Методы правового регулирования российского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2015 в 11:36, контрольная работа

Описание работы

Метод правового регулирования - это способ воздействия юридических норм на общественные отношения. Соответственно, метод экологического права - это «определенные приемы, способы и средства воздействия на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования»1. Указанные методы закрепляются в нормативных правовых актах и подкрепляются соответствующими мерами юридического воздействия на участников таких отношений. В свою очередь, именно методы правового регулирования лежат в основе деления права на частное и публичное.

Содержание работы

1. Методы правового регулирования российского права 3
2. Нормы-правила 6
3. Принципы хозяйственной и иной деятельности, оказывающей
воздействие на окружающую среду (ст. 3 Федерального закона
"Об охране окружающей среды") 7
4. Юридические факты, события, действия 9
5. Абсолютные и относительные, регулятивные и
охранительные правоотношения 11
Список использованной литературы 14

Файлы: 1 файл

Kontrolnaya_rabota_ekologicheskoe_pravo.docx

— 39.56 Кб (Скачать файл)

 

5. Абсолютные и  относительные, регулятивные и охранительные правоотношения

 

Любое правоотношение представляет собой норму права в действии, динамику ее реализации в повседневной жизни, на практике. 
В теории права под правоотношением понимают общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности. 
Соответственно, экологическое правоотношение можно определить как «урегулированное нормами экологического и других отраслей права общественное отношение, складывающееся в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов»3.

Для любого правоотношения, в том числе и экологического, характерны следующие признаки:

1) это общественное  отношение, которое обозначает собой  юридическую связь между социальными  субъектами;

2) оно возникает  на основе норм права (общие  требования правовых норм индивидуализируются  применительно к субъектам и  реальным ситуациям, в которых  они находятся);

3) это связь между  лицами посредством субъективных  прав и юридических обязанностей;

4) это волевое  отношение, ибо для его возникновения  необходима воля его участников (как минимум хотя бы с одной  стороны);

5) это отношение, охраняемое государством и составляющее  основу государственного принуждения.

Экологические правоотношения, как и другие виды правоотношений, можно разделить по следующим классификационным основаниям: 
а) по характеру содержания правоотношения (по функциональной роли) - общерегулятивные, регулятивные и охранительные;

б) по степени конкретизации (определенности) субъектов (сторон) правоотношения - абсолютные и относительные;

в) по характеру регулирования отношений - материальные и процессуальные и т.д.

Регулятивные правоотношения – это отношения, проводящие регулятивные функции права – статическую и динамическую. Складываясь на основе регулятивных норм, они предусматривают общие и конкретные субъективные юридические права и обязанности.

Регулятивные правоотношения непосредственно направлены на упорядочение, закрепление и развитие общественных отношений. Они возникают на основе правомерного поведения субъектов и образуют естественную, нормальную ткань социалистического правопорядка.

Охранительные правоотношения – это отношения, проводящие охранительную функцию права. Они складываются на основе охранительных юридических норм; при их помощи осуществляются меры юридической ответственности и защиты субъективных прав.

Охранительные правоотношения возникают на основе противоправных действий, отражают известную аномалию в процессе правового регулирования.

Регулятивные и охранительные правоотношения отличаются друг от друга рядом юридических черт: и не только по основаниям возникновения (т.е. по признаку того, возникают ли они на основе правомерного или неправомерного поведения субъектов), но и по содержанию субъективных юридических прав и обязанностей, по их соотношению между собой. В частности, охранительные правоотношения всегда являются властеотношениями; в их содержание входят меры государственно-принудительного воздействия – санкции.

Относительные (двусторонне индивидуализированные) – это правоотношения, в которых поименно определены все субъекты.

Абсолютные (односторонне индивидуализированные) – это правоотношения, в которых поименно определена лишь одна сторона – носитель субъективного права. Обязанными же в таких правоотношениях являются все другие лица. Абсолютные правоотношения именуются таковыми потому, что, во-первых, их активный центр – в субъективном праве, предоставляющем его носителю широкие возможности для поведения по своему усмотрению, а, во-вторых, все иные субъекты ("всякий и каждый") обязаны воздерживаться от нарушения данного конкретного субъективного права.

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Конституция Российской  Федерации от 12.12.1993 года (с учетом  поправок, внесенных Законами РФ  о поправках к Конституции  РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание  законодательства РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.

2. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 24.11.2014) "Об охране окружающей среды" // Собрание законодательства РФ. - 14.01.2002. - N 2. - ст. 133.

3. Матузов, Н.И. Теория государства и права / Н.И.Матузов. - М.: Юристъ, 2012. – 608 с.

4. Нецветаев, А.Г. Экологическое право / А.Г. Нецветаев. – М.: Эксмо, 2011. – 575 с.

5. Тихомирова Л.А. Метод экологического права. – Режим доступа: http://voxlex.ru (дата обращения 01.06.2015).

 

1 Тихомирова Л.А. Метод экологического права. – Режим доступа: http://voxlex.ru (дата обращения 01.06.2015).

2 Тихомирова Л.А. Метод экологического права. – Режим доступа: http://voxlex.ru (дата обращения 01.06.2015).

3 Нецветаев А.Г. Экологическое право. – М., 2011. – С. 57.

 

 


Информация о работе Методы правового регулирования российского права