расчетными методами.

Обязанность по уплате платы  за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от видов  осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и должна быть исполнена лицом, признающимся плательщиком, самостоятельно.

Приказом Федеральной  службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.09.2007 № 626 «Об утверждении Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух»[9] определено, что в случае заключения договора аренды источника (объекта) негативного воздействия, плательщиком платы является лицо, фактически эксплуатирующее такой источник (объект) и оказывающее, тем самым, негативное воздействие на окружающую среду. Также следует учитывать, что обязанность по уплате платы не снимается в случае простоя, консервации и иного приостановления деятельности предприятия, в случае дальнейшего оказания негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно Приказу Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» плательщик производит исчисление и уплату платы отдельно по месту нахождения производственных территорий и объектов размещения отходов по соответствующим муниципальным образованиям.

Также плательщик производит уплату платы отдельно по передвижным объектам негативного  воздействия (транспортным средствам, в том числе автомобильным  транспортным средствам, воздушным, морским  судам, судам внутреннего плавания, передвижным дизель-генераторным установкам и иным передвижным установкам, оборудованным двигателями, работающими на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе), зарегистрированным на территории одного объекта административно-территориального деления (муниципального образования).

Применительно к передвижным объектам данный подход обусловлен тем, что в настоящее  время нормативными правовыми актами не установлен порядок определения  объема негативного воздействия, оказываемого на конкретной территории, в зависимости от количества времени перемещения соответствующего объекта.

Нормативы платы  за выбросы загрязняющих веществ  в атмосферу установлены отдельно по стационарным и передвижным источникам (объектам) негативного воздействия  на окружающую среду. Так, нормативы платы для стационарных источников установлены за тонну загрязняющего вещества, выброс которого был произведен (в зависимости от вида), а для передвижных - за 1 единицу измерения (тонна, тысяча куб. метров) в зависимости от вида израсходованного топлива.

Нормативы платы  по каждому загрязняющему веществу для стационарных источников (объектов) негативного воздействия также  дифференцируются в пределах установленных  допустимых нормативов выбросов (в  пределах ПДВ) и в пределах установленных лимитов (в пределах ВСВ).

Закон об охране атмосферного воздуха в статье 1 дает следующие определения.

Предельно допустимый выброс (ПДВ) - норматив предельно допустимого  выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который  устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии не превышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.

Временно согласованный  выброс (ВСВ) - временный лимит выброса  вредного (загрязняющего) вещества в  атмосферный воздух, который устанавливается  для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса.

Вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

Также следует  учитывать, что Постановлением от 12.06.2003 № 344 к нормативам платы установлен дополнительный коэффициент 1,2 за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух городов.

Таким образом, плата за выбросы загрязняющих веществ  в атмосферный воздух определяется путем умножения соответствующих нормативов платы с учетом установленных поправочных коэффициентов на массы фактических выбросов по каждому загрязняющему веществу или виду топлива и суммирования полученных произведений.

Плата за сбросы загрязняющих веществ  в поверхностные и подземные водные объекты

В соответствии со статьей 1 Водного кодекса РФ[14] под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

К поверхностным  водным объектам относятся, например, моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие), водотоки (реки, ручьи, каналы), водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища), болота. К подземным водным объектам относятся бассейны подземных вод, водоносные горизонты.

Под термином сброс  понимается, например, поступление  в водные объекты со сточными водами загрязняющих веществ, которые ухудшают качество воды, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов.

Согласно статье 1 Водного кодекса сточные воды - воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории.

ГОСТ 30772-2001 определяет сбросы как жидкие вещества, подлежащие выводу (сбросу в почву или водоем) за пределы производства, включая  входящие в них опасные и/или  ценные компоненты, которые улавливают при очистке этих жидких веществ и ликвидируют в соответствии с требованиями национального законодательства и/или нормативных документов.

Среди источников сбросов различают организованные и неорганизованные источники. К  организованным источникам относятся источники, сбросы от которых поступают в водные объекты через специальные технические устройства, например трубу. Одним из основных критериев отнесения источников к организованным является возможность определения для них мощности (в литрах в секунду) и объема (в кубических метрах в год) сброса по каждому загрязняющему веществу контрольно-аналитическими методами. Для неорганизованных источников скорость и объем сброса определяются, как правило, расчетным путем с привлечением при необходимости контрольно-аналитических методов.

Нормативы платы  за сброс в поверхностные и  подземные водные объекты по каждому загрязняющему веществу определены дифференцировано в пределах установленных допустимых нормативов сбросов (в пределах ПДС) и в пределах установленных лимитов сбросов (в пределах ВСС).

Согласно СанПиН 2.1.5.980-00[10] предельно допустимый сброс в водный объект (ПДС) - масса веществ или микроорганизмов в сточных водах, максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном створе.

Статья 1 Закона об охране окружающей среды под лимитом  на сбросы загрязняющих веществ и  микроорганизмов понимает ограничения сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды.

Постановлением  Правительства от 01.07.2005 № 410 установлено, что норматив платы за сбросы взвешенных веществ применяется с использованием коэффициента, определяемого как  величина, обратная сумме допустимого  увеличения содержания взвешенных веществ при сбросе сточных вод к фону водоема и фоновой концентрации взвешенных веществ в воде водного объекта, принятой при установлении нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты определяется путем умножения соответствующих нормативов платы с учетом установленных поправочных коэффициентов на массы фактических сбросов по каждому загрязняющему веществу и суммирования полученных произведений.

Плата за размещение отходов производства и потребления

Основными механизмами  негативного воздействия отходов  на окружающую природную среду при  их размещении являются: выделение  газов при испарении, сублимации, химических реакциях; ветровой унос мелкодисперсных компонентов и более крупных фракций отходов (при сильном ветре); протечки жидких отходов или выщелачивание вредных веществ из твердых отходов атмосферными осадками; возгорание отходов[11].

Однако размещение отходов, прежде всего, приводит к загрязнению  почвы, соответственно плата взимается  за негативное воздействие размещенных отходов на почву.

В статье 1 Закона об отходах даются следующие определения.

Отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки  сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые  образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Размещение  отходов — хранение и захоронение  отходов.

Хранение отходов  — содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.

Захоронение отходов  — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

В то же время  ГОСТ 30772-2001 определяет захоронение  отходов как размещение отходов  в назначенном месте для хранения в течение неограниченного срока, исключающее опасное воздействие захороненных отходов на незащищенных людей и окружающую природную среду. К объектам размещения отходов относятся полигоны, шламохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки.

Плата за размещение отходов взимается в пределах установленных лимитов и сверх установленных лимитов.

Согласно статье 1 Закона об отходах лимит на размещение отходов определяется как предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

Перечень образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков (происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую природную среду), установлен Федеральным классификационным каталогом отходов (далее - ФККО), утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786[12]. При этом тринадцатая цифра кода используется для кодирования класса опасности для окружающей природной среды (0 - класс опасности не установлен, 1 - I класс опасности, 2 - II класс опасности, 3 - III класс опасности, 4 - IV класс опасности, 5 - V класс опасности).

Постановлением  Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 установлены  нормативы платы за 1 тонну размещенных  отходов в зависимости от их класса опасности для окружающей природной  среды. При этом нормативы платы за размещение отходов V класса опасности дифференцированы в зависимости от вида деятельности, в процессе которого они образовались.

Так, норматив платы 0,4 рубля за тонну применяется  при размещении отходов, непосредственно образованных в результате деятельности по добыче сырья и топлива из недр, водных объектов, лесов и пр.

К отходам перерабатывающей промышленности относятся отходы, образованные в результате преобразования материала, сырья в процессе работы в какой-либо продукт, изготовление чего-либо из какого-либо материала, сырья. При расчете платы за размещение указанных отходов применяется норматив платы 15 рублей за тонну. Указанное обусловлено тем, что в ходе переработки существенным образом меняется химический состав материалов, их агрегатное состояние и физико-химические свойства.

Иные отходы, в целях расчета платы, относятся  к прочим и к ним применяется  норматив платы 8 рублей за тонну. В  частности, такими отходами являются отходы, образованные на предприятиях непроизводственной сферы, отходы потребления, образованные на производственных предприятиях, муниципальные отходы.

При определении  подлежащих применению нормативов платы  необходимо иметь в виду, что совокупность классификационных признаков того или иного вида отходов определена кодами Федерального классификационного каталога отходов. При этом для целей классификации производственных отходов ФККО необходимо рассматривать во взаимосвязи с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности[13].

Кроме того, Постановлением Правительства от 12.06.2003 № 344 установлена возможность применения понижающих коэффициентов 0,3 и 0 к нормативам платы за размещение отходов.

В соответствии с указанным Постановлением нормативы платы за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов применяются с использованием коэффициента 0,3 при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия.

Применение  коэффициента 0,3 конкретизировано Инструктивно-методическими  указаниями по взиманию платы за загрязнение  окружающей природной среды, действующими в настоящее время в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации. Пунктом 4.6 Инструктивно-методических указаний определено, что коэффициент 0,3 применяется в случаях размещения отходов на территориях, принадлежащих природопользователям.

Нормативы платы  за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных  лимитов применяются с использованием коэффициента 0 при размещении в  соответствии с установленными требованиями отходов, подлежащих временному накоплению и фактически использованных (утилизированных) в течение 3-х лет с момента размещения в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение этого срока. Условием применения данного коэффициента является подтверждение первичными документами использования отходов в течение 3-х лет.

Таким образом, плата за размещение отходов производства и потребления определяется путем  умножения соответствующих нормативов платы на величины масс отходов определенного  класса опасности, с учетом дополнительных коэффициентов.

Также предусмотрено  понижение размеров платы в случае размещения отходов на специализированных полигонах или использования (утилизации) хранившихся в течение 3-х лет отходов.

 

15 

Заключение

Принцип «загрязнитель платит» является одним из основополагающих в международной и отечественной природоохранной практике. Взимание платы за размещение отходов направлено на стимулирование вторичного использования (переработки) отходов и уменьшения объемов их образования и размещения в окружающей среде.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду - один из важнейших элементов экономико-правового  механизма охраны окружающей среды. Такая плата рассматривается  в экологическом праве России как один из основных экономических стимулов к тому, чтобы природопользователи, деятельность которых связана с такими воздействиями на природу, инициативно принимали меры по обеспечению соблюдения требований экологического законодательства.

Федеральный закон  от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» правильно ставит задачу о плате за все виды негативных воздействий на окружающую среду. Однако действующее законодательство не в полной мере обязывает природопользователей снижать негативное воздействие на окружающую среду, выполнять природоохранные и восстановительные мероприятия в полном объеме. Размер платы за негативное воздействие на окружающую среду и механизм ее начисления не стимулируют предприятия к внедрению природоохранных технологий, поскольку даже начисляемая по максимальной ставке плата не сопоставима с реальными затратами предприятий на осуществление природоохранных предприятий. Нормативы (ставки) платы за загрязнение окружающей среды, как правило, не позволяют не предотвратить, ни компенсировать экологический ущерб.

Отсутствие  единой, четкой и непротиворечивой системы нормативных правовых актов, регулирующих плату за негативное воздействие  на окружающую среду, приводит к возникновению  ситуации правовой неопределенности, что не вполне согласуется с целями платы за негативное воздействие, а также общими принципами установления и взимания данных платежей.

В общем случае плата за выбросы загрязняющих веществ  от стационарных и передвижных источников, за сбросы загрязняющих веществ в  водные объекты, за размещение отходов производства и потребления определяется путем умножения соответствующих нормативов платы, установленных по видам загрязняющих веществ, видов используемого топлива, класса опасности отходов, с учетом определенных поправочных коэффициентов на массы фактических выбросов, сбросов, количества размещенных отходов и суммирования полученных произведений.

Тем не менее, несмотря на наличие определенных проблем  в вопросах правового регулирования  платы за негативное воздействие  на окружающую среду, признано, что данные платежи являются самым эффективным экономическим инструментом из применяемых в настоящее время в сфере охраны окружающей среды, поскольку они способствуют повышению внимания к вопросам борьбы с загрязнением, а также появлению нового источника финансирования природоохранных мероприятий.

17



Информация о работе Плата за негативное воздействие на окружающую среду