Обращение к проблеме правового режима земель особо охраняемых природных территорий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 21:57, контрольная работа

Описание работы

Государственные природные заказники федерального значения находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды и финансируются за счет средств федерального бюджета и других не запрещенных законом источников.

Файлы: 1 файл

Контрольная по экологическому праву 2006.doc

— 60.50 Кб (Скачать файл)


 

 

Обращение к  проблеме правового режима земель особо  охраняемых природных территорий (ООПТ) в Российской Федерации продиктовано несколькими причинами. Первая - процесс  реформирования экологического и земельного законодательства может коснуться  дальнейшей судьбы и этих земель. Вторая, и не менее важная, - достаточно сложная и неоднозначная практика применения действующего законодательства о землях, входящих в состав таких территорий.

Особо охраняемые природные  территории (в их состав входят заповедники, национальные парки, заказники и др.) представляют собой основной "запас" экологически ценных природных объектов в стране. В большинстве случаев в состав особо охраняемых природных территорий включены редкие или исчезающие представители флоры и фауны, не встречающиеся в других концах планеты, а сами территории представляют собой неповторимое сочетание разнообразных природных объектов, возникшее и существующее в естественных или искусственных условиях. Обеспечение охраны таких территорий является важнейшей обязанностью государства, в границах которого они располагаются.

В силу п. 3 ст. 4 Федерального закона "Об охране окружающей среды" особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного  наследия и Список всемирного природного наследия, государственные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные природные и дендрологические парки, ботанические сады, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организации и места их обитания.

Законодательство, регулирующее отношения в области установления и поддержания режима охраны ООПТ, должно отвечать целям сохранения территорий. Нормы различных отраслей законодательства должны быть согласованы между собой  и подчинены общим концептуальным подходам к осуществлению особой охраны. Эти же положения в равной степени относятся и к нормам земельного права.

В целом регулирование  охраны и использования природных  объектов, в том числе земли  в границах заповедников, национальных парков и других охраняемых природных территорий, осуществляется в России на основе законодательства об охране окружающей среды и об особо охраняемых природных территориях, основу которого составляют Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях". Причем требования соблюдения режима территории являются доминирующими и должны лежать в основе как земельно-правового регулирования, так и регулирования использования иных природных объектов в границах территории (из этого следует исходить прежде всего при определении режима участков лесного фонда, водных объектов, участков недр, то есть объектов, прочно связанных с землей). Поэтому, когда Земельный кодекс РФ и иные акты земельного законодательства обращаются к вопросам использования земель особо охраняемых территорий, они "оценивают" возможность и направления использования земель с точки зрения требований соблюдения режима природной территории.

В то же время в регулировании  охраны земель ООПТ земельное законодательство руководствуется не только этим, но и собственными принципиальными положениями, выработанными на основе общих подходов к охране земель и роли земли в отношениях людей.

«Петровско  – Разумовское» - государственный  природный заказник, а именно, комплексный заказник.

Государственными  природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов  и поддержания экологического баланса.

Объявление  территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.

Государственные природные  заказники могут быть федерального или регионального значения.

Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть:

а) комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и  восстановления природных комплексов (природных ландшафтов) («Петровско - Разумовское»);

б) биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;

в) палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;

г) гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических  систем;

д) геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и  комплексов неживой природы.

Также различаются следующие  категории особо охраняемых природных  территорий (далее - ООПТ):

ООПТ федерального значения - государственные природные заповедники, в том числе биосферные; национальные парки;

ООПТ федерального либо регионального  значения - государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки; ботанические сады;

ООПТ федерального, регионального  либо местного значения - лечебно-оздоровительные  местности и курорты.

Государственные природные  заказники федерального значения находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды и финансируются за счет средств федерального бюджета и других не запрещенных законом источников.

Подчиненность и порядок  финансирования дирекций государственных природных заказников регионального значения определяются соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Для обеспечения  функционирования государственных  природных заказников создаются  их администрации.

Государственные природные заказники федерального значения учреждаются решением Правительства Российской Федерации на основании представления федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Государственные природные  заказники регионального значения образуются органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований по образованию государственных природных заказников определяются с учетом предусмотренных федеральным законом особенностей организации местного самоуправления в городах федерального значения.

Все ООПТ и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд. Данные об ООПТ заносятся в государственный кадастр ООПТ. Государственный кадастр ООПТ включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

На территориях государственных  природных заказников постоянно  или временно запрещается или  ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

Задачи и особенности  режима особой охраны территории конкретного  государственного природного заказника  федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным  органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Задачи и особенности  режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального  значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.

На территориях государственных  природных заказников, где проживают  малочисленные этнические общности, допускается использование природных  ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания указанных этнических общностей и сохранение традиционного образа их жизни.

Собственники, владельцы  и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный  в государственных природных  заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.

Охрана природных комплексов и объектов на территориях государственных  природных заповедников и национальных парков осуществляется специальной государственной инспекцией по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков, работники которой входят в штат соответствующих природоохранных учреждений.

Охрана территорий природных  парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий осуществляется государственными органами, в ведении которых они находятся, в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Работники, осуществляющие охрану территорий государственных  природных заказников федерального значения, пользуются теми же правами, что и государственные инспектора по охране государственных природных  заповедников и национальных парков, а именно:

- проверять у лиц, находящихся  на территориях государственных  природных заповедников и национальных  парков, разрешение на право пребывания  на указанных особо охраняемых  природных территориях;

- проверять документы  на право осуществления природопользования и иной деятельности на прилегающих к территориям государственных природных заповедников и национальных парков территориях охранных зон;

- задерживать на территориях  государственных природных заповедников, национальных парков и их охранных зон лиц, нарушивших законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;

- направлять материалы  о привлечении лиц, виновных  в нарушениях, к административной  ответственности;

- изымать у нарушителей  законодательства Российской Федерации  об особо охраняемых природных  территориях продукцию и орудия  незаконного природопользования, транспортные  средства, а также соответствующие  документы;

- производить на этих  территориях досмотр транспортных средств, личных вещей;

- беспрепятственно посещать  любые объекты, находящиеся на  территориях государственных природных  заповедников, национальных парков, государственных природных заказников  и их охранных зон, для проверки  соблюдения требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях;

- запрещать хозяйственную  и иную деятельность, не соответствующую  установленному режиму государственных  природных заповедников, национальных  парков, государственных природных заказников, их охранных зон;

- налагать административные  взыскания за нарушения законодательства  Российской Федерации об особо  охраняемых природных территориях;

- предъявлять иски физическим  и юридическим лицам о взыскании  в пользу государственных природных заповедников, национальных парков, государственных природных заказников средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам государственных природных заповедников, национальных парков, государственных природных заказников, их охранных зон в результате нарушений установленного режима;

- в случаях, предусмотренных  действующим законодательством,  направлять материалы о нарушениях  законодательства Российской Федерации  об особо охраняемых природных  территориях в правоохранительные органы и др.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления могут  осуществлять охрану особо охраняемых природных территорий регионального  и местного значения через специально созданные для этой цели структурные подразделения, наделенные соответствующими полномочиями.

На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в  составе земель особо охраняемых природных территорий допускается  ограничение хозяйственной и  рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.

В целях защиты земель особо охраняемых природных  территорий от неблагоприятных антропогенных  воздействий на прилегающих к  ним земельных участках могут  создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.

Запрещается хозяйственная  и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко - культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

Запрещаются строительство  и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения  проектов и до отвода земельных участков в натуре, а также изменение  утвержденных проектов в ущерб требованиям  в области охраны окружающей среды. В противном случае здание, строение, сооружение будет обладать признаками самовольного строительства.

Информация о работе Обращение к проблеме правового режима земель особо охраняемых природных территорий