Ликвидация коммерческих организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 22:40, курсовая работа

Описание работы

Юридические лица могут создаваться на определенный срок, прекращая свое существование, к примеру, по достижении поставленной перед ними цели. Однако, по общему правилу, юридические лица создаются без указания срока деятельности. На их дальнейшую судьбу оказывает влияние целый ряд факторов: экономических, политических, социальных. Безусловно, не все субъекты хозяйствования, будучи участниками гражданского оборота, выдерживают жесткую конкуренцию в условиях рыночных отношениях. И это нормальный процесс. Поэтому грамотно проведенная ликвидация – это своего рода решение проблемы сохранения собственности учредителей (участников) юридического лица.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….………………..3
Глава 1.Понятие и основания ликвидации……………………………………..5
Глава 2.Порядок ликвидации…………………………………..……….………..9
2.1Стадии процесса ликвидации……………………………………………..…11
I .Выявление кредиторов ликвидируемого юридического лица……………...12
II. Составление промежуточного ликвидационного баланса………..………..12
III. Составление ликвидационного баланса……………………………………12
IV. Продажа имущества ликвидируемого юридического лица…………...….12
V. Выплата денежных сумм кредиторам……………………………….…...…14
Глава 3. Особенности ликвидации государственных унитарных предприятий, имущество которых находится в республиканской собственности………….16
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованных источников………………………...............................25

Файлы: 1 файл

курсач 3 курс.doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)

На основании документов, указанных мною выше, регистрирующий орган в течение трех рабочих дней со дня получения этих документов представляет в Министерство юстиции сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя), для внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Не позднее рабочего дня, следующего за днем получения этих документов, регистрирующий орган направляет налоговым, таможенным органам, органам Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, Белорусскому республиканскому унитарному страховому предприятию "Белгосстрах" (его обособленному подразделению), территориальным (городским или районным) архивам местных исполнительных и распорядительных органов (иному архиву в соответствии с законодательством об архивах) уведомление о начале процедуры ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя).

В течении тридцати рабочих дней в регистрирующий орган представляются:

- налоговыми органами - справка о наличии (отсутствии) у юридического лица (индивидуального предпринимателя) задолженности перед бюджетом по взимаемым ими платежам;

- органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты - справка о наличии (отсутствии) у юридического лица (индивидуального предпринимателя) задолженности перед данным Фондом;

- таможенными органами - справка о наличии (отсутствии) у юридического лица (индивидуального предпринимателя) задолженности перед бюджетом по взимаемым ими платежам и информация о наличии (отсутствии) у этого юридического лица (индивидуального предпринимателя) обязательств, не прекращенных перед таможенными органами;

- Белорусским республиканским унитарным страховым предприятием "Белгосстрах" (его обособленным подразделением) - справка о наличии (отсутствии) у юридического лица (индивидуального предпринимателя) задолженности по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В случае установления факта  непостановки коммерческой организации  на учет в налоговых органах, органах  Фонда социальной защиты населения  Министерства труда и социальной защиты, отсутствия регистрации в  Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии "Белгосстрах" в порядке, действовавшем до 1 июня 2006 г., в регистрирующий орган представляется информация указанных уполномоченных органов (организации) о том, что коммерческая организация на учете не состояла (не была зарегистрирована).

 

2.1 Стадии процесса ликвидации субъекта хозяйствования:

      1. Выявление кредиторов ликвидируемого юридического лица.

Сведения о ликвидации юридического лица, порядке и сроке  заявления требований его кредиторами  публикуются в приложении к журналу "Юстиция Беларуси" в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь. Сведения о ликвидации юридического лица также размещаются Министерством юстиции в глобальной компьютерной сети Интернет на сайте Министерства юстиции. Срок предоставления требований кредиторов не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает все возможные меры к выявлению кредиторов и получению  дебиторской задолженности, а также  письменно уведомляет кредиторов о  ликвидации юридического лица.

При этом осуществление  операций по счетам юридического лица, совершение им сделок, не связанных  с ликвидацией, не допускаются.

      1. Составление промежуточного ликвидационного баланса.

После окончания срока  для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. Утвержденный ликвидационный баланс является основанием для выплаты денежных средств кредиторам по требованиям, признанным ликвидационной комиссией.

      1. Продажа имущества ликвидируемого юридического лица.

Если имеющиеся у  ликвидируемого юридического лица (кроме  учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. – п.3 ст. 59 ГК.

      1. Выплата денежных сумм кредиторам.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке  очередности, установленной ст. 60 ГК , в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Предусмотрено пять очередей удовлетворения требований кредиторов.

В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей.

Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий, вознаграждений по авторским договорам, оплате труда лиц, работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам.

В третью очередь погашается задолженность по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица (прекращающего деятельность индивидуального предпринимателя), за счет и в пределах средств, полученных от реализации заложенного имущества.

В четвертую очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.

В пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законодательством.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 60 ГК, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Требования каждой следующей  очереди удовлетворяются после  полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности  имущества ликвидируемого юридического лица это имущество распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законодательными актами.

В соответствии со ст. 62 ГК в случае, если после ликвидации юридического лица будет доказано, что оно в целях избежания ответственности перед своими кредиторами передало другому лицу или иным образом намеренно скрыло хотя бы часть своего имущества, кредиторы, не получившие полного удовлетворения своих требований в рамках ликвидационного производства, вправе обратить взыскание на это имущество в непогашенной части долга.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением  казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, в судебном порядке может быть признано экономически несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. - п.1 ст. 61 ГК.

      1. Составление ликвидационного баланса

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который  утверждается собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.

Согласно п. 13 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом N 1  ликвидационная комиссия (ликвидатор) представляет в регистрирующий орган:

1.) печати организации либо заявление собственника имущества (учредителей, участников) об их неизготовлении или сведения о публикации объявлений об их утрате;

2.) ликвидационный баланс, подписанный членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) и утвержденный собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом коммерческой организации, уполномоченным на то уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора);

3.) оригинал свидетельства о государственной регистрации юридического лица или заявление о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате.

 

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается собственнику его имущества (учредителям, участникам), имеющему (имеющим) вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законодательными актами или учредительными документами юридического лица.

В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного  баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица.- п.4 ст. 60 ГК. Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.- п.5 ст. 60 ГК

Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными, за исключением случая, предусмотренного ст. 62 ГК. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.- п.6 ст. 60 ГК.

 

В соответствии с п.8 ст. 59 ГК ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - ликвидированным с даты внесения регистрирующим органом записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении юридического лица из этого регистра.

Юридическое лицо обязано  прекратить свою деятельность, а индивидуальный предприниматель - предпринимательскую  деятельность с даты внесения регистрирующим органом соответствующей записи в Единый государственный регистр  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении из него этого юридического лица (индивидуального предпринимателя), за исключением случая, предусмотренного в ч. 2 п. 23 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования.

Решения регистрирующих органов о ликвидации (прекращении  деятельности) субъектов хозяйствования, иные действия (бездействие) регистрирующих органов, связанные с ликвидацией (прекращением деятельности) субъектов хозяйствования, могут быть обжалованы в хозяйственный суд. - п. 24 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования.

 

Глава 3. Особенности ликвидации государственных унитарных предприятий, имущество которых находится в республиканской собственности.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности  на закрепленное за ней собственником  имущество. Данное имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками (п. 1 ст. 113 ГК).

Республика Беларусь и ее административно-территориальные  единицы участвуют в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных с иными участниками  данных отношений - физическими и  юридическими лицами. Среди прочего  они вправе учреждать унитарные предприятия. Так, согласно ч. 3 п. 2 ст. 113 ГК в форме унитарных предприятий могут быть созданы государственные унитарные предприятия.

В зависимости от того, кто выступает собственником  имущества - Республика Беларусь или  ее административно-территориальная  единица, государственные унитарные  предприятия подразделяются на два  вида: республиканские и коммунальные унитарные предприятия.

Имущество принадлежит  унитарному предприятию не на праве  собственности, а на ограниченном вещном праве - праве хозяйственного ведения  или оперативного управления. В последнем  случае согласно ст. 115 ГК такое унитарное предприятие именуется казенным.

В соответствии с п. 3 Положения о порядке создания унитарных предприятий, учреждений, имущество которых находится в республиканской собственности, их реорганизации и ликвидации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2004 N 913 "О порядке создания унитарных предприятий, учреждений, имущество которых находится в республиканской собственности, их реорганизации и ликвидации и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Беларусь" (далее - Постановление N 913), унитарные предприятия создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению республиканских органов государственного управления, государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь (далее - государственные органы).

Информация о работе Ликвидация коммерческих организаций