Проблемы систематизации и кодификации хозяйственного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2012 в 04:51, контрольная работа

Описание работы

Первая попытка систематизации действующих правовых норм в России была предпринята еще в XI-XII вв., в первом сборнике древнерусского права - в Русской Правде. Судебник 1497 г. стал предвестником создания кодифицированного общегосударственного законодательства, созданное в середине XVII в.
Соборное Уложение царя Алексея Михайловича вплоть до первой половины XIX в. оставалось основным сборником законодательных норм в России.
К памятникам большой систематизаторской деятельности XIX в., проведенной под руководством известного юриста того времени М. М. Сперанского, следует отнести Полное собрание и особенно. Свод законов Российской Империи, который просуществовал, ежегодно обновляясь, вплоть до октября 1917 г.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………..3-4
1. Понятие и формы систематизации нормативно-правовых актов………………………..5-7
2. Кодификация……………………………………………………………………………….8-12
3. Проблемы кодификации и систематизации хозяйственного права…………………...13-14
Заключение…………………………………………………………………………………..15-16
Литература………………………………………………………………………………………17

Файлы: 1 файл

Хоз. право (print).doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

 

 

3. Коваленко А.И. Общая теория  государства и права (в вопросах и ответах): Учеб. пособие. М., 2002.


Кодификация сопровождается нормативных  актов обработкой с целью придать  нормативным материалам стройность, последовательность, непротиворечивость, полноту и т.п.

Кодификация обладает рядом характерных черт:

1) в кодификационном  акте обычно формулируются нормы,  регулирующие наиболее важные, принципиальные  вопросы общественной жизни, определяющие  нормативные основы той или  иной отрасли (института) законодательства;

2) такой акт  регулирует значительную и достаточно обширную сферу отношений (имущественные, трудовые, брачно-семейные отношения, борьба с преступностью и т. д.);

3) будучи итогом  совершенствования законодательства, кодификационный акт представляет  собой сводный акт, упорядоченную  совокупность взаимозависимых предписаний.

Он является единым, внутренне связанным документом, включающим в себя как проверенные  жизнью, общественной практикой действующие  нормы, так и новые правила, обусловленные  динамикой социальной жизни, назревшими потребностями развития общества;

4) кодификация рассчитана на  создание более устойчивых, стабильных  норм, рассчитанных на длительный  срок их действия. Эффективность кодификационного акта во многом зависит от того, сможет ли законодатель учесть объективные тенденции развития отношений, являющихся предметом регулирования такого акта, их динамику;

5) предмет кодификации обычно  определяется в зависимости от  деления системы законодательства на отрасли и институты. Кодификация укрепляет системность нормативных актов, их юридическое единство и согласованность.

Кодификационный акт обычно возглавляет  систему взаимосвязанных нормативных  актов, образующих определенную отрасль, подотрасль или отдельный институт законодательства;

6) акт кодификации всегда значителен  по объему, имеет сложную структуру.  Это своеобразный укрупненный  блок законодательства, обеспечивающий  более четкое построение системы  нормативных предписаний, а также удобства их использования.

Кодификация – это наиболее сложная  и совершенная форма систематизации законодательства, имеющая правотворческий  характер.

 

   

 

 

Обычно в юридической  литературе и практике различают несколько видов кодификации:

1. Первый вид - это всеобщая кодификация, под которой понимается принятие целой серии кодификационных актов по всем основным отраслям законодательства и, как следующий этап, создание объединенной, внутренне согласованной системы таких актов типа "кодекса кодексов" (например, свод законов того или иного государства),

2. Отраслевая кодификация, охватывающая  законодательство той или иной  отрасли (например, уголовный или  гражданский кодексы),

3. Специальная (комплексная) кодификация  – это издание актов, регулирующих  тот или иной правовой институт (например, таможенный кодекс, кодекс торгового мореплавания, кодекс об административных правонарушениях, и т.д.)4.

Три основные виды кодификационных  актов:

1. Основы законодательства – это нормативно – правовой акт, устанавливающий важнейшие положения определённой отрасли права или сфера государственного управления;

2. Кодекс – наиболее распространённый  вид кодификационных актов, действующих  в основных сферах общественной  жизни, требующих правовой упорядоченности  (Уголовный кодекс, Таможенный кодекс и т.д.) Кодекс

(кодифицированный акт) - это единый, сводный, юридически и логически  цельный, внутренне согласованный  закон, иной нормативный акт,  обеспечивающий полное, обобщенное  и системное регулирование данной  группы общественных отношений.

Кодифицированные акты носят различное  наименование - "кодексы","уставы", "положения", просто "законы".

Особый характер в федеративном государстве принадлежит кодифицированным актам федерального уровня. В них  содержатся исходные и общие положения, имеющие значение для всего федеративного государства. В республиках же и других субъектах Федерации принимаются, акты в соответствии с их компетенцией на основании федеральных кодексов, других федеральных законов.

Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Каждый кодекс - это как бы самостоятельное, развитое юридическое "хозяйство", в котором должно быть "все", что необходимо для юридического регулирования той или иной группы отношений, - и общие принципы, и регулятивные институты всех основных разновидностей данных отношений, и правоохранительные нормы, и т.д.

 

4. Спиридонов Л.И. М., 2002. С. 177.


Причем весь этот нормативный материал приведен в единую систему, распределен  по разделам и главам, согласован.   Существенное значение в каждом кодексе (кодифицированном акте) имеют" общая часть" или "общие положения", где закрепляются Исходные принципы и нормы, общие начала и "дух" данной ветви законодательства.

Основную роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы, т.е. кодифицированные акты, возглавляющие соответствующую отрасль законодательства. Эти кодексы собирают в единый фокус, сводят воедино основное содержание той или иной законодательной отрасли. Все другие законы, иные нормативные акты данной отрасли как бы подстраиваются к отраслевому кодексу. В части первой ГК РФ прямо сказано: "Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу" (п. 2 ст. 3).

3. Устав, положение – это  кодификационные акты специального  действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (президентом или правительством).

На основании наличия кодифицированного  акта формируется та или иная законодательная  отрасль. Однако наличие кодифицированного  акта как одного из критериев отрасли законодательства не нужно понимать узко. Это не обязательно основы законодательства или кодексы, может быть и группа кодифицированных актов, которые в совокупности определяют отрасль (так обстоит дело, например, в законодательстве об охране природы). Но один кодифицированный акт или несколько необходимы для признания конкретной группы норм отраслью законодательства.

Отсюда, разумеется, не следует, что  до принятия кодифицированного акта об отрасли вообще нельзя говорить. Развитие и становление отрасли – процесс длительный, многоплановый, его признаками являются нацеленность группы правовых норм на регулирование определенных общественных отношений (предмет), использование своеобразного сочетания известных процессов и средств правового регулирования (метод). Принятие кодифицированного акта или нескольких актов завершают процесс образования отрасли.

Совокупность правовых норм признается отраслью законодательства по мере осуществления  кодификации. Обоснование новой  отрасли, отыскание ее предмета и  метода – задача науки, а переход от научных рекомендаций к реализации, проведение кодификации – удел практики.

   

 

Правовая система России с самого начала должна создаваться не как  совокупность разрозненных актов по узким вопросам, а как научно обоснованная и взаимоувязанная система кодификационных актов, которые должны быть базой, основой системы законодательства страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы кодификации и систематизации хозяйственного права

 

Кодификация хозяйственного права  имеет много преимуществ и привлекательных сторон. "Кодификация является, пожалуй, самым эффективным способом систематизации нормативных правовых актов. Она представляет собой прекрасный способ "разгрузить" действующее законодательство, избавив его от огромного массива разрозненных нормативных правовых актов, путем объединения их смысла в одном новом едином комплексном законодательном акте. В результате кодификации нормативно-правовые предписания выражаются в концентрированном виде, объем законодательства, подлежащий изучению субъектами правоотношений, уменьшается, а у людей возникает возможность усвоить требования норм права более полно и системно, не исследуя в поисках отдельных положений всю систему законодательства.

Кодификация - действенное средство увеличения регулятивной эффективности права, она служит для устранения множества бессистемных и разнородных нормативно-правовых актов путем объединения их смысла в новом едином акте, носящем комплексный характер и служащем для комплексного единого выражения нормативно-правовых предписаний, ранее содержавшихся в большом массиве законодательства. Такое кардинальное изменение законодательства позволяет сконцентрировать элементы норм права (гипотезу, диспозицию и санкцию), сосредоточив их в одном системном комплексном нормативном правовом акте.

Кодификация представляет собой метод  борьбы с излишним объемом законодательства, с его разбуханием, запутанностью, дублированием друг друга различными его элементами5. Кодификация норм хозяйственного права должна иметь конкретные цели и задачи. Целями могут быть:

а) облегчение участникам правоотношений процесса выявления всех правовых норм, которыми следует руководствоваться  в их системе;

б) преобразование менее устойчивых и не системных, порой временных, правовых норм в стабильные системные правовые нормы и закрепление их в соответствующем кодексе, имеющем более высокую юридическую силу в данной сфере;

в) разработка новых правовых норм, необходимость в которых продиктована развитием экономики, науки и  техники, освоением новых пространств и территорий, расширением интеграции и межгосударственного сотрудничества;


5. Чухвичев Д.В. Особенности законодательной техники при проведении кодификации ("Право и политика", 2005,).

 

г) проверка и усовершенствование отдельных правовых норм с исключением из правового обращения устаревших норм, не отвечающих современным требованиям, замена их более прогрессивными;

д) четкость, последовательность и  ясность изложения правовых норм, исключающего их неоднозначное толкование и коллизии;

ж) сближение позиций различных отраслей национального права и различных правовых систем в раскрытии юридического содержания действующих и вновь разрабатываемых правовых норм (внутренняя и внешняя гармонизация и унификация) и т.д.

Прогрессивное развитие хозяйственного права и его кодификация имеют большое значение для превращения его в более эффективное средство осуществления целей и принципов, изложенных в нормах Конституции Республики Беларусь.

В том числе о предоставлении всем равных прав для осуществления  хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, о гарантиях равной защиты и равных условий для развития всех форм собственности, о государственном регулировании экономической деятельности в интересах человека и общества.

В настоящее время хозяйственное  право представляет собой постоянно развивающуюся правовую систему, в которой активно осуществляются процессы кодификации, затрагивающие как всю систему в целом, так и отдельные ее отрасли и институты. Применительно к хозяйственному праву проблема кодификации его принципов и норм сегодня приобретает особое значение.   Именно она способна положить конец изрядно затянувшимся спорам по данному вопросу, поскольку ее конечным результатом должно стать выявление межотраслевых принципов, наличие которых входит в число шести основных признаков хозяйственного права как самостоятельной отрасли права.   Перечислим другие 5 признаков: специфический круг общественных отношений, характерные нормы, регулирующие эти отношения, наиболее крупную общественную значимость круга общественных отношений, очень обширный объем нормативно-правового материала и заинтересованность общества в выделении новой отрасли права.

В последнее время и в Российской Федерации некоторые ученые стали  вновь поднимать вопрос о необходимости  разработки и принятия предпринимательского (либо хозяйственного) кодекса, как базового системообразующего закона6.


6. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: Монография. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Реформа законодательства является важнейшей составной частью правовой реформы, столь необходимой России. Систематизация же нормативных актов, которая актуальна для любой развитой правовой системы, в российских условиях просто жизненно необходима. Таким образом, кодификация хозяйственного законодательства будет охватывать закономерный и соразмерный, а не случайный и не всеобъемлющий набор нормативно-правовых актов, но объединенный единым предметом и методом правового регулирования комплекс правоотношений, не выходящий за рамки кодифицируемой отрасли права, в данном случае хозяйственного.

В настоящее время необходимо:    

1. Найти пробелы и противоречия (коллизии) в действующем хозяйственном законодательстве, для того чтобы их можно было компенсировать новыми правилами создаваемого кодекса;

2. Определить цели, предмет, метод  правового регулирования хозяйственного  кодекса, основные принципы и  его место в системе правоотношений;

3. Выделить нормативные правовые  акты, подлежащие кодификации; 

4. Создать структуру проекта  хозяйственного кодекса;

5. Сформулировать статьи проекта  хозяйственного кодекса. 

Информация о работе Проблемы систематизации и кодификации хозяйственного права