Недобросовестная конкуренция. Виды лицензии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 00:18, контрольная работа

Описание работы

Основой рыночной экономики является конкуренция. Именно свободная конкуренция является тем механизмом, который заставляет хозяйствующих субъектов бороться за потребителя, что в конечном итоге приводит к повышению качества и снижению стоимости предлагаемых на рынке товаров и услуг. Однако конкуренция не может быть "игрой без правил", - государство законодательно определяет те рамки, в которых должны действовать конкуренты. При этом то, что в конкурентной борьбе не дозволено, исторически получило название недобросовестной конкуренции.
Так, под недобросовестной конкуренцией понимаются любые направленные на приобретения преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат Закону, требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

Содержание работы

Недобросовестная конкуренция. Защита от недобросовестной конкуренции.
Понятие лицензии, виды и условия лицензионных договоров.
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Содержание 344444444.docx

— 48.88 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Недобросовестная конкуренция. Защита от недобросовестной конкуренции.
  2. Понятие лицензии, виды и условия лицензионных договоров.

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Недобросовестная конкуренция.  Защита от недобросовестной конкуренции.

Основой рыночной экономики  является конкуренция. Именно свободная  конкуренция является тем механизмом, который заставляет хозяйствующих  субъектов бороться за потребителя, что в конечном итоге приводит к повышению качества и снижению стоимости предлагаемых на рынке  товаров и услуг. Однако конкуренция  не может быть "игрой без правил", - государство законодательно определяет те рамки, в которых должны действовать  конкуренты. При этом то, что в  конкурентной борьбе не дозволено, исторически  получило название недобросовестной конкуренции.

Так, под недобросовестной конкуренцией понимаются любые направленные на приобретения преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат Закону, требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

Недобросовестной конкуренцией признаются:

1.все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, товаров, работ, услуг или предпринимательской деятельности конкурентов;

 Смешение товаров и  деятельности конкурентов. В числе  действий, способных вызвать смешение  в отношении товаров и деятельности  конкурентов Закон, в частности,  называет:

- незаконное использование  субъектом хозяйствования на  товарах, в рекламе и сопутствующей  документации не принадлежащих  ему фирменного наименования, товарного  знака или наименования места  происхождения товара;

- введение в гражданский  оборот товаров с незаконным  использованием результатов интеллектуальной  деятельности, а также средств  индивидуализации участников гражданского  оборота или их товаров;

- незаконное копирование  внешнего вида товара другого  хозяйствующего субъекта;

- введение в гражданский  оборот товаров другого хозяйствующего  субъекта с использованием собственных  средств индивидуализации товара, если иное не предусмотрено  договором, заключенным между  ними.

2. ложные утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, способные дискредитировать юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, товары, работы, услуги или предпринимательскую деятельность конкурента;

Дискредитация конкурента. В числе действий, признаваемых дискредитацией конкурента, в Законе "в том  числе" названы:   

- распространение хозяйствующим  субъектом ложных, недостоверных,  искаженных сведений о предпринимательской  деятельности, финансовом состоянии,  научно-технических и производственных  возможностях, товарах конкурента;

- распространение в любой  форме и любыми способами заявлений,  которые порочат деловую репутацию  хозяйствующего субъекта, его учредителей  или работников и могут подорвать  доверие к этому субъекту как  производителю товаров.

Называя распространение  сведений о деятельности и товарах  конкурента, Закон говорит о распространении  не только ложных, но и недостоверных  сведений, т.е. любых сведений, не соответствующих  действительности.

Право на защиту деловой  репутации гражданина и юридического лица предусмотрено ст. 153 ГК. Понятие  деловой репутации, а также определение  того, что есть порочащие ее сведения, дано в постановлении Пленума Высшего Хозяйственного Суда РБ от 20.07.1999 г. N 7 "О применении хозяйственными судами законодательства при рассмотрении дел о защите деловой репутации". Закон, относя действия по распространению сведений, порочащих деловую репутацию, к категории недобросовестной конкуренции частично дублирует названную норму кодекса, однако предусматривает определенные отличия. Во-первых, возможность защиты деловой репутации в рамках борьбы с недобросовестной конкуренцией обусловлена тем, что сведения, порочащие деловую репутацию, должны иметь еще одну характеристику, а именно - потенциально подрывать доверие к хозяйствующему субъекту как производителю товаров. Во-вторых, хозяйствующий субъект может использовать предусмотренных законодательством о недобросовестной конкуренции способы защиты не только в том случае, когда распространяемая информация порочит непосредственно его, но и в тех случаях, когда распространяемые заявления порочат деловую репутацию его учредителей или работников. В-третьих, если распространение информации, порочащей деловую репутацию, признается актом недобросовестной конкуренции, пострадавшее юридическое лицо может не только потребовать их опровержения, но также и возмещения убытков.

3.указания или утверждения, использование которых при осуществлении предпринимательской деятельности может ввести в заблуждение относительно характера, свойств, пригодности к применению или количества товаров, работ, услуг конкурента;

 Введение в заблуждение  относительно товаров и деятельности  конкурента. Согласно Закону запрещаются  и признаются в установленном  порядке неправомерными указания  или утверждения при осуществлении  предпринимательской деятельности, которые могут ввести в заблуждение  относительно характера, свойств,  способа и места изготовления, пригодности к применению или количества товаров конкурента, в том числе осуществляемые посредством некорректного сравнения производимого хозяйствующим субъектом товара с товаром конкурента путем распространения хозяйствующим субъектом в любой форме и любыми способами сведений, содержащих ложные или неточные сопоставительные характеристики собственного товара и товара конкурента, способные повлиять на свободу выбора потребителя при приобретении товаров или заключении сделки. В данном случае действия субъекта хозяйствования непосредственно направлены на потребителей, однако они также отнесены к категории недобросовестной конкуренции, поскольку косвенно могут причинять убытки конкурентам. Вот только применение данной нормы на практике может столкнуться с проблемами, поскольку судебной инстанции, рассматривающей подобный спор, необходимо будет искать критерии, позволяющие оценить "возможность" введения потребителей в заблуждение.

4. другие действия, противоречащие требованиям актов законодательства о конкуренции, при осуществлении предпринимательской деятельности.

 Иные действия, составляющие  недобросовестную конкуренцию. Закон  дополнен перечислением ряда  действий, разнородных по своему  характеру, но отнесенных к  категории "противоречащих законодательству  о конкуренции". К их числу  относятся как распространение  хозяйствующим субъектом ложных  сведений о собственном товаре  в целях сокрытия его недостатков,  так и ряд действий, направленных  на дезорганизацию деятельности  конкурента - призывы бойкотировать  его предпринимательскую деятельность, препятствование формированию его  деловых связей, внутренняя дезорганизация  деятельности конкурента. При этом  к внутренней дезорганизации  относятся действия, направленные  на получение, разглашение и  т.п. сведений, составляющих коммерческую  тайну конкурента, а также предоставление  работникам конкурента имущественных  и иных благ с целью склонить к невыполнению трудовых обязанностей или переходу на предполагающие такие блага работу.

Таким образом, недобросовестная конкуренция -  нарушение общепринятых правил и норм конкуренции. При этом нарушаются законы и неписаные правила. Любые действия, направленные на ограничение  или устранение конкуренции путем  нарушения прав других хозяйствующих  субъектов на свободную конкуренцию, а также нарушающие права и  законные интересы потребителей, не допускаются.

Приведем примеры недобросовестной конкуренции белорусских предприятий. Незаконное использование субъектом  хозяйствования на товарах, в рекламе  и сопутствующей документации не принадлежащих ему фирменного наименования, товарного знака или наименования места происхождения товара. Так, например, фабрика «Коммунарка» вынуждена была сменить название конфет «Аленка» на «Любимая Аленка», «Мишка на севере» на «Мишка на поляне» в связи с тем, что фирменное наименование было запатентовано российским производителем конфет, поэтому дальнейшее производство аналогичных конфет на территории Беларуси было незаконно и требовало либо приобретение патента на фирменное название, либо изменение самого названия конфет.

В связи с аналогичной  ситуацией Завод шампанских вин, был переименован в Завод игристых вин.

Фирма-производитель женской  одежды «Nikole» копирует внешний вид товара конкурента фирмы-производителя «Nelva», используя только отличительные другие цветовые гаммы, может ввести потребителя в заблуждение относительно производителя товара и т.п.

Число фактов недобросовестной конкуренции между производителями  промышленной продукции в Беларуси увеличивается. Основная причина - сужение внешних рынков сбыта и переориентация белорусских производителей на внутренний рынок.

В качестве примера  ситуация, которая сложилась между предприятиями, выпускающими зерноочистительно-сушильные  комплексы, в частности между  ОАО "Амкодор" и ОАО "Лидсельмаш". Предприятие «Белкоммунмаш» конкурирует в производстве троллейбусов с «Дорэлектромаш» и нередко использует административный ресурс, чтобы задавить недобросовестной конкуренцией.

В 2010 году РУПП «Витязь» и  ОАО «Горизонт» были включены в состав СЭЗ «Минск» и «Витебск», что  позволило получить им особый правовой статус и не платить некоторые  внутренние налоги (например, на прибыль  и чрезвычайный налог). Но самое главное - не платить ввозные таможенные пошлины и налог на добавленную  стоимость. Именно благодаря такому виду господдержки флагманы белорусской  экономики сохранили конкурентные преимущества не только у себя в  стране, но также и на российском рынке, убеждены в России, что в  России сочли за факт недобросовестной конкуренции.

Для защиты конкуренции, в  первую очередь, нужно заменить все  механизмы, приводящие к недобросовестной конкуренции: усовершенствовать проведение тендеров. Необходимо срочно перейти  от административного к рыночному  способу распределения сырьевых ресурсов. Для более тонкой настройки  конкурентной среды предназначены  структуры в правовой части. Они  устанавливают правила добросовестного  поведения на своих рынках. По своей  природе они саморегулируемые, их ядро - сам бизнес этого сектора рынка. Это могут быть отраслевые, профессиональные ассоциации, другие. На первых порах эту функцию могли бы выполнять общественно-консультационные советы при министерствах и органах государственной власти. Важным и актуальным направлением регулирования отношений на конкурентных рынках является предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции. Одним из направлений антимонопольной политики является работа по созданию условий для ликвидации самих возможностей злоупотребления монопольным положением хозяйствующих субъектов, освобожденных от ценового регулирования. При этом остается необходимость регулирования цен (тарифов) на продукцию, обеспечивающую национальную, продовольственную, экологическую безопасность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Понятие лицензии, виды и условия лицензионных  договоров.

Под лицензией понимается предоставление за определенное вознаграждение права на производство и продажу механизмов, оборудования, приборов, использования технологических процессов и т.п., в основу которых положены изобретения или другие научно-технические достижения. Сторонами лицензионного соглашения являются лицензиар – продавец лицензии и лицензиат – покупатель лицензии.

В практике лицензионной торговли сложились следующие виды лицензионных соглашений:

  • договор простой лицензии;
  • договор исключительной лицензии;
  • договор возвратной лицензии;
  • договор полной лицензии.

По договору простой лицензии  предоставляется  права использования  объектов промышленной собственности  с сохранением за лицензиаром  права его использования и  права выдачи лицензии другим лицам; лицензиар может выдать несколько  простых лицензий на одной территории и, кроме того, сам может осуществлять все права по распоряжению объектами  промышленной собственности.

 По договору исключительной  лицензии лицензиар предоставляет  лицензиату исключительные права  на использование изобретения  (секрета производства) в пределах, оговоренных в договоре, и уже  не может предоставлять аналогичные  по условиям лицензии другим  лицам. Это, однако, не лишает  лицензиара права как на самостоятельное  использование данного изобретения (секрета производства), так и выдачу лицензий другим лицам на условиях, которые не противоречат условиям первого соглашения.

По договору  возвратной лицензии  предоставляется  лицензиару право на использование усовершенствований объектов промышленной собственности, разработанных лицензиатом.

По договору полной лицензии лицензиар уступает лицензиату полностью  все права на использования изобретения (секрета производства) в течение  всего срока действия договора. При  этом сам лицензиар в течение  всего этого срока лишается права  использования изобретения (секрета  производства) как самостоятельно, так и путем выдачи каких-либо лицензий.

В объем продаваемой лицензии могут входить:

  • техническая документация на конструкцию объекта лицензии;
  • техническая документация на технологию производства;
  • техническая документация на технологическую оснастку и специальное технологическое  оборудование;
  • технические секреты, специальные знания и опыт производства – «ноу-хау»;
  • образцы объекта лицензии в сборе, а также их отдельные узлы и детали;
  • право на использование товарного знака;
  • готовые комплекты основной технологической оснастки и образцы специального технологического оборудования;
  • полные комплекты технологического оборудования для производства объекта лицензии;
  • техническая помощь фирме – лицензиату по наладке и освоению промышленного производства объекта лицензии, и т.д.

Информация о работе Недобросовестная конкуренция. Виды лицензии