Понятие и формы монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 13:55, реферат

Описание работы

В современных рыночных условиях все более значимой становится проблема конкурентного соперничества различных субъектов рынка.
В условиях такой борьбы подчас не только игнорируются интересы государства и хозяйствующих субъектов – конкурентов, но и нарушаются права потребителей.
Перед законодателями различных стран рано или поздно встает задача определения рамок, ограничивающих деятельность хозяйствующих субъектов, чтобы такая деятельность наносила как можно меньший ущерб отдельным участникам хозяйственных отношений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................3
ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…...…4
НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ……………………….……………..9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...………..12

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 36.14 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине: «Хозяйственное право»

на тему: «Понятие и формы монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................3

  1. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…...…4
  2. НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ……………………….……………..9
  3. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...………..12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных рыночных условиях все более значимой становится проблема конкурентного соперничества различных субъектов рынка.

В условиях такой борьбы подчас не только игнорируются интересы государства и хозяйствующих субъектов – конкурентов, но и нарушаются права потребителей.

Перед законодателями различных стран рано или поздно встает задача определения рамок, ограничивающих деятельность хозяйствующих субъектов, чтобы такая деятельность наносила как можно меньший ущерб отдельным участникам хозяйственных отношений.

Антимонопольное законодательство устанавливает запрет на недобросовестную конкуренцию, что позволяет найти равновесие между субъективными правами конкретного хозяйствующего субъекта и окружающих его лиц.

Частью 2 ст.34 Конституции РФ установлен конституционный запрет на недобросовестную конкуренцию, в соответствии с которым не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Недобросовестная конкуренция может выражаться в нарушении условий конкуренции путем применения незаконных методов конкурентной борьбы.

Добросовестность хозяйствующего субъекта выражается в первую очередь в его правомерном поведении, однако действующее законодательство не содержит четкого разграничения между недобросовестностью и противоправностью.

Недобросовестная конкуренция представляет собой одну из форм злоупотребления правом, выражающуюся в противоправном поведении субъекта рыночных отношений, который посредством недозволенных законом или противоречащих обычаям делового оборота форм реализации своего субъективного права создает помехи в осуществлении его конкурентами своих предпринимательских прав или наносит ущерб потребителям.

 

 

 

 

 

  1. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

Монополия как экономическое явление представляет собой обусловленный собственностью и властью тип экономических отношений между ее субъектами, которые реализуют собственный интерес и влияют на общественное производство или его отдельные сферы. Ее сущность состоит в обладании субъектом (группой) собственностью на факторы производства и исключительными правами, обеспечивающими господствующее положение в определенной сфере (сферах) деятельности, контроль над рынком и диктат своих условий, регулирование цен и объемов производства, присвоение монопольной прибыли и ограничение конкуренции.

Монопольная власть обусловлена экономическими и внеэкономическими причинами. Она достигается не только благодаря особому (монопольному) положению хозяйствующего субъекта (производителя, продавца), но и может быть искусственно предоставлена государством, местными органами власти.

В основе советского монополизма лежит деформация так называемой общенародной собственности. Формальным собственником являлось общество в целом, а фактическим - административный аппарат. Национализация крупных и мелких промышленных предприятий, развитие крупных коллективных хозяйств в аграрном секторе привели к тому, что во всех сферах народного хозяйства установилась государственная монополия.

Политическая надстройка закрепляла юридическими и идеологическими формами государственно-экономическую монополию, охватившую основные производственные процессы. В ее рамках сформировались отношения, процессы, связи, взаимозависимости отраслей и предприятий, органов управления, возникли новые пропорции, иерархии. Материальное производство и непроизводственная сфера, экономика и политика, накопление и потребление, обмен и распределение, науки практика, образ жизни и мышление - вес это испытывало воздействие единой государственно-экономической монополии.

Монопольная роль государства реализовывалась через рассредоточение по определенным ступеням иерархической лестницы властно-распорядительных функций. В советский период она проявилась в виде монополии административно-командной системы, ее органов и штатного аппарата на средства производства и результаты труда производителя, организацию труда и производства, управление им.

Государственный сверхмонополизм характеризовался тем, что в центре принимались решения, связанные с функционированием общественной системы в целом. Государство распоряжалась ресурсами, внутренней и внешней торговлей, определяло плановые задания - «контрольные цифры», устанавливало «государственные заказы», каждой хозяйственной единице диктовало характер и объемы производства, посредством лимитов и материально-технического снабжения определяло адресаты, объемы и источники ресурсов, направления и количество реализуемой продукции.

С помощью централизованного планирования государство монополизировало рынок, взяв на себя функции определения потребительной стоимости каждою товара. Рынок подменялся субъективным решением группы лиц. Такая организация хозяйствования порождала командно-бюрократические методы управления. Монополия государственной собственности, которая определяла и определяет характер распоряжения се объектами, присвоения созданного на госпредприятиях продукта и монопольной прибыли, явилась главной причиной отсутствия конкуренции.

Централизованная система создавала идеальную среду для воспроизводства монополизма собственности, монополизма управления и технологического монополизма предприятии (объединений). Это был своеобразный трехступенчатый монолит, в основании которого находился доминирующий в экономике государственный сектор. Его составляющими выступали ведомственные гиганты, контролировавшие различные сферы производства.

В командной экономике преобладал искусственный монополизм. Он пронизывал все его разновидности, имевшие место в советский период и сохранившиеся до сих пор, проявлялся в монополии государственной собственности и центральных органов власти и управления, министерств и ведомств, в совокупности явлений, обусловленных искусственным созданием экономически привилегированного положения отдельных субъектов (государства, ведомства, предприятия), навязывающих своим контрагентам и обществу в целом собственные интересы, игнорируя их реальные потребности. Монополизация стала закономерностью командном системы хозяйствования, особой формой бюрократизма, способом реализации монопольной власти отдельных хозяйствующих субъектов или их групп.

При отсутствии демократии и ограниченных товарно-денежных отношениях госмонополизм представлял собой универсальный способ обеспечения управления воспроизводством в масштабе республики и каждой его подсистемы. Предприятие, даже являясь единственным производителем определенной продукции либо доминируя в производстве или на рынке, не обладало реальной самостоятельностью и. тем более, монопольной властью, хотя формально считалось монополистом. Особенность такой монополии заключалась в том, что будучи искусственно созданной, она не выступала детерминантной своей деятельности, не могла реализовать монопольного положения ни в области ценовой политики, ни в выборе рынков сбыта, ни в способах извлечения и присвоения прибыли.

Выделяют высшие и низшие формы монополии. Низшие формы – временные союзы и соглашения, возникающие с целью достижения конкретного проекта. Высшими формами монополии являются картель, синдикат, трест, концерн.

В экономической теории выделяют четыре вида монополии: естественную, организационную, технологическую и экономическую. Естественная монополия – складывается ситуация, когда единственная фирма обслуживает весь рынок вследствие минимизации издержек производства и высокой эффективности такой рыночной структуры. Иногда естественная монополия обусловлена ограниченностью определенных факторов и условий производства, в частности природных ресурсов. Государство предоставляет естественным монополиям исключительные привилегии по обслуживанию населения данного региона, однако сохраняет за собой право контролировать их деятельность.

Организационная монополия – объединение однородных по профилю деятельности предприятий и организаций.

Технологическая монополия – разновидность естественной монополии. В этом случае предприятие контролирует производство и реализацию определенной продукции. Специфика технологии производства такой продукции обусловливает крупные размеры предприятия.

Экономическая монополия – возникает либо в силу договора между различными хозяйствующими субъектами, либо в результате конкуренции по поводу соглашений о квотах, ценах, рынках сбыта.

На  практике существуют и другие виды монополий, например закрытая (защищенная юридическими нормами, ограничивающими конкуренцию) и открытая (при которой одна из фирм становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции).

Предпринимательская монополия — рынок, при котором одна ил и несколько фирм контролируют основную долю производства в отрасли.

Двусторонняя  монополия — представляет собой рыночную ситуацию, в которой единственному продавцу (монополисту) противостоит единственный покупатель (монопсонист). 

Государственная монополия — рынок, когда государство является единственным продавцом какой-либо продукции на территории страны. 

Есть  несколько причин существования  монополий. 

Первая  причина: «естественная монополия». Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. И причина здесь – экономия от масштаба – чем больше произведено продукции, тем меньше ее стоимость.

Вторая  причина: одна-единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Пример: алмазная монополия «Де Бирс» опирается на контроль над сырьем; фирма «Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, потому что она обладала знаниями в области технологий, в ряде случаев защищенных патентами. 

Третья  причина: государственное ограничение. Монополии существуют, так как они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаях государство оставляет за собой право на монополию; в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак. 

 
 

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства  

 

За  уклонение от исполнения или несвоевременное  исполнение законных решений (предписаний) антимонопольного органа по решению  суда с виновных хозяйствующих субъектов  взыскивается штраф в размере  до 10 процентов дохода за год, предшествующий совершению правонарушения.     

Государственные органы, хозяйствующие субъекты, их должностные лица в соответствии с законодательством несут ответственность  за нарушение настоящего Закона и  иных актов законодательства.    

Обжалование решений (предписаний, заключений) антимонопольного органа осуществляется в судебном и (или) ином порядке, установленном законодательством.     

Полное  или частичное обжалование в  судебном порядке решений (предписаний) антимонопольного органа, а также  решений суда о наложении административных взысканий приостанавливает их исполнение в обжалуемой части до момента  окончательного вступления в силу судебного  решения.    

Вывод: Реализация положений антимонопольного законодательства осуществляется в  административном, судебном или смешанном  порядке. В последнем случае решения  административных органов могут  быть обжалованы в судах. Выполнение основной части функций по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции, принятию иных мер по обеспечению  исполнения антимонопольного законодательства, осуществляется уполномоченным республиканским  органом государственного управления.

 

 

  1. НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ.

 

В настоящее время в новом Федеральном законе от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» инкорпорированы нормы двух законов: Закона РСФСР от 22.03.1991 года № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и Федерального закона от 23.06.1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».

Понятие недобросовестной конкуренции подверглось в Законе о защите конкуренции некоторой редакционной правке, которая не коснулась его базового содержания.

В соответствии с п. 9 ст. 4 Закона о защите конкуренции под недобросовестной конкуренцией понимаются «любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации».

Информация о работе Понятие и формы монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции