Основы правового регулирования безопасности населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 20:10, реферат

Описание работы

Цель работы: изучить правовые основы управления в сфере безопасности населения.
Задачи: - рассмотреть правовые акты, регламентирующие управление в сфере безопасности населения;
- изучить правовое регулирование в сфере безопасности населения;
- рассмотреть органы, осуществляющие безопасность населения в Архангельской области .

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….5
1.Нормативные акты, регламентирующие управление в сфере безопасности населения…………………………………………………………………………………6
2. Основы правового регулирования безопасности населения………………………8
2.1 Экологическая безопасность………………………………………………………..8
2.2 Охрана труда…………………………………………………………………………9
2.3 Чрезвычайные ситуации………………………………………………...…………11
3. Органы, осуществляющие безопасность населения в Архангельской области…………………………………………………………………………...……...13
Заключение………………………………………...……………………………………15
Список использованных источников………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

Реферат по праву.docx

— 33.89 Кб (Скачать файл)

                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………………….5

1.Нормативные акты, регламентирующие  управление в сфере безопасности населения…………………………………………………………………………………6

2. Основы правового регулирования безопасности населения………………………8

2.1 Экологическая безопасность………………………………………………………..8

2.2 Охрана труда…………………………………………………………………………9

2.3 Чрезвычайные ситуации………………………………………………...…………11

3. Органы, осуществляющие безопасность населения в Архангельской области…………………………………………………………………………...……...13

Заключение………………………………………...……………………………………15

Список использованных источников………………………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         ВВЕДЕНИЕ

 

      Возросшие масштабы техногенной деятельности общества, увеличение частоты проявления стихийных бедствий, аварий и катастроф обострили проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения, его готовностью к действиям в чрезвычайных ситуациях. 

 Безопасность людей в ЧС должна обеспечиваться:

- снижением вероятности  возникновения и уменьшением  возможных масштабов источников  природных, техногенных и военных  ЧС;

- локализацией, блокированием, подавлением, сокращением времени  существования, масштабов и ослабления  действия поражающих факторов  и источников ЧС;

- снижением опасности поражения людей в ЧС путем предъявления и реализации специальных требований к расселению людей;

- повышением устойчивости функционирования систем и объектов жизнеобеспечения и профилактикой нарушений их работы, могущих создать угрозу для жизни и здоровья людей;

- организацией и проведением  защитных мероприятий в отношении  населения и персонала аварийных  и прочих объектов при возникновении, развитии и распространении поражающих  воздействий источников ЧС;

- ликвидацией последствий  и реабилитацией населения, территорий  и окружающей среды, подвергшихся  воздействию при ЧС [7].

Цель работы: изучить правовые основы управления в сфере безопасности населения.

Задачи: - рассмотреть правовые акты, регламентирующие управление в сфере безопасности населения;

              - изучить правовое регулирование в сфере безопасности населения;

            - рассмотреть органы, осуществляющие безопасность населения в Архангельской области .

 

 

1 Нормативные акты, регламентирующие управление в сфере безопасности населения

 

Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности населения является Конституция РФ. Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:

- Федеральные законы.

- Указы Президента РФ.

- Постановления Правительства РФ.

- Приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств, ведомств и их нижестоящих организаций.

- Правовые акты субъектов РФ  и муниципальных образований (Указы, постановления).

- Приказы (распоряжения) руководителей объектов экономики.

          Рассмотрим основные  законодательные акты в области обеспечения безопасности населения.

1) Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 14.10.2014) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Настоящий закон определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера [1].

2) Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О гражданской обороне".

 Данный Федеральный  закон определяет задачи в  области гражданской обороны  и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной  власти  РФ, органов исполнительной  власти субъектов РФ, органов  местного самоуправления, организаций  независимо от их организационно-правовых   форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны [2].

 Основной проблемой  в обосновании правового регулирования  безопасности населения является унификация первых вышеуказанных законов.

Для реализации практической деятельности в сфере обеспечения безопасности населения в техносфере необходимы нормативы и правила ведения соответствующих работ, позволяющие их обеспечить. Это прежде всего нормативы качества среды обитания человека, нормативы допустимых нагрузок на природные среды, оборудование, здания и сооружения. Такого рода документация разрабатывается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России), Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России). Министерством регионального развития Российской Федерации (Минрегион России), Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегули- рование). Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и специально уполномоченными органами управления по отдельным направлениям обеспечения безопасности населения в техносфере.

                Документация Минздравсоцразвития России включает в себя гигиенические нормативы (ГН), санитарные нормы (СН), санитарные правила (СП), Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) — санитарные правила и нормы (СаНПиНы), Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии — Государственные стандарты (ГОСТ), Минрегиона России — строительные нормы и правила (СНиП) [6].

 

 

 

 

 

 

2 Основы правового  регулирования безопасности жизнедеятельности

 

2.1 Экологическая безопасность

 

Обеспечение экологической безопасности на территории РФ, формирование и укрепление экологического правопорядка основаны на действии с марта 1992 г. Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия. Закон содержит свод правил охраны окружающей природной среды в новых условиях хозяйственного развития и регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство [3].

Задачами природоохранительного законодательства являются:

- охрана природной среды (а через нее и здоровья человека);

-предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности; оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества.

 Эти задачи реализуются  через три группы норм:

- нормативы качества окружающей среды;

- экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, влияющей на окружающую среду;

- механизм исполнения этих требований.

             К нормативам качества окружающей природной среды относятся предельно допустимые нормы воздействия (химического, физического, биологического): ПДК вредных веществ, ПДВ, ПДС, нормы радиационного воздействия, нормы остаточных химических веществ в продуктах питания и др. Нормативы утверждаются специально уполномоченными органами государства (Госсанэпиднадзор) и обязательны для всех хозяйствующих субъектов [8].

 Экологические требования  предъявляются всем хозяйствующим  субъектам независимо от форм  собственности и подчиненности, гражданам РФ. Органы охраны окружающей  среды и санэпиднадзора имеют  право экологического контроля и наложения запрета деятельности на всех стадиях – проектирования, размещения, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации объектов. Закон гарантирует право граждан на здоровую и благополучную природную среду, закрепляет полномочия граждан и общественных экологических объединений по охране окружающей природной среды: требовать представления экологической информации, назначения экологической экспертизы, обращаться в административные и судебные органы с заявлением о приостановлении или прекращении деятельности экологически вредных объектов, обращаться с исками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу.

 Система экологического  контроля состоит из государственной  службы наблюдения за состоянием  окружающей природной среды (мониторинг), государственного, производственного, общественного контроля (Роскомгидромет, Госсанэпиднадзор, Минсельхоз в части мониторинга загрязнения почв, Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству, Комитет по геологии, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности) [6].

 

2.2 Охрана труда

 

Основы законодательства РФ об охране труда, как составной части обеспечения безопасных условий жизнедеятельности гражданина, обеспечивают единый порядок регулирования отношений  в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Основы законодательства устанавливают гарантии осуществления права на охрану труда и направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней.

 Законодательство РФ  об охране труда состоит из  соответствующих норм Конституции РФ, «Трудовой кодекс Российской Федерации» и издаваемых в соответствии с ними законодательных и иных нормативных актов.

 На федеральном уровне  установлено, что в РФ действует  система правовых актов, содержащих  единые нормативные требования  по охране труда, которые должны соблюдаться федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при проектировании и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. В нее входят:

- государственные стандарты (ГОСТы);

- система стандартов  безопасности труда (ССБТ);

- отраслевые стандарты  ОСТ ССБТ;

- санитарные правила  СП;

- гигиенические нормативы  ГН;

- правила безопасности  ПБ;

- инструкции по безопасности  ИБ;

- правила по охране  труда отраслевые ПОТО;

- типовые отраслевые  инструкции по охране труда  ТОИ.

 Предприятия, учреждения  и организации разрабатывают  и утверждают стандарты предприятия  системы ССБТ, инструкции по охране  труда для работников и на  отдельные виды работ (ИОТ) на  основе государственных  правовых  актов.

 ССБТ – комплекс  взаимосвязанных стандартов, направленных  на обеспечение безопасности  труда, сохранения здоровья и  работоспособности человека в  процессе труда.

 ССБТ устанавливает  требования и нормы по видам  опасных и вредных производственных  факторов:

- к производственному  оборудованию;

- к производственным  процессам;

- к средствам защиты  работающих.

 Система стандартов  безопасности труда ССБТ насчитывает  несколько сот государственных  и отраслевых стандартов. На основе  ССБТ создаются новые безопасные  техника и технологии, планируются  и осуществляются мероприятия  по улучшению санитарно-гигиенических  условий труда на рабочих местах, осуществляется контроль состояния  условий и охраны труда [4].

 Ответственность за  состояние условий и охраны  труда на предприятии возлагается  на работодателя. В обязанности  последнего входит обеспечение  безопасности оборудования, технологических  процессов и применяемых сырья  и материалов, выполнение требований  законодательства и нормативных  актов, в частности организация  медицинских осмотров при поступлении  на работу и периодических  осмотров в процессе работы.

Информация о работе Основы правового регулирования безопасности населения