Правовой режим имущества крестьянского (фермерского ) хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2015 в 21:45, контрольная работа

Описание работы

Крестьянское (фермерское ) хозяйство - форма сельскохозяйственного производства, основанная на использовании земли, находящейся в собственности или пожизненном наследуемом владении либо полученной в аренду. Крестьянское (фермерское) хозяйство может иметь в собственности жилые дома, хозяйственные постройки, сельскохозяйственную технику и инвентарь, транспортные средства и т. д. Произведенная продукция и полученные доходы являются собственностью крестьянского (фермерского, хозяйства)
Крестьянское (фермерское ) хозяйство - по законодательству РФ самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, предоставленный отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющими производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании (в т.ч. аренде, собственности или пожизненном наследуемом владении) земельных участков.

Содержание работы

Введение
1 Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства.
2 Правовой режим имущества крестьянского (фермерского ) хозяйства.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

План.docx

— 42.23 Кб (Скачать файл)

План 
Введение 
 
1 Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства. 
 
2 Правовой режим имущества крестьянского (фермерского ) хозяйства. 
 
Заключение  
 
Список используемой литературы  
Ведение 
Крестьянское (фермерское ) хозяйство - форма сельскохозяйственного производства, основанная на использовании земли, находящейся в собственности или пожизненном наследуемом владении либо полученной в аренду. Крестьянское (фермерское) хозяйство может иметь в собственности жилые дома, хозяйственные постройки, сельскохозяйственную технику и инвентарь, транспортные средства и т. д. Произведенная продукция и полученные доходы являются собственностью крестьянского (фермерского, хозяйства) 
 
Крестьянское (фермерское ) хозяйство - по законодательству РФ самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, предоставленный отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющими производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании (в т.ч. аренде, собственности или пожизненном наследуемом владении) земельных участков. Членами крестьянского хозяйства считаются трудоспособные члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство. Главой крестьянского хозяйства считается лицо, представляющее интересы крестьянского хозяйства в отношениях с предприятиями, организациями, гражданами, государственными органами и осуществляющее руководство крестьянским хозяйством. право на создание крестьянского хозяйства и на получение для этих целей земельного участка имеет каждый дееспособный гражданин РФ, достигший 18-ти летнего возраста и имеющий опыт работы в сельском хозяйстве и сельскохозяйственную квалификацию, либо прошедший специальную подготовку 
 
^ 1 Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства. 
Крестьянские (фермерские) хозяйства в России ведут свое начало со столыпинских аграрных реформ, суть которых состояла в том, чтобы каждому крестьянину царским Указом от 9 ноября 1906 г. было разрешено выйти из общины со своим наделом и стать самостоятельным и независимым хозяином. 
 
После провозглашения в 1990 – 1992 гг. аграрной и земельной реформы начался новый этап в истории преобразования отечественного сельского хозяйства. Формирование конкурентной среды в аграрном секторе экономики страны стало одной из главных целей, на достижение которой были направлены действия реформаторов. 
 
Однако процесс формирования сельского хозяйства шел сложно и противоречиво. В 1991 г. реформа сделала первые практические шаги в формировании укладов аграрной экономики. Одним из таких укладов стало фермерство – малая форма агропромышленного бизнеса на семейной основе. 
 
Фермерское хозяйство – это деловое предприятие, в бизнес-менеджменте которого присутствуют и сочетаются маркетинг, компетентное управление ресурсами (в том числе природными, финансовыми, техническими и человеческими), планирование и прогнозирование1. 
 
Фермерское хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии (ст. 1 Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»). 
 
Наряду с фермерскими на селе существуют и функционируют крестьянские хозяйства или личные подсобные хозяйства сельских жителей. Они, в отличие от фермерских хозяйств, носят потребительский характер, обладают иным мотивационным механизмом. 
 
Ведение крестьянского или личного подсобного хозяйства по существу является деятельностью, основанной на труде членов крестьянской семьи, с минимальным обращением к рынку. Такого рода деятельность по производству сельскохозяйственной продукции ориентирована преимущественно на потребление продукции внутри самого хозяйства и не требует юридического оформления хозяйственной деятельности и ведение официальной отчетности. Перерастание такого рода хозяйств в фермерские связано с развитием новых технологий, повышением уровня механизации, общей и профессиональной культуры крестьян. 
 
Крестьянское хозяйство как субъект аграрных, гражданских, земельных, финансовых правоотношений и самостоятельная организационно-правовая форма аграрного предпринимательства характеризуется следующими признаками: 
 
во-первых, оно представляет собой сумму трех компонентов: имущественный комплекс, земельный участок и граждан, объединившихся для осуществления сельскохозяйственной и связанной с ней иной деятельностью; 
 
во-вторых, выступает в качестве односубъектного формирования самостоятельно хозяйствующего субъекта и носителя прав и обязанностей; 
 
в-третьих, субъект предпринимательской деятельности1 
 
Фермерское хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии2. 
 
В соответствии с действующим законодательством фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином (п. 2 ст. 1 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»). Согласно п. 3 ст. 1 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» к деятельности фермерских хозяйств применяются правила гражданского законодательства, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не предусматривается законодательством РФ. 
 
В деятельности крестьянского хозяйства преобладают не только хозяйственные задачи, связанные с осуществлением сельскохозяйственной и связанной с ней иной деятельностью, но и коммерческие задачи, направленные на получение прибыли. Поэтому закон наделяет крестьянское (фермерское) хозяйство всем комплексом прав и обязанностей, которые необходимы ему для осуществления частной предпринимательской деятельности. 
 
Особая природа крестьянского хозяйства выражается также в наделении его правами юридического лица. В современных условиях в соответствии с господствующим в теории гражданского права и практике взглядом свойство юридического лица за крестьянским хозяйством отрицается. Этот взгляд нашел отражение и в ГК РФ и в Законе РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», которые не признают за такими хозяйствами статуса юридического лица. 
 
Крестьянское хозяйство — хозяйственная организация особого рода, которая ведется, по общему правилу, либо отдельным гражданином, либо семьей. Крестьянская семья наиболее простая, широко распространенная организационно-правовая форма крестьянского хозяйства. 
 
Легальным определением подчеркивается, что крестьянское хозяйство, с одной стороны, основано на семейно-родственных связях лиц, ведущих совместную сельскохозяйственную деятельность, с другой стороны, это семейно-трудовое объединение лиц, занятых частной предпринимательской сельскохозяйственной деятельностью. 
 
На такой основе создавались крестьянские хозяйства в дореволюционной России, законодательство которой рассматривало крестьянский двор не только в качестве родственного, но и трудового союза. В юридической литературе того времени являлся господствующим взгляд, согласно которому «право на семейное имущество или его долю определяется как началом кровного родства, так и трудовым началом...» Противоположную трактовку социальной и юридической природы крестьянского двора давал Правительствующий Сенат, который, опираясь формально на крестьянские обычаи, а по существу, по политическим мотивам в противоположность индивидуальной собственности, закрепленной X томом Свода законов Российской империи, признавал, что семья по смыслу обычного крестьянского права не есть родственный союз, а является трудовым союзом. Соответственно домохозяин рассматривался как представитель коллектива, а не как правомочный собственник. Фактически власть домохозяина была неограниченной: она распространялась не только на имущественные отношения, но и самих членов семьи. Такое объяснение юридической сущности крестьянского двора вполне соответствовало самодержавному режиму государственной власти1. 
 
Практика дореволюционного Сената подвергалась обоснованной критике в дореволюционной юридической литературе, в которой предпринимались попытки еще до Указа от 9 ноября 1906 г. распространить положения X тома Свода законов Российской империи об индивидуальной собственности на имущественные отношения в крестьянской семье. После реализации Указа от 9 ноября 1906 г. эта позиция стала господствующей в юридической литературе. Вот как, например, характеризовал юридическую сущность крестьянского двора проф. А.А. Леонтьев. «Право потомственного пользования подворным наделом определяется не одними родственными отношениями крестьян между собой, но и принадлежностью к составу той рабочей семьи, на имя домохозяина которой выдана данная». Такое понимание юридической сущности крестьянского двора базировалось на Указе от 9 ноября 1906 г., который порвал с сенатской теорией крестьянского двора как трудового союза, а также общей семейной собственностью двора и стал на позицию личной семейной собственности домохозяина, вышедшего из общины. 
 
Земельный кодекс РСФСР 1922 г. (ст. 65) характеризовал крестьянский двор как семейнотрудовое объединение лиц, совместно ведущих сельское хозяйство. 
 
Современная юридическая практика содержит также много доводов в пользу юридической конструкции крестьянского хозяйства как семейно-трудового объединения крестьян, занятых частным предпринимательством в сфере сельского хозяйства. 
 
На основе такой конструкции вопросы, связанные с регулированием земельных, имущественных, трудовых отношений, возникающих на почве совместной трудовой деятельности членов крестьянской семьи, должны быть отнесены к сфере законодательства о крестьянском хозяйстве. Право членов крестьянского хозяйства по отношению к имуществу определяется нормами права, учитывающими как начало семейного родства, так и трудовые отношения. 
 
Вместе с тем закон допускает существование крестьянских хозяйств, которые ведутся группой лиц, не связанных семейно-родственными связями, но объединившихся для совместной сельскохозяйственной деятельности. При таком широком понимании состава крестьянского хозяйства возникает вопрос, чем отличаются эти коллективы от иных сельскохозяйственных предприятий, которые могут выступать по законодательству участниками рыночных аграрных отношений. Эта двойственность положения крестьянского (фермерского) хозяйства вызывает противоречивые объяснения его сущности. При обобщенном и неполном регулировании деятельности крестьянских хозяйств, созданных группой граждан, возникают и другие затруднения. В основном они связаны с тем, что участники гражданского оборота не имеют представлений, с кем они должны иметь дело в гражданском обороте. Неопределенным остается также вопрос о том, кто является собственником имущества, на каких основаниях оно закреплено за группой граждан, не связанных между собой семейно-родственными отношениями? Можно ли считать при определенных условиях крестьянское (фермерское) хозяйство сельскохозяйственным товариществом или кооперативом? 
 
Положения, касающиеся социальной и юридической природы крестьянских хозяйств, дополнены, уточнены, видоизменены в законе РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»1. 
 
При этом не исключается возможность использования и иных юридических конструкций группы граждан, в частности, совместной деятельности без создания юридического лица. Наряду с этим ГК РФ . предусматривает создание членами крестьянского хозяйства на базе имущества хозяйства хозяйственного товарищества или производственного кооператива2. 
 
Понятие «крестьянское хозяйство» законодательство связывает не только с формой сельскохозяйственного предприятия, но и с земельной собственностью, арендой сельскохозяйственных земель, земельным оборотом, организацией земельной территории. Вопрос о правовом режиме земель крестьянского хозяйства решен, в сущности, п. 1 ст. 1 Закона о крестьянском хозяйстве. Здесь говорится о таких титульных земельных правах граждан, ведущих крестьянское хозяйство, как право аренды, пожизненного наследуемого владения землей или собственности на земельный участок. Земельный участок может входить в состав недвижимого имущества крестьянского хозяйства по разным правовым основаниям: часть земли — в качестве частной собственности гражданина, которому выдано свидетельство о праве собственности на землю; другая —- в качестве пожизненного наследуемого владения; третья — по договору аренды. 
 
Закон РФ. «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» подтверждает значение института пожизненного наследуемого владения земельным участком, устанавливает правило о том, что граждане, имеющие на момент вступления этого Закона в силу земельные участки, размеры которых превышают предельно допустимые нормы, во всех случаях сохраняют право пожизненного наследуемого владения или пользования частью земельного участка, превышающей указанные нормы. С введением в действие в. ГК РФ российский законодатель вновь подтвердил существование таких титульных земельных прав граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство, как право пожизненного наследуемого владения землей граждан. Оно закреплено не только в гл. 17 ГК РФ, но и в ст. 216 ГК РФ, которая к вещным правам лиц, не являющихся собственниками, относит и право пожизненного наследуемого владения земельным участком. В соответствии с этим можно заключить, что несмотря на отсутствие каких бы то ни было упоминаний в действующем ЗК РФ о пожизненном наследуемом владении, крестьянское (фермерское) хозяйство как семейно-трудовое объединение лиц, его ведущих, осуществляет частную предпринимательскую деятельность либо как собственник, либо как землевладелец, либо как арендатор земельного участка. 
 
Ответ на вопрос, почему именно гражданин, изъявивший желание создать крестьянское хозяйство и обратившийся с заявлением в соответствующие органы о предоставлении ему земельного участка, признается собственником земельного участка, содержится в ст. 7 Земельного кодекса. Она предусматривает, что граждане имеют право на получение в частную собственность земельных участков для ведения крестьянского хозяйства. Если оставаться на позициях действующего законодательства, то надо признать обоснованным запрет на выдел земельного участка при выходе из состава крестьянского хозяйства, передачу в наследство земли наследникам, не являющимся членами крестьянского хозяйства (ст. 11, 26 Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»)1. 
 
Дореволюционное правовое регулирование земельно-имущественных отношений периода П.А. Столыпина также базировалось на теории личной собственности домохозяина на имущество семьи. 
 
В основе юридических конструкций земельноправных институтов на первом этапе земельной реформы лежит право собственности на земельный участок главы крестьянского хозяйства. Закон признавал земельные участки, находящиеся в подворном владении, а также усадебные участки при общинном владении личной собственностькьдомохозяина. Таким образом, российское законодательство еще в начале XX в. отказалось от семейной собственности и коллективной формы землевладения, закрепив право личной собственности домохозяина и общей собственности в качестве основных институтов гражданского и земельного права. Все это сближало владение домохозяина с общими положениями частного гражданского права, хотя при нарушении нормальной жизни крестьянского двора, например, в случае смерти главы семьи, при семейных разделах, суды руководствовались обычным крестьянским правом. 
 
На втором этапе земельной реформы по требованию V съезда АККОР в новый проект закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» были внесены изменения, относящиеся к правовому режиму фермерских земель. Эти изменения заключаются в закреплении права общей собственности на земельный участок не за главой, а за всеми членами крестьянского хозяйства, объединившимися для осуществления частнопредпринимательской деятельности в сельском хозяйстве. Аналогичное решение вопросов о земельной правосубъектности крестьянского (фермерского) хозяйства дано в ст. 267 ГК РФ, закрепившей общую собственность на землю членов крестьянского хозяйства (совместную или долевую — по договору между его членами). 
 
Содержание трудовой правосубъектности крестьянского хозяйства определяется группой его прав и обязанностей, предоставленных крестьянскому хозяйству для организации сельскохозяйственного труда. Речь идет прежде всего о хозяйствах, основанных на собственном труде самого крестьянина и членов его семьи. 
 
Однако положение о трудовом характере землевладения не может рассматриваться в качестве безусловного принципа организации труда крестьянского хозяйства. Владелец земли (собственник, арендатор), занятый частным предпринимательством на селе, как любой предприниматель, зарегистрированный в установленном порядке, может осуществлять свою деятельность с привлечением наемного труда (ст. 23,257 ГК РФ). 
 
Применение наемного труда в крестьянском хозяйстве имеет ряд специфических особенностей, которые закреплены ст. 22 Закона о крестьянском хозяйстве. Хозяйству разрешается использовать наемный труд в случае производственной необходимости в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Условия применения наемного труда определяются договорами крестьянского хозяйства с гражданами об использовании их труда. 
 
В соответствии со ст. 2 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления содействуют созданию фермерских хозяйств и осуществлению ими своей деятельности, оказывают поддержку фермерским хозяйствам, в том числе посредством формирования экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа фермерским хозяйствам к финансовым и иным ресурсам, а также в соответствии с законодательством РФ о малом предпринимательстве. 
 
Вмешательство федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в хозяйственную и иную деятельность фермерского хозяйства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. 
 
Основной вид деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств – ведение товарного сельскохозяйственного производства. 
 
Они обладают специальной правоспособностью, могут заниматься различными видами деятельности, не запрещенными действующим законодательством, но при сохранении производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции в качестве ведущих видов деятельности. Для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности земельные участки предоставляются и приобретаются из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с гражданским и земельным законодательством. 
 
Итак, крестьянское (фермерское) хозяйство — семейно-трудовое объединение лиц, занятых частным аграрным предпринимательством и осуществляющих на принципах коммерческого расчета товарное производство, переработку, реализацию сельскохозяйственной продукции на основе собственного капитала с использованием земельных участков, переданных в частную собственность, пожизненное наследуемое владение, аренду членам данного хозяйства, с применением собственной, а в определенных пределах также наемной рабочей силы1. 
^ 2 Правовой режим имущества крестьянского (фермерского ) хозяйства. 
 
Правовой режим имущества выражен в законодательном закреплении правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом крестьянского хозяйства. Особенность правового режима имущества крестьянских (фермерских) хозяйств – различный субъектный состав в имущественных и земельных правоотношениях. 
 
Правовой режим имущества крестьянского хозяйства регулируется гл. 3 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». В п. 1 ст. 6 указанного Закона приведен перечень имущества фермерского хозяйства. 
 
Правовые нормы закрепляют имущественные права и обязанности по владению, пользованию и распоряжению имуществом, составляющим общую совместную (долевую) собственность членов крестьянского хозяйства в процессе формирования, использования, восстановления и охраны имущества, необходимого для осуществления хозяйственной и иной деятельности. Нормы государственного, административного, финансового, земельного, гражданского, аграрного права защищают право собственности, имущественные права и интересы членов крестьянского хозяйства. 
 
Устанавливая правовой режим имущества крестьянского хозяйства, закон обеспечивает: 
 
с одной стороны, выполнение частной собственностью ее основной социальной функции — использование имущества для осуществления совместной предпринимательской деятельности в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции в условиях все большего распространения товарно-денежных отношений при наличии тенденции к развитию многоукладности аграрной экономики; 
 
с другой — предпосылки для перехода от традиционного административного подхода к преимущественно экономическим методам государственного регулирования сельского хозяйства в целях создания режима реального равноправия сельскохозяйственных предприятий, для формирования механизма конкуренции между различными предприятиями, основным критерием оценки, деятельности которых является предпринимательский подход. 
 
Специфика правового режима имущества крестьянского хозяйства проявляется прежде всего в субъектах и объектах частной собственности как особой экономико-правовой категории, тесно взаимодействующей с государственной и муниципальной собственностью. 
 
Имущество крестьянского хозяйства признается общей совместной собственностью его членов1. Следовательно, члены крестьянского хозяйства до выдела или раздела не являются собственниками отдельных частей общего имущества. Общая собственность на имущество членов крестьянского (фермерского) хозяйства является совместной, за исключением случаев, когда законом или договором между ними предусмотрено образование долевой собственности на это имущество. 
 
Кроме того, в аграрном законодательстве имеются специальные правила, которые устанавливают иной правовой режим имущества крестьянского хозяйства, отличный от ГК РФ. Они содержатся в Законе «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», регулирующем имущественные отношения членов крестьянского (фермерского) хозяйства и сохраняющем юридическую силу после введения в действие Части первой ГК РФ 1994 г. Здесь в ст. 15 в противоположность общим положениям гражданского законодательства закрепляется правило о том, что имущество крестьянского хозяйства принадлежит его членам на правах общей долевой собственности. Это предполагает не одного, а множество собственников, за каждым из которых закреплено право на долю в праве на общее имущество. 
 
Нормы, содержащиеся в ст. 15 специального закона, являются диапозитивными. Они допускают перевод общей долевой собственности в иной правовой режим. В соответствии с принципом единогласия члены крестьянского (фермерского) хозяйства могут договориться между собой об установлении общей совместной собственности. По данной юридической конструкции возникновение общей совместной собственности обусловливается, таким образом, волей членов крестьянского хозяйства — супругов, детей, приемных детей, родителей, иных родственников, иных лиц, совместно ведущих сельскохозяйственную предпринимательскую деятельность, решивших единогласно ввести режим общей совместной собственности. 
 
Не подлежит, однако, сомнению, что носителем права собственности в имуществе крестьянского (фермерского) хозяйства как при режиме общей совместной собственности, так и при режиме общей долевой собственности не может быть признано крестьянское (фермерское) хозяйство, выступающее в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта. Не является правомочным собственником и глава крестьянского (фермерского) хозяйства, который представляет его интересы в отношениях с предприятиями, организациями, гражданами и государственными органами1. 
 
Определяя круг объектов собственности граждан, ведущих крестьянское хозяйство, и закрепляя ее производственное назначение, законодательство устанавливает, что в собственности крестьянского хозяйства может находиться любое имущество, необходимое для ведения сельскохозяйственного производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции. Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает общее правило о том, что в собственности граждан, ведущих крестьянское хозяйство, могут находиться средства производства, приобретенные для хозяйства на общие средства его членов2. 
 
Здесь дается примерный перечень объектов собственности граждан. Им могут принадлежать на праве собственности земельный участок, насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника, оборудование, транспортные средства, инвентарь, иное имущество, имеющее сельскохозяйственную направленность. 
 
Положения п. 2 ст. 257 ГК РФ, в основном совпадающие с правилами Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве1 вместе с тем являются новыми для законодательства. В частности, помимо средств производства, необходимых гражданам для производства товарной сельскохозяйственной продукции, п. 2 ст. 257 ГК РФ включает в число объектов собственности крестьянского хозяйства земельный участок. Такое существенное расширение круга объектов права собственности крестьянского хозяйства отвечает новой аграрной политике, направленной на демократизацию отношений земельной собственности, передачу государственных земель в собственность крестьян. 
 
Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве (п. 2 ст. 14) устанавливает не только круг объектов собственности граждан, занятых частной предпринимательской деятельностью в сельском хозяйстве, но и источники формирования имущества крестьянского хозяйства. К ним относятся: 
 
денежные и материальные средства членов крестьянского хозяйства; 
 
доходы от реализации продукции, работ и услуг, а также от других видов деятельности; 
 
доходы от ценных бумаг; 
 
кредиты банков и других кредиторов; 
 
дотации из бюджета; 
 
безвозмездные или благотворительные взносы; 
 
пожертвования предприятий, организаций, граждан; 
 
иные источники, не запрещенные законом. 
 
Важным источником формирования имущественной базы крестьянского хозяйства является первоначальный капитал, приобретенный за счет личного имущества, сбережений и семейных доходов2. 
 
В качестве самостоятельного источника образования собственности крестьянского хозяйства Закон предусматривает денежные и материальные средства, полученные колхозником, работником совхоза при выходе из хозяйства в виде доли основных производственных фондов (в денежном или в натуральном выражении). 
 
В круг лиц, имеющих право на имущественный пай, Положение о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 г., включает работающих в хозяйстве, временно отсутствующих по уважительным причинам, работников, пенсионеров хозяйств. Право пенсионера на имущественный пай возникает независимо от продолжительности работы в данном хозяйстве. При этом допускается возможность расширения круга лиц, имеющих право на имущественный пай, за счет работников объектов социальной сферы, расположенной на территории хозяйств, лиц, работавших в хозяйстве в прошлые годы, а также лиц, уволенных из хозяйства по сокращению численности работников после 1 января 1992 г. Указанные лица приобретают право на имущественный пай по решению трудового коллектива сельскохозяйственного предприятия. При определении размера принадлежащей работнику имущественной доли исходят из стажа работы в данном хозяйстве и трудового вклада, как правило, за последние пять лет. 
 
В п. 5 постановления записано, что колхозы и совхозы вправе передавать в муниципальную собственность объекты социальной сферы, жилой фонд, внутрихозяйственные дороги, системы энергообеспечения, водоснабжения, газоснабжения, телефонизации и другие объекты, включаемые в состав так называемой социальной и инженерной инфраструктуры. Стоимость основных и оборотных средств за вычетом стоимости переданного в муниципальную собственность указанного имущества колхоза и совхоза рассматривается как общая долевая собственность членов колхоза или работников совхоза (п. 8). 
 
Право работников сельского хозяйства и иных лиц на имущественный пай базируется также на нормах п. 14 Положения о порядке реорганизации колхозов и совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 г., которое предусматривает создание паевого фонда. 
 
Паевой фонд определяется путем вычета из стоимости основных и оборотных средств реорганизуемых колхозов и совхозов стоимости объектов, передаваемых в сельскую (поселковую) муниципальную собственность, сумм непогашенных долгов по государственным кредитам и величины неделимых фондов, если они создаются. 
 
Выдел работнику сельского хозяйства доли стоимости производственных фондов должен производиться за вычетом сумм непогашенных долгосрочных кредитов, стоимости неделимых фондов, если таковые созданы по решению трудового коллектива, а также стоимости фондов, созданных за счет бюджетных средств. 
 
Сложнее обстоит дело с реализацией права работников сельского хозяйства на получение имущественного пая в сельскохозяйственных предприятиях, для которых установлены особые условия реорганизации и приватизации. Речь идет об имуществе государственных, племенных, конных заводов, учебно-опытных, специализированных хозяйств. 
 
На практике повсеместно нарушаются права работников сельского хозяйства на свободное распоряжение своими имущественными паями. Совхозы, колхозы, кооперативы, акционерные общества, товарищества нередко лишают владельцев имущественных паев права получать дивиденды, продавать пай предприятию и другим работникам предприятия, отказывают в выплате компенсации пая при выходе на пенсию и при увольнении с работы. Как правило, владельцы имущественных паев не могут получить имущество в счет пая при создании крестьянских хозяйств, частных предприятий, обслуживающих сельское хозяйство, произвести обмен имущественного пая на земельный, передать по наследству работающим в хозяйстве наследникам.1 
 
Важным источником формирования имущества крестьянского хозяйства являются также долгосрочные и краткосрочные кредиты, которые предоставляются по месту открытия расчетного счета крестьянского хозяйства на основе возвратности, платности и срочности. 
 
Законодательство о долгосрочном кредитовании относит к объектам затрат в кредитных правоотношениях строительство, реконструкцию, расширение объектов и другие затраты по созданию (включая покупку) и ремонту основных фондов, а также затраты на приобретение сельскохозяйственной техники, транспортных средств и оборудования, по формированию основного стада и приобретению пчелосемей. 
 
Условия и сроки долгосрочного кредитования зависят от окупаемости и длительности функционирования объекта. Обязанность банка выдать ссуду и право крестьянского хозяйства требовать ее выдачи возникает после заключения кредитного договора. Сроки кредитования определяются кредитным договором в пределах от трех до 10 лет. 
 
На льготных условиях предоставляются кредиты, на строительство: 
 
Объектов .производственного назначения (включая затраты по закладке и выращиванию многолетних насаждений) на срок окупаемости затрат, но не более 15 лет с погашением со второго года после начала плодоношения; 
 
жилых домов с надворными постройками на срок до 50 лет с погашением, начиная с шестого года после получения кредита. 
 
Краткосрочные банковские ссуды выдаются под материальные ценности и текущие производственные затраты (на оплату необходимых для производства товарно-материальных ценностей) на срок до 12 месяцев. 
 
Предоставляя ссуду, банк вправе требовать от крестьянского хозяйства обеспечения ее залогом товарно-материальных ценностей, производимой продукцией, имуществом, на которое в установленном порядке может быть обращено взыскание. В отдельных случаях ссуды могут выдаваться под гарантии платежеспособного предприятия, организаций, ассоциации крестьянских хозяйств. 
 
Государство финансирует организацию переселения в сельскую местность граждан для создания крестьянских хозяйств и малых сельскохозяйственных кооперативов. Особым видом является переселение в трудондостаточные районы для организации крестьянских хозяйств. Таковыми признаются на территории России населенные пункты, при которых земли сельскохозяйственного назначения вышли из оборота, не используются, используются не по назначению или нерационально, а также имеются свободные и ранее не используемые земли. 
 
Субсидии на образование и обустройство крестьянских хозяйств выплачиваются также лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, уволенным в запас в связи с сокращением Вооруженных Сил. В связи с реализацией Программы трудоустройства военнослужащих запаса в аграрном секторе экономики Российской Федерации. возрастает роль и значение финансовых ресурсов инвестиционного кредита, средств федерального бюджета, которые поступают на выполнение программных мероприятий через фонд поддержки и развития крестьянских (фермерских) хозяйств «Российский фермер»1. 
 
Сущность правового режима имущества крестьянского хозяйства проявляется в вещных правомочиях: праве владения, праве пользования, праве распоряжения имуществом, составляющим общую собственность членов крестьянского хозяйства. 
 
Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, а при возражении хотя бы одного из них – в порядке, установленном судом. Порядок распоряжения имуществом фермерского хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со ст. 4 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». 
 
Право пользования выражается в рациональном и эффективном использовании имущества членами крестьянского хозяйства по их взаимной договоренности. 
 
Право распоряжения объектами собственности этого хозяйства состоит в том, что только само крестьянское хозяйство определяет юридическую судьбу принадлежащего его членам совместного имущества. Закон предоставляет членам крестьянского хозяйства свободу в распоряжении имуществом. Они вправе его продавать, передавать предприятиям, организациям, гражданам, обменивать, сдавать в аренду. 
 
Особый правовой режим имущества будут иметь и унитарные предприятия, созданные крестьянским (фермерским) хозяйством. 
 
Как известно, имущество унитарного предприятия может находиться в собственности только одного лица – физического или юридического, так как долевая собственность на унитарное предприятие не допускается, его имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам (долям, паям). При этом собственность физического лица может быть представлена в виде совместной собственности супругов или членов крестьянского (фермерского) хозяйства. Поэтому, если в договоре будет установлена долевая собственность членов крестьянского хозяйства на имущество, в случае создания унитарного предприятия его имущество будет принадлежать членам на праве совместной собственности. 
 
Порядок распоряжения имуществом фермерского хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со ст. 4 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». В соответствии со ст. 253 ГК РФ при совершении одним из сособственников сделки по распоряжению имуществом, находящимся в совместной собственности, предполагается, что она осуществлена по согласию всех сособственников независимо от того, кем из участников совершается сделка по распоряжению имуществом. 
 
При распоряжении имуществом, находящимся в долевой собственности, согласие всех ее участников не резюмируется. Поэтому участник долевой собственности вправе распорядиться общим имуществом, если он имеет соответствующие полномочия, основанные на доверенности выданной ему другими участниками долевой собственности. (ст. 246 ГК РФ предусматривает распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности только по соглашению всех участников общей собственности). 
 
При распоряжении общим имуществом действует принцип: 
 
один участник права общей собственности – один голос. Размер доли не принимается во внимание. Необходимо единогласное решение всех сособственников. При отсутствии единогласия спор может быть решен судом по иску любого из сособственников1. 
 
Крестьянское хозяйство на основе гражданско-правовых сделок (как возмездных, так и безвозмездных) вправе приобретать, брать в аренду или временное пользование имущество у предприятий, объединений, организаций и граждан  
 
Правомочия по распоряжению имуществом предоставлены не только главе крестьянского хозяйства, но и доверенным лицам. Из содержания п. 2 ст. 15 Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» следует, что, поскольку глава крестьянского хозяйства представительствует в публичной сфере, совершая гражданско-правовые сделки с согласия членов крестьянского хозяйства, нет необходимости оформлять его правомочия по распоряжению имуществом доверенностью от других членов крестьянского хозяйства. Норма п. 2 ст. 15 данного Закона является диапозитивной, так как договором членов крестьянского хозяйства может быть установлен и иной порядок распоряжения и пользования имуществом. 
 
Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» достаточно подробно регламентирует выход из хозяйства, имущество которого признается неделимым объектом собственности граждан. Запрещая раздел земли и общего имущества в натуральной форме, Закон ограждает тем самым крестьянское хозяйство от измельчания и ослабления его экономической базы. Выходящий из такого хозяйства член имеет право требовать выплаты, причитающейся ему доли имущества деньгами2. 
 
Заключение 
Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы.  
 
Крестьянское (фермерское ) хозяйство - форма сельскохозяйственного производства, основанная на использовании земли, находящейся в собственности или пожизненном наследуемом владении либо полученной в аренду. 
 
Крестьянское (фермерское) хозяйство может иметь в собственности жилые дома, хозяйственные постройки, сельскохозяйственную технику и инвентарь, транспортные средства и т. д. Произведенная продукция и полученные доходы являются собственностью крестьянского (фермерского, хозяйства) 
 
Правовые нормы закрепляют имущественные права и обязанности по владению, пользованию и распоряжению имуществом, составляющим общую совместную (долевую) собственность членов крестьянского хозяйства  
 
Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, а при возражении хотя бы одного из них – в порядке, установленном судом. Порядок распоряжения имуществом фермерского хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со ст. 4 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».Право пользования выражается в рациональном и эффективном использовании имущества членами крестьянского хозяйства по их взаимной договоренности. Право распоряжения объектами собственности этого хозяйства состоит в том, что только само крестьянское хозяйство определяет юридическую судьбу принадлежащего его членам совместного имущества. Закон предоставляет членам крестьянского хозяйства свободу в распоряжении имуществом. Они вправе его продавать, передавать предприятиям, организациям, гражданам, обменивать, сдавать в аренду 
Список используемой литературы 

  1.  
    ФЗ «О крестьянском (фермерском ) хозяйстве» принят ГД ФС РФ 23.05.2003г. ред. от 30.10.2009
  2.  
    "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ принят ГД ФС РФ 21.10.1994г. ред. от 17.07.2009г. , с изм. от 18.07.2009г. М. «Юрист» 2009г. 
  3.  
    Боголюбов С. А. «Аграрное право» Учебник М. «Эксмо» 2008г. 
  4.  
    Быстров Г.Е., Козырь М.И. «Аграрное право « Учебник М. «Юрист» 2006г. 
  5.  
    Веденин Н Н. «Аграрное право» Учебник. М. «Юрист» 2007г. 
  6.  
    Завражных М. Л. « Аграрное право» Учебное пособие М. «Эксмо» 2007г. 

 


Информация о работе Правовой режим имущества крестьянского (фермерского ) хозяйства