Контрольная работа по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 13:32, контрольная работа

Описание работы

1. Понятие, структурные элементы и роль экономического механизма в решении задач охраны окружающей среды.
Под понятием экономического механизма охраны окружающей природной среды понимается: правовой институт, включающий в себя совокупность правовых норм, регулирующий условия и порядок аккумулирования денежных средств, поступающих в качестве платы за загрязнение окружающей среды и иные вредные на неё воздействия, финансирования природоохранных мер и экономического стимулирования хозяйствующих субъектов путём применения налоговых и иных льгот.

Файлы: 1 файл

Мой ответ.docx

— 18.09 Кб (Скачать файл)

1. Понятие, структурные элементы и  роль экономического механизма  в решении задач охраны окружающей среды.

Под понятием экономического механизма охраны окружающей природной среды понимается: правовой институт, включающий в себя совокупность правовых норм, регулирующий условия и порядок аккумулирования денежных средств, поступающих в качестве платы за загрязнение окружающей среды и иные вредные на неё воздействия, финансирования природоохранных мер и экономического стимулирования хозяйствующих субъектов путём применения налоговых и иных льгот.

Основы правового регулирования экономического механизма охраны окружающей среды установлены разделом 4 Закона «Об охране окружающей природной среды». Его основными элементами в соответствии с Законом являются:

а) планирование и финансирование природоохранных мероприятий;

б) установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов;

в) установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

г) предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;

д) возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

Таким образом, подходя более тезисно к вопросу о структурных элементах  экономического механизма в решении задач охраны окружающей среды, можно четко выделить следующие элементы экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды, к ним относятся прежде всего:

- планирование природопользования и охраны окружающей среды;

- финансирование охраны окружающей среды;

- платежи за пользование землей, недрами, водами, другими природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды;

- внебюджетные экологические фонды, правовое регулирование их формирования и использования;

- экологическое страхование;

- налоговые и кредитные льготы, иные поощрительные меры в сфере природопользования и охраны природы.

Роль экономического механизма определяется выполняемыми им функциями в данной сфере. Прежде всего она направлена на экономическое обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды. Эта функция реализуется посредством последовательного осуществления всех экономических мер, включенных в экономический механизм.

Следующая важнейшая функция экономического механизма – стимулирующая. Она заключается в создании условий экономической заинтересованности предприятий и предпринимателей в выполнении адресованных им требований экологического законодательства. Эта функция реализуется не всеми экономическими мерами, включенными в него, а лишь некоторыми из них. Стимулирующую роль призваны играть: а) платежи за пользование землей, недрами, водами, другими природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды; б) налоговые и кредитные льготы, иные поощрительные меры в сфере охраны природы. В известной мере в качестве стимулятора выступает экологическое страхование.

В конечном счете задача экономического механизма охраны окружающей среды заключается в том, чтобы обеспечить с помощью экономических мер достижение целей экологической политики государства, определяемой законодательством, другими нормативными правовыми актами и иными документами.

 

2. В чем отличие зон экологического  бедствия от зон чрезвычайной  экологической ситуации.

Для полного понимания данного вопроса и развернутого ответа, необходимо дать определение, что же такое зона экологического бедствия и зона чрезвычайной экологической ситуации.

Зона экологического бедствия - это официально объявленные государством соответствующие части территории ( город, область, край, регион), где обозначились признаки: полного разрушения экологических систем природы, глобального загрязнения атмосферного воздуха, водоемов, почв, полного истощения водных, растительных, животных ресурсов, высокий уровень заболеваемости и смертности населения.

Зона чрезвычайной экологической ситуации - это часть территории, где в результате хозяйственной или иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.

К основным, и на мой взгляд главным отличиям зоны экологического бедствия от зоны чрезвычайной экологической ситуации относятся:

Во-первых, отличие по времени возникновения чрезвычайной ситуации. Обычно чрезвычайные ситуации и бедствия возникают в результате краткосрочных катастроф и стихийных бедствий; возникновение зоны экологического бедствия связано с накоплением экологических последствий, т.е. с устойчивым воздействием антропогенных факторов.

Во-вторых, отличие по средствам ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. Для ликвидации чрезвычайной ситуации МЧС РФ предпринимаются экстренные меры, в то время как для ликвидации зоны экологического бедствия этого недостаточно. Необходима коренная перестройка хозяйственной деятельности с целью создания новой хозяйственной модели с целью прекращения неблагоприятных воздействий на состояние окружающей среды, обеспечение условий для реализации прав проживающего в зоне населения и принятие мер, направленных на постепенное оздоровление окружающей среды. Следовательно, для ликвидации зоны экологического неблагополучия необходимы сроки, сопоставимые со сроками ее возникновения.

В-третьих, отличие по методам управления ликвидацией чрезвычайной ситуации. При ликвидации чрезвычайных ситуаций применяются преимущественно административные методы. При ликвидации чрезвычайной экологической ситуации кроме административных применяются и экономические методы, поскольку преодоление этой ситуации возможно лишь с решением экономических проблем, включая перепрофилирование производства.

В-четвертых, по правовому статусу территории. Придание территории статуса зоны экологического бедствия должно происходить путем принятия нормативного правового акта федерального органа государственной власти с установлением границ и особенностей правового режима на основании заключения государственной экологической экспертизы. Придание особого правового статуса территории, где произошла чрезвычайная ситуация природного и техногенного характера не производится.

 

3. Назовите экологические проблемы, вызывающие наибольшее беспокойство  граждан России.

С данными проблемами все больше и больше связано увеличение промышленности и оборотов производства, которые негативно сказываются не только на окружающей среде и экосистеме, но и на популяции животных и жизни людей. К наиболее острым экологическим проблемам можно отнести:

- загрязнение водных объектов (Поволжье, Урал, Кузбасс);

- загрязнение атмосферного воздуха в результате выбросов промышленными предприятиями (Нижний Тагил, Магнитогорск, Череповец и др.);

- постоянно увеличивается количество отходов производства и потребления, в том числе токсичных (Кемеровская, Тюменская области и др.);

- загрязнение почв, опустынивание и деградация растительного покрова на многих территориях. Особенно неблагоприятно состояние природы в бассейне реки Волга.

 


Информация о работе Контрольная работа по "Экологическому праву"