Контрольная работа по "Экологическое право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 22:29, контрольная работа

Описание работы

Дайте определение понятия объекта экологического права и природного ресурса. Связаны ли эти два понятия? Если связаны, то раскройте, каково соотношение между ними.
Эти два понятия тесно связанны друг с другом, в обоих случаях это комплексный объект, состоящий из компонентов ПРИРОДЫ. Для определения соотношения между ними рассмотрим понятия.

Файлы: 1 файл

ПКЗ экологическое право готовое с обложкой сокращенное.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ  РАНХиГС

ЦЕНТР ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

 

 

Кафедра теории и истории государства и права

 

 

Экологическое право.

(дисциплина)

 

Письменное контрольное задание

для студентов дистанционного обучения

 

 

 

Студент: Николаева Анна Анатольевна.

 

Группа: 13449.

 

Дата:20.05.2014.

 

Преподаватель: Терещенко Владимир Анатольевич.

 

 

 

   

 

 

Новосибирск 2014 г.

 

Теоретические вопросы.

  1. Дайте определение понятия объекта экологического права и природного ресурса. Связаны ли эти два понятия? Если связаны, то раскройте, каково соотношение между ними.

Эти два понятия тесно связанны друг с другом, в обоих случаях это комплексный объект, состоящий из компонентов ПРИРОДЫ. Для определения соотношения между ними рассмотрим понятия. Объектом экологического права в самом широком смысле является природа как совокупность естественных условий существования человечества на нашей планете. Природа как объект использования и охраны со стороны общества, представляющий собой комплекс разнообразных и взаимосвязанных элементов (земля, леса, воды, недра, животный мир и др.), правовая охрана которых может осуществляться лишь с учетом их качественного своеобразия, то есть в зависимости от их естественных свойств и особенностей использования обществом. В соответствии с законодательством (ст. 4 Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"1) к объектам экологического права относиться экосистемы (закрытые единые совокупности элементов природы на общей территории, способные длительно устойчиво существовать при замкнутом кругообороте веществ); природные ресурсы (части природы, которые используются для удовлетворения экономических, материальных потребностей общества - земли, леса, воды, животный мир и др.);

природные комплексы (системы взаимосвязанных природных элементов, которые охраняются как единое целое - заповедники, заказники, национальные парки, ландшафты и др.); озоновый слой Земли, микроорганизмы, генетический фонд. К охраняемым природным объектам относится также окружающая человека среда - часть природной среды, преобразованная в результате деятельности человека (города и другие населенные пункты, промышленные, сельскохозяйственные зоны и др.). Окружающая среда здесь понимается в узком значении как среда обитания человека, где осуществляется его жизнедеятельность, в отличие от окружающей среды в широком смысле, которая охватывает как природу, так и среду обитания человека.2 Природные ресурсы - совокупность объектов живой и неживой природы, используемых или потенциально пригодных для использования человеком. К числу П.р. относятся земля, недра, леса, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир. Согласно ст. 9 Конституции РФ3 земля и другие П.р. используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Эти ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и т.п. собственности. Однако некоторые природные ресурсы находятся вне сферы правового воздействия. Так, использование солнечной энергии или климатических ресурсов не поддается в достаточной степени контролю и регулированию со стороны человека. С другой стороны, за пределами правового регулирования оказываются такие компоненты природы, охрана которых не вызывается потребностями общества на данном этапе развития (тепло недр и др.). Исходя из этих определений объект экологического права (далее Объект) как и природный ресурс имеет естественное происхождение, создан силами самой природы без затрат человеческого труда. Это не исключает участие человека в его создании с целью восстановления, воспроизводства, улучшения отдельных элементов природной среды, если затем они вливаются в систему естественных экологических связей, обеспечивает качество окружающей природной среды (например, животные, выращенные человеком и выпущенные на свободу, разведение лесов, рекультивация земель).4 Для обоих понятий характерна социально-экологическая ценность, которая проявляется в способности выполнять полезные экологические, экономические, культурно-оздоровительные и другие функции, то есть удовлетворять материальные, биологические, познавательные и другие интересы человека, участвовать в поддержании экологического баланса в природе и др.5 Однако для Объекта обязательна экологическая взаимосвязь с природной средой. Это означает, что Объект должен находиться в составе природной среды, взаимодействуя с ее другими компонентами. За рамками правовой охраны природы остаются те ее части, явления, элементы и стихийные силы природы, которые противостоят интересам человека (эрозия почв, опустынивание земель, наводнения, животные, численность которых стала представлять угрозу для природной среды и др.). Они не входят в понятие объектов охраняемой природы, а наоборот, становятся объектами борьбы со стороны человека как вредные для окружающей среды. За рамки, так же, выходят и части природы, вырванные человеком из естественных природных связей (срубленные деревья, отловленные животные, извлеченные из недр полезные ископаемые, вода в водопроводе или резервуаре и др). Потеряв свою связь с природой, они переходят в разряд товарно-материальных ценностей, правовой режим которых регулируется не экологическим, а другими отраслями права (гражданским, административным и т. д.) однако остаются природными ресурсами. Сюда относятся и такие элементы окружающей человека среды, которые потеряли связь с природой и стали спутниками человека или предназначены для удовлетворения его экономических и других потребностей - домашние или бродячие животные, сельскохозяйственные скот, посевы и др. За рамками понятия природные ресурсы находятся те объекты, которые невозможно использовать в хозяйственной, производственной деятельности. Следовательно, объект экологического права более широкое понятие, частично включающее в себя понятие природные ресурсы.

2. Раскройте отличие  правового режима национального  парка от правового режима природного парка. Нормативная база: Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" 6с дополнениями и изменениями, в главе IX определяет Природные объекты, находящиеся под особой охраной, и общие положения их правового режима. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"7 С изменениями и дополнениями определяет статус Национального парка в разделе III ст.12-17, и статус Природного парка в разделе IV ст.18-21. Постановление Совета Министров от 10 августа 1993 г. N 769 утвердило Положение о национальных природных парках РФ8. В отличие от национальных парков, особо охраняемыми природными территориями федерального значения (ст. 12 З-на «Об особо охраняемых природных территориях»), природные парки относятся к особо охраняемым территориям регионального значения. Решение об их образовании принимают государственные органы субъектов РФ по представлению специально уполномоченных на то государственных органов РФ в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами местного самоуправления (ст. 19 З-на «Об особо охраняемых …»). Национальные парки финансируемого за счет средств федерального бюджета, в то время как природные – за счет субъекта. Сравнение ст.16 и ст.20 описывающих особенности правового режима Национального и Природного парков соответственно позволяет определить следующие отличия: Национальный парк в отличие от природного парка может находиться на территории нескольких субъектов федерации без потери целостности. Земельные участки в границах национальных парков, здания, сооружения, помещения не подлежат приватизации. Национальный парк может выступать учредителем и участвовать в деятельности фондов, ассоциаций и иных организаций, способствующих развитию национальных парков. С учетом специфики задач, природных и национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Для этого в пределах национальных и природных парков могут быть выделены функциональные зоны (ст. 15 З-на «Об особо охраняемых…»). 9 Кроме использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях в отличие от Природных парков, Национальные могут иметь цель организованного туризма. Однако в отличие от природных парков пребывание на территориях заповедных и особо охраняемых зон национальных парков граждан, не являющихся работниками, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные национальные парки, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций национальных парков. В соответствии с п. 4 ст. 15 З-на «Об особо охраняемых…х»10 на землях, включенных в границы национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации, запрещаются расширение и строительство новых хозяйственных объектов, а обеспечение регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков осуществляется в соответствии со специальными проектами. При этом земельные участки, природные объекты, здания и сооружения на территории национального парка могут быть предоставлены в аренду специализированным организациям, при наличии лицензии на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха. На условиях, определенных соответствующими договорами, заключаемыми с дирекциями национальных парков, подлежащих регистрации в государственных органах, в ведении которых находятся национальные парки. Штрафы, налагаемые в административном порядке за экологические правонарушения, взысканные по постановлениям должностных лиц национальных парков, поступают в самостоятельное распоряжение национальных парков и учитываются на отдельном балансе. (О зачислении в бюджет штрафов см. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ в редакции 1.01.2014 года.).11 Национальные парки вправе иметь собственную символику (флаги, вымпелы, эмблемы и другие). Порядок утверждения, использования и охраны символики национальных парков устанавливается Правительством Российской Федерации.

  1. Осветите вопрос исторического развития правового регулирования экологических отношений.

История развития правового регулирования экологических отношений наглядно показывает совершенствование отношений в сфере взаимодействия общества и природы, закрепляет систему взглядов, идей о бережном отношении к природным богатствам. Весь период правового регулирования экологических отношений в России можно разделить на досоветский, советский и современный12. Досоветский период: Вопросы охраны и использования отдельных природных ресурсов первично затрагивались только в связи с необходимостью защиты собственности. Русская Правда13 (от середины XI в. до 30-х годов XII в.), в ст. 32 устанавливает штраф за уничтожение или повреждение борти, ст. 69, 70- содержат нормы по защите бобров. Ст. 61-63 Судебника 1497 г14. гласят, что за уничтожение межевых знаков, запашку чужой земли устанавливается ответственность в виде битья кнутом и денежного штрафа. Определенная классификация природных ресурсов на виды в зависимости от субъектов собственности или от назначения природных ресурсов дала возможность определить различный порядок их использования. Соборное Уложение 1649 г15. подразделяет земли и леса на государственные, поместные и т.д. Устанавливая особый режим использования, государство подчеркивало ценность отдельных категорий земель, лесов для всего общества. Отмечается тенденция, согласно которой усиление хозяйственного воздействия на природу привело к появлению отношения к отдельным объектам как к «общему» ресурсу, использование которого «ограничивается или даже запрещается для одних целей в интересах ведения других видов хозяйственной деятельности».16 Во время правления Петра I «природные объекты рассматриваются в качестве ресурса для использования в экономических, военных и других целях государства». Появился ряд норм, ограничивающих собственников земельных участков в распоряжении природными ресурсами на их территориях: ограничивалось право пользования недрами на землях, находящихся в собственности помещиков: добыча минералов и металлов «объявлялась привилегией государства и передавалась в ведение государственной казны».17 В связи со значимостью природных ресурсов для интересов государства помещикам запрещалось рубить деревья отдельных видов, осуществлять промысел некоторых ценных пород рыб. В рамках рассматриваемого этапа оформилась и получила тенденция, в соответствии с которой важность природных ресурсов для интересов государства или общества диктовала установление некоторых особенностей в их использовании (введение ограничений для собственников природных ресурсов, запрет использования отдельных природных ресурсов частными лицами, поощрение государством разработки полезных ископаемых и т.д.). В капиталистический период к основным задачам охраны природы стали относиться охрана лесов и животного мира (в основном от браконьерства) и развитие системы заповедников. Крестьянская реформа 1861 г. затронула вопросы использования природных ресурсов. Происходил учет некоторых природных ресурсов, необходимость которого была продиктована все той же тенденцией защиты прав собственника. В уголовных и исправительных наказаниях 184518 г. было положение: «если кто-либо построит признанные по закону вредными для чистоты воздуха или воды фабрику, мануфактуру или завод…., то сии заведения уничтожаются за счет виновного и он подвергается аресту на время от семи дней до трех месяцев или денежному взысканию не свыше трехсот рублей». Можем предположить, что речь идет о зарождении экологической экспертизы, т.е. существует какая-то законодательная процедура, позволяющая определить критерии вредности предприятия. В законодательстве того времени получило отражение понимания тесной связи природных ресурсов, влияния их друг на друга. Установление санитарно-эпидемиологических требований послужили причиной формирования правовых норм по охране окружающей среды в городах. Например, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями (1864 г.)19 устанавливает ответственность в виде денежного взыскания в размере десяти рублей «за засаривание рек, каналов…». Серьезный штраф предусмотрен за проведение подземных труб от помойных ям, заводов… в реки, каналы. В XIX веке появились акты, регулирующие охрану вод и атмосферного воздуха при размещении промышленных предприятий, были развиты нормы об уголовной ответственности за несоблюдение этих актов. В XIX в. систематизируются и рассматриваются случаи ответственности за нарушение установленных требований по соблюдению правового режима природных ресурсов и поддержанию качества окружающей среды в целом. Совершенствуется система государственных органов, осуществляющих управление в сфере природопользования; определяются их полномочия и функции в отношении природных ресурсов. Несмотря на то, что в России того времени не было отдельной отрасли законодательства, регулирующей отношения по природопользованию и охране окружающей среды, существовал целый комплекс соответствующих правовых норм в разных отраслях законодательства. Система санкций была достаточно хорошо развита. Наибольшее количество таких норм содержится в административном и уголовном законодательстве, а также в санитарном, горном законодательстве, законодательстве о промышленности и строительстве. Ст. 340, 342, ст. 343Врачебного устава (1905 г.)20 объявили источники минеральных вод общественно значимыми, предусматривалось создание округов с ограниченным режимом хозяйственной деятельности. Согласно Строительному уставу (1900 г.)21 требовалось соблюдение расстояний между промышленными предприятиями и другими постройками (ст.1075). Виновные подвергались денежному взысканию не свыше ста рублей, промышленное заведение закрывалось, кроме того, предписывалось возместить причиненный вред.22 Советский период развития экологического законодательства рассматривается с 1917 г. по 1989 г когда законодатель постепенно меняет отношение к охране природы от природоресурсного к природоохранному, экологическому подходу. В рамках этого периода выделяется несколько этапов становления природоохранного законодательства— послереволюционный, довоенный, послевоенный.23 Первый этап советского периода характеризуется развитием отдельных природоресурсовых отраслей. Первым нормативно-правовым актом нового государства стал Декрет от 26 октября (8 ноября) 1917 г. «О земле».24 Он, хотя и носил экономический характер, но уже создавал основу для экологических отношений, т.к. устанавливал изъятие земли из товарных отношений, а значит, и создавал условия для ее охраны. В первые годы советской власти была создана основа для эколого-правового регулирования отношений природопользования, но она не имела целостного характера, основное внимание уделялось правовому обеспечению использования отдельных разрозненных объектов. Стала прослеживаться тенденция, направленная на бережное использование природных объектов. Например, на основании ст. 61 Земельного кодекса РСФСР (1922 г.25) землепользователи, ведущие хищническое, истощающее землю хозяйство, могли быть лишены этих земель на определенный срок. Основным объектом правового регулирования была земля, другие природные компоненты брались под защиту закона лишь в той степени, в какой это было экономически выгодно государству.

В период с конца 50-х – начала 80-х годов экологический кризис, и наметившиеся тенденции истощения природных ресурсов поспособствовали с 1957 г. по 1963 г. принятию всеми республиками СССР республиканских законов об охране природы. Были обновлены Водный, Лесной, Земельный и другие кодексы, приняты законы «Об охране атмосферного воздуха», «Об охране и использовании животного мира». В это время широко практиковалось принятие постановлений Совета Министров (иногда совместно с ЦК КПСС) по вопросам охраны природы в отдельных регионах и принятие постановлений, связанных с решением масштабных народнохозяйственных задач. Законодательство было декларативно, по многим вопросам не было практических механизмов реализации, но впервые регулировалось отношения по охране всех природных ресурсов совместно. Охрана природы провозглашалась важнейшей государственной задачей. Определенная систематизация правового регулирования с учетом природной целостности используемых земель - дифференциация по видам сфер экологопользования. С принятием в 1968 г. Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик другие природоресурсные отрасли права также приобрели право самостоятельного статуса: в 1970 г. – «Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик», в 1975 г. – «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах», в 1977 г. – «Основы лесного законодательства Союза ССР и союзных республик», в 1980 г. – Закон СССР «Об охране и использовании животного мира».26 Данная дифференциация тормозила развитие целостной экологической системы, возникла необходимость в объединении разрозненных отраслей права (земельного, горного, лесного и др.) в интегрированную отрасль – природоресурсовое право. Завершающий этапа советского периода (конец 80-х) -приняты важнейшие решения в сфере экологической государственной политики, сформированы современные подходы к экологическому праву и законодательству. В связи с осознанием кризиса появилась необходимость скорейшего осуществления правовых, организационных и иных мер по охране окружающей среды. Определяющую роль сыграли в этом две крупнейшие экологические катастрофы, происшедшие на территории СССР: Чернобыльская АЭС, уничтожение Аральского моря. Под влиянием общеполитических, социальных и психологических факторов 7.01.1988 г. было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О коренной перестройке дела охраны природы в стране»27, в котором формулировались неотложные задачи по обновлению законодательства, созданию независимого органа государственного экологического управления, совершенствованию экологических механизмов охраны и др.

Современный период развития российского экологического законодательства можно разделить на два этапа – до 1995 г. и начиная с 1995 г. Экологическое право развивается с учетом следующих факторов: кризисного состояния окружающей среды в стране и общественных потребностей в восстановлении благоприятной окружающей среды; дефектов существующего экологического законодательства, для которого характерны наличие пробелов и фрагментарность в правовом регулировании экологических отношений; перспектив создания правового и социального государства; происходящей трансформации общественных экономических отношений; введения ряда форм собственности на природные ресурсы; тенденций развития взаимоотношений общества и природы и экологического права в мире. Первый характеризуется обновлением основных наиболее важных актов, например, законодательства о недрах, о земле, о социальной защите граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Одновременно началась разработка проектов законов об экологической экспертизе, использовании атомной энергии, отходах. 19 декабря 1991 г. был принят Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды»28 - комплексный акт прямого действия, который устанавливал экологические требования к источникам вредного воздействия на окружающую среду, к охране жизни и здоровья людей от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Кроме того, было решено заменить действующие кодексы. Важный этап - Конституция РФ 1993 г.(КРФ)29, в статьях 42 и 58 закрепила объектом своего регулирования охрану окружающей среды в целом. Появились нормы об экологических правах человека на благоприятную окружающую среду, на доступ к экологической информации, на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. ст. 71 КРФ вопросы правового регулирования охраны окружающей среды отнесены к исключительной компетенции РФ. ст. 72 КРФ природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности особо охраняемых природных территорий, земельное и другое природоресурсовое законодательство, законодательство об охране окружающей среды и защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.30Второму этапу, продолжающемуся и сейчас, свойственно интенсивное развитие экологического законодательства, нацеленность на максимально возможное устранение пробелов. Важнейшим принципом формирования экологического законодательства на современном этапе является его гармонизация с передовым мировым законодательством. Происходит отмена монополии государственной собственности на природные объекты: земля и другие объекты природы включаются в имущественный оборот. Распределительную систему заменяет договорной порядок предоставления в пользование природных ресурсов, устанавливается принцип платности природопользования, происходит разделение функции управления в области природопользования и охраны природной среды и функции использования природных ресурсов. Эти изменения закрепляются в природоресурсных законах: ФЗ «О животном мире» 31(1995 г.), Водном кодексе РФ 32(1995 г.), Лесном кодексе РФ (1997 г.), ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.)33, ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами.» (1997)34, «О безопасности гидротехнических сооружений»35, «Об отходах производства и потребления» (1998) 36г., «О карантине растений»;37 «О государственном земельном кадастре»38 (2000 г), «О землеустройстве» (2001 г.)39, «Об охране окружающей среды.40» (2002 г) Решение экологических проблем в России стало возможным теперь как на федеральном, так и региональном уровне, когда субъектам Федерации предоставляются большие права в плане самостоятельного решения региональных проблем.

Практические задания

Задача 1. При рассмотрении судом уголовного дела главного инженера завода возник вопрос о том, как квалифицировать загрязнение воздуха рабочей зоны производственных помещений вредными для здоровья людей веществами, содержание которых выше предельно допустимых концентраций: как нарушение правил охраны окружающей природной среды или как нарушение правил охраны труда? Каким должно быть разъяснение по данному делу?

Ответ: Согласно прил.1 к ГОСТ 12.1.005-88 «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны41» - рабочая зона - пространство, ограниченное по высоте 2 м над уровнем пола или площадки, на которых находятся места постоянного (временного) пребывания работающих. Федеральный закон от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»42 определяет атмосферный воздух как, жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

Следовательно, квалифицировать загрязнение воздуха рабочей зоны производственных помещений вредными для здоровья людей веществами выше предельных концентраций (ПДК) необходимо как нарушение правил охраны труда.

Основным нормативным актом, содержащим нормы по охране труда, является Трудовой Кодекс РФ (далее ТК РФ). Статья 212 ТК РФ перечисляет основные обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. В Постановлении Правительства №399 перечислены правовые акты, содержащие нормативные требования по охране труда. В статье 419 ТК РФ установлены виды ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права: «Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами». Превышение ПДК загрязняющих веществ в воздухе рабочей зоны квалифицируется как нарушение правил Охраны труда. УК РФ43.ст. 143 Нарушение требований охраны труда. Или, как нарушение санитарно-эпидемиологических правил - ст. 236 УК РФ. Нормы уголовного права применяются только в случаях нанесения тяжелого вреда здоровью, массовых заболеваний/отравлений или гибели человека. В основном подобные нарушения попадают под КоАП РФ44.

Задача 3. Областной территориальный комитет по охране окружающей природной среды потребовал прекратить финансирование строительства местной ТЭЦ, так как проект строительства не проходил государственной экспертизы. Заказчик возражал против назначения экспертизы проекта, ссылаясь на то, что под строительство уже выделен земельный участок и утверждена вся необходимая для сооружения объекта документация. Областной комитет обратился в арбитражный суд с просьбой об отмене решения о предоставлении земельного участка для строительства ТЭЦ. Каково будет решение арбитражного суда?

Информация о работе Контрольная работа по "Экологическое право"