Планирование и финансирование экологических мероприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2014 в 11:26, реферат

Описание работы

В процессе производственно-хозяйственной деятельности человек оказывает все более возрастающее и многообразное воздействие на природную среду, изменяя ее состав. Природоохранные мероприятия, должны полностью компенсировать отрицательное воздействия на природную среду.
Значительную роль в финансировании сферы природопользования и природоохранной деятельности играют экологические фонды, предоставляющие средства по преодолению институциональной и рыночной неэффективности в переходный период посредством сокращения финансового бремени экологических инвестиций, лежащего на предприятиях и населении.

Содержание работы

Введение……………………………………………………...…………….…………3
Глава 1. Основные источники финансирования экологических мероприятий …………………………………………………………………………4
Глава 2. Планирование экологических мероприятий…………………………….9
Заключение………………………………………………………………………….10
Список использованных источников………………………………………….…..11

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 26.65 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА»

 

 

Факультет биологический

Кафедра экологии

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Экологическое право»

ПЛАНИРОВАНИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Витебск, 2014

 

 Содержание

 Введение……………………………………………………...…………….…………3

Глава 1. Основные источники финансирования экологических         мероприятий …………………………………………………………………………4

Глава 2.  Планирование экологических мероприятий…………………………….9

Заключение………………………………………………………………………….10

Список использованных источников………………………………………….…..11           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В процессе производственно-хозяйственной деятельности человек оказывает все более возрастающее и многообразное воздействие на природную среду, изменяя ее состав. Природоохранные мероприятия, должны полностью компенсировать отрицательное воздействия на природную среду.

Значительную роль в финансировании сферы природопользования и природоохранной деятельности играют экологические фонды, предоставляющие средства по преодолению институциональной и рыночной неэффективности в переходный период посредством сокращения финансового бремени экологических инвестиций, лежащего на предприятиях и населении.          

           Планирование мероприятий по  охране окружающей природной  среды и природопользованию осуществляется  в составе программ, прогнозов  социально-экономического развития  на основе государственной экологической  программы, с учетом природоресурсного потенциала отдельных областей.[ 3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Основные источники финансирования экологических мероприятий.

В настоящее время в Беларуси финансирование программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды производится за счет:

- средств республиканского и местных бюджетов;

- средств государственных  целевых бюджетных фондов охраны  природы;

- средств внебюджетных  фондов охраны природы;

- средств юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей;

- средств граждан, в том числе иностранных;

- кредитов банков;

- иностранных инвестиций;

- иных привлекаемых для  выполнения этих программ и  мероприятий внебюджетных источников, не запрещенных законодательством  Республики Беларусь.[1]

Новыми источниками финансирования природоохранной деятельности являются правительственная помощь зарубежных государств и займы международных финансовых организаций.

Значительную роль в финансировании сферы природопользования и природоохранной деятельности играют экологические фонды, предоставляющие средства по преодолению институциональной и рыночной неэффективности в переходный период посредством сокращения финансового бремени экологических инвестиций, лежащего на предприятиях и населении.[2]

Экологические фонды наиболее эффективны, если они фокусируют свои затраты для поддержки следующих направлений:

- помощь в совершенствовании  экологической политики;

- усиление природоохранной  деятельности на промышленных  предприятиях;

- финансирование высокоприоритетных  экологических программ и услуг.

В Республике Беларусь создана система внебюджетных и бюджетных фондов охраны природы. Система внебюджетных экологических фондов Республики Беларусь была создана в 1993г. Основанием для ее создания послужило «Положение о внебюджетных фондах охраны природы в Республике Беларусь», утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О внебюджетных фондах охраны природы в Республике Беларусь» от 26 марта 1993г. № 183 (в редакции 1997г.).

В 1998г. Совет Министров Республики Беларусь принял постановление (№ 530 от 2 апреля 1998г.) «О бюджетных фондах охраны природы в Республике Беларусь», в соответствии с которым созданы республиканский, областные, Минский городской, районные и городские фонды охраны природы.

Распорядителями бюджетных фондов охраны природы являются:

- республиканский бюджетный  фонд охраны природы – Министерство  природных ресурсов и охраны  окружающей среды Республики  Беларусь;

- областные и Минский  городской бюджетные фонды охраны  природы - областные и Минский  городской комитеты природных  ресурсов и охраны окружающей  среды;

- районные и городские  бюджетные фонды охраны природы - районные и городские инспекции  природных ресурсов и охраны  окружающей среды.

Бюджетный фонд охраны природы образуется за счет:

- налогов на выбросы  и сбросы загрязняющих веществ  в окружающую среду;

- платежей за размещение  отходов производства и потребления;

- средств, полученных в  возмещение ущерба, причиненного  окружающей среде нарушением  природоохранного законодательства;

- штрафов за загрязнение  окружающей среды, нерациональное  использование природных ресурсов  и другие нарушения природоохранного  законодательства;

- средств от реализации  конфискованных орудий рыболовства, а также от продажи незаконно добытой с их помощью продукции;

- средств от реализации  конфискованных орудий охоты, а  также от продажи незаконно добытой с их помощью продукции;

- добровольных взносов  юридических и физических лиц, включая иностранных;

- средств юридических  лиц, других природопользователей при их долевом участии в финансировании природоохранных мероприятий;

- платежей за выдачу  разовых разрешений на ввоз  в Республику Беларусь озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции;

- платы за использование  банками денежных средств бюджетных  фондов охраны природы.

Расчет платежей и перечисление средств в бюджетные фонды охраны природы осуществляются в порядке, установленном законодательством.

Средства бюджетных фондов охраны природы расходуются на:

- оздоровление окружающей  среды;

- осуществление мероприятий  и программ по охране окружающей  среды и воспроизводству природных  ресурсов;

- научные исследования  в области охраны окружающей  среды;

- внедрение экологически  чистых технологии;

- строительство, техническое  перевооружение, реконструкцию и  капитальный ремонт природоохранных  объектов при наличии проектно-сметной  документации (изготовление проектно-сметной  документации и пуско-наладочные  работы должны производиться  за счет средств субъектов  хозяйствования);

- изучение природно-ресурсного  потенциала республики, восстановление  нарушенных хозяйственной деятельностью  природных объектов, охрану, воспроизводство  и учет животного и растительного  мира;

- создание и обустройство  заповедников, национальных парков, заказников, памятников природы, иных  особо охраняемых природных территорий  и объектов, а также ботанических, дендрологических и зоологических  садов, восстановление и реконструкцию  старинных парков;

- разработку проектов  нормативных актов и нормативных  документов по стандартизации  в области охраны окружающей  среды и использования природных  ресурсов;

- научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы  по созданию новых видов природоохранной  техники и технологий;

- создание автоматизированных  систем мониторинга и технических  средств для них, разработку компьютерных программ в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;

- ведение кадастров природных  ресурсов и мониторинга окружающей  среды, государственного учета объектов, воздействующих на окружающую  среду;

- мероприятия, направленные  на предупреждение негативных  социально-экономических последствий  на определенной территории (озеленение, борьба с шумом, улучшение водоснабжения  населения и т.д.);

- сохранение и восстановление  водных экосистем;

- проведение экологической  экспертизы в соответствии с  действующим законодательством  Республики Беларусь, а также  экспертных работ по результатам  оценки воздействия на окружающую  среду;

- обеспечение пропаганды  экологических знаний, информирование  о состоянии загрязнения окружающей  среды, организацию экологического  образования и воспитания населения;

- подготовку, переподготовку  и повышение квалификации специалистов органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и подведомственных ему юридических лиц, их научно-техническое информирование;

- международное сотрудничество  в области охраны окружающей  среды;

- премирование общественных  инспекторов, осуществляющих контроль  в области охраны окружающей  среды, а также вознаграждение  лиц, выявивших браконьерство;

- иные нужды, связанные  с охраной окружающей среды.[1]

В отдельных случаях средства бюджетных фондов охраны природы могут быть направлены на долевое финансирование природоохранных мероприятий на предприятиях (в том числе сельскохозяйственных), в организациях и учреждениях.

Расходование средств бюджетных фондов охраны природы на цели, не связанные с природоохранной деятельностью, не допускается.

Средства, поступающие в бюджетные фонды охраны природы, распределяются по следующему нормативу: 20% — в республиканский бюджетный фонд охраны природы; 30% — в областные фонды охраны природы; 50% — в районные и городские фонды охраны природы (за исключением Минского городского фонда охраны природы).

Средства, поступающие в Минский городской фонд охраны природы, распределяются последующему нормативу: 20% - в республиканский фонд охраны природы; 80% процентов - в Минский городской фонд охраны природы.

Порядок формирования и использования средств республиканского и местных фонда охраны природы устанавливается ежегодно постановлением Совета Министров Республики Беларусь в соответствии с Законом «О бюджете».

Средства республиканского фонда охраны природы расходуются по направлениям и в размерах, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь.

За период 2002-2010 гг. республиканский фонд охраны природы увеличился с 50 млрд. руб. до 350 млрд. руб. А в 2013 году размер республиканского фонда охраны природы прогнозируется на уровне более 390 млрд. руб. В 2010 году около 26% фонда было потрачено на мероприятия по охране водных ресурсов, на улучшение водообеспечения населения и на восстановление водных экологических систем. Профинансированы были и мероприятия по защите атмосферного воздуха и почвы, по утилизации отходов, а также ряд госпрограмм.[3]

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Планирование экологических мероприятий.

Планирование мероприятий по охране окружающей природной среды и природопользованию осуществляется в составе программ, прогнозов социально-экономического развития на основе государственной экологической программы, с учетом природоресурсного потенциала отдельных областей.Порядок планирования мероприятий по охране окружающей среды был закреплен в Законе “Об охране окружающей среды” (1992г., ст. 15). Принятая в Беларуси политика в области экологии отражается в программах (прогнозах, планах) социально-экономического развития страны и других документах, разрабатываемых и реализуемых в соответствии с Законом “О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь” (1998 г.). Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития разрабатывается на 15-летний период. На ее основе составляются Основные направления социально-экономического развития на 10-летний период. Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу формируется на 5-летний срок. Прогноз социально-экономического развития на краткосрочный период разрабатывается ежегодно. Все названные документы имеют разделы, отражающие пути решения экологических проблем и рационального природопользования с различной степенью детализации. Наиболее детальные показатели содержит годовой прогноз — лимиты допустимых выбросов загрязняющих веществ, показатели использования природных ресурсов, расчет объема капитальных вложений, направляемых на охрану окружающей среды, перечень природоохранных мероприятий и затраты на их проведение, доведение заданий до областей и Минского горисполкома, отдельных министерств, ведомств и предприятий.[2]

Информация о работе Планирование и финансирование экологических мероприятий