Правовое регулирование социальных отпусков законодательством Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 09:35, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в том, чтобы изучить развитие норм законодательства Республики Беларусь, регулирующих институт социальных отпусков, а также проанализировать международно-правовые аспекты данного вопроса.
Для достижения вышеуказанной цели в работе поставлены следующие задачи:
-проанализировать ключевые положения действующего законодательства Республики Беларусь, касающиеся социальных отпусков как института трудового права;
-выделить виды и специфику предоставления социальных отпусков на современном этапе;
-изучить ключевые аспекты международно-правового регулирования вопросов социальных отпусков в контексте права на отдых;
-предложить возможности для совершенствования норм о социальных отпусках.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….8
1. ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ ВРЕМЕНИ ОТДЫХА
1.1. Понятие и значение времени отдыха………………………………………12
1.2. Виды времени отдыха: общая характеристика……………………………16
1.3. Понятие, классификация и правовое регулирование
социальных отпусков ………………………………………………...…………21

2. ОТПУСКА, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗАЩИТУ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА
2.1. Отпуск по беременности и родам……………………………………..…..37
2.2. Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет…....43

3. ОТПУСКА, СВЯЗАННЫЕ С ОБУЧЕНИЕМ, И ИНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ОТПУСКА
3.1. Отпуска в связи с обучением……………………………………………….51
3.2. Отпуска без сохранения заработной платы. Отпуск в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС……………………………………………………..……59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………

Файлы: 1 файл

Соц отпуска 3.doc

— 379.00 Кб (Скачать файл)

2) на третьем и последующих  курсах – до 30 календарных дней [18, с. 79-80].

Работникам, обучающимся в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального и высшего образования, в заочной форме получения образования, на период установочной или лабораторно–экзаменационной сессии в учебном году предоставляется отпуск:

  1. на первом и втором курсах – до 20 календарных дней;
  2. на третьем и последующих курсах – до 30 календарных дней [16, с. 103].

Работникам, обучающимся в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального и высшего образования, в вечерней или заочной форме получения образования, предоставляется отпуск:

1) на период сдачи государственных  экзаменов – 20 календарных дней;

2) на период подготовки  и защиты дипломного проекта (работы) – 90 календарных дней [18, с. 79-80].

За время отпусков, предоставляемых в связи с обучением в связи с обучением в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального и высшего образования, в вечерней или заочной форме получения образования, за работником сохраняется средняя заработная плата.

Работникам, обучающимся по направлению (заявке) нанимателя либо в соответствии с заключенными с ними договорами (на подготовку специалистов, коллективным или трудовым) в учреждениях, обеспечивающих получение послевузовского образования [16, с. 103-104]. Успешно выполняющим индивидуальные планы, ежегодно предоставляется отпуск с сохранением заработной платы для сдачи кандидатских экзаменов продолжительностью 15 календарных дней [18, с. 79-80]. Работникам, которые обучаются в указанных учреждениях образования при отсутствии согласия нанимателя, могут предоставляться отпуска без сохранения заработной платы такой же продолжительности (ст. 214, 216 Трудового кодекса) [16, с. 104].

За время отпусков, предоставляемых в связи с обучением в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального и высшего образования, в вечерней или заочной форме получения образования, за работником сохраняется средняя заработная плата [18, с. 79-80].

Работникам, допущенным к вступительным испытаниям при приеме в учреждения, обеспечивающие получение среднего специального образования, предоставляется отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью не менее 7 календарных дней, а в учреждениях обеспечивающих получение высшего образования, – не менее 12 календарных дней, не считая времени на проезд к месту нахождения учреждения образования и обратно.

Работникам, допущенным к вступительным испытаниям при приеме в учреждения, обеспечивающие получение послевузовского образования, могут предоставлять отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью до 12 календарных дней [16, с. 104-105].

Отпуск для сдачи государственных экзаменов, предоставляемый после 26 января 2008 г., следует предоставлять продолжительностью 20 календарных дней [18, с. 79-80].

Делая вывод, отметим, что продолжительность учебного отпуска и льготы зависят от формы обучения, уровня учреждения образования и тд.

 

3.2. Отпуска без сохранения заработной платы. Отпуск в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС

В соответствии со ст. 192 Трудового кодекса по договоренности между работником и нанимателем, а также в случаях, предусмотренных коллективным договором, наниматель вместо отпуска без сохранения заработной платы (ст. 190) может предоставить часть трудового отпуска по правилам, установленным ч. 1 ст. 174 Трудового кодекса. При этом одна часть разделяемого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней.

Например, работник обратился к нанимателю с письменным заявлением о предоставлении ему отпуска сроком 30 календарных дней для поездки в другой город к заболевшей сестре, брату. По соглашению между нанимателем и работником часть данного отпуска может быть заменена частью трудового отпуска (например, 15 календарных дней – трудовой отпуск, 15 календарных дней – отпуск без сохранении я заработной платы, т.е. социальный отпуск) [13, с. 81-82].

Отпуск без сохранения заработной платы или с частичным сохранением заработной платы может предоставляться по инициативе нанимателя.

Статьей 191 Трудового кодекса предусмотрено, что при необходимости временной приостановки работ или временного уменьшения их объема, а также при отсутствии другой работы, на которую необходимо временно перевести работника в соответствии с медицинским заключением, наниматель вправе с согласия работника (работников) предоставить ему (им) отпуск (отпуска) без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.

Размер сохраняемой заработной платы определяется по договоренности между нанимателем и работниками, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.

Таким образом, предоставление данного отпуска:

  • является правом нанимателя;
  • обязательно требуется согласие работника;
  • предоставляется только в случаях, предусмотренных ст. 191 Трудовым кодексом:
  • при необходимости временной приостановки работ;
  • при временном уменьшении работ;
  • при отсутствии другой работы, на которую необходимо временно перевести работника в соответствии с медицинским заключением;
  • может быть предоставлен одному работнику, определенным группам работников, всем работникам организации;
  • в коллективном договоре, соглашении могут быть определены сроки предоставления отпуска, а также случаи когда:
  • заработная плата не сохраняется;
  • заработная плата сохраняется частично;
  • сохраняется в полном объеме [13, с.83].

Из Трудового кодекса исключена ст. 187, предусматривающая предоставление работнику социального отпуска для лечения и иных личных потребностей с сохранением заработной платы.

По – новому будут решаться вопросы предоставления отпуска без сохранения заработной платы. Трудовое законодательство предусматривает два вида социальных отпусков без сохранения заработной платы. Ст. 189 Трудового кодекса регулирует основания предоставления социального отпуска без сохранения заработной платы, которые наниматель обязан предоставить по желанию работника, а ст. 190 Трудового кодекса предусматривает предоставление отпуска без сохранения заработной платы по договоренности между работником и нанимателем.

Согласно ст. 189 Трудового кодекса наниматель обязан по желанию работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 14 календарных дней следующим категориям работников:

  1. женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет (приложение Г, Д);
  2. ветеранам Великой Отечественной войны и ветеранам боевых действий на территории других государств;
  3. осуществляющим уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением;
  4. инвалидам, работающим на производствах, в цехах и на участках, специально предназначенных для труда этих лиц;
  5. иным работникам в случаях, предусмотренных законодательством, коллективным договором, соглашением.

Данные отпуска предоставляются в течение календарного года в период, согласованный сторонами [18, с. 80].

Данный отпуск предоставляется по письменному заявлению работника.

Наниматель обязан предоставить этот отпуск.

В случае, когда у работника есть право на отпуск по нескольким основаниям, предусмотренным в п. 1 – 5, отпуск предоставляется по каждому из них.

Отпуск может быть использован в каждом календарном году целиком или по частям, в период, согласованный сторонами. На другой рабочий год отпуск не переноситься [13, с .79].

Из названия ст. 189 Трудового кодекса следует, что отпуска, о которых в ней говориться должны быть кратковременными. Верхняя граница этой «кратковременности» установлена частью 1 той же статьи – не более 14 календарных дней. Нижняя граница Трудовым кодексом не регламентирована, поэтому отпуск не может предоставляться и на один, и на несколько дней.

Верхняя и нижняя границы продолжительности отпусков без сохранения заработной платы могут быть предусмотрены в:

  • коллективном договоре (соглашении);
  • других локальных нормативных правовых актах;
  • трудовых договорах (включая контракты).

Этот вывод следует из общих норм Трудового кодекса, в частности, его ст. 7, 19, 23, 360 и 364.

Вышеназванный перечень не является закрытым.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 189 Трудового кодекса он может быть дополнен:

  • законодательством;
  • коллективным договором, соглашением.

Трудовым кодексом предусмотрено предоставление «обязательных» социальных отпусков без сохранения заработной платы:

  • совместителям, если продолжительность трудового отпуска на работе по совместительству меньше такого же отпуска по основной работе;
  • продолжительностью 14 календарных дней в году в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС.

На основании п. 5 ч. 1 ст. 189 Трудового кодекса перечень работников, имеющих право на предусмотренные в ней отпуска, может быть дополнен также коллективным договором, соглашением.

В этих договорных источниках могут быть определены самые разные вопросы регулирования рассматриваемых отпусков, в том числе:

  • конкретные виды таких отпусков;
  • категории работников, которые имеют на них право;
  • продолжительность отпусков;
  • условия предоставления (например, отсутствие нарушений трудовой дисциплины).

Частью 2 ст. 189 Трудового кодекса установлено, что отпуска, предусмотренные в части 1 этой статьи, предоставляются в:

  • течение календарного года;
  • период согласованный сторонами [24, с. 28-30].

Правила, касающиеся отпуска, предоставляемого в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС, определяются частью 2 ст. 326 Трудового кодекса Республики Беларусь [8, с. 22].

Рассматриваемый вид социального отпуска относится к социальным отпускам, обязательным для предоставления нанимателем.

Цель данного отпуска – освобождение от работы в целях восстановления утраченного здоровья (реабилитации). Минимальная и максимальная продолжительность отпуска в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС – 14 календарных дней в течении календарного года. Согласно законодательству дробить указанный социальный отпуск на части нельзя, он используется однократно в течение календарного года. В силу ст. 183 Трудового кодекса на следующий календарный год неиспользованный отпуск не переносится и не заменяется денежной компенсацией, в том числе при увольнении. 

Следует подчеркнуть, что по общему правилу ч. 2 ст. 326 Трудового кодекса на период регламентированного в ней социального отпуска заболевшим лучевой болезнью, инвалидам и ликвидаторам на Чернобыльской АЭС за работникам не сохраняется заработная плата. Ранее оплата за указанный отпуск компенсировалась за счет средств республиканского бюджета, предназначенного для возмещения расходов по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Статьями 18 и 19 Закона Республики Беларусь от 06.01.2009 № 9-З «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» предусмотрены льготы гражданам, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, инвалидам (детям-инвалидам) вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, а также граждан, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 – 1987 гг. в зоне эвакуации (отчуждения), и участникам ликвидации других радиационных аварий в виде возможности получения социального отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью 14 календарных дней в году [25, с. 38 – 39].

Ст. 326 Трудового кодекса установлен порядок предоставления отпусков работникам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненным к ним лица.

В новой редакции статьи уточнен и расширен круг лиц, которым предоставляется ежегодный социальный отпуск продолжительностью 14 календарных дней. Так, правом на социальный отпуск могут воспользоваться:

  1. работники, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  2. инвалиды, в отношении которых установлена причинная связь увечья или заболевания, приведших к инвалидности, с катастрофой на Чернобыльской АЭС;
  3. лица, принимавшие участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 – 1987 годах в зоне эвакуации (отчуждения);
  4. лица, занятые в период 1986 – 1987 на эксплуатации или других работах на указанной станции (в том числе временно направленным или командированным), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий данной катастрофы.

Информация о работе Правовое регулирование социальных отпусков законодательством Республики Беларусь