Экологическое лицензирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 10:38, контрольная работа

Описание работы

По общему правилу специальное природопользование возникает на основе распорядительного акта уполномоченного органа.
Основания прекращения природопользования:
Ликвидация юридического лица, смерть гражданина, переезд гражданина на другое место жительства.
Истечение срока природопользования, минование надобности в природопользовании.

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………………….3 стр.
2. Основанная часть…………………………………………………….……..4 стр.
2.1. Экологическое лицензирование………………………………………....4 стр.
2.2. Процесс экологического лицензирования………………………..…..…8 стр.
3. Заключение………………………………………………………………….11 стр.
4. Список использованных источников………………

Файлы: 1 файл

Контрольная работа (Экологическое право).doc

— 65.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Государственное учреждение высшего  профессионального образования

 

Уральский государственный экономический  университет

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Предмет: «Экологическое право»

 

Тема: «Экологическое лицензирование»

 

Выполнил: студент группы БЮС-12

1 курса заочного отделения  УрГЭУ

Гайфутдинов Александр  Ринатович

 

Проверил: профессор

Яндыганов Яков Яныбаевич

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Березники, 2013 год

«СОДЕРЖАНИЕ»

 

1. Введение…………………………………………………………………….3 стр.

2. Основанная часть…………………………………………………….……..4 стр.

2.1. Экологическое лицензирование………………………………………....4 стр.

2.2. Процесс экологического лицензирования………………………..…..…8 стр.

3. Заключение………………………………………………………………….11 стр.

4. Список использованных  источников……………………………………...12 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«ВВЕДЕНИЕ»

По общему правилу  специальное природопользование возникает  на основе распорядительного акта уполномоченного  органа.

Основания прекращения  природопользования:

    • Ликвидация юридического лица, смерть гражданина, переезд гражданина на другое место жительства.
    • Истечение срока природопользования, минование надобности в природопользовании.
    • Изъятие природного ресурса (объекта): для государственных (муниципальных) нужд в порядке выкупа или как санкция за совершение экологического правонарушения.
    • Возникновение чрезвычайно ситуации.
    • Возникновение условий, предусмотренных лицензией.
    • Роль лицензирования в охране окружающей среды.

Осуществляя в административно-правовом порядке лицензирование, государство  выступает как imperium, осуществляя высшую юридическую власть над всеми видами природных ресурсов.

 

 

«ОСНОВАННАЯ ЧАСТЬ»

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ

экологическое лицензирование аудит контроль

Экологическое лицензирование - деятельность уполномоченных на то государственных органов, связанная с выдачей лицензий (или других разрешительных документов) на природопользование или осуществление хозяйственных и иных работ, касающихся охраны окружающей среды. Лицензионные органы могут приостановить действие лицензии или аннулировать ее в случаях, предусмотренных нормативным актом . Обосновывающая документация для приостановления действия или аннулирования лицензии готовится подразделением по лицензированию. Официальным документом, удостоверяющим приостановление действия или аннулирование лицензии, является Решение лицензионного органа об аннулировании (приостановлении) действия лицензии, в котором приводится мотивированное обоснование принятого решения и указывается дата вступления его в силу. Лицензионный орган в течение 3 дней со дня принятия решения в письменной форме информирует о нем лицензиата и органы государственной налоговой службы. Информация о приостановлении действия или аннулировании лицензии вводится в Реестр регистрации выданных лицензий и регистрации решений об аннулировании или приостановлении действия лицензии выбросов и сбросов загрязняющих веществ оформлялось разрешениями, право на заготовку древесины - лесорубочными билетами, право на заготовку второстепенных лесных ресурсов - ордерами. Правовое регулирование экологического лицензирования на сегодняшний день отличается определенной сложностью: во-первых, неоднозначно определяется система законодательства, регулирующего вопросы экологического лицензирования. Так, ст. 30 Федерального закона "Об охране окружающей среды" говорит о том, что перечень отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, устанавливается федеральными законами. Специальным законом в данной сфере является Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г. (далее - Федеральный закон "О лицензировании"). Но ст. 1 данного закона исключает его действие лишь на использование природных ресурсов, в том числе недр, лесов, объектов растительного и животного мира. Следовательно, лицензированию в сфере охраны окружающей среды подлежат только те виды деятельности, которые названы в ст. 17 указанного закона. Лицензирование в сфере использования отдельных природных ресурсов определяется в лесном законодательстве, законодательстве о недрах и о животном мире. Все иные виды деятельности, связанные с охраной окружающей среды или использованием природных ресурсов, и не названные в указанных нормативных правовых актах, лицензированию не подлежат. Во-вторых, в настоящее время наблюдается тенденция к сокращению лицензируемых видов деятельности в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Так, например, принятые в 2006 году Водный и Лесной кодексы полностью отказались от разрешительной системы водо- и -лесопользования. Единственный вид деятельности, подлежащий лицензированию в сфере водопользования - это сброс загрязняющих веществ в водные объекты, который регулируется не водным, а экологическим законодательством. На смену лесорубочным билетам пришли лесная декларация, т. е. заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов, и отчет об использовании лесов. На смену лицензированию постепенно должна прийти обязательная сертификация, т. е. подтверждение соответствия требованиям технических регламентов. Об этом свидетельствует п. 7 ст. 18 Федерального закона "О лицензировании", в котором говорится, что со дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, прекращается лицензирование следующих видов деятельности:

  • эксплуатация взрывоопасных производственных объектов;
  • эксплуатация пожароопасных производственных объектов;
  • эксплуатация химически опасных производственных объектов;
  • производство маркшейдерских работ;
  • геодезическая деятельность;
  • картографическая деятельность.

Такой подход представляется вполне обоснованным, поскольку институты лицензирования и технического регулирования в определенной степени дублируют друг друга. Государственными органами, специально уполномоченными на выдачу лицензий в сфере охраны окружающей среды и природопользования являются:

  • Федеральная служа по экологическому, технологическому и

атомному надзору;

  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
  • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу

окружающей среды;

  • Федеральное агентство по недропользованию;
  • Федеральное агентство по рыболовству;
  • Федеральное агентство по геодезии и картографии при Министерстве экономического развития.

Виды деятельности, подлежащие лицензированию.

Виды экологически значимой деятельности, на осуществление которой требуется лицензия, можно подразделить на две группы:

I. - касается непосредственно деятельности по природопользованию и охране окружающей среды от вредных воздействий.

В нее включаются, прежде всего, все виды деятельности по специальному природопользованию - землепользованию, лесопользованию, пользованию недрами, водами, животным миром, а также иные ее виды, в том числе: выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и вредные физические воздействия на атмосферный воздух; недропользование; производство маркшейдерских работ; охота; рыболовство; добывание и оборот объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации; добывание объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, и пользование ими; ввоз (вывоз) в Российскую Федерацию зоологических коллекций; ввоз (вывоз) в Российскую Федерацию диких животных, их частей и полученной из них продукции (кроме объектов охоты и рыболовства); экспорт диких животных, дикорастущих растений, костей ископаемых животных, слоновой кости , рогов, копыт, кораллов и аналогичных материалов; картографическая деятельность; выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления; выполнение работ по активному воздействию на геофизические процессы и явления; деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

II. - относится деятельность, не являющаяся изначально природоохранной,  но имеющая отношение к охране окружающей среды.

Речь идет о таких лицензионных видах деятельности, как: эксплуатация взрывоопасных производственных объектов; эксплуатация пожароопасных производственных объектов; эксплуатация химически опасных производственных объектов; производство взрывчатых материалов промышленного назначения по распространению взрывчатых материалов промышленного назначения; деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов; деятельность по обращению с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче урановых руд, при производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ; деятельность по обращению с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении; трансграничное перемещение отходов, озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции.

 

 

ПРОЦЕСС ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ

Участниками процесса лицензирования являются предприятия, организации и учреждения независимо от организационно-правовой формы, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, требующую получения лицензии, с одной стороны, и государственные органы, уполномоченные на выдачу таких лицензий, - с другой.

Процесс лицензирования в сфере природопользования и охраны окружающей среды включает ряд стадий:

1) представление заявления  и других необходимых документов;

2) регистрацию документов  органом, уполномоченным на ведение  лицензионной деятельности;

3) принятие решения  о выдаче или об отказе в  выдаче лицензии;

4) решение уполномоченного  органа о приостановлении действия  лицензии или ее аннулировании.

Начинается процесс экологического лицензирования с представления заинтересованным предприятием или лицом заявления и других необходимых документов в орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности. В законодательстве определяются достаточно строгие требования к содержанию заявления и перечню документов. Так, в заявлении о выдаче лицензии должны быть указаны: для юридических лиц - наименование и организационно-правовая форма, юридический адрес, номер расчетного счета и соответствующего банка; для физических лиц - фамилия, имя, отчество, паспортные данные (серия, номер, когда и кем выдан, место жительства); вид деятельности; срок действия лицензии. Наряду с заявлением представляются:

"копии учредительных документов, и если они не заверены нотариусом - с предъявлением оригиналов;

"копия свидетельства о государственной регистрации предприятия;

"документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления;

"справка налогового органа о постановке на учет или свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя со штампом налогового органа.

В зависимости от специфики деятельности по охране окружающей среды в положении о лицензировании соответствующего вида деятельности может быть предусмотрено представление иных документов. Так, в соответствии с Положением о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды требуется представить:

"сведения о профессиональной подготовке специалистов, обеспечивающих осуществление лицензируемого вида деятельности. При отсутствии указанных сведений лицензионный орган может потребовать проведения аттестации специалистов на профессиональнyю пригодность;

"данные о нормативно-методическом обеспечении, об организационно-технических возможностях и материально-техническом оснащении для выполнения заявляемых видов деятельности, информацию о предыдущей деятельности и опыте работы;

"экологическое обоснование деятельности (для видов деятельности, связанных с обращением с отходами и проведением природоохранных работ на территориях (акваториях) природных и хозяйственных объектов, а также рекультивацией и санацией указанных территорий).

Следующей стадией процесса лицензирования является регистрация документов, представленных для получения лицензии. Они регистрируются органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности. Регистрация означает, что заявление на получение лицензии принято к рассмотрению. Наиболее ответственная стадия касается принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии. Такое решение должно быть принято в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. В некоторых случаях решение не может быть принято в течение этого времени. Отчасти это связано с тем, что материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду, в соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе" относятся к объектам обязательной государственной экологической экспертизы (ст. 11, 12). Хотя Закон безоговорочно относит данный вид деятельности к объектам обязательной государственной экологической экспертизы, на практике в ряде ситуаций в такой экспертизе нет необходимости. Например, к объектам экспертизы не относятся заявления и другие материалы, касающиеся разрешений на выброс загрязняющих веществ. Принятие здесь соответствующего решения может не требовать государственной экспертизы. В отношении же материалов обоснования лицензии, которые становятся объектом экспертизы, в зависимости от их сложности и объема, срок для принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии может быть продлен до 90 дней руководителем органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности. Если государственный орган принимает решение об отказе в выдаче лицензии, такое решение должно быть мотивированным и обоснованным, т.е. должно иметь законные основания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«ЗАКЛЮЧЕНИЕ»

Природноресурсовая лицензия применительно к области охраны окружающей природной среды и  природопользования природноресурсовая лицензия – это разрешение на ведение  определённого вида деятельности по использованию природного ресурса. В этом документе сконцентрированы две функции: контроля за законностью, рациональностью деятельности по использованию природного ресурса, соблюдения экологических и санитарных норм и нормированного потребления этого природного ресурса. Таким образом, в области природопользования решаются две взаимосвязанные задачи – охранительная и регулятивная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ»

1) Боголюбов С.А. Экологическое  право. Учебник для вузов. М., 1998, 2000.

2) Экологическое право  России. Учебник / Под ред. В.Д. Ермакова и А.Я. Сухарева. М., 1997.

3) Федеральный закон  «Об охране окружающей среды»  от 10.01.2002.

4) Силантьева, М.М. Основы  экологии, природопользования, охраны  природы и экологического права:  учебное пособие / М.М. Силантьева, Н.В. Карлова, О.Н. Мироненко; под ред. В.В. Невинского. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008.

5) О лицензировании  отдельных видов деятельности: Федеральный  Закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ // Собрание законодательства Российской  Федерации. - 2001 г., №33 (Часть I), ст. 3430;

6) Интернет сайт: http://www.allbest.ru/

 


Информация о работе Экологическое лицензирование