Шпаргалка по "Хозяйственному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:57, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие, предмет хозяйственного права.
2. Принципы, методы и система ХП.
3. Источники ХП.
4. Комплексный характер ХП.
5. Субъекты ХП.

Файлы: 1 файл

Otvety_01-30.docx

— 78.07 Кб (Скачать файл)

-научно обоснованным сочетанием экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;

-рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы, возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;

-соблюдением требований природоохранного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения;

-гласностью в работе и тесной связью с общественными организациями и населением в решении природоохранных задач;

-международным сотрудничеством в охране окружающей природной среды.

 

25. Экономический механизм охраны окружающей среды.

В состав экономического механизма входят:

-правила заключения договоров, выдача лицензий и установление лимитов на комплексное природопользование;

-платность природопользования;

-экономическое стимулирование охраны окружающей среды.

Договор, лицензия и лимиты на природопользование определяются законом следующим образом.

Договор на комплексное природопользование заключается между природопользователем и исполнительным органом власти на основе заключения экологической  экспертизы на предполагаемую хозяйственную  или иную деятельность и лицензии (разрешения) на комплексное природопользование. Договор на комплексное природопользование предусматривает условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и возмещение вреда, порядок разрешения споров.

Лицензия на комплексное  природопользование выдается природопользователю специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды с указанием:

-вида, объема и лимита хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов;

-экологических требований, при которых допускается использование природных ресурсов, последствий несоблюдения этих требований.

Лимиты на природопользование являются системой экологических ограничений  по территориям и представляют собой  установленные предприятиям-природопользователям на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства.

Законом предусматривается  платность природопользования. Плата за природные ресурсы (землю, недра, воду, леса и иную растительность, животный мир, рекреационные (зоны отдыха, пляжи и т. п.) и другие природные ресурсы) взимается:

-за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

-за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

-на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия взимается за:

-выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов;

-выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов.

Экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды  осуществляется путем:

-установления налоговых и иных льгот при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранный эффект;

-освобождения от налогообложения экологических фондов;

-передачи части средств экологических фондов на договорных условиях под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для реализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

-установления повышенных норм амортизации основных производственных природоохранных фондов;

-применения поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию;

-введения платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие вредные воздействия на окружающую среду;

-применения льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану окружающей природной среды.

 

26. Экологический  контроль и управление охраной  окружающей среды на предприятии.

Экологический контроль ставит своими задачами наблюдение за состоянием окружающей природной среды и  ее изменением под влиянием хозяйственной  и иной деятельности; проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных  ресурсов, оздоровлению окружающей природной  среды, соблюдению требований природоохранного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.

Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды, государственного, производственного, общественного  контроля.

Производственный экологический  контроль осуществляется экологической  службой предприятий, учреждений, организаций  и ставит своей задачей проверку выполнения планов и мероприятий  по охране природы и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию  и воспроизводству природных  ресурсов, соблюдению нормативов качества окружающей природной среды, выполнению требований природоохранного законодательства.

Порядок организации производственного  экологического контроля регулируется положениями, утвержденными предприятиями, учреждениями, организациями на основе Закона РФ "Об охране окружающей среды".

Важное значение в достижении эффективности управления охраной окружающей среды имеет проектирование в составе многоцелевой системы управления предприятием подсистемы "Управление охраной окружающей среды (экологическое управление)".

Управление в подсистеме включает этапы разработки и изготовления продукции, в процессе которых формируются  ее экологические свойства; технологические  этапы производства, на которых возможно появление побочных продуктов производства, загрязняющих и вредно действующих  на окружающую среду; деятельность подразделений  по использованию природных ресурсов.

Достижение цели управления охраной окружающей среды обеспечивается реализацией специальных функций. Среди них - планирование мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов; стандартизация норм и требований к экологическим свойствам продукции, технологических процессов и побочных продуктов производства; организация технического обслуживания и ремонта средств охраны окружающей среды; регламентация трудовых процессов с учетом требований охраны окружающей среды; контроль и регулирование выполнения мероприятий по охране среды и др.

 

27. Конкуренция  и монополистическая деятельность.

Системообразующим правовым актом антимонопольного законодательства является Закон РФ «О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года. Закон определяет организационные  и правовые основы предупреждения, ограничения, пресечения монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции  и направлен на обеспечение условий  деятельности и эффективного функционирования товарных рынков.

Конкуренция - это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Монополистическая деятельность – противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Существуют следующие  виды монополистической деятельности:

1) Злоупотребление доминирующим положением на рынке

2) Соглашение хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию

3) Акты и действия властных органов, направленных на ограничение конкуренции

4) Соглашения властных органов, ограничивающих конкуренцию

5) Участие в предпринимательской деятельности должностных лиц, органов власти и управления

Доминирующее положение  – исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких субъектов  на рынке товара, не имеющего заменителя либо взаимозаменяемых товаров, дающее возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения  товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок  другим хозяйствующим субъектам.

Форма рынка определяется количественным распределением продавцов  и покупателей и условно подразделяется на виды:

1) Полиполия (на рынке много продавцов и много покупателей одного товара)

2) Олигополия (на рынке несколько продавцов определенного товара и много покупателей)

3) Монополия (форма рынка, при которой объединения хозяйствующих субъектов сосредотачивают значительную долю производства и используют свое господство на рынке с целью извлечения монопольно высокой прибыли)

Недобросовестная конкуренция  – любые действия хозяйствующих  субъектов, направленные на приобретение преимуществ предпринимательской деятельности и противоречащие положению действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, и способные причинить или уже причинили убытки другим хозяйствующим субъектам, либо нанести ущерб их деловой репутации.

Естественная монополия  – особое состояние товарного  рынка, которая характеризуется  следующими признаками:

• Удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствии конкуренции

• Товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами

• Спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

 

28. Правовые  основы биржевой торговли.

Отношения, связанные с  деятельностью товарных бирж и биржевой торговлей, регулируются Законом РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» (в редакции 1995 г.).

Под товарной биржей понимается организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок  путем организации и регулирования  биржевой торговли, осуществляемой в  форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.

На товарной бирже осуществляется оптовая торговля массовыми товарами, преимущественно сырьевыми и  сельскохозяйственными (цветными металлами, хлопком, зерном, сахаром и пр.). Как  правило, товар продается и покупается без предварительного его осмотра  покупателем на основе ознакомления с качественными характеристиками товара по образцу, стандарту, описанию и т. п. Биржевым товаром не могут  быть недвижимое имущество и объекты  интеллектуальной собственности.

С экономической точки  зрения функции товарных бирж состоят  в сосредоточении спроса и предложения  товаров и сближении с помощью  срочных сделок (разделенных в  пространстве и времени). Благодаря  функционированию бирж достигается  максимальное приближение товарных цен к уровню, который диктуется  условиями производства товаров  и существующей в данный момент конъюнктурой рынка.

Участниками биржевой торговли в ходе торгов могут совершаться  сделки, связанные с:

-взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара;

-взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком его постав­ки (форвардные сделки);

-взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара (фьючерсные сделки);

-уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара (опционные сделки).

Членами биржи могут быть юридические и физические лица, которые участвуют в формировании уставного капитала биржи либо вносят членские или иные целевые взносы в имущество биржи и стали членами биржи в порядке, предусмотренном ее учредительными документами.

Информация о работе Шпаргалка по "Хозяйственному праву"