Нормирование качества окружающей природной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 10:15, контрольная работа

Описание работы

Право на благоприятную окружающую среду представляет собой нравственный принцип, выраженный в правовой норме Конституции; принцип для построения системы объективного экологического законодательства, а также его важнейшую норму; это субъективное право гражданина, которому корреспондируют обязанности государства по поддержанию окружающей среды в благоприятном состоянии, а также проведению различных мероприятий по устранению отрицательных воздействий неблагоприятной среды на человека.
Право, закрепленное в статье 42 К., распространяется на граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также на некоторые территориальные общины граждан.

Содержание работы

Введение --------------------------------------------------------------------------------------3
I. Полномочия государственных органов и органов местного
самоуправления в сфере экологии----------------------------------------------------5
II. Права и полномочия граждан и общественных объединений в
сфере экологии -------------------------------------------------------------------------10
III. Экономические механизмы охраны окружающей природной
среды-------------------------------------------------------------------------------------13
IV. Государственные экологические фонды-----------------------------------------16
V. Экологическое страхование----------------------------------------------------------18
VI. Нормирование качества окружающей природной среды---------------------20
Заключение----------------------------------------------------------------------------------24
Литература----------------------------------------------------------------------------------28

Файлы: 1 файл

экологисеская функция государства контрольная.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

В Российской Федерации  осуществляется добровольное и обязательное государственное экологическое  страхование предприятий, учреждений, организаций, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф.

Фонды экологического страхования  используются на прогнозирование, предотвращение и ликвидацию последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф.

Порядок экологического страхования и использования  фондов устанавливается Правительством Российской Федерации.

В Российской Федерации  осуществляется стимулирование рационального  природопользования и охраны окружающей природной среды путем4:

-установления налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим предприятиям, учреждениям и организациям, в том числе природоохранительным, при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранительный эффект, освобождения от налогообложения экологических фондов;

-передачи части средств экологических фондов на договорных условиях под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для реализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

-установления повышенных норм амортизации основных производственных природоохранительных фондов;

-применения поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию;

-введения специального налогообложения экологически вредной продукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий;

-применения льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану окружающей природной среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. Нормирование качества окружающей природной среды.

 

Нормирование качества окружающей природной среды производится с целью установления предельно допустимых норм воздействия на окружающую природную среду, гарантирующих экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности.

Нормативы предельно  допустимых вредных воздействий, а  также методы их определения утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов.

При нарушении требований нормативов качества окружающей природной  среды выброс, сброс вредных веществ или иные виды воздействия на окружающую природную среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора.

Нормативы предельно  допустимых концентраций вредных веществ, а также вредных микроорганизмов  и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы, устанавливаются для оценки состояния окружающей природной среды в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира.

С учетом природно-климатических  особенностей, а также повышенной социальной ценности отдельных территорий (заповедников, заказников, национальных парков, курортных и рекреационных зон) для них устанавливаются более строгие нормативы предельно допустимых вредных воздействий на природную среду.

Нормативы предельно  допустимых выбросов и сбросов вредных  веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы, устанавливаются с учетом производственных мощностей объекта, данных о наличии мутагенного эффекта и иных вредных последствий по каждому источнику загрязнения, согласно действующим нормативам предельно допустимых концентраций вредных веществ в окружающей природной среде5.

Нормативы предельно  допустимых выбросов и сбросов утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в  области охраны окружающей природной среды (по химическим веществам), санитарно-эпидемиологического надзора (по микроорганизмам и биологическим веществам).

Нормативы предельно  допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных  физических воздействий устанавливаются на уровне, обеспечивающем сохранение здоровья и трудоспособности людей, охрану растительного и животного мира, благоприятную для жизни окружающую природную среду.

Нормативы предельно  допустимого уровня безопасного  содержания радиоактивных веществ в окружающей природной среде и продуктах питания, предельно допустимого уровня радиационного облучения населения устанавливаются в величинах, не представляющих опасности для здоровья и генетического фонда человека. Указанные нормативы утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора.

Для постоянного контроля за уровнем радиации население обеспечивается радиометрическими приборами. Порядок обеспечения и перечень указанных приборов определяются Правительством Российской Федерации.

Предельно допустимые нормы  применения минеральных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов роста и других агрохимикатов  в сельском хозяйстве устанавливаются в дозах, обеспечивающих соблюдение нормативов предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания, охрану здоровья, сохранение генетического фонда человека, растительного и животного мира.

Нормативы предельно допустимых остаточных количеств вредных химических веществ в продуктах питания устанавливаются путем определения минимально допустимой дозы, безвредной для здоровья человека, по каждому используемому химическому веществу и при их суммарном воздействии.

В стандартах на новую  технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, способную оказать  вредное воздействие на окружающую природную среду, устанавливаются  экологические требования для предупреждения вреда окружающей природной среде, здоровью и генетическому фонду человека.

Экологические требования к продукции производства и потребления  должны обеспечивать соблюдение нормативов предельно допустимых воздействий  на окружающую природную среду в  процессе производства, хранения, транспортировки  и использования продукции.

При формировании территориально-производственных комплексов, развитии промышленности, сельского хозяйства, строительстве  и реконструкции городов, других населенных пунктов устанавливаются  предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду с учетом потенциальных ее возможностей, необходимости рационального использования территориальных и природных ресурсов с целью обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населению, недопущения разрушения естественных экологических систем и необратимых изменений в окружающей природной среде.

Нормативы санитарных и  защитных зон, санитарно-защитных зон  устанавливаются для охраны водоемов и иных источников водоснабжения, курортных, лечебно-оздоровительных зон, населенных пунктов и других территорий от загрязнения и других вредных воздействий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Основные мероприятия  государства по реализации экологической функции выражаются в следующем.

Государство принимает  меры по нормированию качества окружающей природной среды. На основе научно-обоснованных данных государство устанавливает нормативы предельно допустимых выбросов в природную среду (атмосферный воздух, водные источники и почву) вредных веществ и иных вредных воздействий на природу. Государство также разрабатывает санитарные правила и нормы, призванные минимизировать неблагоприятное воздействие производственной деятельности предприятий, организаций на жизнь и здоровье человека. В частности, нормированию подвергаются шумы, вибрации, магнитные излучения.

Государство регулирует общественные отношения в сфере  охраны окружающей природной среды. В нормативно-правовых актах государство  закрепляет порядок деятельности государственных органов, разного рода инспекций по охране окружающей природной среды, формы участия в этой деятельности общественных объединений и населения, меры ответственности за нарушение экологических норм и нормативов. Особое значение в современных условиях имеют разрабатываемые государством экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов.

Государство осуществляет меры, направленные на сохранение природной среды, рациональное использование и воспроизводство ее ресурсов, улучшение среды обитания человека. Государство осуществляет финансирование научно-технических, гидротехнических, мелиоративных, биологических и иных работ, направленных на сохранение и восстановление природной среды, учреждает заповедники и заказники, охраняет редкие или находящиеся под угрозой вымирания виды животных и растений.

Государство осуществляет деятельность по выявлению и пресечению правонарушений экологического законодательства, привлекает к этой деятельности общественные объединения и население, применяет юридическую ответственность к лицам и организациям, виновным в нарушении экологического законодательства.

Земля понимается как "твердь земная", поверхность, почвенный  покров. В сельском хозяйстве он является основным и незаменимым  средством производства, поэтому здесь плодородие почв выступает как первостепенный объект охраны. Остальные земли являются пространственным операционным базисом для размещения объектов промышленности, транспорта, населенных пунктов. Плодородие здесь не имеет значения. Охрана таких земель заключается в борьбе с засорением, захламлением, заражением, нерациональным использованием. Понятие и состав земель даются в Земельном кодексе.

К водам относятся  моря, океаны, реки (в том числе  малые), озера, каналы, водохранилища, пруды, другие водоемы, ледники. Воды играют также климаторегулирующую роль. Состав их объектов дается в Водном кодексе. Воды в то же время - экономический природный ресурс.

В атмосфере (атмосферном  воздухе) особо выделяется такой  компонент, как озоновый слой, защищающий Землю от прямых солнечных излучений. "Утоньшение" этого слоя, происходящее в последние годы (т.н. озоновые дыры), может привести планету к необратимым катастрофическим последствиям.

Как объект природы - леса, в соответствии с лесным законодательством, - это крупные, большие древесные сообщества с соединенными кронами деревьев. Леса - важный экономический ресурс. Леса также выполняют климаторегулирующую роль, вырабатывают кислород, их называют "легкими планеты". Небольшие группы деревьев, одиночные деревья, лесополосы к лесам не относятся, хотя также выполняют защитную роль (от ветровой и водной эрозии).

Иная растительность - древесно-кустарниковая, не отнесенная к лесам (например, плодовые растения, лечебные травы, водоросли, иная водная растительность, ягоды, грибы и другие дары леса, степные ковыли, кактусы, лесополосы).

В качестве объектов природы  выступают экологические системы (экосистемы). Под ними понимаются сообщества живых организмов и ареалы их существования (территории, акватории), которые в  силу неразрывных причинно-следственных связей образуют единое целое. К ним относятся, например, киты и другой животный мир в определенных частях Мирового океана, морские акватории и лежбища моржей. Такие участки, как правило, объявляются заповедниками. Многие другие заповедники по существу также представляют собой экосистемы. Недра - это земли, расположенные ниже почвенного покрова или дна водоемов и доступные для освоения (геологического изучения, разработки).

Недрами называют также  их участки - как используемые, так и неиспользуемые; пустоты, подземные воды.

Животный мир - различные  виды зверей, птиц и др., обитающих  в естественной среде (земные, земноводные, водные животные). Их состав определяется Законом Российской Федерации о  животном мире. Охрана сельскохозяйственных и других домашних животных, а также обитателей зоопарков, вольеров, океанариумов, аквариумов осуществляется другим специальным законодательством6.

Разновидностью животного  мира являются микроорганизмы. Это - тоже природный объект, подлежащий охране. Помимо болезнетворных (от них надо охранять природные объекты, животных, человека) есть микроорганизмы, которые помогают лечить почву, деревья, животных и человека (например, производимые из обычной плесени).

Одним из природных объектов, нуждающихся в защите и охране, в т.ч. правовой, является генетический фонд. Это понятие применимо к совокупностям (видам, подвидам) растительного и животного мира. Человек юридически не считается элементом природной среды, но можно говорить о генофонде народа, нации, который характеризуется определенными признаками (крепость "тела и духа", здоровье, сила, способность приспосабливаться к среде обитания, не теряя при этом врожденных качеств). Деградация же природной среды может приводить и приводит к необратимым изменениям не только растений, животных, но и человека, к появлению мутантов, т.е. особей с несвойственными генетическими признаками.

Информация о работе Нормирование качества окружающей природной среды