Организация контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь. Понятие и виды проверок, сроки их проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 17:04, реферат

Описание работы

Контролирующие органы обязаны приступить к проведению плановой проверки в течение календарного месяца, указанного в координационном плане. Уже сформированный координационный план допускается корректировать, но только в части исключения проверки, либо вывода контролирующего органа из состава соисполнителей (при проведении совместной проверки), либо изменения срока проверки.
В соответствии с Указом № 510 и действующим Положением о порядке организации и проведения проверок в Республике Беларусь, если к началу включенной в координационный план проверки не возникает оснований для ее проведения, то контролирующий орган обязан не позднее последнего дня месяца, в котором планировалось начать проверку, представить органу Комитета государственного контроля Республики Беларусь, сформировавшему координационный план, уведомление об исключении проверки из плана; если планировалось проведение совместной проверки — уведомление об исключении контролирующего органа из состава соисполнителей.

Файлы: 1 файл

referat_kononchik.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БИП – ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ»

МОГИЛЕВСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

 

по дисциплине: «Современные проблемы хозяйственного права и процесса»

 

на тему: «Организация контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь. Понятие и виды проверок, сроки их проведения»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 5 курса                                                               

Группы ПВ-082                                                                    А.В.Власенко

 

 

 

 

Преподаватель:                                                                  В.Е.Конончик

 

 

 

 

 

 

 

МОГИЛЕВ,2012

Контролирующие  органы обязаны приступить к проведению плановой проверки в течение календарного месяца, указанного в координационном плане. Уже сформированный координационный план допускается корректировать, но только в части исключения проверки, либо вывода контролирующего органа из состава соисполнителей (при проведении совместной проверки), либо изменения срока проверки.

В соответствии с Указом № 510 и действующим Положением о порядке организации и проведения проверок в Республике Беларусь, если к началу включенной в координационный  план проверки не возникает оснований  для ее проведения, то контролирующий орган обязан не позднее последнего дня месяца, в котором планировалось начать проверку, представить органу Комитета государственного контроля Республики Беларусь, сформировавшему координационный план, уведомление об исключении проверки из плана; если планировалось проведение совместной проверки — уведомление об исключении контролирующего органа из состава соисполнителей.

При необходимости  внести иные изменения в координационные  планы контролирующие органы обязаны  не позднее чем за пять рабочих  дней до первого дня месяца, на который планировалась проверка, представить в органы Комитета государственного контроля, занимавшиеся составлением планов, соответствующее уведомление по установленной форме. Изменение месяца начала проверки допускается, но при условии соблюдения требований о периодичности назначения проверок исходя из отнесения субъектов контроля к группам риска. Уведомления контролирующих органов об изменении месяца начала совместной проверки либо исключении совместной проверки из координационного плана должны быть согласованы со всеми соисполнителями, в противном случае изменения в координационный план не вносятся. Копии уведомлений должны быть направлены представившими их контролирующими органами в адрес государственных органов, утвердивших сводные планы проверок.

Органы Комитета государственного контроля на основании уведомлений контролирующих органов в течение пяти рабочих дней со дня их получения вносят соответствующие изменения в координационные планы либо направляют представившим уведомления контролирующим органам информацию об отказе во внесении изменений.

Проверка проверяемого субъекта проводится, как правило, за период, не превышающий трех календарных  лет, предшествующих году, в котором  в установленном порядке принято  решение о назначении проверки, а  также за истекший период текущего календарного года.

О назначении плановой проверки проверяемый субъект должен быть письменно уведомлен не позднее  чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения. Уведомление, направленное по последнему известному контролирующему  органу месту нахождения (жительства) проверяемого субъекта, считается полученным им по истечении трех дней со дня отправления. Уведомление составляется по специальной форме, которая утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 марта 2010 г. № 383.

Процесс проверки состоит из следующих этапов:

1) подготовка  к проведению;

2) непосредственно  проверка финансово-хозяйственной

деятельности;

3) систематизация  и обобщение результатов;

4) реализация  материалов проверки;

5) контроль выполнения  решений, принятых по результатам проверки.

Проверка проводится на основании предписания руководителя контролирующего (надзорного) органа или  его уполномоченного заместителя, которое должно быть заверено печатью  или оформлено на фирменном бланке. В предписании указываются:

•номер и  дата выдачи предписания;

• основание  проведения проверки (пункт координационного плана для плановых проверок);

• наименование контролирующего (надзорного) органа, проводящего проверку;

• наименование проверяемого субъекта (для юридических лиц) либо фамилия, имя, отчество (для индивидуальных предпринимателей);

• состав группы проверяющих; фамилия, инициалы и должность  руководителя проверки;

• исчерпывающий  перечень вопросов, подлежащих проверке;

• проверяемый  период (не указывается при проведении внеплановой тематической оперативной проверки);

• срок проведения (даты начала и окончания) проверки. В зависимости от вида проверки состав реквизитов может изменяться. Контролирующие (надзорные) органы обязаны вести  отдельный учет выданных предписаний на проведение проверок.

Согласно предписанию  могут проводиться встречные  проверки контрагентов проверяемых  субъектов.

При необходимости  одновременной проверки нескольких субъектов хозяйствования выдается одно общее предписание с указанием  в нем темы и вопросов проверки, проверяемых периодов и сроков проведения проверки у каждого проверяемого субъекта.

Проверке должна предшествовать подготовительная работа в контролирующей организации, которая  заключается в изучении нормативных  актов, инструктивных материалов и отраслевых указаний, касающихся особенностей деятельности контролируемого субъекта, его бухгалтерской (финансовой) и статистической отчетности, материалов предыдущих проверок, поступивших жалоб и другой информации, характеризующей финансовое состояние контролируемой организации.

Результаты  мероприятий, проведенных в подготовительный период в контролирующей организации, позволяют точно определить объем  работы и задачи каждого исполнителя, обеспечить наиболее полное изучение финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта в соответствии с перечнем содержащихся в предписании вопросов и предостеречь от распыления внимания на малозначительные аспекты.

Па основе изучения указанных материалов разрабатывается  программа проверки (задание), предусматривающая перечень основных вопросов, па которых следует сосредоточиться, а также период, за который должна быть проведена проверка. Программа может содержать следующие разделы: цель проверки; вопросы, подлежащие проверке; средства и условия, необходимые для проведения проверки; сроки и место исполнения; состав группы проверяющих; формы документального оформления предстоящей проверки. Программа составляется па базе действующего инструктивного материала и опыта, накопленного проверяющим субъектом. Наряду с программой разрабатывается план проведения инвентаризаций ценностей в подотчете материально ответственных лиц. Программа проверки утверждается руководителем контролирующего субъекта.

До начала проверки руководитель группы проверяющих знакомит участников с содержанием программы (задания) и распределяет отдельные вопросы между исполнителями. Последние на основании полученных заданий составляют рабочие планы проверки порученных им участков деятельности проверяемой организации, указывая перечень работ, подлежащих выполнению во время проведения проверки, способ проверки (сплошной или выборочный) и сроки выполнения. Рабочие планы утверждаются руководителем группы.

Форма и правила  ведения книги учета проверок утверждены постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 18 марта 2010 г. № 383.

В программе  проверки предусматривается перечень вопросов для специалистов функциональных отделов (управлений) контролирующего  субъекта, включенных в состав группы проверяющих. До начала проверки руководитель контролирующей службы совместно с руководителем группы проверяющих проводит инструктаж участников проверки по вопросам ее проведения, акцентируя внимание проверяющих на участках финансово-хозяйственной деятельности, требующих более тщательного исследования. Установочное совещание позволяет руководителю группы дать проверяющим практические советы как по организации работы, так и по их личному поведению на месте проверки, а также выслушать каждого участника группы и ответить на его вопросы. На совещании определяется готовность проверяющих к проверке.

По прибытии на место проверки руководитель группы (проверяющий) обязан предъявить руководителю проверяемого субъекта или его представителю  служебное удостоверение, предписание  на проведение проверки, а также  внести необходимые сведения в книгу учета проверок (в случае ее представления). Если в проверяемой организации такой документ отсутствует, то об этом должна быть сделана запись в акте проверки.

Если проверка начинается с контрольной закупки  товарно-материальных ценностей либо с контрольного оформления заказа на выполнение работ (оказание услуг), то служебное удостоверение и предписание на проведение проверки предъявляются по завершении контрольной закупки либо контрольного оформления заказа. Лишь после этого сведения о проведении проверки вносятся в книгу учета проверок.

Затем проверяющие  знакомят руководителя проверяемого субъекта или его представителя с перечнем вопросов, подлежащих проверке. Одновременно уточняется, каким из контролирующих (надзорных) органов ранее проверялись вопросы, подлежащие проверке. В случае совпадения периода проверки и вопросов, проверенных иным контролирующим (надзорным) органом, проверяющий обязан незамедлительно поставить в известность лицо, назначившее проверку. Последнее вносит соответствующие изменения в предписание на проведение проверки либо принимает решение о ее прекращении.

Однако следует  отметить, что данный порядок не распространяется на проверки, проводимые по поручениям Президента Республики Беларусь, Президиума Совета Министров  Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам, равно как и на проверки, осуществляемые Национальным банком Республики Беларусь, дополнительные и встречные проверки, а также проверки субъектов, ранее проверявшихся в рамках ведомственного контроля.

При проведении проверки проверяющий самостоятельно выбирает методы, способы и приемы контроля, позволяющие выяснить все  существенные для принятия обоснованного решения факты и обстоятельства. Прежде всего определяется необходимость проведения обследования (осмотра) и инвентаризации, использования других приемов фактического контроля, отбираются интересующие объекты.

Затем проверяющим (руководителем проверки) заполняется контрольный список вопросов (чек-лист) по отдельным аспектам, подлежащим проверке, который по ее завершении прикладывается к акту (справке) проверки и является его неотъемлемой частью. Одновременно проводится документальная проверка, а именно:

• изучается действующая у проверяемого субъекта система бухгалтерского учета, внутрихозяйственного контроля и экономического анализа;

• определяется объем документов, подлежащий изучению в соответствии с выбранным способом контроля (сплошным или выборочным);

• инспектируются различные документы с использованием приемов документального контроля.

Если в процессе выборочной проверки устанавливаются  нарушения законодательства, то проверяющие  могут принять решение об использовании  сплошного способа.

В ходе проверки, как правило, проводится экономический анализ показателей, характеризующих различные стороны финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта, выявляются несоответствия и отклонения взаимосвязанных показателей, выясняются причины их образования.

Совокупность отдельных  приемов документального контроля позволяет проводить счетную  проверку отчетности, в период которой  исследуется достоверность отчетных данных. Счетная проверка не сводится к установлению правильности оформления отчетов, точности арифметических подсчетов, взаимной увязки показателей различных форм отчетности. Она включает в себя элементы как формальной проверки (наличие и правильность заполнения всех реквизитов, имеющихся в отчетных формах), так и контроля по существу. Следует выделить три основных этапа такого контроля:

1) проверка согласованности  одних и тех же показателей,  имеющихся в различных формах  отчетности (форма 1 — форма 2 —  форма 3 — форма 4 — форма  5);

2) сличение отчетных показателей  с записями в регистрах бухгалтерского  учета (данные форм отчетности сопоставляются с данными учетных регистров);

3) проверка соответствия  учетных записей в регистрах  данным первичных документов (к  примеру, итоговые данные на  определенную дату учетного регистра  по счету № 50 «Касса» должны соответствовать данным кассовой книги на эту же дату).

Информация о работе Организация контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь. Понятие и виды проверок, сроки их проведения