Экологические права и обязанности граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 05:33, контрольная работа

Описание работы

Экологические права и обязанности граждан - один из важнейших институтов экологического права.
Центральное место среди принципов экологического права, как отмечалось выше, занимает приоритет охраны жизни и здоровья человека. В связи с этим важнейшей особенностью современного экологического права является становление и развитие института экологических прав граждан в качестве одного из определяющих в его системе.

Содержание работы

1.Теоретичесикй вопрос: Экологические права и обязанности граждан 3
2.Решите задачу 7
Список использованных источников 11

Файлы: 1 файл

экология.docx

— 26.21 Кб (Скачать файл)

План

1.Теоретичесикй вопрос: Экологические права и обязанности граждан                   3

2.Решите задачу                                                                                                               7

Список использованных источников                                                                           11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретический  вопрос: Экологические права и  обязанности граждан.

 

Экологические права и обязанности граждан - один из важнейших институтов экологического права.

Центральное место среди принципов экологического права, как отмечалось выше, занимает приоритет охраны жизни и здоровья человека. В связи с этим важнейшей особенностью современного экологического права является становление и развитие института экологических прав граждан в качестве одного из определяющих в его системе.

Основные права граждан Российской Федерации в сфере экологии закреплены в Конституции РФ. Ст. 42 провозглашает одно из неотъемлемых прав человека - право на благоприятную окружающую среду, которое дополняется другими взаимосвязанными с ним экологическими правами: на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Вместе с тем нормы Конституции РФ конкретизируются в действующем экологическом законодательстве. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» устанавливает, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий. Это право обеспечивается:

- планированием и нормированием  качества окружающей природной  среды, мерами по предотвращению  экологически вредной деятельности  и оздоровлению окружающей природной  среды, предупреждению и ликвидации  последствий аварий, катастроф, стихийных  бедствий;

- социальным и государственным  страхованием граждан, организацией  медицинского обслуживания населения;

- предоставлением реальных  возможностей для проживания  в условиях благоприятной для  жизни и здоровья окружающей  природной среды;

- возмещением в судебном  или административном порядке  вреда, причиненного здоровью граждан  в результате загрязнения окружающей  природной среды, последствий аварий  и катастроф;

- государственным контролем  за состоянием окружающей природной  среды и соблюдением природоохранительного  законодательства, привлечением к  ответственности лиц, виновных в  нарушении требований обеспечения  экологической безопасности населения.

Право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды осуществляется через реализацию конкретных полномочий граждан в области охраны окружающей среды, содержание которых раскрывается в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (ст. 12), Основах законодательства об охране здоровья граждан (ст. 17, 19, 66), Федеральных Законах «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 8), «О радиационной безопасности населения» (ст. 22, 23, 26), «Об экологической экспертизе» (ст. 19) и других нормативных актах.

В соответствии с нормами указанных законов граждане РФ имеют право:

- создавать общественные  объединения, фонды и иные общественные  формирования по охране окружающей  природной среды;

- принимать участие в  собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях, референдумах по охране окружающей  природной среды, обращаться с  письмами, жалобами и заявлениями  по этим вопросам в компетентные  органы;

- требовать от соответствующих  органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации  о состоянии окружающей природной  среды и мерах ее охраны;

- требовать в административном  или судебном порядке отмены  решений о размещении, проектировании, строительстве, эксплуатации экологически  вредных объектов, ограничении, приостановлении и прекращении деятельности таких объектов;

- ставить вопрос о привлечении  к ответственности виновных юридических  лиц и граждан, предъявлять в  суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу  граждан экологическим правонарушением;

- выдвигать предложения  о проведении общественной экологической  экспертизы и получать информацию  о результатах ее проведения;

- осуществлять другие  права в сфере охраны окружающей  среды, предусмотренные законодательством.

Данным правам корреспондируют установленные законодательством обязанности граждан (ст. 58 Конституции РФ, ст. 12 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»):

- сохранять природу и  окружающую среду, бережно относиться  к природным богатствам;

- принимать участие в  охране окружающей природной  среды;

- соблюдать требования  экологического законодательства  и нормативы качества окружающей  природной среды;

- повышать свою экологическую  культуру, содействовать экологическому  воспитанию подрастающего поколения.

Экологические права и обязанности граждане РФ могут осуществлять как в индивидуальном порядке, так и через участие в общественных экологических объединениях. Последним также предоставлен ряд полномочий для осуществления их функций в сфере охраны окружающей природной среды. Согласно ст. 13 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» они вправе:

- разрабатывать и пропагандировать  свои экологические программы, защищать  экологические права и интересы  населения, развивать экологическую  культуру населения, привлекать  на добровольных началах граждан  к активной природоохранительной  деятельности;

- за счет своих средств  и добровольного участия населения  выполнять работы по охране  и воспроизводству окружающей  природной среды, содействовать  государственным органам в борьбе  с экологическими правонарушениями;

- рекомендовать своих  представителей для участия в  государственной экологической  экспертизе, проводить общественную  экологическую экспертизу;

- требовать в административном  или судебном порядке отмены  решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных  объектов и ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании  их деятельности;

- требовать предоставления  своевременной, достоверной и полной  информации о загрязнении окружающей  природной среды и мерах ее  охраны;

- организовывать собрания, митинги, шествия, демонстрации, сбор  подписей, входить с предложениями  о проведении обсуждения проектов, референдумов по охране окружающей  природной среды;

- ставить вопрос о привлечении  к ответственности виновных должностных  лиц, предъявлять в суде иски  о возмещении вреда здоровью  и имуществу граждан, причиненного  экологическим правонарушением.

Государство гарантирует экологическим и иным общественным объединениям, выполняющим экологические функции, и гражданам возможность реализации ими прав в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством РФ.

Государственные органы, их должностные лица обязаны оказывать всемерное содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав и обязанностей, принимать необходимые меры по выполнению их предложений и требований в организации природоохранительной деятельности.

 

 

 

2. Решить задачу.

 

В момент аварии поезда сошли с рельсов вагоны, из поврежденных вагонов разлился фенол и дизельное топливо на рельеф местности, а также в реку. В результате крушения поезда, растекания ядовитых химических веществ, возникновения пожара окружающей природной среде причинен вред. Попадание указанных веществ на рельеф местности привело к интенсивному загрязнению почвы, грунтовых и поверхностных вод, вызвало массовое отравление рыбы, гибель водорослей и животных в открытых водоемах.

Волжский природоохранный прокурор обратился в арбитражный суд с иском в интересах Министерства экологии и природных ресурсов субъекта Российской Федерации к Управлению железной дороги Министерства путей сообщения Российской Федерации о возмещении убытков, причиненных экологическим правонарушением.

В ходе рассмотрения дела Министерство экологии и природных ресурсов (истец) и Управление железной дороги (ответчик) заключили мировое соглашение, предусматривавшее проведение железной дорогой мероприятий по восстановлению нарушенного состояния окружающей природной среды.

 

 

Вопросы.

Вправе ли прокурор обратится в арбитражный суд с иском о возмещении вреда, причиненного экологическим правонарушением?

Как следует из ст. 40 и 52 АПК, прокурор — самостоятельная фигура в арбитражном процессе, со своим особым статусом и вытекающими из него правомочиями. Здесь изменений не произошло. Однако законодатель теперь уже не наделяет прокурора правом выступать в процессе в защиту государственных и общественных (как это было в ст. 41 АПК 1995 г.) или, как было в первоначальных проектах АПК, публичных интересов. Ибо очевидно, что это были «резиновые» формулировки, к тому же вряд ли приемлемые в современном арбитражном процессе.

Теперь в ч. 1 ст. 52 АПК определен круг дел, инициатором которых может выступать прокуратура. И список этих дел, как следует из формулировки ч. 1 ст. 52 АПК, носит закрытый характер. При этом в отличие от нормы ч. 1 ст. 41 АПК 1995 г., обращения прокурора в арбитражный суд носят не только исковой характер. Прокурор, как следует из нормы абз. 2 ч. 1 ст. 51 АПК РФ, вправе инициировать дела, отнесенные АПК к категории вытекающих из публичных правоотношений (в частности, по заявлениям об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов).

Круг прокуроров, управомоченных на обращение в арбитражный суд, остался тот же, что и в норме ч. 2 ст. 52 АПК 1995 г. Субъектами обращения в Высший Арбитражный Суд РФ остались Генеральный прокурор РФ или его заместитель, а в арбитражный суд субъекта РФ, кроме указанных выше прокуроров, также прокурор или заместитель прокурора субъекта РФ и приравненные к ним прокуроры или их заместители. Под последними, как мы полагаем, имеются в виду так называемые специализированные прокуроры — транспортные, военные, природоохранительные.

Фактически при рассмотрении конкретных дел, как правило, участвует работник прокуратуры, направленный руководством прокуратуры РФ. При этом, как разъяснено в письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 июля 1996 г. N С1-7/ОП-403, в заседании арбитражного суда субъекта РФ могут участвовать на основании служебного удостоверения прокурор субъекта РФ или его заместители, предъявившие иск, старший помощник, помощник прокурора, старший прокурор, прокурор управления, отдела.

Если прокурор предъявляет иск в арбитражный суд другого субъекта РФ, он извещает об этом соответствующего прокурора и уведомляет также арбитражный суд. Указанные выше прокуроры участвуют в судебном заседании на основании упомянутых извещений и служебного удостоверения. Что касается федерального суда округа, то в заседании по искам, инициированным прокуратурой, участвует прокурор, предъявивший иск, или прокурор субъекта РФ по месту нахождения соответствующего суда, либо названные выше работники этих прокуратур.

 

Какие лица вправе обратиться в арбитражный суд с иском о возмещении вреда, причиненного экологическим правонарушением?

Согласно ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном настоящим Кодексом; в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица

На основании статьи 6 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся: предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 указанного выше Федерального закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Информация о работе Экологические права и обязанности граждан