Фундаментальность концепции описания природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 23:40, реферат

Описание работы

В процессе познания окружающего мира в сознании человека отражаются и закрепляются знания, умения, навыки, типы поведения и общения. Совокупность результатов познавательной деятельности человека образует определённую модель (картину мира). В истории человечества было создано и существовало довольно большое количество самых разнообразных картин мира, каждая из которых отличалась своим видением мира и специфическим его объяснением.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………….3
1.Квантово-полевая (неклассическая) картина мира и ее основные принципы…………………………………………………………………………………………………4
2.Принципы соответствия и суперпозиции…………………………………….. 9
3.Концепция детерминизма. Динамические и статистические закономерности………….. 10
4.Принципы эволюционно-синергетической (современной) картины мира..12
Заключение 18
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

концеп.docx

— 43.19 Кб (Скачать файл)

 

Детерминизм - философская концепция; учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений. Последовательный Д. утверждает объективный характер причинности.

Идеи  Д. появляются уже в древней философии, получая наиболее яркое выражение в античной атомистике. Дальнейшее развитие и обоснование Д. происходит в естествознании и материалистической философии нового времени (Бэкон, Галилей, Декарт, Ньютон, Ломоносов, Лаплас, Спиноза, французские материалисты 18 в.). В соответствии с уровнем развития естествознания Д. этого периода носит механистический, абстрактный характер. Это находит свое выражение в абсолютизации формы причинности, описываемой строго динамическими законами механики, что ведет к отождествлению причинности с необходимостью и отрицанию объективного характера случайности. Наиболее удачно такая точка зрения была сформулирована Лапласом (отсюда другое наименование механистического Д. - лапласовский детерминизм), считавшим, что значение координат и импульсов всех частиц во вселенной в данный момент времени однозначно определяет ее состояние в любой прошедший или будущий момент. Понятый таким образом Д. ведет к фатализму, принимает мистический характер и фактически смыкается с верой в божественное предопределение.

Развитие  науки отвергло лапласовский Д.: не только в органической природе и общественной жизни, но и в сфере физики. Установление соотношения неопределенностей в квантовой механике показало его несостоятельность (выводы о «свободе воли» электрона, об отсутствии причинности в микропроцессах и т. д.). Диалектический материализм преодолевает ограниченность механистического Д. и, признавая объективный и всеобщий характер причинности, не отождествляет ее с необходимостью и не сводит ее проявление только к динамическому типу законов (статистическая и динамическая закономерность).

Борьба  Д. и индетерминизма, никогда не затихавшая и раньше, сейчас резко обострилась  как в естествознании, так и  особенно в сфере изучения общественных явлений. Современная буржуазная философия  широко пропагандирует И. в социологии в форме волюнтаризма, эмпиризма. В тех же случаях, когда буржуазные социологи не отвергают Д. как  таковой, он принимает у них грубо-вульгарные формы (биологические теории общественного развития, вульгарный техницизм и др.). Лишь исторический материализм впервые утвердил подлинный Д. в социальных исследованиях.

Статистические и динамические закономерности - две основные формы закономерной связи явлений, которые отличаются по характеру вытекающих из них предсказаний.

В законах  динамического типа предсказания имеют  точно определённый, однозначный характер. Так, в механике, если известен закон движения тела и заданы его координаты и скорость, то по ним можно точно определить положение и скорость движения тела в любой другой момент времени. Динамические законы характеризуют поведение относительно изолированных систем, состоящих из небольшого числа элементов и в которых можно абстрагироваться от целого ряда случайных факторов.

В статистических законах предсказания носят не достоверный, а лишь вероятностный характер. Подобный характер предсказаний обусловлен действием  множества случайных факторов, которые имеют место в статистических коллективах или массовых событиях (например, большого числа молекул в газе, особей в биологических популяциях, людей в социальных коллективах). Статистическая закономерность возникает как результат взаимодействия большого числа элементов, составляющих коллектив, и поэтому характеризует не столько поведение отдельного элемента, сколько коллектива в целом. Необходимость, проявляющаяся в статистических законах, возникает вследствие взаимной компенсации и уравновешивания множества случайных факторов.

Абсолютизация динамических законов тесно связана  с концепцией механистического детерминизма, сторонники которой (П. Лаплас и др.) рассматривали Вселенную как огромную механическую систему и экстраполировали законы динамики Ньютона на все процессы и явления мира.

Статистические  законы хотя и не дают однозначных  и достоверных предсказаний, тем  не менее являются единственно возможными при исследовании массовых явлений случайного характера.

  1. Принципы эволюционно-синергетической (современной) картины мира

 

Господствующей  в современной науке является эволюционно-синергетическая концепция, т.е. основополагающий принцип, в соответствии с которым, основным механизмом происхождения и развития Вселенной является универсальный эволюционизм и самоорганизация.

В рамках такого подхода в последней четверти XX века в науке начала формироваться  новая картина мира - эволюционно-синергетическая (ЭСКМ), а новый этап развития самой науки был назван постнеклассическим.

Теоретический каркас этой картины мира определяют теории самоорганизации (синергетика) и систем (системология), а также информационный подход, в рамках которого информация понимается как атрибут материи наряду с движением, пространством и временем.

Осмысление  различных процессов самоорганизации  привело к становлению нового междисциплинарного направления в науке - синергетике. Это наука, занимающаяся изучением возникновения, поддержания, устойчивости и распада самоорганизующихся структур, кооперативных эффектов в них. Создателем синергетического направления и изобретателем термина "синергетика" является профессор Штутгартского университета и директор Института теоретической физики и синергетики Герман Хакен. Сам термин “синергетика” происходит от греческого “синергена” - содействие, сотрудничество, “вместедействие”. Синергетика — одна из новейших дисциплинарных концепций естествознания, которая пришла к выводу, противоположному классической физике. Вывод заключается в том, что конечное состояние, к которому стремятся все системы, - это не хаос, как утверждалось ранее, а порядок.

Синергетика прогрессирует вместе с математическим аппаратом описания нелинейных и  неустойчивых систем и соответствующими вычислительными методами. Эти методы опираются на использование компьютерного моделирования, поэтому синергетика могла возникнуть и развиваться только в эпоху мощной компьютерной техники. Можно сказать, что синергетика на современном этапе ее развития - это совокупность общих идей о принципах самоорганизации и вместе с тем сумма общих математических методов для ее описания. Предпринимаются все более активные попытки использования этих идей и методов в экологии, медицине, социологии, экономике и вообще в области социально-гуманитарного знания.

Важнейшей составляющей новой парадигмы стал принцип глобального эволюционизма, то есть признание невозможности существования всех рождаемых во Вселенной структур вне развития, вне общей эволюции. Эта мысль органически связана с концепцией фундаментального единства материального мира.

Другой  составляющей эволюционно-синергетической  парадигмы является представление об универсальности алгоритма развития как проявления самоорганизации в самых разнообразных природных и социальных системах, то есть синергетический подход. Синергетика как наука о самоорганизующихся системах создавалась усилиями естествознания. Но постепенно идеи синергетики становятся одной из методологических основ общественных и гуманитарных наук.

Основными атрибутами материи в постнеклассической науке признаются структурность и системность. Структурность материи проявляется в существовании бесконечно многообразных материальных образований, каждое из которых представляет собой специфические единичные вещь, процесс, которые локализованы в пространстве и времени: Вселенная, галактика, звезда, планета, молекула, атом, элементарная частица и др. Вместе с тем они тесно взаимосвязаны между собой, так как одни материальные образования являются составными частями других, то есть входят в их структуру в качестве элементов. Системность материи появляется во взаимосвязи вещей и процессов, в регулярном пересечении структурных уровней организации материального мира, в постоянном нарушении автономии, «параллелизма» микро-,макро- и мегамиров, живого и неживого. Основная проблема здесь заключается в нерешенности вопроса перехода от неживой природы к живой в едином эволюционном процессе.

В современном  естествознании различают 3 вида материи:

Вещество  — основной вид материи, обладающий массой. К вещественным объектам относятся  элементарные частицы, атомы, молекулы, многочисленные образовавшиеся из них материальные объекты. В химии вещества подразделяются на простые (с атомами одного химического элемента) и сложные (химические соединения). свойства вещества зависят от внешних условий и интенсивности взаимодействия атомов и молекул. Это и обуславливает различные агрегатные состояния вещества (твердое, жидкое, газообразное + плазма при сравнительно высокой температуре) переход вещества из одного состояния в другое можно рассмотреть как один из видов движения материи.

Физическое  поле — особый вид материи, который  обеспечивает физическое взаимодействие материальных объектов и систем. В настоящее время научно доказано и обосновано существование следующих разновидностей физического поля: электромагнитное и гравитационное; поле ядерных сил; волновые (квантовые) поля

Физический  вакуум — низшее энергетическое состояние  квантового поля. Этот термин введен в  квантовой теории поля для объяснения некоторых микропроцессов.

Принято считать, что не только вещество, но и поле и вакуум имеют дискретную структуру. Согласно квантовой теории поле, пространство и время в очень  малых масштабах образуют пространственно-временную  среду с ячейками. Квантовые ячейки настолько малы (10-35—10-33 ), что их можно не учитывать при описании свойств электромагнитных частиц, считая пространство и время непрерывными. Для классического описания природных явлений достаточно учитывать непрерывные свойства материи, а для характеристики различных микропроцессов — дискретные.

Таким образом, в современном естествознании непрерывность  и дискретность постулируются как неотъемлемые свойства материи.

В рамках эволюционно-синергетической картины мира все материальные объекты разделены на три сферы:

Макромир - как структурный уровень организации материи простирается от планетной системы до атома. Макромир характеризуется взаимодействиями, протекающими со скоростями, далекими от скорости света, сравнительно небольшими массами и расстояниями, и пространством-временем с нулевой кривизной.

Микромир - познание материи «вглубь» означает проникновение в микромир, который начинается с атома. Это мир так называемых элементарных частиц — электронов, протонов, нейтронов, кварков и т.д. Всего известно более 400 видов частиц.

Мегамир - познание материи «вширь» ознаменовалось открытием мегамира, мира гигантских объектов и расстояний: звездных скоплений (галактик), скоплений галактик, квазаров и т.д. Самым большим известным науке объектом является Вселенная. Мегаобъекты обладают огромными массами, взаимодействия между ними искривляют пространство, для их распространения требуются огромные временные интервалы.

Принципиальная  фрагментарность естественнонаучного  знания регулярно генерирует проблему единства мира. Средствами самого естествознания эта проблема не может быть решена. Поэтому источником способов ее решения в естествознании выступает философское знание. На современном этапе развития философии и науки проблема единства мира решается в трех основных аспектах:

Субстанциональное единство мира - предполагает рассмотрение всего многообразия известных науке объектов с позиции их общей единой субстанциональной основы — материи. До середины 19 века вещество и энергия рассматривались как 2 основные формы объективной реальности, на основе которых существуют все остальные виды включая такие сложные, как биологическая и социальная. С возникновением электромагнитной теории Максвелла, квантовой физики, кибернетики и теории информации выяснилось, что материя имеет более сложную природу. Но углубление понимания видов материи не позволяет удовлетворительно объяснить бесконечное многообразие и сложнейшую организацию мироздания, наиболее полно реализующиеся в биологической и социальной материи. По этой причине в современном научном познании в понятие материи, которая понимается как единство вещества, поля и энергии, включается информационный аспект существования всех материальных систем, который выражает меру порядка в явлениях и процессах универсума.

Номологическое единство мира - заключается в общности законов, действующих в многообразных формах материи. Этот аспект единства мира выражает его синхронность, т.е. пространственную распределенность системы законов природы во всем пространственно-временном континууме. Несмотря на существенные различия мега, макро и микромиров закон сохранения и превращения энергии, частные законы сохранения (массы, заряда, импульса, и т.д.), закон всемирного тяготения и др. действуют во всех этих мирах, образуя единую сеть Вселенной.

Номологическое единство мира было осознано еще древнегреческими натурфилософами в виде принципа детерминизма, сущность которого заключается в утверждении всеобщей закономерной взаимосвязи явлений, процессов действительности.

Синергетический подход позволяет рассмотреть с  новой точки зрения единство системы  законов движения многообразных  форм материального бытия, для чего необходимо ввести третий аспект единства мира.

Эволюционное единство мира - определяется генетической взаимосвязью всех форм движения материи.

Осознание системной взаимосвязи трех аспектов проблемы единства мира позволяет построить научную картину мира, в которой будет показано, как исходные физические формы движения материи, развиваясь по своим собственным законам, обуславливают последовательность других основных форм движения материи включая социальную, неотъемлемым свойством которой является сознание.

 

 

Заключение

 

Переход от классической науки к неклассической сопровождался изменением понимания ее предмета: им стала теперь не реальность «в чистом виде», а некоторый её срез, заданный через призму принятых теоретических и операционных средств и способов её освоения субъектом. Поскольку о многих характеристиках объекта стало невозможно говорить без учёта средств их обнаружения, постольку возник специфический объект науки, за пределами которого бессмысленно искать подлинный его прототип. Таким образом, субъект познания признается в качестве необходимого компонент «тела» знания. Установление относительности объекта к научно-исследовательской деятельности привело тому, что наука стала изучать не неизменные вещи, а те условия, попадая в которые они ведут себя так или иначе.

Информация о работе Фундаментальность концепции описания природы