Лицензирование предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 13:06, контрольная работа

Описание работы

Рассмотрение проблем лицензирования предпринимательской деятельности является достаточно актуальным, поскольку значительное число видов предпринимательской деятельности подлежит лицензированию. Также в современных условиях развития предпринимательства в России актуальной является проблема контроля государства в лице различных органов за деятельностью хозяйствующих субъектов. Этот контроль преследует двоякую цель. Во-первых, с помощью контроля происходит упорядочение создания и деятельности предпринимателей.

Содержание работы

Введение................................................................................................................3
Глава 1 Основные понятия, принципы и этапы развития института лицензирования предпринимательской деятельности.....................................5
1.1 Развитие института лицензирования...........................................................5
1.2 Юридическая природа, сущность и основные принципы лицензирования...................................................................................................9
Глава 2 Процедура лицензирования предпринимательской деятельности......................................................................................................14
Заключение.........................................................................................................21
Список использованных источников и литературы.......................................23

Файлы: 1 файл

Лицензирование предпринимательской деятельности.docx

— 37.09 Кб (Скачать файл)

Гораздо более удачно сформулировано определение лицензии в Законе о  лицензировании. В соответствии со статье 2 Закона лицензия - специальное  разрешение на осуществление конкретного  вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и  условий, выданное лицензирующим органом  юридическому лицу или индивидуальному  предпринимателю. Лицензионные требования и условия устанавливаются положениями  о лицензировании конкретных видов  деятельности. В то же время в  статье 3 Закона о лицензировании зафиксированы  принципы осуществления лицензирования. Это:

- обеспечение единства  экономического пространства на  территории РФ. Этот принцип выражается  в том, что, во-первых, почти  все лицензируемые виды деятельности  регламентируются федеральными  актами; во-вторых, при наличии договора  между субъектами РФ лицензия, выданная на территории одного  субъекта РФ, может действовать  и на территории другого субъекта; в-третьих, размер лицензионного  сбора одинаковый на всей территории  РФ, и т.д.;

- установление единого  перечня лицензируемых видов  деятельности.

- установление единого  порядка лицензирования на территории  Российской Федерации. Этот порядок  установлен федеральными актами;

- установление лицензионных  требований и условий положениями  о лицензировании конкретных  видов деятельности. В развитие  положений Закона и Постановления  о лицензировании Правительство  РФ приняло положения о лицензировании  конкретных видов деятельности. Ранее эти положения утверждались  федеральными министерствами, их  структурными подразделениями, органами  власти субъектов РФ;

- гласность и открытость  лицензирования. Этот принцип выражается  в том, что все законы и  иные нормативно-правовые акты, касающиеся  лицензирования, подлежат официальному  опубликованию (ч. 3 ст. 15 Конституции  РФ);4

- соблюдение законности  при осуществлении лицензирования. Этот принцип также закреплён  в Конституции РФ (ч.2 ст.15) и выражается  в обязанности каждого соблюдать  предписания законов, иных нормативно-правовых  актов.

 

        

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Процедура  лицензирования предпринимательской  деятельности

Индивидуальные предприниматели  – самая распространенная разновидность  субъектов лицензионных отношений. Все виды лицензируемой деятельности, осуществляемой физическими лицами, относятся к предпринимательской  деятельности. Индивидуальные предприниматели  действуют без образования юридического лица, их гражданская правоспособность совпадает с правоспособностью  юридических лиц – коммерческих организаций; таким образом, основная цель деятельности индивидуальных предпринимателей, наделенных правомочиями лицензиата, заключена в извлечении прибыли.

В юридической литературе лицензирование рассматривают наряду с государственной регистрацией формой легитимации предпринимательства. Поэтому, решив заняться видами деятельности, осуществление которых требует  специального разрешения, выдаваемого  уполномоченными органами государственной  власти, индивидуальный предприниматель  должен в установленном законом  порядке получить лицензию. Возникающие  при этом правовые отношения между  лицензирующими органами и предпринимателями  являются правоотношениями «по вертикали», т.к. складываются в порядке государственного регулирования экономики при  осуществлении особого вида публичной  деятельности - лицензионной. При этом сам предприниматель берет на себя обязательства вести такую  деятельность, соблюдая особенности, специальные  установленные правила ее осуществления, а государство предоставляет  ему право вести эту деятельность.

Лицензирование представляет собой одно из средств государственного регулирования рынка – единую систему оценки условий, содержания и результатов предпринимательской  деятельности.

Правовая база лицензирования весьма обширна. Особую роль в ней  играют законы, и прежде всего новый Федеральный закон Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 N 99-ФЗ(ред. от 04.03.2013). Согласно статье 18 Закона N 99-ФЗ федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие порядок лицензирования отдельных видов деятельности, предусмотренных пункте 2 статьи 1 данного Закона, действуют в части, не противоречащей ему, и подлежат приведению в соответствие с ним .Значение этого акта в том, что в нем закреплен единый перечень лицензируемых видов деятельности и унифицирована процедура лицензирования. В юридической литературе отмечается, что в российском законодательстве о лицензировании на различных этапах его развития лицензия рассматривалась как:

1) документ (п. 1 Порядка ведения  лицензионной деятельности, утвержденного  Постановлением Правительства РФ  от 24 декабря 1994 г. N 1418);

2) право (ст. 2 Закона о лицензировании 2011 г.);

3) юридический факт в  форме соответствующего решения  (ч. 3 п. 1 ст. 49 ГК РФ).[11] Закон о лицензировании 2011 г. устанавливает, что лицензией считается специальное разрешение лицензирующих органов на осуществление конкретного вида деятельности (абз. 2 ст. 2).

Лицензия является основанием возникновения правоспособности, т.е. возможности заниматься определенными  видами деятельности, перечень которых  определяется законом (ст. 49 ГК РФ). Приобретаемая  на основании лицензии правоспособность обусловливает персонифицированный  характер лицензии, т.е. лицензируемая  деятельность может выполняться  только конкретным индивидуальным предпринимателем-лицензиатом.

Подготовка и принятие Закона N 99-ФЗ сопровождались многочисленными высказываниями государственных деятелей о том, что перечень лицензируемых видов деятельности неоправданно расширен, служит источником коррупции и нуждается в радикальном сокращении (высказывалось мнение о необходимости сохранения лицензирования 60 - 80 видов деятельности). В конечном итоге перечень лицензируемых видов деятельности в Законе не подвергся столь резкому сокращению и в настоящее время насчитывает 119 видов деятельности. Введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений или дополнений в эту статью. Прежний Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. предусматривал более двухсот лицензируемых видов деятельности, к тому же этот перечень неуклонно расширялся. Однако утверждать, что теперь почти вдвое сократилось число лицензируемых видов деятельности, по нашему мнению, едва ли возможно, поскольку одновременно расширен круг видов деятельности, на которые данный Закон не распространяется. Законодатель сделал основной акцент на сохранении лицензирования видов деятельности, связанных с техникой, технологиями, источниками повышенной опасности. В отдельные группы можно выделить виды деятельности, нарушение порядка осуществления которых может причинить ущерб здоровью граждан (фармацевтическая деятельность, производство лекарственных средств, деятельность по распространению лекарственных средств и изделий медицинского назначения, медицинская деятельность, деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, производство дезинфекционных и дератизационных средств и т.п.), а также их правам и законным интересам (деятельность инвестиционных фондов, деятельность негосударственных пенсионных фондов, деятельность, связанная с трудоустройством граждан РФ за пределами РФ, и т.п.).Следует перечислить виды деятельности, на осуществление которых больше не требуется наличие лицензии: риэлторская деятельность; издательская деятельность; полиграфическая деятельность; деятельность по производству и розливу минеральной и природной питьевой воды; оптовая реализация минеральной и природной питьевой воды; реализация предметов антиквариата. Сохранилось лицензирование таких распространенных видов предпринимательской деятельности, как: аудиторская деятельность; оценочная деятельность; заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов; заготовка, переработка и реализация лома черных металлов; организация и содержание тотализаторов и игорных заведений; публичный показ аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале; производство табачных изделий. Отдельные виды деятельности, ранее не лицензировавшиеся, теперь, после вступления в силу Закона N 99-ФЗ, будут подлежать лицензированию, например деятельность по продаже прав на клубный отдых (так называемый "таймшер").В предыдущем Законе о лицензировании отдельных видов деятельности тем не менее содержалась оговорка о том, что подлежат лицензированию не только прямо названные виды деятельности (ст. 17), но и неназванные виды, лицензирование которых предусмотрено иными федеральными законами, вступившими в силу ранее Закона N 99-ФЗ (ст. 17, п. 2 ст. 19). Таким образом, лицензированию подлежали виды деятельности, которые, во-первых, не подпадали под действие Закона N 99-ФЗ, во-вторых, были прямо перечислены в этом Законе и, в-третьих, хотя и не были перечислены в Законе N 99-ФЗ, но были установлены более ранними федеральными законами. Вместе с тем прекращалось лицензирование многих видов деятельности, которое было установлено указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и подобными подзаконными актами (например, с момента вступления в силу Закона N 99-ФЗ было отменено лицензирование оказания платных юридических услуг, введенное постановлением Правительства РФ). К тому же перечень лицензируемых видов деятельности, названный в Законе N 99-ФЗ, не был исчерпывающим и заставлял предпринимателей постоянно обращаться к иным федеральным законам

В статье 5 Закона N 99-ФЗ прописано, что Правительство Российской Федерации определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности. Однако функции по лицензированию в отношении наиболее распространенных видов деятельности, в частности, осуществляют:

- МВД России – негосударственная  (частная) охранная и сыскная  деятельность;

- Минздрав России –  деятельность по распространению  лекарственных средств и изделий  медицинского назначения; медицинская  деятельность; фармацевтическая деятельность;

- МНС России – производство  табачных изделий;

- Минсельхоз России –  деятельность по разведению племенных  животных, а также по производству  и использованию племенной продукции  (материала) (за исключением случая, если указанная деятельность  осуществляется для обеспечения  собственных нужд индивидуального  предпринимателя); деятельность по  хранению зерна и продуктов  его переработки;

- Минтранс России –  перевозка морским и водным  транспортом пассажиров и грузов; перевозка пассажиров на коммерческой  основе легковым автомобильным  транспортом;

- Минтруд России –  деятельность по оказанию протезно-ортопедической  помощи;

- Минфин России – аудиторская  деятельность;

- Минэкономразвития России  – турагентская деятельность  и деятельность по продаже  прав на клубный отдых;

- Госкомспорт России - организация  и содержание тотализаторов и  игорных заведений.

Постановлением Правительства  «О лицензировании отдельных видов  деятельности» утвержден Перечень тех видов деятельности, лицензирование которых помимо федеральных органов  исполнительной власти находится в  ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

- производство дезинфекционных,  дезинсекционных и дератизационных  средств;

- ветеринарная деятельность;

- заготовка, переработка  и реализация лома цветных  металлов;

- заготовка, переработка  и реализация лома черных металлов;

- публичный показ аудиовизуальных  произведений, если указанная деятельность  осуществляется в кинозале.

Необходимо обратить внимание на то, что если индивидуальный предприниматель  осуществляет несколько лицензируемых  видов деятельности, то потребуется  лицензия на каждый вид.

Для получения лицензии соискатель представляет следующие документы:

1) заявление о предоставлении  лицензии с указанием фамилии,  имени, отчества, места жительства  индивидуального предпринимателя,  данных документа, удостоверяющего  личность. В заявлении также указывается  лицензируемый вид деятельности, который индивидуальный предприниматель  намерен осуществлять. Бланк заявления  можно получить в лицензирующем  органе;

2) копию свидетельства  о государственной регистрации  гражданина в качестве индивидуального  предпринимателя (с предъявлением  оригинала в случае, если копия  не заверена нотариусом);

3) копию свидетельства  о постановке соискателя лицензии  на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в  случае, если копия не заверена  нотариусом);

4) документ, подтверждающий  уплату лицензионного сбора за  рассмотрение лицензирующим органом  заявления о предоставлении лицензии;

5) сведения о квалификации  работников соискателя лицензии.

Отказ в выдаче лицензии, а также бездействие лицензирующего органа могут быть обжалованы в судебном и административном порядке.

После получения документа, подтверждающего наличие лицензии, индивидуальный предприниматель вправе осуществлять указанный в этом документе  вид деятельности. При этом передача лицензиатом своих прав и обязанностей, возникающих в связи с осуществлением лицензируемой деятельности, не допускается.

Лицензия – срочный  документ. В соответствии со статьей 8 Закона N 99-ФЗ срок действия лицензии должен был устанавливаться положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не мог быть менее 3 лет. При этом федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности мог устанавливаться бессрочный характер действия лицензий.

 

 

                                              

 

 

 

                                         Заключение

В Российской Федерации каждый вправе свободно осуществлять предпринимательскую  деятельность. Единственным обязательным требованием является требование государственной  регистрации предпринимателя либо юридического лица. Исходя из указанного положения, за субъектами предпринимательской  деятельности закреплена общая правоспособность, то есть они могут иметь гражданские  права, соответствующие целям деятельности, и нести связанные с этой деятельностью  обязанности. Коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. В то же время отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) (ст. 49 ГК РФ).Специальное разрешение (лицензия) не является ограничением прав и свобод юридического лица или предпринимателя. В данном случае лицензия является разрешением государства на осуществление деятельности, которая может повлечь нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Государство в лице компетентных органов, таким образом, осуществляет предварительный контроль за деятельностью, которая является потенциально опасной для общества.

Информация о работе Лицензирование предпринимательской деятельности