Контрольная работа по дисциплине "Экологическое право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2014 в 14:10, контрольная работа

Описание работы

Задача 1.
ООО "Вектор", осуществлявшее добычу и переработку полезных ископаемых, своей деятельностью создавало опасность причинения экологического вреда, что подтверждалось многочисленными фактами аварийных выбросов вредных веществ в окружающую среду. Министерство природных ресурсов обратилось в арбитражный суд с иском о прекращении деятельности ООО "Вектор".
Арбитражный суд в удовлетворении исковых требований отказал, мотивируя свое решение невозможностью трудоустройства жителей поселка, которые работают на комбинате.
Дайте правовую оценку решению арбитражного суда.
Задача 2.
Фирма "Карьер" осуществляла разработку месторождений полезных ископаемых. В результате неполного учета особенностей геологического строения недр произошло проседание земной поверхности, образовались проломы земной коры, вследствие чего 10 га сельскохозяйственных угодий выведены из оборота.
Комитет по охране окружающей среды обратился в арбитражный суд с иском к фирме "Карьер" о взыскании убытков, вызванных деятельностью предприятия.
Фирма "Карьер" отрицала свою вину, указывая, что ими в установленном законом порядке было получено разрешение на проведение работ на данном участке. Следовательно, ответственность должен нести государственный орган, осуществляющий контроль за разработкой недр в данном регионе.
Решите дело.

Содержание работы

Задачи……………………………………………………………..……………….3
Контрольный вопрос………………………………………………..…………...13
Список использованной литературы………………………………………….18
Задачи.

Файлы: 1 файл

ЭП Вар2.docx

— 36.39 Кб (Скачать файл)

Согласно  статье 22 «Основные права и обязанности пользователя недр» закона «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить:   

1) соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном  порядке стандартов (норм, правил) по  технологии ведения работ, связанных  с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья;   

2) соблюдение требований технических  проектов, планов и схем развития  горных работ, недопущение сверхнормативных  потерь, разубоживания и выборочной  отработки полезных ископаемых;    

3) ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами и ее сохранность;    

4) представление геологической информации  в федеральный и соответствующий  территориальный фонды геологической  информации;   

5) представление достоверных данных  о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики;   

6) безопасное ведение работ, связанных  с пользованием недрами;   

7) соблюдение утвержденных в установленном  порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих  условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;    

8) приведение участков земли и  других природных объектов, нарушенных  при пользовании недрами, в  состояние, пригодное для их дальнейшего использования;   

9) сохранность разведочных горных  выработок и буровых скважин,  которые могут быть использованы  при разработке месторождений  и (или) в иных хозяйственных  целях; ликвидацию в установленном  порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию;    

10) выполнение условий, установленных  лицензией или соглашением о  разделе продукции, своевременное  и правильное внесение платежей  за пользование недрами.

Следовательно  вина за причинение ущерба лежит на фирме «Карьер».

Контрольный вопрос.

Экологические права граждан (понятие, виды, правовая характеристика).

Согласно части первой ст. 20 Конституции РФ основным правом каждого человека является право на жизнь. Это право предусмотрено положениями Хартии прав человека, Всемирной декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, Декларацией прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года. Это право закреплено в Стокгольмской декларации, принятой на конференции ООН по охране окружающей среды (1972), и в последующих международных документах.

На этом фундаментальном праве базируются все иные права человека, в том числе экологические. Статьей 42 Конституции РФ предусмотрены следующие экологические права человека:

- право на благоприятную окружающую среду;

- право на достоверную информацию о ее состоянии;

- право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.5

Право на благоприятную окружающую среду конкретизировано в ст. 11 Закона "Об охране окружающей среды". Благоприятной окружающей средой признается такая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов, и параметры которой соответствуют установленным стандартам, обеспечивающим охрану жизни и здоровья человека, растительного и животного мира, сохранение генетического фонда. Состояние такой среды должно отвечать нормативам, касающимся ее чистоты, экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства.

В систему нормативов качества окружающей среды входят:

- основные требования к нормированию качества окружающей среды (ст. 20 Закона);

- нормативы качества окружающей среды:

- нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;

- нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;

- нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;

- иные нормативы качества окружающей среды (ст. 21 Закона);

- нормативы допустимого воздействия на окружающую среду;

- нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов (ст. 23 Закона);

- нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение (ст. 24 Закона);

- нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду (ст. 25 Закона);

- нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды (ст. 26 Закона);

- нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду (ст. 27 Закона);

- иные нормативы в области охраны окружающей среды (ст. 28 Закона);

- требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды к продукции, работам, услугам и соответствующим методам контроля;

- ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения ее негативного воздействия на окружающую среду;

- порядок организации деятельности в области охраны окружающей среды и управления такой деятельностью (ст. 29 Закона);

- лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды (ст. 30 Закона);

- экологическая сертификация (ст. 31 Закона).

Конституцией РФ предусмотрено право граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. В части второй ст. 24 Основного закона записано, что должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Это одно из завоеваний демократии в корне изменило ситуацию, когда все экологические проблемы в стране были окружены завесой секретности. Конституцией установлена также ответственность за сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих уг-розу для жизни и здоровья людей (часть третья ст. 41).

Федеральный Закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.95 (в ред. от 10.01.2003) предусматривает защиту прав граждан на экологическую информацию, в том числе сведения о последствиях аварий и катастроф, информацию о безопасности населенных пунктов. Подобная информация не может составлять государственную тайну, доступ к данной информации не может быть ограничен. Государственная защита открытости экологической информации для населения страны обеспечила публичность сведениям, которые прежде сопровождались грифом "Для служебного пользования", "Совершенно секретно".

Одним из критериев такой информации является ее достоверность. Достоверной считается заведомо не искаженная информация об окружающей среде, которой располагают специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды. Степень достоверности информации зависит, в частности, от уровня развития экологической науки и техники, используемой в области мониторинга и контроля.

Закон "Об информации, информатизации и защите информации" предусматривает способы реализации права на доступ к соответствующей информации, а именно:

- пользователи обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации (исключение составляет информация с ограниченным доступом);

- доступ физических лиц и юридических лиц к государственным информационным ресурсам служит основой осуществления общественного контроля за состоянием экологии;

- органы государственной власти и местного самоуправления обязаны создавать доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, в пределах своей компетенции осуществлять массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес;

- отказ в доступе к информационным ресурсам может быть обжалован в суде;

- лицо, которому отказано в доступе к информации, и лицо, получившее недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущерба.

Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением, закреплено в ст. 42 Конституции РФ. Закон "Об охране окружающей среды" конкретизирует данное положение. Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде (в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды), обязаны возместить его в полном объеме.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Права и обязанности (полномочия) граждан в области охраны окружающей природной среды установлены ст. 11 Закона "Об охране окружающей среды".

Список использованной литературы

    1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
    2. Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «Об охране окружающей среды».
    3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 №21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования».
    4. Гражданский кодекс российской федерации. Часть 1 (в ред. от 30.11.2011)
    5. Закон РФ "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1(ред. от 30.11.2011)
    6. Бринчук М.М. Экологическое право. Учебник. – М., 2008.
    7. Лапина М.А.  Экологическое право. Курс лекций.  М.: Консультант Плюс, 2008. — 148 с.
    8. Матвеева Е.В. Правовой механизм реализации экологических прав граждан в России и Германии: вопросы терминологии. // Экологическое право. 2010. №2.
    9. Нецветаев А.Г. Экологическое право.  М.: МЭСИ, 2006. — 223 с.
    10. Никишин В.В. О конкуренции экологических и иных прав человека и гражданина. // Экологическое право. 2013. №4.
    11. Щербич Л.А. Обеспечение конституционного права гражданина на благоприятную экологическую среду. // Экологическое право. 2009. №1.

 

1 Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «Об охране окружающей среды»

2 Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «Об охране окружающей среды»

3 Гражданский кодекс российской федерации. Часть 1 (в ред. от 30.11.2011)

4 Закон РФ "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1(ред. от 30.11.2011)

5 "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)


Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Экологическое право"