Контрольная работа по «Право интеллектуальной собственности»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 14:24, контрольная работа

Описание работы

Первое упоминание об интеллектуальной собственности восходит к временам Великой французской революции XVIII в., когда большое распространение получила теория естественного права. Суть этой теории состоит в том, что все произведенное человеком, будь то материальные объекты или результаты творческого труда, признается его собственностью. Таким образом, создатель результатов творческого труда имеет исключительное право распоряжаться ими.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
Виды объектов авторского права…………………………………6
Понятие и значение авторского права……………………….. 6
1.2. Субъекты авторского права…………………………………… 8
1.3. Объекты авторского права…………………………………… 12
Заключение……………………………………………………………… 17
Список литературы………………………………………………………19

Файлы: 1 файл

интелектуальное право.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

Субъектом авторского права является также переводчик произведения на другой язык. Авторское право переводчика распространяется не на само произведение, которое он переводит, а только на созданный им перевод. При этом авторское право переводчика не препятствует другим лицам осуществлять свои собственные переводы. В данном случае имеется в виду не простой перевод отдельных слов или выражений на другой язык (подстрочный перевод), а перевод, соединенный с литературной обработкой текста произведения с сохранением смыслового содержания.

Субъектами авторских правоотношений являются также правопреемники авторов, к которым относятся в первую очередь юридические лица. Основой правопреемства в данном случае является заключение договора. К правопреемнику автора на основании договора обычно переходят те правомочия, которые автор, как правило, не может осуществить сам (право на издание, постановку и т.д.).

Произведения литературы, науки и искусства могут создаваться не одним, а двумя или несколькими лицами, в результате чего возникает соавторство. При этом речь идет только о совместном творческом труде; оказание всякого рода технической, организационной или иной подобной помощи при создании произведения или придания ему объективной формы не признается творческим трудом и не может служить основанием для признания соавторства.

В качестве авторов или соавторов не признаются лица, организующие работу по созданию произведений, входящих в сложный объект в качестве элемента - продюсеры, издатели периодических изданий, энциклопедий и т.д.

 

1.3. Объекты авторского права

 

В качестве объектов авторских прав рассматриваются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения при условии, что такие результаты творчества выражены в объективной форме, допускающей возможность их восприятия. При этом авторское право распространяется как на обнародованные (выпущенные в свет), так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме

можно выделить следующие признаки, необходимые для признания произведения объектом авторского права: а) творческий характер; б) объективная форма; в) возможность воспроизведения тем или иным способом, при котором возможно его восприятие.

Творческий характер произведения по-разному толкуется российскими юристами, однако наиболее распространенным является мнение, по которому творческой признается самостоятельная деятельность, в результате которой создается произведение, отличающееся новизной

Произведение будет рассматриваться в качестве творчески нового и в том случае, если по-новому выражены замысел и художественные образы, что имеет место при переработке повествовательного произведения в драматическое и наоборот. Наконец, новым произведение будет и в том случае, если используется чужое опубликованное произведение для создания нового творчески самостоятельного произведения. Так, например, пьеса М. Булгакова "Полоумный Журден" повторяет основные сюжетные линии пьесы Мольера "Мещанин во дворянстве".

В ряде случаев произведение создается на основе уже существующих произведений (несамостоятельные произведения или производные). В отличие от оригинальных произведений, в которых все охраняемые элементы созданы самим автором, производные произведения могут включать элементы уже существующих произведений. К ним относятся производные произведения, под которыми понимаются переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства. Вопрос о том, производное ли произведение перед нами, решается в зависимости от того, был ли внесен достаточный творческий вклад в его создание. Так, если обработчик при создании производного произведения не заимствует элементы другого самостоятельного или производного произведения, то налицо создание нового произведения, которое однозначно будет охраняться авторским правом (например, создание произведения "по мотивам"). Если же заимствование все же произошло, то вопрос о признании произведения новым, а следовательно, об охране авторским правом будет решаться при наличии достаточного творческого начала при его создании и соблюдении авторских прав на оригинальное произведение.

Под признаки охраняемого авторским правом произведения попадают и интервью, хотя они прямо и не указаны в перечне охраняемых произведений. Так, творческое начало присутствует как в работе журналиста, так и интервьюируемого; журналист подбирает и формулирует вопросы, а интервьюируемый определяет содержание и форму ответов. Таким образом, общими усилиями создается особый вид произведения, включающий две неразрывные части.

Авторским правом охраняются сборники и иные составные произведения. Сборник - это скомплектованное произведение, в состав которого входит несколько произведений как охраняемых авторским правом, так и неохраняемых. Следует отметить, что не всякий сборник является объектом авторского права, поскольку не всякая деятельность по его составлению носит творческий характер. Так, например, не будут охраняться авторским правом телефонные справочники, составленные в алфавитном порядке, или сборники правовых актов, расположенные по времени их издания.

Особым образом регулируется вопрос о предоставлении правовой охраны письмам, дневникам и другим документам личного характера. Они находятся под правовой охраной норм авторского права, однако помимо авторского права они охраняются также нормами Конституции, защищающими неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Среди писем выделяют письма в редакцию. Они, в отличие от писем частного характера, могут быть опубликованы редакциями газет и журналов (за исключением случаев, когда в них содержится запрет на публикацию). В соответствии со ст. 42 Закона "О средствах массовой информации" редакция обязана соблюдать права на используемые произведения, включая авторские права, издательские права, иные права на интеллектуальную собственность.

риал, если иное не предусмотрено законом.

Результат творческой деятельности становится объектом авторского права при условии, что он выражен в какой-либо объективной форме. Это обусловлено тем, что поскольку сам объект (произведение) существует нематериально, то без выражения в объективной форме произведение не может быть воспринято другими людьми и не может быть признано объективно существующим. Для того чтобы творческие замыслы автора стали доступны обществу, они должны выразиться вовне, объективироваться.

Форма объективного существования произведения может быть связана с каким-либо материальным носителем (бумага, пленка, пластинка и т.д.) или не связана с ним (например, устное исполнение). В связи с тем, что объект авторского права нематериален, а его форма в большинстве случаев имеет материальный характер, возникает проблема соотношения прав на произведение и на вещь, являющуюся его носителем. Это разные права, и субъекты этих прав могут не совпадать. Собственник вещи может и не иметь авторского права на произведение, материализованное в этой вещи. Особенно рельефно, как уже отмечалось, это проявляется в отношении картин и других произведений изобразительного искусства.

Произведение признается объектом авторского права независимо от того, обнародовано оно или нет.

Закон об авторском праве (п. 2 ст. 6) конкретизирует понятие объективной формы. В частности, к последней относится:

письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.);

устная (публичное произнесение, публичное исполнение и т.д.);

звуко- или видеозаписи (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т.д.);

изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т.д.);

объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.).

Для того чтобы произведение было признано объектом авторского права, необходимо наличие названных признаков, и тогда произведение будет охраняться без какой-либо дополнительной регистрации; не требуется и формального подтверждения наличия этих признаков, квалификации произведения в качестве такого объекта в каком-либо государственном органе. Однако автор произведения вправе, но не обязан для оповещения о своих правах использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: латинской буквы "c" в окружности, имени автора и первого года опубликования.

Вместе с тем для обеспечения идентификации произведения и для последующего сбора гонорара за его использование осуществляется регистрация этих произведений в авторско-правовых обществах (например, в Российском авторском обществе - РАО). За регистрацию взимается плата. При этом выдается свидетельство, подтверждающее факт регистрации и дату регистрации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Основной задачей авторского права является, с одной стороны, обеспечение интересов авторов и их правопреемников, а с другой стороны, интересы общества в целом путем предоставления ему доступа к сокровищам мировой культуры.

Как совокупность правовых норм авторское право является составной частью гражданского права. Соответственно, на авторско-правовые отношения распространяют свое действие общие положения гражданского права, и в первую очередь положения обязательственного права, регулирующие права и обязанности сторон при заключении договоров на использование охраняемых авторским правом произведений. В частности, нормы обязательственного права регулируют такие вопросы, как права и обязанности сторон, участвующих в договоре, ответственность, наступающую в случае неисполнения договора, и т.п. Обычными являются также условия об объеме правомочий на использование произведений, территории и сроке использования.

В соответствии с нормами действующего законодательства использование охраняемых авторским правом произведений, как на территории России, так и в других странах, может осуществляться только с согласия автора или его правопреемников (кроме случаев, прямо указанных в законе).

Законодательства большинства стран мира предусматривают случаи, когда произведения, охраняемые авторским правом, могут использоваться свободно, т.е. без получения согласия автора или иного правообладателя и без уплаты авторского вознаграждения. Не является исключением и Россия. По общему правилу, не допускается использование произведения без согласия правообладателя, за исключением случаев, установленных в законодательстве, в частности, в Законе об авторском праве. При этом определено, что такие ограничения применяются, если могут нанести ущерб нормальному использованию произведения и нарушить законные интересы правообладателя. Кроме того, и в этих случаях автору гарантируется соблюдение личных неимущественных прав.

После того как срок действия исключительного авторского права истечет, произведение становится общественным достоянием. Это значит, что оно может быть использовано без чьего-либо разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. Однако личные неимущественные правомочия (право авторства, право на имя и т.д.) должны быть сохранены за автором. Защиту этих правомочий может осуществлять любое заинтересованное лицо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Комментарий к Гражданскому  кодексу РФ (постатейный). Под ред. О.Н.Садикова.  - М.: Юридическая фирма  Контракт; Инфра - М, 1998.

2. Комментарий к Кодексу Российской  Федерации об административных  правонарушениях. Под ред. Ю.М.Козлова. - М.: Юристъ, 2002.

3.  Комментарий к Закону РФ "О средствах массовой информации". Под ред. Монахова В.Н.  - М.: Галерия, 2001.

4.  Постатейный комментарий к Закону РФ "Об авторском праве и смежных правах". Гаврилов Э.П.  - М.: Фонд "Правовая культуpа", 1996.

5.  Мерзликина-Квернадзе Р.А. Результаты  интеллектуальной деятельности  и права на них  // Законодательство,  2002.

6. Шестаков Д. Интеллектуальная собственность в системе российского права и законодательства // Российская юстиция,  2000.

7. Сергеев А.П. Право интеллектуальной  собственности в Российской Федерации. Учебник. – М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Контрольная работа по «Право интеллектуальной собственности»