Методы экологического права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 17:53, контрольная работа

Описание работы

Научное значение природы заключается в бесконечном разнообразии слагающих ее объектов и процессов, позволяющих путем наблюдения, анализа и сравнения познавать законы развития Вселенной. Природа является источником научных знаний, развития различных отраслей науки.
Неоценимо оздоровительное значение природы. Воздух в сосновом бору насыщен озоном, он лишен промышленных выбросов и других загрязнений, имеющих место в атмосфере крупных городов. Чистая вода горных рек, определенный климат местности и множество других благоприятных природных факторов положительно действуют на организм человека.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие экологического права 5
2. Методы экологического права 8
2.1 Экономическое регулирование 9
2.2 Юридическая ответственность за экологические правонарушения 13
Заключение 18
Список использованных источников 20

Файлы: 1 файл

экологическое.docx

— 34.85 Кб (Скачать файл)

В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный, муниципальный и  общественный контроль в области  охраны окружающей среды.

Государственный экологический контроль в области  охраны окружающей среды осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок  проведения и перечень объектов, подлежащих государственному экологическому контролю, определяется Правительством РФ.

Производственный  экологический контроль осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию  и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством.

Муниципальный экологический контроль на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или  уполномоченными ими органами в  соответствии с законодательством  Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми  актами органов местного самоуправления.

Общественный  экологический контроль осуществляется общественными и иными некоммерческими  объединениями в соответствии с  их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством  в целях реализации права каждого  на благоприятную окружающую среду  и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды5.

Результаты  общественного экологического контроля, представленные в органы государственной  власти Российской Федерации, органы государственной  власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации.

2.2 Юридическая  ответственность за экологические  правонарушения

Ответственность за экологические правонарушения –  это предусмотренные законодательством  меры принуждения государственно-правового  характера, вызванные совершением  экологического правонарушения. Эколого-правовая ответственность предусмотрена  экологическим законодательством  и возлагается специально уполномоченными  на то государственными органами. Основанием эколого-правовой ответственности  является причинение вреда окружающей природной среде, жизни и здоровью человека и его имуществу6.

Под экологическим  правонарушением понимается виновное противоправное деяние, нарушающее законодательство об охране окружающей среды, причиняющее, либо несущее реальную угрозу причинения вреда окружающей среде, жизни и  здоровью человека и его имуществу.

Субъектами  экологических правонарушений могут  быть физические и юридические лица Российской Федерации, иностранные  физические и юридические лица, а  также лица без гражданства.

Под юридической  ответственностью за экологические  правонарушения понимается возложение на нарушителя природоохранных норм обязанности претерпевать неблагоприятные  последствия за совершенное экологическое  правонарушение.

Юридическая ответственность за экологические  правонарушения выполняет четыре основные функции:

  • превентивную – предупреждение новых экологических правонарушений;
  • стимулирующую к соблюдению экологических норм;
  • компенсационную – возмещение вреда окружающей среде и здоровью человека;
  • карательную – наказание лица, совершившего экологическое правонарушение.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в  области охраны окружающей среды  устанавливает имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Дисциплинарная  ответственность за экологические  правонарушения заключается в наложении  администрацией предприятия, учреждения, организации на своего работника  взыскания за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей, в результате которого наступило  экологически неблагоприятное последствие.

За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных  на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие  дисциплинарные взыскания:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям.

Федеральными  законами, уставами и положениями  о дисциплине для отдельных категорий  работников могут быть предусмотрены  также и другие дисциплинарные взыскания. Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями  о дисциплине (ст. 192 Трудового кодекса  РФ).

Дисциплинарное  взыскание может быть обжаловано работником в государственные инспекции  труда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Наложение дисциплинарного взыскания не исключает  возможности привлечения виновного  лица к другим видам юридической  ответственности. Административная ответственность  представляет собой один из видов  юридической ответственности граждан, должностных лиц и юридических лиц за совершение административного правонарушения.

Административная  ответственность за экологические  правонарушения предусматривается  Кодексом Российской Федерации об административных нарушениях. В главе 8 «Административные  правонарушения в области охраны окружающей природной среды и  природопользования» содержится 40 составов экологических проступков, которые можно разделить на три  группы:

  • невыполнение экологических требований;
  • нарушение правил и порядка использования природных ресурсов и объектов;
  • причинение вреда, либо уничтожение природных ресурсов и объектов.

За совершение административных правонарушений применяются  следующие административные наказания:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • дисквалификация.

Уголовная ответственность за экологические  правонарушения выражается в ограничении  прав и свобод лиц, виновных в совершении преступления, предусмотренного Уголовным  кодексом РФ.

Составы экологических преступлений предусмотренных  Уголовным кодексом РФ подразделяются на три группы:

  • специальные;
  • смежные;
  • дополнительные.

Специальные составы экологических преступлений предусмотрены главой 26 Уголовного кодекса РФ «Экологические преступления». Специальными эти составы признаются в силу их узкой направленности, то есть объектом посягательства являются отношения по рациональному использованию  природных ресурсов и объектов (например, нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ  – ст. 246; порча земли – ст. 254; незаконная охота – ст. 258; загрязнение  вод – ст. 250 и т. д.).

К специальным  составам экологических преступлений относится ряд статей содержащихся и в других главах Уголовного кодекса  РФ (например, экоцид – ст. 358; нарушение  правил безопасности на объектах атомной  энергетики – ст. 215 и т. д.).

К смежным  составам экологических преступлений относятся такие составы, которые  приобретают экологическую окраску  лишь при определенных обстоятельствах, носящих объективный характер: регистрация  незаконных сделок с землей (ст. 170); нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219); нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236) и т. д.

Дополнительными составами экологических преступлений следует считать такие составы, которые по своей природе не являясь  экологическими, могут при определенных обстоятельствах затрагивать природоохранительные интересы (например, халатность – ст. 293; превышение должностных полномочий – ст. 286; служебный подлог – ст. 292 и т. д.).

Уголовный кодекс РФ за совершение экологических  преступлений предусматривает следующие  виды наказаний:

  • штраф;
  • обязательные работы;
  • исправительные работы;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • ограничение свободы;
  • арест;
  • лишение свободы на определенный срок.

Субъективная  сторона экологических преступлений характеризуется косвенным умыслом  преступника, когда он осознает нарушение  установленных правил, предвидит  возможность наступления негативных последствий для окружающей среды  и здоровья человека и сознательно  допускает их наступление, либо относится  к этому безразлично. В ряде составов экологических преступлений вина выражается в форме неосторожности.

Уголовная ответственность за экологические  преступления наступает с шестнадцатилетнего возраста.

Имущественная ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды  заключается в наложении на правонарушителя  обязанности своим имуществом возместить причиненный окружающей среде и  здоровью человека вред7.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» устанавливает обязанность полного  возмещения вреда окружающей среде. Юридические и физические лица, причинившие  вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования  природных ресурсов, деградации и  разрушения естественных экологических  систем, природных комплексов и природных  ландшафтов и иного нарушения  законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

 

Заключение.

Экологическое право как отрасль российского  права призвано регулировать отношения  в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении  хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную  среду в целях охраны окружающей среды и обеспечения экологической  безопасности.

Нерациональное  использование природных ресурсов в процессе производственной деятельности привело человеческую цивилизацию  на грань экологической катастрофы. Поэтому сохранение благоприятной  окружающей среды в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих  поколений, укрепления правопорядка в  области охраны окружающей природной  среды и обеспечения экологической  безопасности является важнейшей задачей  государства на современном этапе  развития цивилизации.

Согласно  Конституции Российской Федерации  каждый гражданин имеет право  на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии  окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим  правонарушением.

Органы государственной  власти Российской Федерации, органы государственной  власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностные  лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды.

При размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения  или результатов референдума.

Должностные лица, препятствующие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в  области охраны окружающей среды, реализации их прав, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности  в установленном порядке.

Правовые  основы государственной политики в  области охраны окружающей природной  среды составляют: Конституция РФ, международные договоры Российской Федерации, федеральный закон от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», другие федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации.

 

Список используемых источников.

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)// «Российская газета», № 7, 21.01.2009.
  2. «Гражданский кодекс Российской Федерации» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 11.02.2013)// «Российская газета», № 238-239, 08.12.1994.
  3. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) «Об охране окружающей среды»// «Собрание законодательства РФ», 14.01.2002, № 2, ст. 133.
  4. Боголюбов С.А. Конституционные основы охраны окружающей среды// Журнал российского права, №11, 2003.
  5. Аваков О. А. Правовое обеспечение экологических прав граждан. М.; Законность, 2001.
  6. Боголюбов С.А. Экологическое право России. - М.; издательство АСТ, 2004.
  7. Бринчук Н.Н. Экологическое право России. - М.; Юристъ, 2004.
  8. Абдулаев М.И. Теория государства и права. Учебник. М., 2004.
  9. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М., 2003.
  10. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. М., 1999.
  11. Абдулаева М.И.Основы права: Учебник / Под ред. проф. СПб., 2004.
  12. Топорнина Б.Н. Юридическая энциклопедия / Под ред. М., 2001.

Информация о работе Методы экологического права