Отходы и их опасность для природной среды. Правовое регулирование обращения с опасными отходами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 11:47, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы изучить правовое регулирование обращения с опасными отходами. В соответствии с этой целью необходимо раскрыть следующие задачи:
• Дать понятие, рассмотреть виды и классы отходов
• Дать характеристику правового регулирования отдельных категорий отходов
• Рассмотреть правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления
• Правовое регулирование обращения с радиоактивными отходами

Содержание работы

Введение
Понятие и виды, классы отходов
Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления
Правовое регулирование обращения с радиоактивными отходами
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая экологияMicrosoft Office Word.docx

— 46.11 Кб (Скачать файл)

Регулируется обращение  с твердыми отходами производства и  потребления многими законодательными и иными актами. Наиболее общие  требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления установлены  Законом об охране окружающей среды. Согласно ст. 51 Закона отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

Одновременно в целях  исключения экологического вреда Закон  запрещает захоронение отходов  на наиболее экологически и социально  ценных территориях. В частности, запрещается:

·          захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, в поверхностные и подземные водные объекты, в недра и на почву, на территориях водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в бальнеологических целях (т.е. использования минеральных источников, вод, грязей в лечебных целях), для извлечения ценных минеральных ресурсов;

·          размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;

·          захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

Закон запрещает также ввоз опасных отходов и радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания.

Цели предупреждения или  минимизации экологического и экогенного вреда, создаваемого отходами производства и потребления, достигаются посредством  установления в законодательстве различных  мер и требований, образующих правовой механизм обращения с такими отходами.

Механизм обращения с  ними предусмотрен Законом об отходах  производства и потребления. Положения  этого Закона получили развитие в  ряде подзаконных актов: Правилах разработки и утверждения нормативов образования  отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства  РФ от 16 июня 2000 г.; Порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов, утвержденном постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 г.; постановлении Правительства РФ от 1 июля 1996 г. «О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов» и др., а также в законах субъектов РФ, где соответствующие законы приняты.

Важную роль в охране природы  играют требования: к предприятиям и иным объектам, на которых образуются отходы; к обращению с отходами на территориях городских и других поселений; к объектам размещения отходов; к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с опасными отходами; к транспортированию опасных  отходов.

Сбор отходов

При определении порядка  сбора отходов должно обеспечиваться соответствие экологическим, санитарным и иным требованиям в области  охраны окружающей природной среды  и здоровья человека.

Одним из наиболее распространенных способов удаления отходов в мире и в России является их размещение на специально оборудованных объектах (полигонах, свалках). Определение места  строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и  иных) исследований в порядке, установленном  законодательством РФ, и при наличии  положительного заключения государственной  экологической экспертизы. Для обладания  информацией о местах размещения отходов объекты размещения отходов  вносятся в государственный реестр указанных объектов.

На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную  среду должен проводиться мониторинг состояния окружающей природной  среды. Обязанность его проведения возложена на собственников объектов размещения отходов, а также на лиц, во владении или в пользовании  которых находятся указанные  объекты. После окончания эксплуатации данных объектов эти же субъекты обязаны  проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую природную  среду, а также работы по восстановлению нарушенных земель.

К обращению с опасными отходами могут быть допущены лишь лица, имеющие профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с ними. Ответственность  за допуск работников к работе с  опасными отходами несет соответствующее  должностное лицо организации.

Транспортирование опасных отходов

Данные действия совершаются  в соответствии со следующими требованиями:

·          наличие паспорта опасных отходов

·          наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;

·          соблюдение требований безопасности к транспортированию опасных отходов на транспортных средствах;

·          наличие документации для транспортирования и передачи опасных отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования.

Особые требования российское законодательство предъявляет к  трансграничному перемещению отходов. Ввоз отходов на территорию Российской Федерации в целях их использования  осуществляется на основании разрешения, выданного в порядке, установленном  постановлением Правительства РФ «О государственном регулировании  и контроле трансграничных перевозок  опасных отходов».

Закон содержит некоторые  особые требования относительно обращения  с опасными отходами. В зависимости от степени вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека они подразделяются на классы опасности. Критерии опасности установлены Министерством природных ресурсов РФ. На опасные отходы должен быть составлен паспорт на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет Правительство РФ.

Организационно правовые меры для обеспечения правильного  обращения с отходами:

·          лицензирование;

·          нормирование;

·          учет и отчетность;

·          ведение государственного кадастра;

·          контроль (государственный, производственный и общественный);

·          юридическая ответственность,

так же применяются меры экономического регулирования обращения  с отходами.

Лицензирование

В соответствии с законодательством  только на основании лицензии (разрешения) допускаются многие виды деятельности, связанные с обращением с отходами производства и потребления. К таким  видам деятельности относятся, в  частности, любая деятельность по обращению  с опасными отходами; создание объектов размещения отходов; обращение с  ломом и отходами цветных и (или) черных металлов.

На основании Положения  о лицензировании деятельности по обращению  с опасными отходами, утвержденное Правительством РФ от 20 мая 1999 г. выдается лицензия на осуществление по обращению с отходами.

Данная лицензия выдается Министерством природных ресурсов РФ и его территориальными органами в порядке, установленном вышеуказанным  Положением о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами.

Нормирование

В природоохранное деятельности данное направление новое. Оно стало  развиваться с принятием Закона об отходах производства и потребления. Закон предусматривает два вида нормативов:

·          образования отходов

·          лимиты на их размещение.

Норматив образования  отходов

Определяет установленное  количество отходов конкретного  вида при производстве единицы продукции.

Лимиты на размещение отходов.

Разрабатываются в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом  и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта  их размещения, устанавливают предельно  допустимое количество отходов конкретного  вида, которые разрешается размещать  определенным способом на установленный  срок в объектах размещения отходов  с учетом экологической обстановки данной территории.

Требования, касающиеся этих нормативов, определяются Правилами  разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов  на их размещение, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 г.

Срок действия утвержденных лимитов на размещение разный и зависит как от видов деятельности, при которой образуются отходы, места ее осуществления, так и от видов отходов. По общему правилу лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья. Для пользователей недр лимиты на размещение отходов устанавливаются на срок действия лицензии на пользование недрами в соответствии с проектом разработки месторождения полезного ископаемого. Лимиты на размещение опасных отходов для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц устанавливаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по обращению с такими отходами.

Учет и отчетность, ведение кадастра, паспортизации  опасных отходов

Законом возложена обязанность  вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок такого учета устанавливают специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, а порядок статистического учета в области обращения с отходами–специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета. Материалы учета сохраняются субъектами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, в течение срока, определенного специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.

Эти субъекты обязаны представлять отчеты о своей деятельности по обращению  с отходами. Порядок и сроки  их представления определяются специально уполномоченным федеральным органом  исполнительной власти в области  статистического учета по согласованию со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области  обращения с отходами. Отчеты включают сведения о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности  отходов, условиях и конкретных объектах их размещения, технологиях их использования  и обезвреживания.

На основании предоставляемой  информации Министерство природных  ресурсов РФ и его территориальные  органы проводят работу по паспортизации  опасных отходов и ведут государственный  кадастр отходов. Государственный кадастр отходов ведется по единой для Российской Федерации системе с участием органов исполнительной власти субъектов РФ и включает федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.

На основании постановления  Правительства РФ от 26 октября 2000 г., ведется государственный кадастр и порядок проведения паспортизации опасных отходов. Меры экономического регулирования обращения с отходами включают программы в области обращения с отходами, плату за размещение отходов, меры экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами.

Закон предусматривает разработку программ в области обращения  с отходами на федеральном и региональном уровнях. Такие программы разрабатываются в целях планирования мер по уменьшению количества отходов, их использованию, обезвреживанию и размещению. При этом учитывается состояние окружающей природной среды, а также уровень социально-экономического развития территорий. Ответственными за разработку программ являются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. Реализация программ финансируется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов Федерации.

Государственный, производственный и общественный контроль

Государственный контроль –  это проверка исполнения требований по обращению с отходами. Проводится специально уполномоченные на то федеральными органами исполнительной власти в области  обращения с отходами и органы исполнительной власти субъектов РФ.

Производственный контроль проводят юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами. Они же его организуют. Порядок осуществления производственного контроля определяют юридические лица по согласованию со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.

Общественный контроль осуществляют граждане или общественные объединения.

Юридическая ответственность

За нарушение законодательства РФ в области обращения с отходами должностные лица и граждане несут  дисциплинарную, административную, уголовную  или гражданско-правовую ответственность, а юридические лица – административную и (или) гражданско-правовую ответственность  в соответствии с законодательством  РФ.

Плата за размещение отходов

Является важнейшим элементом  экономического механизма охраны окружающей среды и разновидностью платы  за негативное воздействие на природу. Такая плата взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических  лиц, в процессе деятельности которых  образуются твердые отходы. Регулируется взимание платы Законами об отходах  производства и потребления, об охране окружающей среды, Налоговым кодексом РФ и другими актами. Ставки платы  за размещение отходов различаются  с учетом экологической обстановки на той или другой территории. Дифференцированные ставки платы устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию со специально уполномоченными  федеральными органами исполнительной власти в области обращения с  отходами.

Информация о работе Отходы и их опасность для природной среды. Правовое регулирование обращения с опасными отходами