Способы обеспечения обязательств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 21:03, контрольная работа

Описание работы

С целью защиты законных прав и интересов физических и юридических лиц при заключении различных сделок российское законодательство предусматривает ряд мер, способствующих исполнению возникающих обязательств. В юридической терминологии эти меры носят название «способы обеспечения обязательств».

Содержание работы

I.Способы обеспечения исполнения обязательств.
1.1.Неустойка.
1.2.Залог.
1.3.Удержание
1.4.Задаток
1.5.Поручительство
1.6.Банковская гарантия

Файлы: 1 файл

Контрольная работа (итоговая).docx

— 52.59 Кб (Скачать файл)

Новшество этого способа  обеспечения обязательств заключается  в том, что он рассматривается  как совершенно самостоятельный  вид обеспечивающих обязательств в  отличие от ранее действовавших  положений Основ гражданского законодательства 1991 г., устанавливающих банковскую гарантию как один из видов поручительства или гарантию, предоставляемую вышестоящим над принципалом органом.

В системе российского  гражданского законодательства используется самая удобная для практического  применения форма банковской гарантии – гарантия по первому требованию. Этот вид банковской гарантии предусматривает выплату гарантом обеспечивающей обязательство суммы без предъявления бенефициаром каких-либо доказательств неисполнения или ненадлежащего исполнения основного обязательства принципалом, то есть кредитору (бенефициару) не обязательно предъявлять гаранту судебные решения либо иные факты, свидетельствующие о нарушении основного обязательства принципалом.

Существуют определенные признаки, отличающие банковскую гарантию от других способов обеспечения исполнения обязательств.

Во-первых, это особый субъектный состав участников отношений, связанных  с банковской гарантией. В качестве гаранта могут выступать только специфические организации, чья  профессиональная деятельность позволяет  проводить подобные гарантийные  операции, это банки, иные кредитные  учреждения, имеющие лицензию на проведение банковских операций, или страховые  организации. Предприятие, изъявившее желание заключить с юридическим  лицом соглашение о предоставлении банковской гарантии, должно убедиться в наличии у потенциального гаранта лицензии, выданной Центральным банком РФ (ст. 1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 02 декабря 1990г. №395-1), либо лицензии, выданной Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью (ст. 6 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 г. №4015-1). В случае если у гаранта отсутствует лицензия, подтверждающая правомерность осуществления кредитной или страховой деятельности, соглашение о банковской гарантии считается недействительным с момента его заключения как противоречащее нормам закона (ст. 168 ГК РФ).

Лицом, обращающимся к гаранту  с просьбой о выдаче банковской гарантии (принципалом), является должник в  основном обязательстве, исполнение которого обеспечивается банковской гарантией. И, наконец, лицо, наделенное правом предъявлять  требования к гаранту (бенефициар), является кредитором принципала в основном обязательстве.

Во-вторых, практически полное отсутствие какой-либо связи между обязательством гаранта уплатить соответствующую сумму бенефициару и основным обязательством, обеспеченным банковской гарантией. Более того, в законодателем специально подчеркивается, что предусмотренное банковской гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром не зависит в отношениях между ними от того основного обязательства, в обеспечение исполнения которого она выдана, даже если в гарантии будет содержаться ссылка на это обязательство (ст. 370 ГК РФ).

В-третьих, это безусловная обязанность гаранта уплатить по письменному требованию бенефициара ту сумму, которая была предусмотрена гарантией. Такое требование бенефициара должно содержать указание на допущенное принципалом нарушение основного обязательства и должно быть представлено гаранту в письменной форме до окончания определенного в гарантии срока. Дело гаранта лишь определить, соответствует ли требование бенефициара и приложенные к нему документы условиям гарантии. Отказ гаранта в удовлетворении требования бенефициара допускается лишь в ситуации, когда такое требование не соответствует условиям гарантии (например, по сумме) либо предоставлено гаранту по истечении установленного в гарантии срока. Даже в тех случаях, когда гаранту стало известно, что обеспеченное гарантией обязательство уже исполнено должником или прекращено, он не наделен правом отказать бенефициару в удовлетворении его требований (п. 2 ст. 376 ГК РФ).

В-четвертых, ограничен перечень оснований прекращения банковской гарантии, которые связаны либо с надлежащим исполнением гарантом своего обязательства, либо с односторонним волеизъявлением бенефициара.

Специфика банковской гарантии дополняется правилом о безотзывности  банковской гарантии (ст. 371 ГК РФ) и ее возмездном характере в отношениях между гарантом и принципалом (п. 2 ст. 369 ГК РФ).

Банковская гарантия может  заключаться гарантом не только в  пользу непосредственно контрагента  принципала (прямая гарантия), но и в пользу банка, обслуживающего контрагента (гарантия через посредство банка).

 

Глава II. Понятие государственного регулирования инвестиционной деятельности.

 

2.1. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности.

Под государственном регулированием инвестиционной деятельности понимаются определённые в законодательном порядке форме (Рисунок 1). Основные формы государственного регулирования инвестиционной деятельности) и методы административного и экономического характера, используемые органами управления всех уровней для осуществления инвестиционной политики, обеспечивающей государственные задачи социально-экономического развития страны и её регионов, повышения эффективности инвестиций, обеспечения безопасных условий для вложений в различные инвестиционные объекты.

Государственное регулирование  инвестиционной деятельности представляет собой совокупность государственных  подходов и решений, закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность.

Регулирование выражается в  прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговых  льгот, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в финансовой и кредитной  политике, ценообразовании, выпуске  в обращение ценных бумаг, амортизационной  политике.

Государство для выполнения своих функций регулирования  экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения инвестиционной политики.

- Регулирование финансовых инвестиций;

- Налоговое регулирование инвестиционной деятельности;

- Регулирование условий инвестирования средств за пределы государства.

 

Сущность форм и методов  государственного регулирования инвестиционной деятельности, заключается в следующем:

1. Государственное регулирование  инвестиционной деятельности, осуществляемой  в форме капитальных вложений, ведется органами государственной  власти Российской Федерации  и органами государственной власти  субъектов Российской Федерации.

2. Государственное регулирование  инвестиционной деятельности может  осуществляться с использованием  форм и методов в соответствии  с законодательством Российской  Федерации. Для регулирования  деятельности инвесторов на территории  РФ государство использует следующие  методы:

─ контроль за соблюдением государственных норм и стандартов, а также за соблюдением правил обязательной сертификации, т.е. согласно закону «Об инвестиционной деятельности в РФ» субъекты инвестиционной деятельности обязаны соблюдать нормы и стандарты, установленные законодательством РФ и законодательствами субъектов РФ.

─ экспертиза инвестиционных проектов, т.е. оценка экономической  и иной целесообразности инвестиций в данный проект, отрасль или инвестиционную программу. Федеральным законом  от 25 февраля 1999г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных  вложений» установлены также  следующие формы и методы регулирования  инвестиционной деятельности:

• установления субъектами инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов;

• защиты интересов инвесторов;

• предоставление субъектам инвестиционной деятельности не противоречащих законодательству Российской Федерации льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;

• расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства объектов социально культурного назначения;

• прямое участие органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем.

─ разработки, утверждения  и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями;

─ размещения на конкурсной основе средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов;

 ─ выпуска муниципальных  займов в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

─ вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной  собственности;

─ предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных  территорий, отраслей, производств;

─ проведение финансовой и  кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение  ценных бумаг), амортизационной политики.

Механизм государственного регулирования инвестиционных процессов  представляет собой совокупность инструментов и методов воздействия государства  на инвестиционную политику субъектов  хозяйствования.

Осуществляя регулирование  инвестиционной деятельности, государство  выполняет ряд следующих функций:

1. Установочную (целеполагающую);

2. Мобилизующую;

3. Стимулирующую;

4. Контролирующую.

Установочная  функция государства заключается в определении стратегических целей и приоритетов, в постановке задач инвестиционной политики на предстоящий период. Формирование структуры целей и приоритетов предполагает анализ результатов, выявление наиболее острых социально-экономических и политических проблем, определение наиболее активных мероприятий государства по их решению.

Мобилизирующая  функция государства заключается в поисках источников инвестиционных ресурсов, в определении путем их привлечения для решения поставленных задач. Осуществление этой функции связано с регулированием движения инвестиционных ресурсов, их распределением между структурными подразделениями национального хозяйства. Основными инструментами осуществления этой функции является монетарная политика, налоговое обложение, политика в области амортизационных отчислений, бюджетная политика, регулирование внебюджетных фондов.

Стимулирующая функция государства нацелена на безусловное и ускоренное решение ключевых приоритетных задач инвестиционной политики. Эта функция реализуется через посредство налоговых и финансовых льгот (субсидий, субвенций, дотаций), создание оффшорных зон, кредитную и дисконтную (процентную) политику, иные инструменты.

Контрольная функция предполагает контроль со стороны государства за соблюдением хозяйствующими субъектами установленных государством экономических и правовых норм в процессе их хозяйственной деятельности. Государственный контроль осуществляется через соответствующие контрольные органы и органы управления различного уровня.

В содержании современной  инвестиционной политики следует выделить два вида мероприятий и соответственно две формы деятельности: стратегию  и тактику.

Стратегия – долговременный курс государства, направленный на комплексное решение крупномасштабных народнохозяйственных (макроэкономических) задач. К элементам стратегии относят:

1) постановку долговременных целей и задач, обоснование принципов и приоритетов государственного регулирования инвестиций;

2) определение основных источников и резервов долговременных вложений;

3) обоснование направлений и способов использования инвестиций (направлений достижения целей).

Понятие «тактика» выражает совокупность приемов (методов), инструментов, форм управленческой деятельности, с помощью которых субъекты управления решают стратегические задачи. Тактика отличается от стратегии тремя признаками:

1. она предусматривает  решение оперативных целей и задач в краткосрочном периоде;

2. ориентируется на поиск  специфических, наиболее эффективных  решений каждой отдельно взятой  стратегической задачи;

3. использует оперативные средства (инструменты) и формы воздействия на поведение инвесторов.

В общем итоге экономическая  тактика государства в области  регулирования инвестиций является продолжением и дополнением стратегии, ее логическим завершением.

 

2.2. Законодательная база как основа государственного регулирования инвестиционной деятельности.

На деятельность государства  по регулированию инвестиционного  процесса оказывают влияние состояние  и уровень развития рыночного  хозяйства, степень его ориентированности  на решение социальных целей и  задач. Но во всех случаях это регулирование  представляет собой сложных процесс, включающий цели, субъекты, объекты и средства этого регулирования.

Информация о работе Способы обеспечения обязательств