Антимонопольная политика в России: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 19:46, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в рассмотрении антимонопольной политики государства.
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в данной работе:
1. Рассмотреть понятие конкуренции и монополизма, разобраться с понятием монополии и антимонопольной политики;
2. Узнать о защите конкуренции и методах антимонопольного регулирования;
3. Ознакомиться с антимонопольным законодательством и антимонопольной политикой в России;
4. Антимонопольная политика в России: проблемы и перспективы.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Конкуренция и рынок. Антимонопольное законодательство
1.1 Понятие конкуренции и монополизма
1.2 Антимонопольное законодательство и поддержка конкуренции
1.3 Регулирование деятельности хозяйственных структур
1.4 Антимонопольные меры на мировых рынках
Глава 2 Антимонопольная политика в России: проблемы и перспективы
2.1 Проблемы антимонопольной политики
2.2 Перспективы антимонопольной политики
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Антимонопольная политика государства.docx

— 39.87 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава 1 Конкуренция и рынок. Антимонопольное законодательство

1.1 Понятие конкуренции  и монополизма

1.2 Антимонопольное законодательство  и поддержка конкуренции

1.3 Регулирование деятельности  хозяйственных структур

1.4 Антимонопольные меры  на мировых рынках

Глава 2 Антимонопольная политика в России: проблемы и перспективы

2.1 Проблемы антимонопольной  политики

2.2 Перспективы антимонопольной  политики

Заключение

Список литературы

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Экономика – это особый мир, со своими законами и проблемами, драмами и противоречиями. Он сложен и загадочен, этот мир экономики, а главное – открыт для каждого, кто хочет войти в него активным участником.

Современная экономика – бесконечный детектив: здесь случайность «притворяется» закономерностью, а закономерность «отвергается» случайностью; это право на экономическую независимость и возможность ошеломляющего коммерческого успеха.

Экономическая наука не всегда способна предсказать конкретный ход развития событий, однако она способна открыть их экономическую логику, и в познании этой логики её практическая ценность.

Современная экономика – это сообщество независимых и стремящихся к экономической самостоятельности людей, которые готовы собственными усилиями строить свое материальное благополучие.

В нашей стране сложилась непростая история развития рыночных отношений. Эти отношения были достаточно высоко развиты в конце XIX – начале XX века. В России прочно утвердилось товарно-денежное обращение, что позволило в 1897г. ввести золотой стандарт.

Чтобы перейти к современной рыночной экономике, приходится преодолевать большие трудности. Они связаны, прежде всего, с тем, что между стартом – абсолютной рыночной монополией – и финишем – развитым рынком, как говорится, дистанция огромного размера.

Курсовая работа основана на достижениях экономической теории и практики мировой цивилизации. В ней раскрывается роль и особенности антимонопольной политики государства. Поэтому данную тему можно считать весьма актуальной на сегодняшний день.

Цель курсовой работы состоит в рассмотрении антимонопольной политики государства.

Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в данной работе:

1. Рассмотреть понятие конкуренции и монополизма, разобраться с понятием монополии и антимонопольной политики;

2. Узнать о защите конкуренции  и методах антимонопольного регулирования;

3. Ознакомиться с антимонопольным  законодательством и антимонопольной  политикой в России;

4. Антимонопольная политика в  России: проблемы и перспективы.

 

 

ГЛАВА 1 КОНКУРЕНЦИЯ И РЫНОК. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

 

1.1 Понятие конкуренции и монополизма

 

Основным регулятором рыночной экономики является соотношение спроса и предложения. Как правило, количество потребителей и производителей товара, особенно массового спроса, в реальной экономике достаточно велико. Если же товар по своему характеру является товаром узкого применения, то количество его изготовителей ограничено, и возможность монополизации рынка возрастает. Возрастает она и при укрупнении товаропроизводителей на основе слияний, поглощений или объединения предприятий, создания ассоциаций, сговора и т. д.

На количество товаропроизводителей и их поведение оказывают влияние условия формирования рынка, эффективность производства и сбыта товаров, эффективность воспроизводственных процессов на крупных, средних и малых предприятиях. Количество участников рынка отдельного товара может быть также ограничено эффективностью его производства на отдельных предприятиях или поведением отдельных фирм на рынке.

В классической рыночной экономике, которой в целом соответствует «рынок свободной конкуренции», товаропроизводители и продавцы вступают в конкурентную борьбу за увеличение сбыта. Успех в ней обеспечивает увеличение прибыли. Конкурентная борьба является объективной движущей силой экономического развития. В условиях совершенной конкуренции стремление увеличить прибыль создает стимулы к росту объемов производства, повышению качества товаров, что означает более полное удовлетворение требований потребителей, поднимает стимулы к насыщению рынка.1

Ограничение конкуренции (несовершенная конкуренция) приводит к монополизации рынка, создает преимущества отдельным товаропроизводителям. Вследствие этого уменьшается количество товаров, происходит необоснованное повышение цен, снижается качество изделий. Монополизация рынка ограничивает возможности приобретения товара, отрицательно сказывается на удовлетворении потребностей, нарушает права потребителей.

Степень монополизации рынков в значительной степени зависит от степени государственного регулирования экономических процессов и народнохозяйственной эффективности монополизации или демонополизации рынков. В каждый момент времени их взаимное влияние может быть различно. Например, централизованная экономика привела к исключению конкуренции как фактора экономического роста. Результатом этого была накопленная низкая конкурентоспособность отечественных товаров на внутреннем и внешних рынках, замедление технологического развития производства и технологическое отставание, проявляющиеся и в настоящее время. Свободная конкуренция предусматривает значительное число товаропроизводителей. Это означает экономическую ориентацию на развитие среднего и малого бизнеса, который имеет преимущества в достаточно быстром удовлетворении потребностей рынков. Вместе с тем, технологическое обновление небольших предприятий связано с высокими капитальными затратами, которые для малого и среднего бизнеса затруднительны. Широкое использование кредитов для технического развития производства для значительного числа небольших предприятий приводит к последующим финансовым сложностям, которые могут стать причиной банкротства.

Монополизация рынков – объективная экономическая тенденция, возникающая в недрах товарного производства и отражающая интересы крупных товаропроизводителей. Она имеет отрицательные последствия для удовлетворения потребностей общества. Цель монополий – ограничение конкуренции для получения монопольно высокой прибыли за счет потребителей. Поэтому, во всех экономически развитых странах действует антимонопольное законодательство. Это может ослабить монополизм, но не устраняет преимуществ крупного производства. Издержки на крупных предприятиях ниже, чем на мелких. Это создает им дополнительные благоприятные условия для получения сверхприбыли и технологического развития.

 

1.2 Антимонопольное законодательство и поддержка конкуренции

 

Экономический результат ограничения конкуренции состоит в сокращении массы товаров на рынке. Происходит рост их цен, снижается заинтересованность в улучшении потребительских свойств и качества товаров. Следствием этого бывает замедление роста ВВП и поступлений в бюджет. С позиций нормализации состояния рынка принципиальное значение имеет формирование конкурентной среды. Речь идет о включении механизмов саморегуляции отношений между наибольшим числом производителей и потребителей товаров при общей тенденции к увеличению сбыта и массы прибыли. Исходя из положений теории экономического роста, одной из важнейших функций государства как раз и является создание конкурентной среды на рынках.

Отношения монополии, олигополии и конкурентной монополии присутствуют в экономике любой страны с рыночной экономикой. Поэтому нужна максимизация экономических результатов для потребителя. Она создает эффективное поле отношений конкуренции, свое для каждой страны, что зависит от уровня концентрации производства товаров и услуг. Последнее в свою очередь зависит от типов и отношений хозяйственных структур на каждом рынке. В различных сферах реальной экономики присутствуют все типы хозяйственных структур. Эффективное поле их отношений на рынке заключено между свободной конкуренцией и чистой монополией. Оно определяется типом доминирующих хозяйственных структур от мелких и средних предприятий (в условиях свободной конкуренции и монополистической конкуренции) до чистой монополии, определяемой доминирующим положением на рынке очень ограниченного количества крупных хозяйственных структур.2

Объективное развитие национальных рынков показывает существование на них некоторого «структурного оптимума», отражающего среднее отношение между крупными (разрешенными) товаропроизводителями и свободно конкурирующими как правило мелкими и средними предприятиями. Учитывая государственный контроль за монополизированными рынками, накладывающий определенные ограничения на их развитие, можно сказать, что объективной тенденцией будет укрупнение предприятий до разрешенного уровня и существование малых и средних предприятий. Это говорит о перспективной эффективности для ряда товаров олигополических рынков, предусматривающих конкуренцию достаточного числа крупных товаропроизводителей.

На рынках России присутствуют все отмеченные выше хозяйственные структуры. Вместе с тем, на поле эффективной конкуренции пропорции еще не установились. На основных рынках доминируют монополистические и монопольно-олигополистические конструкции.3 В случае проведения ими общей политики последние превращаются в монополии. Монополия может оформляться на основе слияний или поглощений, или существовать неявно на основе сговора. Примером разрешенной монополии может служить компания «Сибирский алюминий», занимающая около 70% названного рынка. Такие корпорации попадают в сферу юрисдикции Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации (МАП РФ). Оно без веских причин не должно разрешать их создания. Но если они уже созданы, оно не должно допускать их ценового давления на внутренний рынок.

Олигополические рынки открывают широкие возможности сговоров хозяйствующих субъектов, контролировать которые достаточно сложно. В России опыта их обнаружения практически нет. Для выявления необходимо проведение экономического исследования рынка. Эту работу призван выполнять МАП РФ.

Высокая степень монополизации экономики России как стартового состояния, предшествовавшего рыночной трансформации, обусловливает необходимость реструктуризации экономики и введения системы антимонопольного регулирования. Методы и приемы монополизации рынков достаточно известны, как и их отрицательные последствия. Степень противодействия монополий развитию конкуренции зависит от принимаемых государством сдерживающих мер. В России в настоящее время, ввиду недостаточно эффективного функционирования антимонопольной системы и недостаточности собственного опыта работы в этом направлении, система противодействия монополиям носит локальный характер и неэффективна. Поэтому, основные приемы монополизации рынков и меры, применяемые государством к нарушителям антимонопольного законодательства будут рассматриваться на примере США, имеющих наибольший опыт государственной поддержки конкуренции.

Тенденция монополизации рынка и ее отрицательные экономические последствия были отмечены в США во второй половине XIX веке, когда начали создаваться крупные национальные монополии. В это время стали выявляться отрицательные экономические и социальные проявления монополизации рынков и были приняты первые законодательные акты по защите конкуренции. В США это был Закон Шермана, принятый в 1890 г. В соответствии с ним запрещается тайный сговор между компаниями и все соглашения, ограничивающие предпринимательскую деятельность, а также – монополизация рынка и попытки его монополизации.

Дальнейшим развитием антимонопольной деятельности было принятие Закона Клейтона (1914 г.), в соответствии с которым воспрещены все попытки «ограничительной» практики корпораций на рынке. Так, считается нарушением закона дискриминация потребителей с помощью цен (установление для различных потребителей неодинаковых цен). Не допускаются переплетающиеся директораты компаний, позволяющие координировать экономическую политику различных компаний, действующих на одном рынке. Запрещено приобретение одной корпорацией прямо или косвенно всего или части акционерного капитала другой (в какой-либо сфере деятельности или рынка). Находятся под запретом другие операции, если их результатом может быть существенное ослабление конкуренции в какой-либо сфере коммерческой деятельности.

Следующий законодательный акт в сфере антимонопольного регулирования был принят в 1950 г. в виде поправки к Закону Клейтона. Он был вызван к жизни развитием фондовых рынков. Поправка содержит запрещение использования рынка ценных бумаг для монополизации рынков. Она, в частности, гласит: «Никакая корпорация, занятая в той или иной области не может приобретать все или часть акций или активов другой компании, если последствия могут ослабить конкуренцию или привести к развитию монополии».

Этими актами были выработаны основные направления деятельности, на которых строится антимонопольная политика всех экономически развитых стран. В соответствии с ними принимаются необходимые меры против компании как организационной структуры, занимающей монопольное положение на рынке, а также против отдельных приемов монополизации рынка, ограничения конкуренции (слияние, поглощение и т. д.).

Был образован орган государственного контроля за деятельностью монополий – Федеральная торговая комиссия США (ФТК). Закон о ее создании был принят в 1914 г. После Второй мировой войны аналогичные органы образуются в других странах. Такова, например, Комиссия по справедливой торговле в Великобритании.

В процессе государственного противодействия монополиям возникла необходимость в административной и юридической самостоятельности антимонопольных органов, в их независимости от других органов государственного управления. Они должны быть проводниками экономической политики государства только на основе принятых законов. Правда, на практике это положение в полной мере не соблюдается.

 

1.3 Регулирование деятельности хозяйственных структур

 

Антимонопольное регулирование распространяется на все типы хозяйственных структур, функционирующих в экономике. Но особенностью экономики России предыдущего периода была монополизация, практически, всех рынков. В ее основе лежало директивное планирование и плановый товарообмен по устанавливаемым и регулируемым государством ценам. Процессы разгосударствления и приватизации не в полной мере устранили монополизм. В определенной степени он сохранился в основных отраслях народного хозяйства, часто квалифицируемых как естественные монополии. Поэтому, антимонопольное регулирование представляет собой важнейший инструмент государственного управления.

Информация о работе Антимонопольная политика в России: проблемы и перспективы