Экологический мониторинг, его значение в оценке санитарно-гигиенического состояния окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 19:57, реферат

Описание работы

Всесторонний анализ окружающей среды предусматривает оценку ее экологического состояния и влияние на нее естественных и антропогенных воздействий.
Характер этих воздействий весьма специфичен. Лимитирующим показателем уровня естественных и антропогенных воздействий является предельно-допустимая экологическая нагрузка (ПДЭН), которая во многих странах установлена в связи с тем, что нормальное функционирование и устойчивость экосистем и биосферы возможны при непревышении
определенных предельных нагрузок на них.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 106.91 Кб (Скачать файл)

требования экологического законодательстве.

Для экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:

• противоправность поведения;

• причинение экологического вреда (или реальная угроза) либо нарушение иных

законных прав и интересов субъекта экологического права;

• причинная связь между противоправным поведением и нанесенным

экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда либо нарушением

иных законных прав и интересов субъектов экологического права.

31

Ответственность за экологические правонарушения служит одним из основных

средств обеспечения выполнения требований законодательства по охране окружающей

среды и использованию природных ресурсов. Эффективность действия данного средства

во многом зависит, прежде всего, от государственных органов, уполномоченных

применять меры юридической ответственности к нарушителям экологического

законодательства. В соответствии с российским законодательством в области охраны

окружающей среды должностные лица и граждане за экологические правонарушения

несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую

материальную ответственность, а предприятия — административную и гражданско-

правовую.

Дисциплинарная ответственность наступает за невыполнение планов и

мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов,

за нарушение экологических нормативов и иных требований природоохранительного

законодательства, вытекающих из трудовой функции или должностного положения.

Дисциплинарную ответственность несут должностные лица и иные виновные работники

предприятий и организаций в соответствии с положениями уставами, правилами

внутреннего распорядка и другими нормативными актами (ст. 82 Закона «Об охране

окружающей природной среды»). К нарушителям в соответствии с Кодексом законов о

труде (с изменениями и дополнениями от 25 сентября 1992 г.) могут быть применены

следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор,

увольнение с работы, другие наказания (ст. 135).

Материальная ответственность также регулируется Кодексом законов о труде

РФ (ст. 118—126). Такую ответственность несут должностные лица и иные работники

предприятия, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда,

причиненного экологическим правонарушением.

Применение административной ответственности регулируется как

природоохранительным законодательством, так и Кодексом РСФСР об

административных правонарушениях 1984 г. (с изменениями и дополнениями). Закон

«Об охране окружающей природной среды» расширил перечень составов экологических

правонарушений, при совершении которых виновные Должностные, физические и

юридические лица несут административную ответственность. Такая ответственность

наступает за превышение предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ в

32

окружающую среду, невыполнение обязанностей по проведению государственной

экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключении экологической

экспертизы, предоставление заведомо неправильных и необоснованных заключений,

несвоевременное предоставление информации и предоставление искаженной

информации, отказ от предоставления своевременной, полной, достоверной информации

о состоянии природной среды и радиационной обстановке и т.д

Конкретный размер штрафа определяется органом, налагающим штрф в

зависимости от характера и вида правонарушения, степени вины правонарушителя и

причиненного вреда, Административные штрафы налагаются уполномоченными на то

государственными органами в области охраны окружающей среды, санитарно-

эпидемиологического надзора РФ. При этом постановление о наложении штрафа может

быть обжаловано в суд или арбитражный суд. Наложение штрафа не освобождает ви-

новных от обязанности возмещения причиненного вреда (ст. 84 Закона «Об охране

окружающей природной среды»).

В новом Уголовном кодексе РФ экологические преступления выделены в

отдельную главу (гл. 26). В нем предусмотрена уголовная ответственность за

нарушение правил экологической безопасности при производстве работ, нарушение

правил хранения, утилизации экологически опасных веществ и отходов, нарушение

правил безопасности при обращении с микробиологическими или другими

биологическими агентами или токсинами, загрязнение вод, атмосферы и моря,

нарушение законодательства о континентальном шельфе, порчу земли, незаконную

добычу водных животных и растений, нарушение правил охраны рыбных запасов,

незаконную охоту, незаконную порубку деревьев и кустарников, уничтожение или

повреждение лесных массивов.

Применение мер дисциплинарной, административной или уголовной

ответственности за экологические правонарушения не освобождает виновных лиц от

обязанности возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением. Закон

«Об охране окружающей природной среды» стоит на той позиции, что предприятия,

организации и граждане, причиняющие вред окружающей среде, здоровью или

имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей среды, порчей,

уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов,

разрушением естественных экологических систем и другими экологическими

33

правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с

действующим законодательством (ст. 86).

Гражданско-правовая ответственность в сфере взаимодействия общества и

природы заключается главным образом в возложении на правонарушителя обязанности

возместить потерпевшей стороне имущественный или моральный вред в результате

нарушения правовых экологических требований.

Ответственность за экологические правонарушения выполняет ряд основных

функций:

• стимулирующую к соблюдению норм права окружающей среды;

• компенсаторную, направленную на возмещение потерь в природной среде,

возмещение вреда здоровью человека;

• превентивную, заключающуюся в наказании лица виновного в совершении

экологического правонарушения.

Экологическое законодательство предусматривает три уровня наказания: за

нарушение; нарушение, повлекшее значительный ущерб; нарушение, повлекшее смерть

человека (тяжкие последствия). Смерть человека вследствие экологического преступле-

ния оценивается законом как неосторожность (совершенное по небрежности или

легкомыслию). Видами наказаний при экологических нарушениях могут быть штраф,

лишение права занимать определенные должности, лишение права заниматься опре-

деленной деятельностью, исправительные работы, ограничение свободы, лишение

свободы.

Одним из самых тяжких экологических преступлений является экоцид — массовое

уничтожение растительного мира (растительных сообществ земли России или отдельных

ее регионов) или животного мира (совокупность живых организмов всех видов диких

животных, населяющих территорию России или определенный ее регион), отравление

атмосферы и водных ресурсов (поверхностные и подземные воды, которые используются

или могут быть использованы), а также совершение иных действий, способных вызвать

экологическую катастрофу. Общественная опасность экоцида состоит в угрозе или

нанесении огромного вреда окружающей природной среде, сохранению генофонда

народа, животного и растительного мира.

Экологическая катастрофа проявляемся в серьезном нарушении экологического

равновесия в природе, разрушении устойчивого видового состава живых организмов,

34

полном или существенном сокращении их численности, в нарушении циклов сезонных

изменений биотического кругооборота веществ и биологических процессов. Мотивом

экоцида может быть ложно понятые интересы военного или государственного характера,

совершение действий с прямым или косвенным умыслом.

Успех в наведении экологического правопорядка достигается постепенным

наращиванием общественного и государственного воздействия на злостных

правонарушителей, оптимальным сочетанием воспитательных, экономических и

правовых мер.

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Сфера политики в наши дни смыкается со сферой охраны окружающей среды в

единую дисциплину – политэкологию, которая занимается проблемами экологической

безопасности. Международное сотрудничество в области охраны природы регулируется

международным экологическим правом, в основе которого лежат общепризнанные

принципы и нормы. Важнейший вклад в становление этих принципов внесли

Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей среды (1972 г.),

Всемирная хартия природы, одобренная Генеральной

Ассамблеей (1982 г.) и, особенно, Международная конференция в Рио-де-

Жанейро (1992 г.) по окружающей среде и развитию.

На конференции в Рио встретились 114 глав государств, представители

1600 неправительственных  организаций. Важнейшим вопросом  этого форума стало

дальнейшее развитие понимания связи международных экономических и экологических

проблем в рамках концепции устойчивого развития.

Под понятием устойчивого развития понимается такое развитие, которое

удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность

будущих поколений удовлетворять свои потребности. Иными словами человечество

должно научиться "жить по средствам", использовать природные ресурсы, не подрывая

их, вкладывать деньги, образно выражаясь в "страховку"

- финансировать программы, направленные на предотвращение  катастрофических

последствий собственной деятельности.

Здесь стоит отметить, что широко вошедшее в обиход понятие

"устойчивое развитие" - весьма неточный перевод англоязычного  термина.

Более точно sustainable development переводится как сбалансированное развитие. Такой

35

перевод нагляднее передаёт суть этого понятия, которая заключается в стремлении

сохранить баланс между экономическим развитием и охраной окружающей среды.

Однако, учитывая то, что в русскоязычной литературе уже укоренился термин

"устойчивое развитие", будем продолжать пользоваться  именно этим понятием.

В основе этой концепции лежит тот факт, что если три четверти населения Земли,

ныне проживающие в слабо развитых странах, пойдут по тому же пути развития своих

экономических систем, что и жители развитых стран, то планета совершенно очевидно

не выдержит столь мощного потребления её ресурсов и загрязнения окружающей среды

и грянет неминуемая экологическая катастрофа. Вместе с тем нельзя винить

развивающиеся страны в стремлении повысить уровень жизни быстро растущего

населения.

В мировой политике же сегодня отчетливо прослеживается тенденция

экономически благополучной четверти населения Земли решить, хотя бы временно,

острые экологические проблемы за счет затормаживания экономического роста

беднейших трёх четвертей. Выражая мнение весьма влиятельных кругов, многие

политики и ученые развитых стран вдруг заговорили о расточительном потреблении

природных ресурсов населением

Земли, но голодную диету они предлагают всем, кроме себя. В реальной

действительности решить экологические проблемы без решения социально –

экономических невозможно. На конференции в Рио-де-Жанейро было отмечено, что

"экология без экономики  – это всеобщая нищета", и  что устойчивому развитию разумной

альтернативы не существует.

Важнейшим документом, принятым на этой конференции была повестка дня на

ХХI век. Этот документ является программой того, как сделать развитие устойчивым с

социальной, экономической и экологической точек зрения.

В повестке дня на ХХI век разъясняется, что движущими силами перемен в

окружающей среде являются население, потребление и технология. В ней излагается, что

нужно сделать для сокращения расточительных и неэффективных структур потребления

в некоторых частях мира при одновременном содействии ускоренному и устойчивому

развитию в других его частях. В ней предлагаются меры в области политики и

программы для достижения устойчивого равновесия между потреблением, и

способностью Земли поддерживать жизнь. Также в этой программе описываются

36

некоторые методы и технологии, которые необходимо разработать для удовлетворения

потребностей людей при рациональном использовании природных ресурсов.

Повестка дня на ХХI век предусматривает варианты предотвращения ухудшения

состояния почвы, воздуха и воды, сохранения лесов и разнообразия форм жизни. В ней

рассматриваются вопросы бедности и чрезмерного потребления, здравоохранения и

образования. Отводится своя роль каждому: правительствам, деловым людям,

профсоюзам, учёным, коренным народам, мужчинам и женщинам, молодёжи и детям.

Этот документ не направлен против предпринимательской деятельности, напротив, в нём

утверждается, что устойчивое развитие – это способ борьбы с бедностью и разрушением

окружающей среды.

В настоящее время успех экономического развития оценивается главным образом

количеством денег, которое оно приносит. Однако, системы учёта национальных

богатств должны также принимать в расчет полную стоимость ухудшения состояния

окружающей среды. Тот, кто её загрязняет, в принципе, должен нести расходы по

Информация о работе Экологический мониторинг, его значение в оценке санитарно-гигиенического состояния окружающей среды