Формирование и развитие экологического законодательства России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 14:40, контрольная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является – рассмотрение закона как основного источника экологического права.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотрение понятия «источник права»;
- анализ законов как основных источников права

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………… 3
Формирование и развитие экологического законодательства России ………… 5
Понятие источников экологического права, их классификация………………. 11
Конституционные основы экологического права………………………………. 15
Уровни правотворчества: федеральный, субъектов федерации,
муниципальный…………………………………………………………………… 17
Закон РФ "Об охране окружающей среды" …………………………………….. 21
Задачи …………………………………………………………………………… 24
Заключение ………………………………………………………………………. 26
Список литературы ……………………………………………………………… 28

Файлы: 1 файл

экологическое право.docx

— 48.74 Кб (Скачать файл)

3) подзаконное правотворчество  - здесь нормы права принимаются  и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам - Президентом, Правительством, министерствами, ведомствами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций. Далеко не все юридические нормы необходимо принимать на уровне законотворчества. Есть целый спектр ситуаций, когда юридические нормы целесообразнее принимать на уровне подзаконных актов, нормативных договоров и в иных формах.

 Кроме всего прочего,  подзаконное правотворчество характеризуется  большей оперативностью, гибкостью,  меньшей формальностью, большей  компетентностью осуществляющих его конкретных субъектов. Вместе с тем подзаконное правотворчество связано с "непрозрачностью" процесса принятия нормативных актов, с их громоздкостью.

 Своеобразие правотворчества  субъектов Российской Федерации.  Конституция РФ в соответствии с ч. 4 ст. 76 представляет субъектам Федерации право вне пределов ведения РФ, совместного ведения Федерации и ее субъектов осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных актов. Такое регулирование может быть осуществлено в сфере принятия и изменения конституций республик (уставов краев и областей), территориального устройства субъектов Федерации, государственной (на уровне субъектов РФ) и муниципальной службы, бюджета, налогов и сборов субъектов РФ.

 Особенности правотворчества  субъектов РФ заключаются в  следующем:

1) расширились полномочия  в сфере правотворчества - регионы  впервые получили право принимать законы как акты высшей юридической силы. Это связано с общей тенденцией децентрализации российской государственности, с укреплением в ней подлинно федеративных начал. За последние годы субъектами РФ принято уже несколько сотен законов (например, в Саратовской области - законы о государственной и муниципальной службе, о референдуме Саратовской области и т.п.);

2) все большее место  в правотворчестве регионов начинают  занимать соглашения и договоры между субъектами Федерации или даже отдельными администрациями, которые регулируют вопросы, возникающие в социально-экономической и культурной сферах;

3) правотворчество субъектов  РФ отличает довольно значительная  самобытность, отражающая специфику и статус того или иного региона (например, в республиках в большей мере принимаются кодифицированные акты - кодексы, на Северном Кавказе особую роль играют национальные и религиозные обычаи). Перед субъектами РФ стоят цели - учитывать в правовом регулировании местные, региональные природные и национальные особенности, осуществлять поиск оптимальных путей развития и конкретизации положений общефедерального законодательства;

4) правотворчество субъектов  РФ должно осуществляться в  соответствии с Конституцией  РФ, федеральными конституционными  законами и федеральными законами. Между тем на практике в современных условиях более трети нормативных актов субъектов Федерации противоречат общефедеральным актам;

5) в рамках субъектов  РФ принимают нормативные акты  и многочисленные негосударственные структуры - прежде всего органы местного самоуправления и т.д.

 Таким образом, правотворчество  - весьма разнообразная деятельность, каждый вид которой имеет свою  природу, свое социальное назначение.

 

 

 

 

Закон РФ "Об охране окружающей среды"

С принятием Закона от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» утратил силу прежний Закон РСФСР  от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды» Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-I «Об охране окружающей природной среды» (утратил силу)// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 5 марта 1992 г., № 10, ст. 457.

Закон РСФСР знаменовал новый  этап в развитии российского экологического законодательства как законодательства нового поколения. Его значение заключалось в том, что он заложил основы прогрессивного развития данной отрасли с учетом изменившихся политических, экологических, экономических, социальных условий развития общества и государства на современном этапе.

Как говорится в преамбуле, этот Закон от 10.01.02г. определяет правовые основы государственной политики в  области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Этот Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие  при осуществлении хозяйственной  и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Данный Закон содержит понятия, являющиеся основными понятиями  экологического права, и основные принципы охраны окружающей среды, объекты охраны окружающей среды. Законом установлены полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, полномочия органов местного самоуправления, права и обязанности граждан, общественных объединений и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определил методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, определил нормативы в области охраны окружающей среды и порядок их установления: нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение, нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду, нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды, нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду. Законом установлены требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, условия охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, зеленого фонда городских и сельских поселений, редких и находящихся под угрозой исчезновения почв, задачи государственного экологического мониторинга и экологического контроля. Отдельные главы Закона посвящены научным исследованиям в области охраны окружающей среды, основам формирования экологической культуры, ответственности за экологические правонарушения, международному сотрудничеству в области охраны окружающей среды.

Данный Закон имеет  также немаловажное значение в вопросе  соотношения экологического права  с другими смежными отраслями  права. Согласно его ст. 2 отношения, возникающие в области охраны окружающей среды как основы жизни  и деятельности народов, проживающих  на территории Российской Федерации, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду регулируются международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Отношения, возникающие в  области охраны и рационального  использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.

В Законе об охране окружающей среды закреплены основные принципы охраны окружающей среды, которые представляют собой, как известно, основополагающие начала, положения, подходы к решению вопросов, к мероприятиям, содержанию, концепции, целям и задачам. Сформулированные в Законе нормы-принципы являются стержнем всей системы права в данной сфере. Они выражают сущность охраны окружающей среды, основу ее правового регулирования и осуществления. Данные принципы должны соблюдаться всеми субъектами, участвующими в отношениях по охране окружающей среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача

По решению городской  мэрии на окраине города был выделен  земельный участок для строительства  нового зоопарка. Население микрорайона  заявило категорический протест  против такого строительства и добилось проведения научной экспертизы группой научно-исследовательских институтов района. Выводы научной экспертизы относительно допустимости строительства зоопарка на отведен­ном земельном участке оказались отрицательными.

Несмотря на это, строительство  объекта началось. Городское общество охраны природы по просьбе местного населения предъявило в арбитражный суд иск, в котором, опираясь на заключение научной экологической экспертизы, просило отменить решение мэрии о строительстве зоопарка.

 Является ли проведенная  экспертиза разновидностью экологической  экспертизы? Какую юридическую силу имеет ее заключение?

Решение:

 В литературе по  экологическому праву можно встретить  мнение о том, что помимо  государственной и общественной  проводятся: ведомственная, научная и коммерческая экологическая экспертизы. Проведение таких экспертиз самостоятельного правового значения не имеет.

 Да закон предусматривает  общественную экологическую экспертизу, которая должна проводится, и регистрироваться соответствующим образом. Конечно, в основу заключения общественной экологической экспертизы могут лечь выводы, сделанные группой научно-исследовательских институтов района, но как самостоятельный вид экологической экспертизы - научная выступать не может.

 Следует иметь ввиду,  что между государственной и  общественной экологической экспертизой имеется два существенных различия. Первое касается того, что общественная экспертиза является инициативной, добровольной, а государственная - обязательной. Второе различие связано с юридической силой экспертного заключения. О заключении государственной экологической экспертизы было сказано выше. Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

 Статья 20 ФЗ от 23.11.1995 №  174-ФЗ «Об экологической экспертизе»  (в ред. от 15.04.1998 № 65-ФЗ) предусматривает  общественную экологическую экспертизу:

 Общественная экологическая  экспертиза организуется и проводится  по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 25 ФЗ от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в  ред. от 15.04.1998 № 65-ФЗ гласит:

1. Заключение общественной  экологической экспертизы направляется  федеральному органу исполнительной власти в области экологической экспертизы, осуществляющему государственную экологическую экспертизу, заказчику документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам.

2. Заключение общественной  экологической экспертизы приобретает  юридическую силу после утверждения  его федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы.

Таким образом, проведенная  экспертиза с юридической точки  зрения не является разновидностью экологической  и не имеет никакого самостоятельного значения.

 

 

 

Заключение

В результате проведенного исследования были сделаны следующие  выводы.

1. Источниками права являются  такие факторы действительности, которые обусловливают возникновение  потребности в правовом регулировании,  появление соответствующих правовых норм и придают содержанию этих норм определенную репрезентативность.

2. Закон обладает высшей  юридической силой, принимается  в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирует наиболее важные общественные отношения.

Характерной особенностью закона является невозможность отмены закона другим органом, кроме издавшего, а  также то, что содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы.

3. Особенности источников  экологического права:

- значительный «вес» среди  них имеют законы по сравнению  с другими формами права;

- наличие среди них  большого числа так называемых  «экологизированных» нормативных актов;

Информация о работе Формирование и развитие экологического законодательства России