Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 17:18, реферат

Описание работы

Россия относится к ряду стран мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданных масштабов. Только убытки экономического характера, не принимая во внимание вред экологического характера и здоровью людей, по подсчетам специалистов, ежегодно составляют сумму, равную половине национального дохода страны. Средняя продолжительность жизни снижается, каждый десятый ребенок рождается умственно или физически неполноценным вследствие нарушений на генном уровне. По отдельным регионам этот показатель выше указанного в 3-6 раз. В большинстве промышленных районов страны одна треть жителей имеет различные формы иммунологической недостаточности. Фактически, по стандартам ВОЗ при ООН народ РФ находится на грани вырождения. Примерно 15% территории страны занимают зоны экологического бедствия и чрезвычайных экологических ситуаций; только 15-20% жителей городов и поселков дышат воздухом, отвечающим установленным нормативам качества. Около 50% потребляемой населением питьевой воды не отвечает гигиеническим требованиям. Список подобных данных довольно обширен.
Цель данной работы состоит в кратком обзоре и анализе сущности явления экологических правонарушений, а также в обзоре видов и степеней ответственности, предусмотренных законом за экологические правонарушения.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

Для привлечения к дисциплинарной ответственности необходимо наличие  обязательного условия - осуществления  профессиональной деятельности, связанной с использованием природных ресурсов или оказанием воздействия на окружающую среду. При этом к такого рода профессиональной (производственной, научной и иной) деятельности предъявляются специальные требования по соблюдению норм экологического законодательства, нормативов качества окружающей среды, по выполнению планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов. Кроме того, важным условием является выполнение нормативно или в порядке индивидуального правоприменения либо по договору определенной трудовой функции как части производственной или иной деятельности предприятия (организации) либо функций должностного лица. В соответствии со ст. 192 Трудового кодекса РФ дисциплинарный проступок - это неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

Субъектами дисциплинарной ответственности  являются, следовательно, руководители, должностные лица и работники  предприятий, организаций, учреждений.

Объект дисциплинарных проступков - это порядок деятельности, обязательный для соблюдения указанными в соответствующем  нормативном или правоприменительном  акте лицами (руководителями и работниками), специальные и общие требования к безопасности деятельности, определенные в законном порядке планы, программы и иные комплексные или отдельные мероприятия, реализация которых или контроль за которыми включены в служебные функции. Объективная сторона представляет собой деяние, состоящее в нарушение установленных законом и другими нормативными правовыми актами общих и специальных требований, правил, планов, определяющих организацию и осуществление деятельности руководителя (работника) предприятия, учреждения. В ряде случаев необходимо причинение вреда окружающей среде в результате выполнения трудовой функции. Субъективная сторона - вина в форме умысла, чаще по неосторожности.

Дисциплинарные взыскания по ст. 192 ТК РФ - это замечание, выговор, увольнение. Но существует оговорка о возможности установления и иных дисциплинарных взысканий в федеральных законах, уставах и положениях о дисциплине отдельных категорий работников. Предусмотренные в них меры, кроме указанных в ТК РФ, заключаются в депремировании, т.е. лишении полностью или частично премий или иных средств поощрения, предупреждении, строгом выговоре, переводе на нижеоплачиваемую работу на определенный срок, понижении в должности. Они налагаются работодателем или вышестоящей в порядке подчиненности организацией не позднее месячного срока со дня выявления дисциплинарного проступка приказом или распоряжением работодателя. Трудовое законодательство подробно регламентирует порядок наложения взысканий, разрешения споров по поводу их наложения и другие вопросы".*(116)

Следует заметить, что трудовое законодательство различает меры дисциплинарного  взыскания и меры дисциплинарного  воздействия. Первые из них устанавливаются  в общем нормативном акте о  дисциплинарной ответственности, уставах или положениях о дисциплине, а вторые закрепляются в соответствующем акте организации. Например, выговор с предупреждением, лишение премии и иных различных поощрений и льгот.

4. Административная ответственность  за экологические правонарушения

 

Административные правонарушения можно классифицировать по различным  основаниям.

В зависимости от объекта административного  правонарушения законодатель выделяет административные правонарушения в  области охраны окружающей природной  среды и природопользования. Последние, в свою очередь, сгруппированы в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях в восьмой главе, которые можно классифицировать на общие и специальные составы.

По аналогии с Уголовным кодексом Российской Федерации при реформировании законодательства об административных правонарушениях законодатель принял решение ввести в текст Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ряд статей, содержащих составы общих экологических правонарушений:

- ст. 8.1. Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов;

- ст. 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами;

- ст. 8.3. Нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами;

- ст. 8.4. Нарушение законодательства об экологической экспертизе;

- ст. 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации.

Данные нормы играют роль своеобразного  резерва, поскольку сфера их действия распространяется на различное поведение, а объекты защиты обозначены в  наиболее общем виде. Признаки объективной стороны сформулированы таким образом, что путем толкования возможно распространение административно-правового запрета на случаи, не предусмотренные специальными составами. В принципе наличие этих статей в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет избежать частых изменений его текста, т.е. способствует стабильности закона и практики его применения.

Специальные составы концентрируются  по всей главе 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые можно условно выделить в следующие группы:

1) административные правонарушения  в области охраны и использования  земель:

- ст. 8.6. Порча земель;

- ст. 8.7. Невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

- ст. 8.8. Использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель по охране почв;

2) административные правонарушения  в области охраны и использования  недр:

- ст. 8.9. Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов;

- ст. 8.10. Нарушение требований по рациональному использованию недр;

- ст. 8.11. Нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр;

3) административные правонарушения в области охраны и использования водных ресурсов:

- ст. 8.12. Нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;

- ст. 8.13. Нарушение правил охраны водных объектов;

- ст. 8.14. Нарушение правил водопользования;

- ст. 8.15. Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств;

- ст. 8.16. Невыполнение правил ведения судовых документов;

- ст. 8.17. Нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации правил (стандартов, норм) или условий лицензии;

- ст. 8.18. Нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

- ст. 8.19. Нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

- ст. 8.20. Незаконная передача минеральных и (или) живых ресурсов на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

4) административные правонарушения  в области охраны атмосферного воздуха:

- ст. 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха;

- ст. 8.22. Выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума;

- ст. 8.23. Эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума;

5) административные правонарушения  в области охраны и использования  лесов:

- ст. 8.24. Нарушение порядка отвода лесосек, освидетельствования мест рубок в лесах, не входящих в лесной фонд;

- ст. 8.25. Нарушение правил лесопользования;

- ст. 8.26. Нарушение правил осуществления побочного лесопользования;

- ст. 8.27. Нарушение правил в области воспроизводства, улучшения состояния и породного состава лесов, повышения их продуктивности, семеноводства лесных растений;

- ст. 8.28. Незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев, кустарников или лиан;

- ст. 8.30. Уничтожение либо повреждение сенокосов и пастбищных угодий, мелиоративных систем, а также дорог на землях лесного фонда или в лесах, не входящих в лесной фонд;

- ст. 8.31. Нарушение требований к охране лесов;

- ст. 8.32. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах;

6) административные правонарушения  в области охраны и использования  животного и растительного мира:

- ст. 8.29. Уничтожение мест обитания животных;

- ст. 8.33. Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных;

- ст. 8.34. Нарушение установленного порядка создания, использования или транспортировки биологических коллекций;

- ст. 8.35. Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений;

- ст. 8.36. Нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира;

- ст. 8.37. Нарушение правил пользования объектами животного мира;

- ст. 8.38. Нарушение правил охраны рыбных запасов;

7) административные правонарушения  в области охраны и использования  природных ресурсов на особо  охраняемых природных территориях:

- ст. 8.39. Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях;

8) административные правонарушения  при нарушений требований при  осуществлении работ в области  гидрометеорологии, мониторинга  загрязнения окружающей природной  среды и активных воздействий  на гидрометеорологические и другие геофизические процессы:

- ст. 8.40. Нарушений требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязнения окружающей природной среды и активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы.

9) административные правонарушения  в области внесения платежей  за негативное воздействие на  окружающую среду:

- ст. 8.41. КоАП РФ - невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В зависимости от содержания объективной стороны административные правонарушения делятся на следующие:

- длящиеся - действие  или бездействие, сопряженное  с длительным невыполнением обязанностей, возложенных законом на физическое или юридическое лицо под угрозой административной ответственности (например, отсутствие у юридического лица лицензии по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов 1-4 класса опасности);

- продолжаемые правонарушения представляют собой совокупность нескольких тождественных деяний, за каждое из которых лицо подлежит административной ответственности (например, несанкционированное размещение отходов производства и потребления на территории предприятия в течение длительного периода времени);

- повторное правонарушение - это деяние, совершенное одним  и тем же лицом в течение  срока погашения административной  ответственности, за которое данное  лицо уже подвергалось административному  наказанию;

- неоднократное правонарушение - это совершенная одним и тем же лицом совокупность однородных административных правонарушений, предусмотренных одной статьей или частью статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

А.И. Стахов*(127) приводит классификацию административных правонарушениях по разным основаниям:

I. В зависимости от  источника установления административного  правонарушения:

- административные правонарушения, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

- административные правонарушения, установленные законами субъектов  Российской Федерации об административных  правонарушениях.

II. В зависимости от  объектов административного правонарушения.

III. По степени общественной  опасности:

- административные правонарушения  с основным (простым) составом - содержит  признаки, смягчающие и отягчающие  общественную опасность деяния;

- административные правонарушения  с квалифицированным составом  указывают признаки, повышающие общественную опасность деяния;

- административные правонарушения  с привилегированным составом  указываются признаки, смягчающие  общественную опасность деяния.

IV. В зависимости от  субъекта административного правонарушения:

- административные правонарушения с общим составом;

- административные правонарушения  со специальным составом;

- административные правонарушения, совершенные юридическим лицом;

- административные правонарушения, совершенные физическим лицом  (гражданином или должностным лицом).

V. В зависимости от  характера субъективной стороны:

- административные правонарушения  с умышленной формой вины;

- административные правонарушения  с неосторожной формой вины.

VI. В зависимости от  характера причиненного вреда:

- административные правонарушения с формальным составом - когда наступление последствий не требуется;

- административные правонарушения  с материальным составом - необходимо  наступление реальных вредных  последствий.

Информация о работе Юридическая ответственность за экологические правонарушения