Правовое обеспечение качества сельскохозяйственной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 22:59, контрольная работа

Описание работы

При осуществлении деятельности по производству сельскохозяйственной продукции сельскохозяйственные организации обязаны обеспечивать надлежащее качество своей продукции. В виду того значения, которое имеет продукция сельскохозяйственной отрасли для населения, качество такой продукции регламентируется специальным законодательством. Как отмечает Ф.М. Раянов, законодательство о качестве сельскохозяйственной продукции представляет собой совокупность нормативных актов, содержащих соответствующие нормы по обеспечению надлежащего качества продукции и защиту прав потребителей этой продукции.

Файлы: 1 файл

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ.docx

— 27.81 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Республики Беларусь

Белорусский государственный университет

Юридический факультет

 

 

Кафедра экологического и аграрного права

 

 

Контрольная работа

 

 

Выполнил:

студент 3 курса, 10 группы,

юридического факультета БГУ

специальности «Правоведение»

очной формы обучения

Ходасевич Игнат Игоревич

_________________

(подпись студента)

 

Преподаватель:

Кузьмич Ирина  Петровна

кандидат юридических наук, доцент

 

Минск 2013 

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

При осуществлении деятельности по производству сельскохозяйственной продукции  сельскохозяйственные организации  обязаны обеспечивать надлежащее качество своей продукции. В виду того значения, которое имеет продукция сельскохозяйственной отрасли для населения, качество такой продукции регламентируется специальным законодательством.

Как отмечает Ф.М. Раянов, законодательство о качестве сельскохозяйственной продукции представляет собой совокупность нормативных актов, содержащих соответствующие нормы по обеспечению надлежащего качества продукции и защиту прав потребителей этой продукции.1

В Республике Беларусь правовое регулирование  качества сельскохозяйственной продукции  осуществляется следующими основными нормативными правовыми актами:

- Закон Республики Беларусь  от 29 июня 2003 года № 217-З «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека» (далее – Закон);

- Закон Республики Беларусь от 5 января 2004 года № 269-З «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (далее – Закон № 269-З);

- Постановление Совета Министров  Республики Беларусь от 26 августа  2004 года № 1023 «Об утверждении Положения о надзоре в области обеспечения качества продовольственного сырья и пищевых продуктов в Республике Беларусь»;

- Постановление Совета Министров  Республики Беларусь от 27 января 2004 года № 79 «Об утверждении Положения о государственном контроле за качеством зерна, муки, крупы, комбикормов» (далее – Постановление № 79).

В соответствии со ст. 1 Закона, под  качеством продовольственного сырья и пищевых продуктов понимается совокупность свойств и характеристик продовольственного сырья и пищевых продуктов, которые обусловливают способность удовлетворять физиологические потребности человека при обычных условиях их использования. В статье 3 Закона содержится перечень мер обеспечения качества и безопасности пищевой продукции, в частности:

- государственное регулирование  в области качества и безопасности  пищевой продукции (техническое  нормирование и стандартизация, государственная гигиеническая регламентация и регистрация, лицензирование, подтверждение соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, государственный контроль и надзор);

- проведение юридическими и  физическими лицами, осуществляющими  производство и оборот продовольственного сырья и пищевых продуктов, ряда мероприятий по соблюдению требований нормативных правовых актов Республики Беларусь к продовольственному сырью и пищевым продуктам, условиям их производства и оборота;

- проведение юридическими и физическими лицами, осуществляющими производство и оборот продовольственного сырья и пищевых продуктов, производственного контроля качества и безопасности, внедрение систем управления качеством;

- применения мер по предупреждению и пресечению нарушений законодательства Республики Беларусь в области обеспечения качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также по привлечению виновных лиц к ответственности.

На производителей продовольственного сырья и пищевых продуктов, в  том числе и сельскохозяйственной продукции, возлагается ряд обязанностей, перечень которых содержится в статье 9 Закона. Условно данные обязанности  можно разделить на следующие группы: обязанности по созданию условий, обеспечивающих качество и безопасность продукции при ее производстве и реализации; обязанность по получению документов, подтверждающих качество и безопасность продукции; обязанность по информированию населения о качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также об отклонениях от нормативных требований к качеству продовольственного сырья и пищевых продуктов.

Следует отметить, что особую роль в обеспечении качества сельскохозяйственной продукции играет оценка ее соответствия требованиям технических нормативных актов в области технического нормирования и стандартизации.

Согласно статье 5 Закона оценка соответствия продукции проводится в целях:

- обеспечения защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды;

- повышения конкурентоспособности продукции (работ, услуг);

- обеспечения энерго- и ресурсосбережения;

- создания благоприятных условий для обеспечения свободного перемещения продукции на внутреннем и внешнем рынках, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.

В соответствии со ст. 25 Закона № 269-З, подтверждение соответствия может носить обязательный или добровольный характер. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в форме обязательной сертификации или декларировании соответствия.

Постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 16 декабря 2008 г. № 60 утвержден Перечень продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательной сертификации, а также Перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия. Данные перечни содержат виды продукции, которые подпадают под категорию сельскохозяйственной продукции.  

Следует отметить, что в Республике Беларусь предусмотрены особые условия  государственного контроля за качеством  зерна, муки, крупы и комбикормов. Постановлением № 79 установлено, что  указанная продукция подлежит, поступающая  в Республику Беларусь по импорту и поставляемая на экспорт, подлежит обязательному сопровождению сертификатами качества. При этом сертификат качества на зерно, муку, крупу, выдается на каждую однородную партию, заявленную организацией или индивидуальным предпринимателем к инспектированию, и подтверждает фактическое качество зерна, муки, крупы, комбикормов. Сертификация качества зерна, муки, крупы, комбикормов проводится, в соответствии с Положения о государственном контроле за качеством зерна, муки, крупы, комбикормов, утвержденным Постановлением № 79. Органом, ответственным за сертификацию качества, является республиканское учреждение «Государственная хлебная инспекция».

В заключение, следует отметить, что  качество сельскохозяйственной продукции обеспечивается также наличием юридической ответственности за нарушение законодательства о нормировании и стандартизации, которая установлена статьями 23.11., 23.12. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аграрное право: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Е. Быстрова и проф. М.И. Козыря. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юристъ, 1998. – 534 с.

2. Кодекс Республики Беларусь об административных правона-рушениях: принят Палатой представителей 17 декабря 2002 г.: одобрен Советом Республики 2 апреля 2003 г.: текст с изм. и доп. на 25 апреля 2013 года // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2013.

3. Закон Республики Беларусь от 29 июня 2003 года № 217-З «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека» // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2013.

4. Закон Республики Беларусь  от 5 января 2004 года № 269-З «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (далее – Закон № 269-З) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2013.

5. Постановление Совета Министров  Республики Беларусь от 26 августа  2004 года № 1023 «Об утверждении Положения о надзоре в области обеспечения качества продовольственного сырья и пищевых продуктов в Республике Беларусь» // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2013.

6. Постановление Совета Министров  Республики Беларусь от 27 января 2004 года № 79 «Об утверждении Положения о государственном контроле за качеством зерна, муки, крупы, комбикормов» // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2013.

 

 

 

 

Вариант 3.

 

Задача 1.

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства обратился  с заявлением в «Белгосстрах» о заключении с ним договора обязательного страхования, в отношении имеющихся в хозяйстве крупного рогатого скота и птицы.

«Белгосстрах» отказал в заключении договора, мотивировав отказ тем, что стороной по данному договору может выступать только племенное хозяйство, а заявитель им не является и являться не может.

Правомерен  ли отказ в заключении договора со стороны «Белгосстраха»?

Решение.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 18.02.1991 N 611-XII «О крестьянском (фермерском хозяйстве)» (далее –  Закон), крестьянским (фермерским) хозяйством признается коммерческая организация, созданная одним гражданином (членами  одной семьи), внесшим (внесшими) имущественные  вклады, для осуществления предпринимательской  деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, а также по ее переработке, хранению, транспортировке и реализации, основанной на его (их) личном трудовом участии и использовании земельного участка, предоставленного для этих целей в соответствии с законодательством  об охране и использовании земель (далее - фермерское хозяйство).

Согласно ст. 22 Закона, основным видом деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства является производство сельскохозяйственной продукции.

В соответствии с п. 4 Положения  о страховой деятельности в Республике Беларусь (далее – Положение), утвержденным Указом Президент Республики Беларусь 25.08.2006 № 530, в Республике Беларусь осуществляется обязательное страхование с государственной поддержкой урожая сельскохозяйственных культур, скота и птицы.

Согласно п. 383 Положения страховщиком по обязательному страхованию сельскохозяйственной продукции является Белгосстрах. В соответствии с п. 384 Положения, страхователями по обязательному страхованию сельскохозяйственной продукции являются юридические лица, основной вид деятельности которых - выращивание (производство) сельскохозяйственных культур, скота и птицы.  Следовательно, крестьянское (фермерское) хозяйство является страхователем по обязательному страхованию урожая сельскохозяйственных культур, скота и птицы.

В соответствии с п. 385 Положения, перечень сельскохозяйственных культур, скота и птицы, подлежащих обязательному страхованию, ежегодно утверждается Президентом Республики Беларусь.

Данный Перечень утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 06.01.2012 № 16. В соответствии с Перечнем, обязательному страхованию подлежит крупный рогатый скот, птица (куры), прошедшие государственную аттестацию на предмет придания статуса племенных.

В соответствии со ст. 11 Закона Республики Беларусь от 28.09.1994 № 3244-XII "О племенном деле в животноводстве", разрешается создание племенного крестьянского (фермерского) хозяйства.

Таким образом, если крестьянское (фермерское) хозяйство прошло государственную аккредитацию и имеет статус племенного хозяйства, то отказ Белгосстраха в заключении с КФХ договора обязательного страхования, в отношении имеющихся в хозяйстве крупного рогатого скота и птицы, является неправомерным. КФХ вправе обратиться в хозяйственный суд с иском о понуждении заключить договор обязательного страхования на основании п. 4 ст. 415 ГК.

В том случае, если КФХ не имеет  статуса племенного хозяйства и  соответственно, крупный рогатый  скот и птица не прошли государственную  аттестацию на предмет придания статуса племенных, то отказ Белгосстраха в заключении договора обязательного страхования является правомерным.

 

Задача 2.

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства  обратился в налоговую инспекцию  с просьбой разъяснить порядок перехода возглавляемого им хозяйства на уплату единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции.

Дайте ответ.

Может ли крестьянское (фермерское) хозяйство  перейти на упрощенную систему налогообложения  для субъектов малого предпринимательства?

 

Решение.

 

Порядок перехода субъектов хозяйствования на уплату единого налога с производителей с производителей сельскохозяйственной продукции регламентирован статьей 303 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК).

Информация о работе Правовое обеспечение качества сельскохозяйственной продукции