Контрольная работа по "Экологическое право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 06:43, контрольная работа

Описание работы

В формируемом праве окружающей среды России очевидна тенденция развития лицензионно-договорных основ регулирования приро- допользования и охраны окружающей среды. Лицензия и договор в данной сфере приобретают большое юридическое значение. Получение лицензии и заключение договора создают основание для приобретения права природопользования и осуществления ряда видов деятельности, связанных с охраной окружающей среды. Закон запрещает осуществление экологически значимой деятельности без лицензии (иногда наряду с договором), если для ее ведения она требуется.

Файлы: 1 файл

1экол право.docx

— 35.62 Кб (Скачать файл)

Установление нормативов по охране атмосферного воздуха

Для оценки состояния атмосферного воздуха предусмотрены стандарты  его качества -  нормативы предельно допустимых концентр аций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (ПДК) и нормативы предельно допустимых уровней вредных физических воздействий на атмосферу (ПДУ). Нормативы предельно допустимых концентраций устанавливаются для загрязняющих веществ по каждому веществу или химическому соединению (окись углерода, двуокись азота, пыль, сера, свинец и др.) в расчете на 1 кубический метр воздуха, причем учитывается разовая и суточная концентрации, а нормативы предельно допустимых уровней вредных физических воздействий устанавливаются по отдельным видам таких воздействий (шум вибрация, ультразвук, инфразвук, радиация, электромагнитные поля и т.д. и измеряются в различных единицах в зависимости от характера вредного физического воздействия.

Указанные нормативы утверждаются компетентными органами государственного экологического управления: Федеральной  службой России по гидрометеорологии  и мониторингу окружающей среды, государственной санитарно-эпидемиологической службой Министерства здравоохранения  РФ с участием других заинтересованных ведомств. Данные нормативы должны отвечать интересам охраны здоровья людей, окружающей природной среды и являются едиными для всей территории страны. Для того чтобы обеспечить соответствующее качество атмосферного воздуха на основе указанных нормативов, законодательством регулируется осуществление деятельности источниками вредных воздействий на атмосферный воздух. С этой целью устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и уровней вредных физических воздействий на атмосферу для каждого источника такого вредного воздействия, то есть своеобразные индивидуальные нормативы, учитывающие особенности производственных, технологических и иных процессов, существующих на каждом предприятии и других объектах (ст. 12 Закона об охране атмосферного воздуха) Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г. №96 - ФЗ. Обе группы нормативов тесно взаимосвязаны. Нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и предельно допустимых вредных физических воздействий на нее устанавливаются на уровне, при котором выбросы загрязняющих веществ и вредные физические воздействия от конкретного и всех других источников в данном районе с учетом перспективы его развития не приведут к превышению нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и предельно допустимых уровней вредных физических воздействий.

Экологические требования, установленные для источников загрязнения  атмосферного воздуха

Выброс загрязняющих веществ в  атмосферу стационарным источником загрязнения допускается в каждом случае на основании разрешения, выдаваемого компетентным государственным органом. В разрешении предусматриваются нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ, а также другие условия и требования, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха.

Отдельные виды вредных физических воздействий также могут допускаться  лишь на основании специальных разрешений. Всякое вредное физическое воздействие  на атмосферный воздух допускается  при условии соблюдения установленных предельно допустимых уровней таких воздействий, а в случаях, когда на него выдано разрешение, - соблюдения также других требований, предусмотренных этим разрешением (ст. 14 Закона об охране атмосферного воздуха) Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г. №96 - ФЗ.

При нарушении указанных требований деятельность предприятий, организаций, отдельных цехов, установок может  быть приостановлена, ограничена или запрещенапо решению органа, осуществляющего контроль за охраной атмосферного воздуха.

При превышении в результате аварийной ситуации установленных нормативов ПДВ руководители предприятий и организаций обязаны немедленно сообщить об этом органам, осуществляющим контроль за охраной атмосферного воздуха, и принять в установленном порядке меры к охране атмосферного воздуха и ликвидации причин и последствий его загрязнения.

При получении предупреждения о  возможном повышении концентрации загрязняющих веществ в атмосферном  воздухе в связи с ожидаемыми неблагоприятными метеорологическими условиями  (воздушные инверсии, антициклоны и др.) предприятия и организации обязаны проводить специально разработанные по согласованию с органами контроля за охраной атмосферного воздуха мероприятия по снижению выбросов таких веществ в атмосферу (ст. 19 Закона об охране атмосферного воздуха) Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г. №96 - ФЗ.

Большое внимание в Законе об охране атмосферного воздуха уделяется  регулированию его охраны от загрязнения передвижными источниками.

Регулирование выбросов загрязняющих веществ данными источниками  осуществляется путем установления нормативов ПДВ для каждой модели транспортных и иных передвижных средств и установок. Основные экологические требования обращены в данном случае к предприятиям и организациям-изготовителям транспортных средств. Выпуск новых автомобилей, самолетов и других транспортных средств должен осуществляться с учетом требований по охране атмосферного воздуха.

В борьбе за чистоту атмосферного воздуха в настоящее время  решающее значение имеет степень  оснащенности предприятий и транспорта очистными устройствами и приспособлениями.

Законодательством установлено, что  при размещении, проектировании, строительстве  и вводе в эксплуатацию новых  и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании  технологических процессов и  оборудования должны предусматриваться  улавливание, утилизация, обезвреживание вредных веществ и отходов  или полное исключение выбросов загрязняющих веществ.

Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не удовлетворяющих требованиям  по охране атмосферного воздуха. Предприятия  и организации, деятельность которых  оказывает отрицательное воздействие  на атмосферу, должны быть оснащены сооружениями и оборудованием для очистки  выбросов в атмосферу, а также  средствами контроля за их количеством  и составом (п. 7 ст. 16 Закона об охране атмосферного воздуха).

Определение мест и проекты строительства предприятий и других объектов, влияющих на состояние атмосферного воздуха, согласовываются с органами по контролю за охраной атмосферного воздуха.

При проектировании предприятий и  других объектов, при создании и  совершенствовании технологических  процессов и оборудования должны также предусматриваться меры, обеспечивающие минимально необходимое потребление атмосферного воздуха для производственных нужд.

Плата за загрязнение атмосферного воздуха

Загрязнение атмосферного воздуха  путем осуществления выбросов химических веществ и вредных физических воздействий на нее является платным.

Виды и порядок определения  платы и ее размеров регламентируются законодательством Федеральный  закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г. №96 - ФЗ..

Плата предусматривается за следующие  виды вредного воздействия на атмосферный  воздух:

- выброс загрязняющих веществ  от стационарных и передвижных  источников;

- вредные физические воздействия:  шум, вибрацию, электромагнитное, радиационное  воздействие и др.

Плата взимается по каждому ингредиенту  загрязняющего вещества или вида вредного воздействия с учетом степени  их опасности для здоровья людей  и окружающей природной среды  как за «правомерное» загрязнение  атмосферного воздуха (в соответствии с нормативами ПДВ), так и за превышение нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ. В последнем  случае установлены повышенные ставки платежей, которые взыскиваются за счет прибыли предприятий и других источников загрязнений.

Вывод: Интенсивное развитие промышленности, рост городов, увеличение количества транспортных средств, активное освоение околоземного пространства приводят к изменению газового состава атмосферы, накоплению различных видов загрязнений (пылевого, химического, электромагнитного, радиационного, шумового и др.), разрушению озонового слоя атмосферы, нарушению ее естественного баланса. Все это наносит ощутимый вред экономике, здоровью людей, природной среде и вызывает необходимость регулирования антропогенного воздействия на атмосферный воздух.

Правовая охрана атмосферного воздуха  представляет собой систему закрепленных законом мер, направленных на сохранение в чистоте и улучшение состояния  атмосферного воздуха, предотвращение и снижение вредных химических, физических, биологических и других воздействий  на атмосферу, вызывающих неблагоприятные  последствия для населения, народного  хозяйства, растительного и животного  мира.

Содержание правовой охраны атмосферного воздуха составляет комплекс мер, основными  среди которых являются учет, контроль, установление нормативов в сфере  охраны атмосферного воздуха, обеспечение  выполнения экологических требований источниками вредного воздействия  на атмосферный воздух, а также  организация территории населенных пунктов, промышленных зон с учетом норм и правил охраны атмосферного воздуха. При условии соблюдения действующего законодательства в области правовой охраны атмосферного воздуха и строгости мер, применяемых при его нарушении, сохранение и улучшение состояния атмосферного воздуха действительно возможно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Задача

Гражданин Р. предъявил  в районный, а затем и городской  суд г. Санкт-Петербурга иск к  мэру Санкт-Петербурга о признании его действий, выразившихся в непринятии мер по обеспечению права граждан на охрану здоровья от неблагоприятных воздействий окружающей среды и предоставлению экологической информации, неправомерными.

Суды отказали истцу в приеме заявления и  рассмотрении дела по существу. Их доводы сводились к тому, что данный спор неподведомствен суду, что право, за защитой которого обратился гражданин, в законодательстве закреплено нечетко, а формы его обеспечения неконкретны.

Решите дело. Правомерен ли отказ судов? Какие  нормативно-правовые акты регулируют  права граждан на охрану здоровья от неблагоприятных воздействий окружающей среды и экологическую информацию. Сформулируйте основные понятия, применимые к экологически значимой информации: полная, достоверная, своевременная, доступная. По каким основаниям может быть ограничено право гражданина на информацию?

 
Решение:

Нет, отказ судов неправомерен, так как в соответствии со ст. 42 К РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию, о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. 
На основании ст.46 КРФ граждане могут обращаться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права. 
Соответственно, довод о том, что данный спор не подлежит рассмотрению городским судом неправомерен. 
 
П.3 ст. 10 ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 года N 24-ФЗ (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ) регламентирует: 
 
Запрещено относить к информации с ограниченным доступом: 
законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации; 
документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно - эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом; 
документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне; 
документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод  и обязанностей граждан. 
Доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни. 
Ст. 13 ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 года N 24-ФЗ (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ) предусматривает: 
 
1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес. 
^ 2. Отказ в доступе к информационным ресурсам, предусмотренным в пункте 1 настоящей статьи, может быть обжалован в суд. 
3. Комитет при Президенте Российской Федерации по политике информатизации организует регистрацию всех информационных ресурсов, информационных систем и публикацию сведений о них для обеспечения права граждан на доступ к информации. 
4. Перечень информационных услуг, предоставляемых пользователям из государственных информационных ресурсов бесплатно или за плату, не возмещающую в полном размере расходы на услуги, устанавливает Правительство Российской Федерации. 
Расходы на указанные услуги компенсируются из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. 
Статья 3 ГПК РФ регламентирует:  
1. Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. 
2. Отказ от права на обращение в суд недействителен. 
3. По соглашению сторон подведомственный суду спор, возникающий из гражданских правоотношений, до принятия судом первой инстанции судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение гражданского дела по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда, если иное не установлено федеральным законом. 
Гражданину Р. необходимо обжаловать неправомерные действия судов и мэрии г. Санкт-Петербурга в высшей судебной инстанции, можно начать с коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ. 

Информация о работе Контрольная работа по "Экологическое право"