Международно-правовая защита морской среды от загрязнения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 08:51, курсовая работа

Описание работы

Тема курсовой работы актуальна на сегодняшний день, так как существует глобальное загрязнение окружающей среды, в том числе и морской. Международно-правовая защита морской среды базируется в основном на международных правовых актах, таких как договорах, конвенциях и т.д. Они подробно описываются в моей курсовой работе.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….3
Глава I. Международное сотрудничество и принципы в области охраны морской среды от загрязнения.
§ 1. Международное сотрудничество в области охраны морской среды от загрязнения……………………………………………………………………..5
§ 2 Принципы в области охраны морской среды от загрязнения………….9
Глава II. Правовая охрана морской среды от загрязнения.
§ 1. Международная охрана морской среды от загрязнения………………..18
§ 2. Региональная охрана морской среды от загрязнения…………………...23
§ 3. Национальная охрана морской среды от загрязнения…………………..30
Заключение……………………………………………………………………...37 Список использованной литературы………………………………………….39

Файлы: 1 файл

международно-правовая защита морской среды от загрязнения.doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

Наиболее распространенным и известным  поллютантом является нефть. Замедляя или прекращая процесс фотосинтеза, нефть препятствует выделению кислорода  в атмосферу. Нефтяная пленка, нефтяные слики на поверхности воды также  препятствуют обмену кислородом между океаном и атмосферой. Наконец, при распаде нефть сама потребляет кислород.11

Основными источниками загрязнения  морской среды нефтью считаются  промывочная вода из танкеров, пролитая нефть и речные стоки.

Первым многосторонним соглашением, установившим определенные обязанности государств в этой области, была Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954/1962. В целях предотвращения загрязнения морской среды нефтью данная конвенция, во-первых, запретила намеренный слив с судна нефти и нефтеводяной смеси и, во-вторых, установила запретные зоны.  Также в конвенции приводятся определения нефти, нефтеводяной смеси, танкера, судна и т.д. Определения, данные конвенцией, как и требования, относящиеся к запрещению слива нефти и нефтеводяной смеси или к разрешению их слива при определенных условиях, носят, казалось бы, чисто технический характер. Однако именно они и являются теми правовыми критериями, исходя из которых решаются вопросы о нарушении конвенции и, соответственно, об ответственности за такие нарушения. Несоблюдение конвенции считается ее нарушением, наказуемым по закону государства, в котором зарегистрировано судно.

Невзирая на отдельные недостатки, конвенция, несомненно сыграла положительную  роль как первый документ договорного  характера, установивший определенные права и обязанности государств в области предупреждения загрязнения морской среды нефтью. Участники лондонских конференций подняли вопрос о необходимости защиты Мирового океана на международный уровень.

С 8 октября по второе ноября 1973 г. в Лондоне состоялась еще одна конференция по вопросам загрязнения морской среды, на которой была принята новая Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов. Эта конвенция призвана заменить собой Лондонскую конвенцию 1954 г. с последующими поправками.

В основу Лондонской конвенции 1973 г. положен  принцип, согласно которому должны быть пресечены все способы загрязнения  моря любыми вредными жидкими веществами, включая нефть, которые перевозятся  наливом и сбрасываются судами в  Мировой океан. Данная конвенция значительно расширила круг тех судов, на которые она распространяется, в нее включены суда любого типа, включая суда на подводных крыльях, на воздушной подлодке, подводные лодки, плавучие средства, стационарные и плавучие платформы.12

В целях полного предотвращения загрязнения моря с судов в  конвенции предусмотрено распространение  ее положений на суда государств, не являющихся сторонами конвенции, поскольку  это необходимо для устранения преимуществ  таких судов.

Каждое судно должно иметь журнал нефтяных операций, в который заносятся подробные данные о погрузке, типе погруженной нефти, перекачке, сбросе и прочее…

Лондонская конвенция 1973 г. содержит единые международные стандарты  по предотвращению загрязнения Мирового океана всеми видами загрязнений, связанными с эксплуатацией судов. Она носит универсальный характер.

В международном экологическом  праве, как уже отмечалось, также  существуют нормы по предупреждению радиоактивного загрязнения Мирового океана. Проблема радиоактивного загрязнения была поставлена в связи с взрывом американских бомб в Нагасаки и Хиросиме. Эти взрывы сопровождались выбросом в атмосферу огромной массы радиоактивной пыли и осколков, которые впоследствии вновь выпадали в море или на сушу, в районах, находящихся на значительных расстояниях от места взрывов. Впервые данная проблема была урегулирована в Московском договоре 1963 г.  Договор, являющийся бессрочным, был открыт для подписания в Москве 5 августа 1963 г. и вступил в силу 10 октября 1963 г. Договор обязывает каждого из его участников запретить, предотвращать и не производить любые испытательные взрывы ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой.

Огромное  значение для предотвращения радиоактивного заражения Мирового океана имеет договор о запрещении размещения на дне морей и океанов ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения. 11 февраля 1971 г. он был открыт для подписания одновременно в Москве, Лондоне и Вашингтоне.

Стремясь пресечь все возможные  пути радиоактивного заражения Мирового океана, более 80-ти государств собрались в Лондоне на конференции 1972 г., которая закончилась принятием вышеупомянутой конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросом отходов и других материалов. В соответствие с конвенцией наиболее опасные вещества и материалы вообще не подлежат захоронению, для захоронения других требуется специальное разрешение и, наконец, менее опасные могут погружаться на дно, если выдано общее разрешение на их захоронение.

Лондонская конвенция  регулирует два вида преднамеренных захоронений:

    1. удаление в море отходов или других материалов с  судов, самолетов, платформ или других, находящихся в море искусственных конструкций
    2. затопление в море судов, самолетов, платформ и других искусственных конструкций.

 Вместе с тем  данная конвенция не регулирует  сброса тех радиоактивных материалов, которые транспортируются судами  и самолетами как грузы, поскольку  участники лондонской конференции  ставили перед собой задачу  выработать конвенционные нормы, регулирующие исключительно проблему преднамеренного захоронения опасных веществ.

Таким образом, преградить путь дальнейшему  активному загрязнению морской  среды может только право. Любая ядерная деятельность, независимо от того, связана она с эксплуатацией ядерной установки, или с транспортировкой радиоактивных веществ и материалов, либо их сбросом в море, должна регулироваться запретительно-разрешительными нормами права, в основе такого регулирования лежит осознание государствами необходимости остановить процесс заражения морской среды и по возможности восстановить нарушенное равновесие.

Как уже упоминалось выше лондонская конвенция регулирует загрязнение  моря не только нефтью и радиоактивными отходами, но и другими вредными материалами.

В конвенции 1972 г. выражено стремление установить ответственность  государства за любую деятельность в рамках его юрисдикции, которая  может нанести ущерб окружающей среде других государств и районов. По отношению к морской среде  это положение можно рассматривать как требование не загрязнять из любых источников, находящихся на суши, во внутренних и территориальных водах и в прилежащих зонах, территорию других государств и воды, находящиеся под их юрисдикцией, а также открытое море.

Следует, кроме того, отметить, что ст 10 Конвенции 1972г. сформулирована таким образом, что она не оставляет никаких сомнений в существовании международно-правового принципа ответственности государств за загрязнение окружающей среды других государств или любых других районов.

В целях соблюдения конвенции каждое государство-участник обязано контролировать: суда и самолеты, зарегистрированные на его территории или плавающие под его флагом; суда и самолеты, загружаемые на его территории или в его территориальных водах материалами для сбросов в море; суда, самолеты, а также подвижные и неподвижные платформы, которые находятся под его юрисдикцией.

В конвенции установлена  система, согласно которой «отходы  и другие материалы», перечисленные  в Приложении I -  сбрасывать полностью запрещается; перечисленные в приложении II - можно сбрасывать при условие предварительного специального разрешения; перечисленные в приложении III - можно сбрасывать при условии предварительного общего разрешения.  Следует отметить, что в конвенции специально оговаривается право государств запретить сброс отходов и других материалов, не включенных в приложение I, т.е. принимать меры более жесткие, чем те, которые установлены конвенцией.13

В итоге можно отметить, что нормы международного права  довольно широко регламентируют загрязнение морской среды. Они включают в себя нормы по предупреждению загрязнения морской среды нефтью, радиоактивными отходами и другими вредными и опасными веществами.

 

 

 

 

§ 2. Региональная охрана морской среды от загрязнения.

Международно-правовая охрана Мирового океана от загрязнения может быть эффективной лишь в том случае, если она дополняется соответствующими мерами, принятыми на региональном уровне. Отдельные районы Мирового океана обладают определенной спецификой, учесть которую в целях охраны морской среды наилучшим образом могут только государства соответствующего региона.

В первую очередь речь пойдет об охране Балтийского моря. Загрязнение Балтийского моря от наземных источников, с судов и в результате различного рода захоронений, создало реальную угрозу экологическому равновесию этого района.  Большое число крупных портов на берегах этого моря обусловливает чрезвычайно интенсивное судоходство, как правило, связанное с загрязнением с судов. Прибрежные государства были поставлены перед необходимостью принятия срочных и эффективных мер с целью предупреждения дальнейшего загрязнения Балтийского моря. 14

Первые конференции, посвященные  вопросам предотвращения загрязнения  Балтийского моря, прошли в сентябре 1969г. и в августе 1970г. в Висбю. Однако обе конференции в Висбю закончились безрезультатно, главным образом из-за расхождения точек зрения прибалтийских государств относительно того, на каком уровне должно быть за заключено соглашение. Одни государства считали, что достаточно подписать межведомственное соглашение, другие (в их числе был и СССР) выступали за соглашение на более высоком  уровне, которое позволило произвести большие затраты для строительства приемных устройств, очистительных сооружений и т.д. и применять соответствующие законодательные акты.  Для подготовки новой конференции была создана рабочая группа представителей правительств прибалтийских государств. В подготовке проекта конвенции, помимо рабочей группы, участвовали технические эксперты по загрязнению с судов и эксперты – юристы. Результатом этой работы была Дипломатическая конференция, проходившая в Хельсинки с 18 по 22 марта 1974 г.

В работе конференции  участвовали все прибалтийские  государства, а также наблюдатели  от Чехословакии и Норвегии и наблюдатели  от международных организаций, в частности, от ЮНЕП. Конференция приняла Заключительный акт, конвенцию по защите морской среды района Балтийского моря, шесть приложений с дополнениями и семь резолюций по различным вопросам.

В конвенции установлен принцип, согласно которому загрязнение с суши морской среды района Балтийского моря должно быть сведено к минимуму.15 На прибалтийские государства возложена общая обязанность принимать все надлежащие меры для этого. В конвенции предусматривается необходимость сотрудничества государств – участников конвенции в целях разработки и принятия специальных программ, руководств, стандартов и правил, относящихся к сбросам с суши, а также к определению качества окружающей среды, продуктов, содержащих вредные вещества и т.д.

Сброс в море значительного количества вредных веществ не может быть произведен с суши без предварительного специального разрешения, выданного соответствующим национальным органом. Последний должен информировать Комиссию по защите морской среды Балтийского моря, учрежденную Хельсинской конвенцией, о количестве, качестве и способе сброса, если имел место значительный сброс вредных веществ и материалов.

Кроме того, в конвенции  предусмотрено, что если загрязнение  Балтийского моря может произойти  через граничную реку, то заинтересованные государства должны принять надлежащие меры для предотвращения и ликвидации такого загрязнения.

Хельсинская конвенция  возлагает на прибалтийские государства  обязанность принимать надлежащие меры независимо от причины сброса (преднамеренный, случайный, в результате небрежности). При этом она предусматривает принятие надлежащих мер против всех тех поллютантов, борьбы с которыми регламентируется Лондонской конвенцией 1973г. применительно к Мировому океану.

Хельсинкская конвенция 1974 г. придает большое значение борьбе с таким весьма распространенным загрязнителем, как мусор. В ней, в частности, воспроизведены все запретительные положения Лондонской конвенции, относящиеся к «особым районам», создаваемым для предотвращения загрязнения морской среды мусором с судов. Абсолютно запрещен сброс в море всех видов пластмасс, включая синтетические тросы и рыболовные сети, пластмассовые мешки для мусора, а также изделия из бумаги, металл, стекло, бутылки, керамику3, обшивочный и упаковочный материалы. Пищевые отходы могут сбрасываться  не ближе 12 морских миль от ближайшего берега. Если мусор смешан с другими отходами, к удалению или сбросу применяются другие правила, то подлежат применению более строгие требования.16

В соответствие с требованиями Лондонской конвенции 1972г. Хельсинская конвенция 1974 г. запрещает захоронение вредных веществ в районе Балтийского моря. Вопросы захоронения регулируются также Приложениями I, II, III. Однако требования к захоронению конкретных веществ, содержащиеся в этих документах, менее строги, чем в Лондонской конвенции.

Информация о работе Международно-правовая защита морской среды от загрязнения